Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ взаимосвязи признаков
Условное распределение. Совместное «поведение» двух признаков. Таблица сопряженности. Показатели таблицы сопряженности. Маргинальные частоты. Сравнение структуры условных распределений. Типы задач, решаемых посредством таблиц сопряженности. Типологический синдром. Типологическая группа. Зависимый ¾ независимый признаки. Направленная ¾ ненаправленная связь. Статистическая зависимость ¾ статистическая независимость. Сильная ¾ слабая связь. Меры связи. Функциональная ¾ корреляционная связь. Линейная ¾ нелинейная связь. Локальные ¾ глобальные меры связи. Непосредственная ¾ опосредованная связь. Истинное ¾ ложное значения меры связи.
Независимо от выбранной стратегии анализа (восходящей или нисходящей) и после изучения, условно говоря, «поведения» отдельно взятых признаков, естественным образом возникает необходимость анализа взаимосвязи, взаимодействия между признаками. Будем рассматривать только случай двух признаков. Анализ «поведения» двух признаков — совместного или относительно друг друга — социологу необходим для поиска ответа на вопросы типа: существует ли связь между этими признаками; влияет ли один признак на другой; можно ли, зная значение одного из них, сделать вывод относительно значения другого и т. д. Если гипотезы о взаимосвязях были предварительно сформулированы, то речь может пойти по проверке этих гипотез. Является очевидным, что поиск ответов на подобные вопросы может осуществляться с помощью условных распределений. В самом простом случае сравниваются одномерные распределения одного из признаков, полученные для разных совокупностей объектов, на которых второй из признаков принимает одно из своих значений. Возможно также изучать и как бы совместное «поведение» этих признаков. В качестве исходных для анализа признаков рассмотрим признаки «будущая профессия студента» и «степень удовлетворенности студента учебой». Одномерные распределения этих признаков нам уже известны. Мы будем иметь представление о совместном «поведении» или поведении этих признаков относительно друг друга, если получим так называемую таблицу сопряженности (корреляционную таблицу). Таковой является таблица 3.3.1. Строки в ней соответствуют шести будущим профессиям (политологи, социологи, культурологи, филологи, психологи и историки), пронумерованным по порядку (они соответствуют профессиональным группам 1, 2, 3, 4, 7, 8 из таблицы 3.2.1), а столбцы ¾ пяти степеням удовлетворенности учебой. Пересечения столбцов и строк образуют ячейки (клетки) таблицы. В нашем случае число таких ячеек равно 6 x 5 = 30. В ячейках таблицы могут содержаться значения различных показателей. Это ¾ характеристики группы студентов, отнесенных к ячейке, т. е. студентов с определенной будущей профессией, имеющих определенную степень удовлетворенности учебой. В последней строке представлено распределение (одномерное, простое) студентов по степени их удовлетворенности учебой (частоты обозначены как n0j), а в последнем столбце ¾ распределение студентов по их будущим профессиям (nj0). Для этих частот в контексте анализа таблиц сопряженности есть особое название. Эти частоты называют маргинальными частотами, и для их обозначения используется, как видите, двойной индекс. В последней строке ¾ маргинальные частоты по столбцам, а в последнем столбце ¾ маргинальные частоты по строкам. Естественно, они совпадают с данными таблиц 3.2.1 и 3.2.2. Сумма маргинальных частот обозначена (n00) и равна 1000, т. е. равна числу наших студентов-гуманитариев. Любая ячейка таблицы, соответствующая группе объектов, удовлетворяющих условию строки и столбца, может содержать четыре показателя, характеризующих эту группу. К примеру, ячейка (1,2) соответствует 20-ти политологам со второй степенью удовлетворенности учебой (скорее неудовлетворен, чем удовлетворен). Точнее, тем, кто ответил на оба заданных вопроса. Как мы уже знаем, число ответивших может не совпадать с числом опрошенных. Чтобы не было путаницы, будем считать, что таблица сопряженности получена для некоторой идеальной подвыборки (в нашем случае каждый студент ответил на каждый вопрос). Для обозначения ее объема будем пользоваться понятием ¾ общее число объектов. Таблица 3.3.1 Для политологов, имеющих вторую степень удовлетворенности учебой, абсолютная частота равна п12. Кроме нее в ячейку (1,2) можно поместить и значения других показателей, а именно относительных частот либо в долях (частости), либо в процентах. При этом таких частот может быть три. Назовем абсолютную частоту первым показателем в ячейке таблицы сопряженности и будем исходить из того, что относительные частоты рассчитываются в долях. Тогда второй показатель будет равен доле этих n12 студентов в общем числе n00, студентов-гуманитариев. Третий показатель ¾ доля этих же n12 студентов среди n10 студентов-политологов. Четвертый ¾ доля этих же п12 студентов среди n02 студентов, степень удовлетворенности учебой которых равна двум.
Таблица 3.3.2 Таблица сопряженности: относительные частоты
Теперь запишем все это в общем виде (в виде формул) для объектов любой природы и для любой (i, j)-й ячейки таблицы сопряженности. Число объектов, удовлетворяющих условию i -и строки и j -го столбца, равно nij общее число объектов равно n00. Маргинальные частоты по столбцам ¾ n0j, а маргинальные частоты по строкам ¾ ni0. Символ «нуль» обозначает, что по тому индексу, на месте которого он стоит, проведено как бы суммирование или усреднение или расчеты проведены без учета некоторого признака. Это очень удобный способ для обозначений частот разного вида, возникающих при анализе таблицы сопряженности. Вместо этого символа можно использовать и другой, например, точку или звездочку. «Точка», «звездочка», «нуль» ¾ общепринятые в литературе символы для обозначения маргинальных частот. Таким образом, (i, j)-и ячейке таблицы сопряженности можно поставить в соответствие четыре показателя: 1. nij ¾ число объектов, удовлетворяющих условию i-й строки и j-ro столбца; 2. nij / n00 ¾ доля их в общей совокупности объектов; 3. nij / ni0 ¾ доля их в совокупности объектов, удовлетворяющих условию строки; 4. nij / n0j ¾ доля этих же объектов в совокупности объектов, удовлетворяющих условию столбца. Социолог анализирует «поведение» одного признака относительно другого с помощью двух последних показателей. В таблице 3.3.2 приведены в каждой ячейке значения этих двух показателей для нашей задачи. Над чертой в ячейке доля по строке, а под чертой ¾ доля по столбцу. На основе этих данных социолог может решать два типа задач. Во-первых, он может сравнивать структуру «удовлетворенности учебой» в различных профессиональных группах студентов. Мы упомянули новый в нашем курсе термин «структура». В самом простом случае под структурой «чего-то» понимается совокупность элементов этого «чего-то» и взаимосвязи между этими элементами. Это вам знакомо. В нашем случае элементами являются различные степени удовлетворенности учебой, а в качестве взаимосвязи между ними выступает различие в «долях», соответствующих этим степеням. Для того чтобы представить эти структуры графически, построим на одном и том же графике эмпирические кривые распределения по удовлетворенности учебой отдельно для каждой профессиональной группы студентов-гуманитариев. На рис. 3.3.1 изображены шесть эмпирических кривых распределения, соответствующих шести профессиональным группам. На горизонтальной Оси отложены на равном расстоянии пять степеней удовлетворенности. Чтобы построить кривую распределения для политологов (первая наша профессиональная группа), по вертикальной оси откладываем следующие значения (0,14, 0,20, 0,31, 0,30, 0,05) из первой строки таблицы 3.3.2. Это доли политологов с соответствующей степенью. удовлетворенности (от 1 до 5) среди всех политологов. Аналогично поступаем и в случае остальных профессиональных групп. К примеру, чтобы построить кривую распределения для студентов-психологов, по вертикали откладываем следующие значения (0,16, 0,20, 0,30, 0,30, 0,04) соответственно пяти степеням удовлетворенности учебой. Чисто визуально из рис. 3.3.1 можем сделать следующие выводы. Структура удовлетворенности «похожа» у политологов, социологов и психологов. Эти группы образуют как бы один типологический синдром, составляют одну и ту же типологическую группу по структуре удовлетворенности. Структура удовлетворенности примерно одинакова у культурологов и филологов. Это уже второй типологический синдром. Таким образом, можно утверждать наблюдаем наличие трех типологических синдромов при анализе структуры удовлетворенности. Третий из них ¾ специфическая и отличная от других структура удовлетворенности учебой студентов-историков. Эти синдромы, типологические образования и есть специфические эмпирические закономерности, требующие от социолога объяснения. В целом можно констатировать, что будущая профессия студента влияет на удовлетворенность учебой или детерминирует эту удовлетворенность. На вопрос, каким образом, мы тоже ответили пока без каких-либо количественных оценок. Как видите, в этом случае визуализация распределений имеет для социолога огромное значение. Выше упоминали два типа задач, решаемых с помощью таблицы сопряженности. Первый тип мы с вами рассмотрели. Формально мы анализировали третий показатель таблицы сопряженности. Другой из этих типов задач для нашего примера заключается в сравнении профессиональной структуры в различных по степени удовлетворенности учебой группах студентов. На рис. 3.3.2 изображены пять эмпирических кривых распределения в соответствии с этими Date: 2015-09-24; view: 518; Нарушение авторских прав |