Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения
Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции. Упражнение «Волна» 1) Волна рукой Исходное положение - стоя, руки свободно свисают вдоль ■ела. Поднять правую руку до уровня плеча вбок и зафиксировать в этом положении: кисть, локоть и плечо относительно расслаблены и чуть опущены. Перенести внимание на кончики пальцев руки и, начиная движение с первых фаланг пальцев, пытаться «проскользнуть», «поднырнуть» в пространстве, попеременно задействуя все суставы кисти. Сформировавшаяся волна кистью выталкивает локоть наружу вверх и, продолжая свое движение, немного приподнимает и подает вперед плечо. На этом развитие волны заканчивается. Для того чтобы направить волну назад, следует выполнять обратный порядок движения: отпустить, расслабить плечо, изменение положения которого автоматически вызывает опускание локтя и обратную волну в кисти. Рука возвращается в исходное положение. То же проделать с другой рукой. 2) Полная волна Для реализации полной волны — двумя руками — необходимо освоить упражнение, называемое «коромысло». Для этого поднимается одно плечо при одновременном опускании другого; движение возникает посредством передачи волнового импульса из одной руки в другую. В результате полная волна выглядит следующим образом: одной рукой от кисти до плеча мы пускаем прямую волну, другой, получившей энергию движения от первой, - обратную. Это можно представить следующим образом: как будто по руке катится шарик, то поднимаясь, то опускаясь на сгибах в суставах. Упражнение «Шаг Чарли Чаплина» Непревзойденный мастер трюка Чарли Чаплин оставил свой след в пантомиме. Техника исполнения этого шага предполагает активное включение в работу тазобедренных суставов. Движение начинается с импульса, исходящего бт бедра, с перемещением ноги через волновую форму в диагональном направлении по отношению к линии шага. При этом корпус остается в центральном положении, сбалансированно удерживаемом при перемещении ног. 15 — 6682 225 Упражнение «Шаг 2» Техника исполнения шага представляет собой попеременную фиксацию стопой точки опоры на носке (подъеме) и пятке. Итак, вы стоите, например, полностью на правой стопе зафиксировав подъем левой. Перенеся центр тяжести на левую ногу, вы опускаете ее на пятку и одновременно поднимаете правую ногу на подъем. Далее вы одновременно ставите правую ногу на пятку и поднимаете левую стопу на полупальцы. Теперь вниз опускается левая стопа и параллельно с этим правая, возвращаясь в шестую позицию, выходит на подъем, на полупальцы. Шаг правой ногой завершен. Шаг левой ногой совершается в том же порядке. Правая стопа опускается на пятку, в то время как левая выходит на подъем. Теперь, при сохранении веса на правой ноге, выносим вперед (вбок, назад) левую ногу на пятку с одновременным переходом правой стопы на подъем. И на третьем этапе возвращаем правую пятку на пол с параллельным перемещением левой ноги в шестую позицию и фиксацией ее на подъеме. Далее прием повторяется в том же порядке. Упражнение «Голый человек на голой сцене» Главной целью педагогической деятельности Э. Декру было научить актера передавать свое состояние посредством использования минимума театральных средств. Голый человек - в одной набедренной повязке — открыт, уязвим для критики. Внутреннее спокойствие, осознанность тела и открытость к общению со зрителем — залог его успешного выступления. Реципиенту закрывается лицо, и на задаваемую ситуативную тему, он пытается одним движением, жестом выразить свое отношение к событию. У каждого человека существуют свои слабые места. В одной области отношений он чувствует себя уютно, свободно и ответ подыскивает быстро, бессознательно находя оптимальное для определенной ситуации движение. При правильном решении движения просты, естественны, самодостаточны. В данном случае можно говорить о том, что индивидуум имеет достаточно знаний, чтобы продуктивно отреагировать на предлагаемую тему. В другой области отношений его действия носят неопределенный, не до конца осознанный характер. Тестовое задание включает реагирование через движение на следующие темы: «Свобода», «Защита», «Знакомство», «Страх», «Я», «Сила». Упражнение «Подиум» В процессе выполнения упражнения предлагаются различные способы самовыражения: • пройти естественно — так человек обычно ходит в реальной жизни; • представить в движении зрителям изящество и красоту своего тела; • показать стиль, манеру движения, неестественную для данной личности; • продемонстрировать свободу обхождения с вещами, используемыми в качестве костюма и бижутерии и подчеркивающими особенности индивидуальности, — прием «возле зеркала»; • выбрать один из предлагаемых стилей движения (восточный, испанский, немецкий, американский, русский, итальянский и т.д.) и попробовать в нем осуществить взаимодействие с партнером. Упражнение «Броуновское движение» Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории. Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной Друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совер- 15. 22? шается в процессе вращения. На четвертом — все предыдущИе задания выполняются с закрытыми глазами. Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3—5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы. Упражнение «Неваляшка» Упражнение, подобное представленному ниже, часто применяется на психотерапевтических тренингах личностного роста (упражнение «Свеча»). Ниже приведены два варианта упражнения, несколько отличные от классического исполнения «Свечи». В «Свече» все выстраиваются по кругу, в то время как водящий (жестко, на прямых ногах) занимает место в центре. Участники группы толкают его из стороны в сторону. В «Неваляшке» водящий стоит не на прямых ногах, а в свободной, раскованной позе с чуть согнутыми коленями. Во время толкания он свободно «перелетает» из одной стороны в другую. Если в первом варианте тело водящего жесткое и напряженное, то во втором — легкое и мягкое. В первом варианте участникам круга приходится проделывать тяжелую работу -ловить, поднимать и толкать тяжелое, напряженное тело. Во втором их задача намного проще — следует только подтолкнуть свободно летящего партнера в определенном направлении. В данном случае мы получаем объективную информацию о степени напряжения тела водящего, об уровне и характере его страхов, о свободе перемещения его ног, а, следовательно, и о степени доверия его к толкающим. С другой стороны, водящий непосредственно ощущает характер касания со стороны каждого участника группы. Кто-то это делает спокойно и по-доброму, кто-то судорожно и агрессивно. После прохождения всеми членами коллектива испытания «на доверие» мы обсуждаем впечатления о переживаниях как водящего, так и участников круга. Особое внимание водящий акцентирует на характере передвижения ног. Ноги жесткие, тяжелые свидетельствуют о напряжении, страхе и недоверии водящего к своим возможностям и к окружающим. В процессе выполнения упражнения удается частично либо полностью снять излишнее телесное напряжение, страх падения и контакта. Упражнение «Полифония» Один из участников группы, закрыв глаза, садится или ложится в круг. Партнеры поочередно и все вместе, одновременно, касаются его тела. Постепенно количество и скорость контактов увеличивается. Упражнение заканчивается поглаживанием. Участники обсуждают свои ощущения от прикосновений и эмоции, переживаемые ими во время телесного общения. Упражнение «Маятник» В группе из четырех человек один из участников становится спиной к партнерам. Товарищи располагают на его спине и на затылочной части его головы свои руки так, чтобы водящий мог спокойно на них опереться. Начиная с небольшой амплитуды движения, спиной назад, водящий, полностью доверяя себя коллегам, падает им на руки, и его постепенно опускают на пол. Перед выполнением упражнения ведущий обучает участников принципам и техникам правильной поддержки и контролирует деятельность каждого из участников. В том случае, если водящий плохо чувствует контакт с партнерами, не контролирует свои движения или излишне нервничает, его не допускают к выполнению упражнения. Упражнение «Моечная машина» Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний — «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» дол- жна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». Упражнение «Аукцион скульптур» Участники работают в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров играет роль «скульптора», другой - «материала». Скульптор «лепит» скульптуру молча, используя только руки. «Скульптура» запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название. Рефлексия. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: • «Податлив» ли «материал»? • Каков характер прикосновений «скульптора»? • Обратите внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела? • Слушается ли нас наше тело? • Не возникает ли ощущения, что тело живет самостоятельно? Упражнение «Групповая скульптура» В этом упражнении каждый участник одновременно является и скульптором, и глиной. Он находит свое место в общей скульптуре в соответствии с общей атмосферой и содержанием групповой композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (им может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй. Третий присоединяется уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: • действовать в довольно быстром темпе; • следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: застывшая скульптура может ожить. Упражнение «Пирог» Все участники делятся на несколько подгрупп по 4—5 человек в каждой. Одного из участников подгруппы кладут на ков- пик — он представляет собой тесто. Все становятся вокруг него и принимают участие в замешивании теста. Один участник — повар, другой — мука, третий — сахар, четвертый — молоко и т.д. «Мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Затем «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Далее «сахар» «посыпает» тело лежащего. Немного соли — «соль» нежно прикасается к голове, рукам, ногам. «Повар» «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Затем «тесто» отправляется в печь и там поднимается — ровно и спокойно лежит и дышит. Все составляющие его — мука, сахар, соль и т.д. - тоже дышат, как тесто. Наконец «тесто» испеклось. Все восхищаются проделанной работой, вдыхают аромат свежеиспеченного пирога. Примечание: вместо пирога можно готовить все что угодно — курицу, блины, компот и т.д. Упражнение «Звуки» Участники лежат на полу в свободных позах. Предварительно выполняется любое релаксационное упражнение. Включается фонограмма, участникам предлагается сконцентрировать внимание на услышанных звуках. Затем необходимо выполнить задание руководителя. Инструкции ведущего: 1. Вам снится сон, что вы семя или корень какого-то несуществующего растения. С началом звучания прорастайте, растите и живите в обстоятельствах, подсказанных звуками. 2. Сядьте на корточки, голова опущена, руки обхватывают колени. Вы - яйцо неизвестного животного. Пробивайте скорлупу и выходите на свободу. (Фонограмма включается сразу после появления детеныша на свет, она задает обстоятельства среды, в которую он попал.) 3. Все участники — куры и петухи в общем курятнике, в котором бурлит жизнь. Движения не должны носить бытового или танцевального характера. Это может быть пластическая импровизация, отображающая чувства по поводу услышанного. Для выполнения упражнения потребуется фонограмма, состоящая из смонтированных кусков разной по характеру му- зыки, перемежающихся различными звуками и шумами (дождь ветер, раскаты грома, льющаяся вода и др.). Общее время звучания - не менее 15 минут. Примечание: фонограмма может быть включена с любого места; соответственно, одно упражнение длится 5 минут. Упражнение «Пластилиновый человек» Участники садятся на корточки, голову наклоняют к коленям, закрывают глаза. Инструкция ведущего: Представьте, что каждый из вас - ком пластилина, в котором «зародилась жизнь». Попробуйте вылепить из себя человека, преодолевая сопротивление своего материала — пластилина. Вначале попытайтесь выпрямиться во весь рост - это потребует большого напряжения в позвоночнике, шее, ногах. Теперь лепите руки от плеча, напряжение распространяется в руки, затем кисти, пальцы. Ощущайте пла-стилиновость пальцев: они все время норовят склеиться при соприкосновении. Этими пальцами нужно вылепить лицо, глаза, нос, рот. Какое выражение лица получилось? Какой человек вылепился? Попытайтесь двигаться, отрывая пластилиновые ступни от пола. Куда это вы попали? Познакомьтесь с другими пластилиновыми человечками. Внезапно вы оказались на полу, упали и не можете отклеиться. Старайтесь это сделать, напряжение во всем теле увеличивается. Вдруг теплая, почти горячая волна накатывает на ваши ноги, они «тают», пластилин растекается в лужу. Следующая волна доходит до пояса, потом до груди, шеи, последняя волна покрывает все тело. Все пластилиновое тело растеклось, оно полностью расслаблено. Упражнение «Насос и надувная кукла» Участники разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух. Совершенно расслабленно он лежит на полу. Другой — накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно — кукла напрягается, де- ревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания участник с насосом определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу сдувают, вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Упражнение «Марионетки» Участникам предлагается вообразить, что они — куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в | шкафу. Инструкция ведущего: Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается. Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела участников. Упражнение «Центр тяжести» Упражнение выполняется всеми участниками. Инструкция: Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки, то есть подвигайтесь, как кошка. Где вы чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте на себе найти их центры тяжести. Животные и маленькие дети — самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов. Упражнение «Растем» Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста. Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий. После выпол- нения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались». Упражнение «Потянулись - сломались» Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его! Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участников на два следующих момента: • необходимо показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); • когда участники лежат на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — СПб., 2003. Кряжева П.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1997. Никитин В. Н. Психология телесного сознания. — М., 1998. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Ред.-сост. В.Ю. Баскаков. '— М., 2000. Date: 2015-10-21; view: 2793; Нарушение авторских прав |