![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Традиционализм и модернизм в гражданской культуре южно-российских регионов 8 page
Приходится констатировать, что объективно рассчитанный на долгие десятилетия путь гражданских и демократических преобразований и вхождения не просто в современность, а в особо усложненный постмодернистский мир оказался предпосылкой некоего частичного духовного и социального регресса. В республиках Северного Кавказа это стало платой за симуляцию национальных возрождений без глубоких духовных традиций, исторических знаний и культурной преемственности[125]. В национальных республиках многие посткоммунистические лидеры, будучи плотью от плоти вчерашней номенклатуры, используют для поддержания и укрепления своей авторитарной власти всё те же привычные методы патерналистской мобилизации, включая нагнетание этнических и ксенофобских страстей. Уменьшение вероятности конфликтов при взаимодействии культур может быть достигнуто лишь в результате тщательно продуманной культурной политики, разработанной на основе конструктивного диалога между представителями национальных культур, учеными-экспертами и органами управления. Степень развитости культуры того или иного этноса определяется включенностью в современную жизнь его исторической памяти – чем больше объем этой памяти, тем выше культурный потенциал ныне живущих поколений. Поэтому забота о сохранении этнокультурной среды должна войти в повседневную жизнь всех народов. Русские реже связывают возрождение своего народа с ценностями национальной культуры, чем титульные нации. Таким образом, этническая дифференциация в восприятии ценности языка, национальной культуры, суверенитета республик говорит о социально-культурном диссонансе. У русских во всех республиках преобладает квазиевропейская ориентация над восточноазиатской. Абсолютизация того или иного типа культуры может сказываться на восприятии геоэтнополитических аспектов действительности. Социально-психологический фон межнациональных отношений воспринимается русскими более пессимистично, чем малыми титульными народами: русские в 2–3 раза чаще оценивают межнациональные отношения как напряженные. Как свидетельствуют материалы исследования, у русских потребность во внутригрупповой консолидации значительно ниже, чем у малых титульных народов Кавказа[126]. Исследователи отмечают тенденцию «дистанцирования» от славянской, прежде всего русской национальной культуры[127]. Процессы модернизации своеобразно протекают на Юге России. Социально-экономическое развитие, освоение новых технологий и, соответственно, изменения в нормах и морали в регионе не сбалансированы в разных сферах жизни и у разных народов. Западная свобода поведения уже налицо, особенно среди молодежи, а сдерживающее влияние старших уже значительно ослаблено. Можно уверенно говорить о разрушении традиционных механизмов социального контроля. В то же время традиционное представление о «чужих» как врагах и о возможности аморального поведения в отношении «чужаков» другой национальности еще очень живуче. Это повысило уровень конфликтности молодежи горских народов. Возникла ситуация, когда значительная часть населения региона, не успев освободиться от проблем прошлого, стала заложником проблем современного мира. У народов, создавших то, что мы называем западной цивилизацией, протяженная во времени социальная модернизация была сбалансированной: появление нового сопровождалось отмиранием старого. Народы Северного Кавказа получили большинство достижений модернизированного технологического общества в готовом виде, и стремительность процесса перехода сохранила архаичные нормы поведения и традиции. Южным региональным ресурсным центром социальных и маркетинговых исследований в рамках проекта «Юг России – регион национального согласия и мира» был проведен опрос 1000 человек, посвященный изучению межнациональных отношений[128]. По данным этого исследования, в Краснодарском крае в 1995 г. было 54 % людей, считающих, что межнациональные отношения можно охарактеризовать как негативные, то в 2001 г. таких людей на Кубани уже 64 %. При этом процент давших категоричную оценку, т.е. заявивших, что конфликт уже налицо, вырос в полтора раза – с 18 до 29,4 %. В чем причина такого роста? Ведь по сути мало что изменилось. Как и шесть лет назад в Чечне шла война, а в самом крае периодически возникали конфликтные ситуации между местным населением и мигрантами-неславянами. Однако, в 1995 г. люди больше надеялись на то, что все эти проблемы разрешатся. В 2001 г. эта надежда меньше, а уровень тревожности выше. Наверняка сказались и звучавшие на протяжении нескольких лет резкие до безответственности заявления некоторых должностных лиц прежней краевой администрации по вопросам межнациональных отношений. Как изменилось представление о причинах межнациональных конфликтов на прошедшие 6 лет? В 1995 г. опрошенные во всех субъектах федерации люди на первое место ставили такую причину, как «деятельность политиков». В 2001 г. лидировать стала такая позиция, как «экономические трудности», которая оттеснила с небольшим отрывом деятельность политиков на второе место. Можно сказать, что очень затянувшееся ожидание улучшений материальной стороны жизни стало утомлять людей. Динамика ответов показывает, что тема равенства народов звучит все громче. Так называемое престижное потребление, когда недавние мигранты строят большие дома, обзаводятся дорогими машинами, сутками просиживают в ресторанах под национальную музыку, становится все более раздражающим для остального населения. И пусть доля таких демонстрантов богатства среди всех мигрантов невелика, именно они, что называется, бросаются в глаза и создают проблемы для всех переселенцев. В условиях Кубани с высоким процентом сельского населения и консервативным общественным сознанием это чувствуется наиболее остро. Date: 2015-09-25; view: 306; Нарушение авторских прав |