Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Круг обязанностей
В моей почте немало писем, в которых юные хоккеисты интересуются, можно ли тренироваться самому, без тренера. Можно, конечно, если другого выхода нет. Но все-таки лучше обратиться за помощью. Более опытный спортсмен или тренер быстрее обнаружат ваши ошибки и слабые места. И это пожелание остается в силе и в том случае, если речь идет не о мальчишках, а о сложившихся уже мастерах. У меня и моих товарищей по команде громадный опыт, Саша Рагулин, Витя Кузькин, Игорь Ромишевский, Женя Мишаков, Юра Моисеев, я играем в классных коллективах уже более десятка лет, многое видели, многое испытали, многое, кажется, поняли, однако все равно наши тренеры интересно и с большой пользой для нас руководят и тренировками и играми. Они видят то, что упускаем, не замечаем мы сами, заставляют нас исправлять то, к чему мы привыкли, что кажется естественным и правильным. Наши тренеры, и прежде всего Анатолий Владимирович Тарасов, всегда в поиске. Они не стоят на месте, не довольствуются достигнутым. Они хотят, чтобы их воспитанники опережали не только соперников, но и самих себя, свой сегодняшний день, свои возможности. Наши тренеры постоянно обновляют, уточняют, критически, пристрастно пересматривают собственные позиции, они углубляют свое толкование хоккея и потому на каждую тренировку приходят с чем-то новым, интересным. Хоккей не стоит на месте. Он изменяется, развивается, совершенствуется, а вместе с хоккеем растем и мы, спортсмены. Конечно, работа с опытным спортивным наставником вовсе не исключает самостоятельных занятий спортсмена: уровень мастерства хоккеиста зависит прежде всего от усилий и настойчивости его самого. Искушенный тренер не только тонкий специалист спорта, но и глубокий знаток человеческих душ, и потому он хорошо понимает, какие нагрузки, в какой последовательности давать своему подопечному, чтобы тот не утратил интереса к тренировочным занятиям, чтобы не показались они ему утомительными, чтобы спортсмен ощущал себя человеком, который при желании может многого добиться. Опытный спортивный педагог понимает, что стабильность и его успехов, и успехов его учеников в значительной степени определяется тем, насколько сам спортсмен стал для себя тренером, насколько освоил он искусство тренировки. Вот почему Анатолий Владимирович Тарасов так последовательно прививает нам интерес к самотренировкам, а ветеранов привлекает к организации тренировочных занятий всей команды. Тарасов довольно регулярно поручает продумать конспект занятия одному из «старичков». Конечно, это бывает не перед матчами со «Спартаком» или «Динамо», а перед встречей с аутсайдерами чемпионата. Думаю, что следующей ступенью для формирования будущего спортивного наставника может стать «должность» играющего тренера. Играющий тренер, что означает это понятие? Ведь сейчас играющими тренерами стали многие спортсмены. В частности, в московском «Динамо» в сезоне 1970/71 года, когда популярнейший столичный клуб выступал особенно успешно, у Аркадия Ивановича Чернышева не было второго тренера, но зато оказалось сразу два играющих – защитник Виталий Давыдов и нападающий Владимир Юрзинов. Видимо, динамовские ветераны отлично справляются со своими обязанностями, во всяком случае, впервые за последние годы «Динамо» выступило столь удачно. В чем заключаются мои обязанности? Я должен помогать А. В. Тарасову и второму нашему тренеру – Константину Борисовичу Локтеву в организации тренировок, неся особую ответственность (и прежде всего в матче) за свою пятерку. Для своего партнера Володи Трунова я не только старший товарищ, но и тренер, и потому мне приходится стараться вдвойне. Иногда Анатолий Владимирович поручает целиком всю тренировку Константину Борисовичу и мне, и тогда моя роль возрастает. Я должен быть у Локтева вторым тренером. Тарасов регулярно советуется с нами, прежде чем принять решение, он непременно прислушивается к мнению своих помощников, в особо важных случаях он созывает тренерский совет, куда входят не только тренеры армейцев, но и капитан команды В. Кузькин, капитаны звеньев И. Ромишевский, В. Викулов, комсорг В. Петров, врач Игорь Филин, один из наших ветеранов А. Рагулин. Бывают такие дни, когда и Анатолий Владимирович и Константин Борисович вызываются куда-то по неотложным делам, и тренировка поручается мне. Правда, эти эпизоды – редкость, но зато значительно чаще в дни тренировочных сборов я самостоятельно провожу с командой утреннюю зарядку. Локтев уезжает в Москву на каток заниматься с вратарями (в день матча тренируются только вратари и запасные), а я остаюсь с командой. Чаще всего мне поручается работа с молодыми хоккеистами, с ребятами, пришедшими из молодежной команды ЦСКА. Это, конечно, разумно во всех отношениях. Во-первых, наши новобранцы значительно моложе меня, менее опытны, и для них мои советы и рекомендации могут быть, пожалуй, более интересны и полезны, чем старичкам ЦСКА. Все-таки пока они знают и умеют меньше, нежели ветеран, десяток лет выступающий в сборной страны! И во-вторых, я не попадаю в то деликатное положение, когда приходится руководить тренировками своих сверстников и товарищей, спортсменов, не менее искушенных в тайнах хоккея, чем их новоиспеченный наставник. Грешно было бы жаловаться на отношение Рагулина и Кузькина, Ромишевского и Мишакова, Моисеева и Викулова к новому тренеру. Напротив, эти прекрасные мастера стараются помочь мне, воспринимают мои просьбы и советы как следует, но пока я все-таки несколько стесняюсь руководить своими нынешними партнерами. И, может быть, потому не чувствую себя равным Локтеву, не могу не понимать, что у Кости и опыт больше, и авторитет как тренера выше, да и разница с командой в возрасте больше. Константин Борисович работал уже тренером, когда Харламова и Блинова, Гусева и Лутченко еще даже не было в нашей команде. Иногда, если игра проходит удачно, Анатолий Владимирович в третьем периоде матчем уже не руководит, и тогда все решения принимает Константин Борисович, и я стараюсь ему помочь. Когда мы были в Швеции и участвовали в «Полярном кубке», Тарасов доверил провести Локтеву и мне один из матчей. Игра складывалась трудно – армейцы проигрывали 1:2, но потом все-таки победили со счетом 6:4. Играющий тренер – первый помощник руководителей команды, он на поле, в игре помогает товарищам разобраться в происходящем, принять правильное решение, найти контрмеры против тактических построений соперника. Мне кажется, что эта должность важна и принципиальна для хоккеиста, который вышел, выражаясь «высоким штилем», на финишную прямую своей спортивной карьеры. Для мастера, мечтающего стать тренером, привыкать к новому положению в команде лучше всего постепенно. Чтобы твое прежнее отношение к спорту не было слишком резким контрастом тому, как смотришь ты на спорт, на свою команду сегодня. Ведь как бы там ни было, тренер и спортсмен по-разному видят одну и ту же проблему, и это, наверное, понятно – велико отличие в позициях, в критериях, с которыми мы подходим к оценке событий, происходящих в нашем коллективе. Учитель и ученик – кажется, этим все сказано и все определено. Ну, а если ученик стал вдруг сегодня учителем? Я догадываюсь, как трудно было поначалу Константину Борисовичу Локтеву строить свои отношения с Александром Рагулиным и Виктором Кузькиным, которые вчера были однокашниками и соучениками, а сегодня стали твоими подопечными. Хорошо, если ветераны, стародавние товарищи и партнеры молодого тренера понимают, как нервничает, переживает все деликатные аспекты своего нового положения их новый наставник, хорошо, если они оказывают ему посильную помощь, морально поддерживают его. А если нет? Если кто-то из ветеранов превратно истолкует права, которые дает старая дружба?.. И некому вмешаться, поправить, подсказать... Вот почему я считаю, что мне очень повезло, когда меня назначили на эту должность – «играющий тренер».
Date: 2015-09-25; view: 370; Нарушение авторских прав |