Предупреждение физиологического утомления
В условиях дошкольного учреждения забота об охране нервной системе детей особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определенные обязательные задания, требующие не малых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки. Все это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают ее расстройства. Поэтому так важна роль воспитателя в регуляции поведения детей, их деятельности.
Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, прежде всего, в ее недостаточной морфологической зрелости. Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребенка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества. Недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе у дошкольников создает условия для повышенной возбудимости нервных центров, что в свою очередь сказывается и на уровне физиологических возможностей организма, и на характере поведения, и на двигательной активности.
Утомление может возникать в связи с различными факторами: помимо нарушения режима, оно вызывается несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания, недостаточной продолжительностью сна, длительными отрицательными эмоциями.
Именно поэтому в дошкольном учреждении воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, должен так организовать педагогический процесс, чтобы утомление детей, возникшее в результате их деятельности, легко устранялось своевременным отдыхом, сменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации разных видов деятельности и отдыха дошкольников, то все виды работы, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию утомления и переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма.
Дети первых лет жизни быстро утомляются. Утомление ведёт к различным изменениям в поведении: нарушаются сформированные умения, появляются признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым, агрессивного отношения к сверстникам, появляются отрицательные привычки (сосание пальца, раскачивание и т.п.). У ребёнка пропадает аппетит, нарушается сон (может заснуть за столом, но не заснуть в положенное время). Поэтому обязательным условием предупреждения переутомления является организация режима дня.
Состояние
| Внешние проявления
(по Н.А. Аксариной)
| Пути преодоления
| Утомление
| · Нарушение недавно сформированных умений
· Нарушение координации мелких движений, замедленность их
· Длительные отвлечения
· Примитивные манипуляции
· Появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений (сосание пальцев, раскачивание…)
· Повышенная раздражительность
· Зевота
| · Учитывать возрастную особенность – ребёнок не способен сразу, немедленно выполнить то или иное указание, прекратить игру или начать новую
· Педагогические требования высказывать, как предупреждение о необходимости закончить игру, терпеливо ждать (требование «сейчас же прекрати игру» может вызвать слёзы), если нужно спокойно напомнить ещё раз
· Разговаривать ровным и спокойным тоном
· Обращать внимание на положительные стороны в поведении
· Проветривать помещение
· Использовать привлекательные мотивации
· Оказывать помощь или поддержку при затруднении
· Предоставление возможности движения. Движение – самое лучшее средство снятия утомления
| Переутомление
| · Расстройства сна, головные боли
· Нарушения в протекании психофизиологических процессов (внимание, восприятие, память)
· Раздражительность, тревога
· Угнетённое эмоциональное состояние
· Снижение сопротивляемости организма к заболеваниям
| · Оптимизация режима дня.
· Удлинение продолжительности сна.
· Сокращение умственной нагрузки. Увеличение прогулок на свежем воздухе.
· Рациональное питание, соответствующее образу жизни ребёнка
| При организации режима важно учитывать, что способность быть активными в течение длительного времени у детей 2-3 лет значительно ниже, чем у детей более старшего возраста. Увеличение привычной деятельности приводит бодрствования приводит к недосыпанию, раздражительности, вялости, капризам.
Режим. Режим дня в группе раннего возраста должен предусматривать постепенность перехода от одного процесса к другому. При подготовке к прогулке, особенно в холодное время года, необходимо предусмотреть возможность более раннего выхода на участок тех детей, которых одели раньше.
По утрам ежедневно проводится утренняя гимнастика (4-5 мин). Важное место отводится двигательной деятельности детей на открытом воздухе. Ежедневно во время прогулки воспитатель организует подвижные игры и физические упражнения продолжительностью 5-10 мин.
При организации дневного сна укладывание и подъем осуществляются постепенно. Если к моменту подъема ребенок еще не проснулся, что может быть связано с поздним засыпанием или увеличенной индивидуальной потребностью во сне, ему нужно дать возможность проснуться самостоятельно.
В теплое время года игры, игры-занятия, гимнастика проводятся на воздухе.
Date: 2015-09-25; view: 393; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|