Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация, нормирование и оплата труда
Экономическое содержание заработной платы и особенности труда в торговле и общественном питании
Заработная плата представляет собой основную форму распределения прибыли, предназначенной для индивидуального потребления, это важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, а также инструмент воздействия на эффективность труда работников. Данное определение является универсальным и вполне применимо к деятельности в сфере торговли и общественного питания. В настоящее время государство оказывает лишь косвенное влияние на формирование заработной платы по следующим направлениям: - - установление в законодательном порядке размера минимальной заработной платы для предприятий всех форм собственности и любого уровня подчиненности; - регулирование размеров индивидуальных заработков; - через шкалу подоходного налога введение единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы (в частности, работников структур различных уровней власти, участвующих в руководстве торговлей). Например, предприятием торговли может руководить совет его акционеров (или директоров), тем самым оказывая влияние на общее состояние торговли; - установление на федеральном уровне системы районных коэффициентов, учитывающих климатические условия на территории страны в виде региональной дифференциации размеров заработной платы. Все остальные вопросы оплаты труда администрации предприятий торговли и общественного питания решают самостоятельно, что оговаривается в трудовых договорах с работниками. Организация системы заработной платы работникам предприятий торговли и общественного питания должна основываться на применении ряда общих принципов1. Во-первых, в рамках любого предприятия рассматриваемой сферы должно существовать различие в размерах заработка работников разных профессий и должностей, т.е. должен соблюдаться принцип дифференциации размеров оплаты труда. При этом следует учитывать различные аспекты хозяйственной практики — условия труда (например, вредные и даже опасные условия труда работников горячих цехов или торговли на улице в холодное время года), различия в квалификации работников (например, продавец-консультант и стажер), сложность выполняемых ими функций, результаты деятельности предприятия в целом. Во-вторых, необходимо обеспечить материальную заинтересованность работников. Размеры заработной платы должны стимулировать работников качественно выполнять свои должностные обязанности и стремиться к достижению положительных результатов хозяйственной деятельности предприятия целом. Этот принцип реализуется при сочетании в структуре заработной платы основной и дополнительной частей. Основная часть заработной платы относительно стабильна, учитывает сложность и ответственность работы, уровень квалификации работников, условия, интенсивность труда. Дополнительная часть заработной платы является величиной переменной, зависит от результатов труда и результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом, включает премии, различного рода доплаты и выплаты, т.е. может отражать связь между оплатой труда, результатами индивидуальной работы и деятельности предприятия в целом. Например, заказчик согласен заплатить больше при условии, что работа будет выполнена раньше срока, в таком случае работники получают дополнительные выплаты. Другой иллюстрацией может послужить размер чаевых официантов в кафе, который зависит от качества обслуживания клиента. Что касается сферы торговли, то вполне естественно, что чем быстрее будет работать продавец в магазине (в часы пик), обслуживая покупателей, тем больше вероятность повышения выручки и «раскручивания» торговой точки, за что работодатель может добавить процент к зарплате продавца. Или, к примеру, промоутеры в сетях магазинов помимо оклада получают процент или фиксированную сумму надбавки к зарплате за каждую последующую единицу реализованной продукции. В-третьих, заработная плата в рамках конкретного предприятия должна быть построена по общим критериям на основе одних и тех же подходов. Несоблюдение данного принципа может привести к диспропорциям и перекосам в оплате труда работников разной квалификации, различных должностей. В-четвертых, при организации заработной платы необходимо учитывать, каким видом хозяйственной деятельности занимается предприятие, что обусловливает форму организации оплаты труда. Например, на предприятиях оптовой торговли целесообразно применять повременно-премиальную систему оплаты труда для большинства категорий работников, причем дополнительная часть заработной платы может жестко увязываться с одним или несколькими итоговыми показателями функционирования предприятия. На предприятиях розничной торговли наибольший эффект дает применение повременной оплаты для большинства категорий работников. Сдельная оплата приемлема только при необходимости реализации максимально возможного количества товаров в сжатые сроки (например, при реализации сезонных товаров). В-пятых, организация заработной платы должна быть простой и ясной для понимания. Работники должны отчетливо представлять, что существует связь между качеством и результатами труда и размером заработков. Кроме того, с работниками заранее оговариваются размеры и условия выплаты заработной платы; факторы, которые могут повлечь увеличение или уменьшение размеров оплаты; применяемые премиальные системы; стимулирующие и компенсационные выплаты. Причинами различия в размерах заработной платы работников, как при сдельной, так и при повременной оплате труда могут быть: - - различия в индивидуальной производительности работников, например вследствие собственных (природных, принципиальных) качеств, что оказывает влияние на производительность и эффективность; - - квалификационные (и должностные) различия работников, определяемые рабочим стажем, уровнем образования, практикой; - - сложность выполняемых функций, например помощник повара не может приготовить блюдо, приготовление которого требует специальных знаний и навыков; - производственно-технические условия труда, в частности оснащенность рабочего места; - региональные, климатические различия, например, в разных городах различный спрос на рабочую силу определенной категории. Известно, что в крупных городах (в России к крупным городам относятся те, численность населения которых превышает 250 тыс.) и мегаполисах (свыше 1 млн. жителей) относительно больше торговых комплексов, а также ресторанов, кафе, закусочных, бистро и других бизнес-единиц общепита. Следовательно, спрос на продавцов и работников общепита в больших ^ городах значительно выше, чем в городах средних или малых. Каждое предприятие торговли и общественного питания разрабатывает исходные нормативы, правила для оценки различных видов труда (или использует и адаптирует уже готовые наработки). В настоящее время предприятия торговли применяют разные методы дифференциации размеров заработков. В одних случаях это происходит методом проб и ошибок, в других — путем приспособления существовавших ранее критериев под современную ситуацию; многие предприятия используют рекомендации, подготовленные органами власти разных уровней. В целом при построении системы оплаты труда возможно применение одного из двух принципиальных подходов. Тарифный подход заключается в разработке правил, принципов и т.п., на основе которых определяются низший (высший) уровень оплаты и условия перехода от одного уровня заработной платы к другому. Эти правила и условия образуют тарифную систему. В состав тарифных систем включают: - тарифно-квалификационные справочники, которые содержат характеристики различных работ; квалификационные требования, предъявляемые к работникам различных профессий и разрядов, а также сами тарифные разряды. Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ по профессиям на каждом рабочем месте устанавливаются исходя из особенностей организации труда и технологических процессов. Тариф- но-квалификационные справочники выпускаются централизованно, но носят рекомендательный характер и используются предприятиями торговли и общественного питания для составления должностных инструкций и квалификационных требований при проведении аттестаций (аттестация работников в настоящее время служит основным инструментом при определении квалификационного уровня); например, согласно Трудовому кодексу РФ, вновь нанимаемый работник проходит определенные испытания (как правило, это собеседование, а затем испытательный срок, за который работник должен положительно проявить себя и свои профессиональные способности); · - тарифную ставку (должностной оклад), которая является исходной нормативной величиной, определяющей уровень оплаты труда. Например, повар второго разряда в среднестатистическом кафе Саратова получает заработную плату согласно своей тарифной ставке — 6—7 тыс. руб. в месяц, или 400 руб. за рабочий день; для сравнения повар такой же квалификации в Подмосковье получает 18—20 тыс. руб. в месяц, или 1000 руб. за рабочий день; · - тарифные сетки — устанавливают соотношения в размерах тарифных ставок (должностных окладов) в зависимости от квалификации работников. Например, повар в кафе (приведенный выше пример) получает около 6—7 тыс. руб., заработная плата шеф-повара составляет 9—10 тыс. руб. в месяц. Бестарифный подход заключается в установлении процента финансового результата какой-либо деятельности, т.е. главным критерием при оплате являются выполняемые работником функции. К примеру, за обслуживание и организацию банкета заказчик уплачивает оговоренную сумму денег, которая распределяется на оплату продуктов питания, напитков и оплату труда занятых работников. Часть денежных средств, предназначенная для оплаты услуг персонала, распределяется между всеми его членами (тамада, официанты, бармен, повара). В зависимости от выполненных функций каждый из них получает свой процент от оплаты банкета. Различные схемы оплаты труда, основанные на данном подходе, называют бестарифными, гибкими и т.д. Область применения бестарифных схем оплаты труда в настоящее время сужается, так как при выплате заработной платы учитывается только один фактор — результат деятельности, вследствие чего такие схемы оплаты труда сложно регулировать. Бестарифная оплата труда наиболее распространена в розничной торговле, преимущественно в небольших коллективах.
Date: 2015-10-22; view: 490; Нарушение авторских прав |