Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы, влияющие на эффективность и производительность труда в торговле и общественном питании
Эффективность труда — комплексная характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными показателями эффективности труда, в том числе в торговле, служат показатели производительности труда. Производительность труда — это показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора). В торговле и общественном питании производительность труда измеряется: - количествомпродукции (в натуральном или денежном выражении), произведенной одним работником за фиксированное время (час, день, месяц, год); - количеством времени, затраченным на производство единицы товарной продукции; - объемом продаж в течение конкретного временного промежутка (день, месяц, год). Материальное и моральное стимулирование труда. Стимулирование как тактика решения проблем, возникших на предприятии, ориентировано на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. Стимулирование персонала будет эффективным, если оно соответствует потребностям, интересам и способностям работников, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации. Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии посредством влияния на условия его жизнедеятельности с помощью мотивов, движущих его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование — это совокупность требованийи соответствующая им система поощрений и наказаний. Различают нематериальное и материальное стимулирование. Нематериальное стимулирование труда включает: о моральное стимулирование — оказывает желаемое воздействие на поведение работников за счет психологических установок, на основе слабостей, самолюбия и проч.; о стимулирование свободным временем — предполагает предложение работнику выполнить функции раньше срока, что обеспечит ему свободное время и сэкономленные выходные; о организационное стимулирование — комплекс форм и методов обеспечения и повышения заинтересованности работника в достижении им желаемого положения (должности, разряда) внутри предприятия. Материальное стимулирование представляет собой совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов. Различают: - материальное денежное стимулирование — регулирует поведение работников на основе использования различных видов денежных поощрений и санкций; - материальное не денежное стимулирование — основано на использовании тех благ, которые являются дефицитными или не могут приобретаться за деньги (пособия по медицинскому страхованию, оплата очередных отпусков, оплата отпусков по болезни). Для работодателей дополнительные выплаты представляют собой часть издержек на рабочую силу, например платежи в фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды обязательного медицинского страхования. Компенсация представляет собой общие издержки предприятия, затраченные им на оплату труда работника в случае получения последним производственных или профессиональных травм при выполнении трудовых обязательств. Компенсация ограничивается с двух сторон — низшим уровнем (он зависит от предложения рабочей силы) и высшим уровнем (соответственно он определяется спросом на рабочую силу). Конкретный размер компенсации зависит от соблюдения принципа справедливости, предусматривающего равную оплату за равный труд; комплексной оценки сложности труда; заслуг, достижений и возраста работника и от ряда других факторов. Система надбавок и доплат широко применяется как форма материального стимулирования труда работников на предприятиях торговли и общественного питания. По механизму использования и присущим ей чертам эта система близка к тарифной и часто рассматривается как временное увеличение тарифной части заработка. Условия назначения и выплаты надбавок и доплат регулируются Трудовым кодексом РФ, причем их размеры предприятия определяют самостоятельно в соответствии с Кодексом и полномочиями предприятий. Надбавки к заработной плате представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулирующего характера. В торговых организациях применяются надбавки: за профессиональное мастерство (в соответствии с имеющимися заслугами, грамотами, престижем и проч.); за высокие достижения в труде, например, так называемые работники-«передовики», производительность труда которых превышает производительность остальных работников. Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются особенности труда работников, или дополнительные затраты, производимые по указанию администрации предприятия либо с ее согласия. Например, один из работников торговли в результате несчастного случая вынужден пройти курс реабилитации в санатории (например, две недели). Очевидно, что нанимать работника вместо временно отсутствующего высококвалифицированного нецелесообразно, поэтому на этот период администрация предлагает работнику соответствующей компетенции поработать сверхурочно, за что предприятие будет выплачивать ему в случае согласия доплаты. В современных условиях в торговле и общественном питании применяются следующие основные виды доплат: - за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объемов выполняемых работ, например за одновременное выполнение функций товароведа и начальника сервисного обслуживания; - за выполнение наряду со своей основной работой (к примеру, официантки) обязанностей временно отсутствующего работника (посудомойщицы в столовой); - доплаты работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением на две части (перерыв свыше двух часов, который не включается в рабочее время), например, в утреннее время повар может осуществлять закупку продуктов, а с 11 часов готовить из них блюда; - за работу в ночное время; - доплаты подросткам в возрасте от 14 лет за сокращенный рабочий день. Надбавки и доплаты устанавливаются только на период работы по данной профессии (должности) на конкретном предприятии. При переходе работника на другое предприятие, а также на работу по другой профессии (либо при смене должности) выплата надбавок или доплат может быть прекращена. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какую роль играет государство в формировании заработной платы? Какие изменения произошли с увеличением числа предприятий торговли и общественного питания? 2. Какую форму оплаты труда работников применяют предприятия розничной торговли при реализации сезонных товаров? Почему? 3. Обоснуйте необходимость действия такого механизма, как дифференциация размеров заработной платы в зависимости от категории работников. 4. На каких двух подходах основывается построение систем оплаты труда работников для предприятий торговли и общественного питания? 5. В чем преимущество сдельной оплаты над повременной и наоборот? 6. Каким образом можно повлиять на производительность и эффективность труда? 7. Почему в современных условиях рынка материальное неденежное стимулирование не утратило своей актуальности? Date: 2015-10-22; view: 707; Нарушение авторских прав |