Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стоит ли игра свеч?





Построение имитационных моделей обучения обычно нацеле­но на подготовку новичков и неспециалистов для того, чтобы обозначить проблему или расширить представление о ней и о профессиональной сфере деятельности. Обычно деловые (ро­левые) игры используются в учебной практике высшей школы со студентами, которые не имеют самостоятельного профес­сионального опыта.

Наряду с этим широко распространенные имитационные мо­дели, в том числе ролевые (деловые) игры и разбор учебных слу­чаев (case study), предназначены для создания и отработки модели поведения участников в предлагаемых обстоятельствах. Именно поведение, а не демонстрация профессиональных качеств участ­ников становится основой для последующей дискуссии.

Ролевая игра заключается в принятии и выполнении учас­тниками определенных ролей по заранее подготовленному сценарию. Для игры необходим проработанный сценарий, но самостоятельное прочтение участниками роли в соответствии с их личными представлениями о том, как следует поступать, допускается. Обычно в игре сочетаются два вида действий: собственно игра и наблюдение за игроками. Наблюдающие следят за содержанием разыгрываемой сцены, фиксируют осо­бенности поведения участников и обсуждают его последствия в ходе общегрупповой дискуссии.

Особенность игр в тренинге заключается в замещении ре­альной (и, следовательно, содержащей риски) ситуации вымышленной. Ненастоящий, вымышленный характер ситуа­ции, конечно, позволяет чувствовать себя безопасно. Но в то же время искусственность ситуации снижает степень ответс­твенности за поведение и принимаемые решения.

Искусственный характер игр провоцирует сопротивление взрослых образованных участников, которые пришли на тренинг, чтобы освоить конкретные навыки, а в итоге вынуждены резвить­ся с надувным красным телефоном в лучших традициях театра аб­сурда. Считается, что основной результат игр — эмоциональные переживания. Действительно, забыть их трудно, но назвать подоб­ный подход обучением невозможно даже с натяжкой.

То же самое можно сказать о преимуществах усвоения в игре коммуникативных навыков. Коммуникация — это всегда риски: быть непонятым, понятым неверно, не услышанным, получить нелицеприятный ответ. Искусственное снятие рис­ков обеспечивает отсутствие результата в игровой коммуника­ции. Поэтому если происходит имитация работы, то не удив­ляйтесь, что ваш результат — тоже имитация.

Обратим внимание на то, что предмет обсуждения работы групп в деловых (ролевых) играх — поведение участников. Вторжение в сферу личных взаимоотношений, даже в игро­вой форме, всегда ведет к росту эмоционального напряжения в группе. Парадокс заключается в том, что, применяя методы имитационного моделирования с низким содержанием рис­ков, тренер рискует столкнуться с недоверием группы, и с лег­комысленным отношением, и с сопротивлением участников. А на любой призыв к ответу получить: «Мы играем!».

Метод «Case study»

Это метод заключается в обсуждении и анализе подготовлен­ных заранее описаний определенного события, сопутствую­щих обстоятельств и поступков действующих лиц. Описание случая может быть представлено реальной или выдуманной ситуацией. Обычно этот подход применяется при обучении студентов. Принято считать, что работа группы над анализом ситуации создает представления о профессиональной сфере и развивает навыки аналитической работы.

Предметом обсуждения в групповой работе становится определение проблемы и методов ее решения. Обсуждаемая тема должна быть достаточно широкой для того, чтобы обес­печить различные аспекты в дискуссии и учитывать возмож­ность различных вариантов решения. И подготовка, и при­менение метода — очень кропотливая, трудоемкая работа. Более того, поскольку в основе работы лежит текст, выпол­нение задания может занять от 30-60 минут до нескольких дней.

Считается, что метод «Case study» максимально отражает действительность. Не верьте. Реализм метода — только иллю­зия. Вне зависимости от того, в основе «Case study» лежит вы­мышленная ситуация, или описан реальный случай, все риски и личное отношение к выработке и принятию решения участ­никами тренинга заведомо отсутствуют.

Очевидно, в этом методе нашли свое отражение представ­ления о максимальном приближении участников к реальнос­ти, но искусственный характер ситуации сводит все затрачен­ные усилия к нулю.

Перенос проблем в искусственную плоскость позволяет снять риски не только для участников, но также риски быть некомпетентным для тренера. Пока в руках тренера находят­ся «ключи» и готовые решения, репутации ничто не угрожает. Однако людям интересны реальные ситуации, в которых нахо­дятся они лично, и честный ответ на вопросы: «А Вы сами как поступили бы?», «А что Вы можете посоветовать?».

Вот и получается, что метод трудоемкий и затратный, а ре­зультаты его применения в тренинговой практике выглядят весьма условно.







Date: 2015-10-21; view: 265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию