Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на эффективность и производительность труда в торговле и общественном питании





Эффективность труда — комплексная характе­ристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах дея­тельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными показателями эффективности тру­да, в том числе в торговле, служат показатели производитель­ности труда.

Производительность труда — это показатель эффектив­ности использования ресурсов труда (трудового фактора).

В торговле и общественном питании производительность труда измеряется:

- количествомпродукции (в натуральном или денежном выра­жении), произведенной одним работником за фиксированное время (час, день, месяц, год);

- количеством времени, затраченным на производство единицы товарной продукции;

- объемом продаж в течение конкретного временного проме­жутка (день, месяц, год).

Материальное и моральное стимулирование труда. Стимулиро­вание как тактика решения проблем, возникших на предпри­ятии, ориентировано на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализа­цию имеющегося трудового потенциала. Стимулирование пер­сонала будет эффективным, если оно соответствует потребно­стям, интересам и способностям работников, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотива­ции.

Стимулирование как способ управления трудовым поведе­нием работника состоит в целенаправленном воздействии по­средством влияния на условия его жизнедеятельности с по­мощью мотивов, движущих его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование — это совокупность требованийи соответствующая им система поощрений и наказаний. Раз­личают нематериальное и материальное стимулирование.

Нематериальное стимулирование труда включает: о моральное стимулирование — оказывает желаемое воздействие на поведение работников за счет психологических установок, на основе слабостей, самолюбия и проч.; о стимулирование свободным временем — предполагает предло­жение работнику выполнить функции раньше срока, что обес­печит ему свободное время и сэкономленные выходные; о организационное стимулирование — комплекс форм и методов обеспечения и повышения заинтересованности работника в достижении им желаемого положения (должности, разряда) внутри предприятия.

Материальное стимулирование представляет собой сово­купность форм и методов обеспечения и повышения мате­риальной заинтересованности работников в достижении опре­деленных индивидуальных и коллективных результатов. Раз­личают:

- материальное денежное стимулирование — регулирует поведе­ние работников на основе использования различных видов де­нежных поощрений и санкций;

- материальное не денежное стимулирование — основано на ис­пользовании тех благ, которые являются дефицитными или не могут приобретаться за деньги (пособия по медицинскому страхованию, оплата очередных отпусков, оплата отпусков по болезни).

Для работодателей дополнительные выплаты представляют собой часть издержек на рабочую силу, например платежи в фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды обязательного медицинского страхования.

Компенсация представляет собой общие издержки предпри­ятия, затраченные им на оплату труда работника в случае полу­чения последним производственных или профессиональных травм при выполнении трудовых обязательств.

Компенсация ограничивается с двух сторон — низшим уровнем (он зависит от предложения рабочей силы) и высшим уровнем (соответственно он определяется спросом на рабочую силу).

Конкретный размер компенсации зависит от соблюдения принципа справедливости, предусматривающего равную оп­лату за равный труд; комплексной оценки сложности труда; за­слуг, достижений и возраста работника и от ряда других факто­ров.

Система надбавок и доплат широко применяется как форма материального стимулирования труда работников на предпри­ятиях торговли и общественного питания. По механизму ис­пользования и присущим ей чертам эта система близка к та­рифной и часто рассматривается как временное увеличение та­рифной части заработка. Условия назначения и выплаты надбавок и доплат регулируются Трудовым кодексом РФ, при­чем их размеры предприятия определяют самостоятельно в со­ответствии с Кодексом и полномочиями предприятий.

Надбавки к заработной плате представляют собой денеж­ные выплаты, которые начисляются работникам сверх их ос­новной ставки (оклада) и в значительной мере являются вы­платами стимулирующего характера. В торговых организациях применяются надбавки: за профессиональное мастерство (в соответствии с имеющимися заслугами, грамотами, прести­жем и проч.); за высокие достижения в труде, например, так на­зываемые работники-«передовики», производительность труда которых превышает производительность остальных работ­ников.


Доплаты представляют собой денежные выплаты, с по­мощью которых компенсируются особенности труда работни­ков, или дополнительные затраты, производимые по указанию администрации предприятия либо с ее согласия. Например, один из работников торговли в результате несчастного случая вынужден пройти курс реабилитации в санатории (например, две недели). Очевидно, что нанимать работника вместо вре­менно отсутствующего высококвалифицированного нецеле­сообразно, поэтому на этот период администрация предлагает работнику соответствующей компетенции поработать сверх­урочно, за что предприятие будет выплачивать ему в случае со­гласия доплаты. В современных условиях в торговле и общественном питании применяются следующие основные виды доплат:

- за совмещение профессий (должностей), расширение зон об­служивания, увеличение объемов выполняемых работ, напри­мер за одновременное выполнение функций товароведа и на­чальника сервисного обслуживания;

- за выполнение наряду со своей основной работой (к примеру, официантки) обязанностей временно отсутствующего работ­ника (посудомойщицы в столовой);

- доплаты работникам, для которых рабочий день устанавлива­ется с разделением на две части (перерыв свыше двух часов, ко­торый не включается в рабочее время), например, в утреннее время повар может осуществлять закупку продуктов, а с 11 ча­сов готовить из них блюда;

- за работу в ночное время;

- доплаты подросткам в возрасте от 14 лет за сокращенный рабо­чий день.

Надбавки и доплаты устанавливаются только на период ра­боты по данной профессии (должности) на конкретном пред­приятии. При переходе работника на другое предприятие, а также на работу по другой профессии (либо при смене должно­сти) выплата надбавок или доплат может быть прекращена.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какую роль играет государство в формировании заработной платы? Какие изменения произошли с увеличением числа предприятий тор­говли и общественного питания?

2. Какую форму оплаты труда работников применяют предприятия роз­ничной торговли при реализации сезонных товаров? Почему?

3. Обоснуйте необходимость действия такого механизма, как диффе­ренциация размеров заработной платы в зависимости от категории работников.

4. На каких двух подходах основывается построение систем оплаты тру­да работников для предприятий торговли и общественного питания?

5. В чем преимущество сдельной оплаты над повременной и наоборот?

6. Каким образом можно повлиять на производительность и эффектив­ность труда?

7. Почему в современных условиях рынка материальное неденежное стимулирование не утратило своей актуальности?







Date: 2015-10-22; view: 707; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию