Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Среднее арифметическое
Для любой совокупности значений признака это сумма всех значений, деленная на их число. Вернемся к примеру признака ¾ продолжительность затрат времени на учебу. Обозначим число студентов-гуманитариев через n (для нашего случая n=1000), а через Xi: — значение этой продолжительности для i-го студента. Тогда средняя арифметическая продолжительности будет равна:
Таким образом можно определить среднею продолжительность затрат времени на учебу в группах студентов с любой «будущей профессией», с любой степенью удовлетворенности учебой и т. д. Социолог часто встречается с ситуацией, когда конкретные значения признака по отдельным объектам неизвестны. Исходно имеются только интервалы изменения признака и частота (абсолютная или относительная) встречаемости объектов в этих интервалах. Например, та же продолжительность может быть задана в виде интервалов и частоты в них. Это может быть в двух случаях. Первый ¾ данные о продолжительности получены c помощью прямого вопроса анкеты: «Сколько времени Вы в среднем в неделю тратите на занятия, связанные с учебой?». При этом предлагаются заданные заранее интервалы. По сути, мы имеем дело с порядковой шкалой. В этом случае также можно вычислить среднее значение продолжительности для некоторой группы студентов. Только она называется средняя взвешенная и вычисляется несколько по-другому. Второй случай, когда у социолога отсутствуют конкретные значения по каждому объекту в ситуации вторичного анализа. Вторичным анализом социолог называет анализ «чужих» данных для решения своих собственных, новых задач. Тогда часто приходится работать уже с вычисленными до него средними арифметическими. Например, результаты исследования бюджетов времени обычно публикуются в виде средних затрат времени с указанием объема группы, для которой они получены. В процессе вторичного анализа возникает необходимость объединения каких-то групп и, соответственно, в подсчете общей средней. В этой ситуации также необходима средняя взвешенная для вычисления «средней средних». Вычислим среднюю продолжительность затрат времени на учебу студентами-гуманитариями по данным таблицы 3.1.3. Для этого предполагается, что продолжительность для каждого респондента, отнесенного к интервалу, равна середине интервала. Для наших шести интервалов их середины соответственно равны: Х1 = 0,5; X2 = 1,75; X3 = 3,25; X4 = 5,5; X5 = 7,5; X6 = 8,5. Нам известно число студентов в каждом интервале: n1 = 27; n2 = 75; n3 = 150; n4 = 348; n5 = 250; n6 = 150. Тогда продолжительность затрат времени на учебу в среднем на студента или средняя взвешенная продолжительность равна: = (0,5x27+1,75х75+3,25х150+5,5х348+7,5х250Н-8,5х150)/1000=5,7 Формула для вычисления средней взвешенной выглядит для k интервалов следующим образом: , где Xj ¾ середина j -го интервала.
Аналогично вычисляется «средняя средних». Допустим, перед социологом стоит задача вычисления средней продолжительности жизни мужчин в России по данным отдельных областей. Эти данные представляют собой среднюю продолжительность жизни мужчин по каждой области. Естественно, «среднюю средних» вычисляем с весами, равными численности мужчин в каждой области. Все рассмотренные характеристики: мода, медиана, средняя арифметическая, среднее взвешенное ¾ являются средними. Они характеризуют центральные тенденции одномерного распределения. Есть и другие средние, но они в социологии применяются редко. Поэтому среднюю арифметическую называют просто средней, а мода и медиана сохраняют свои названия. Без процедуры усреднения социолог-эмпирик существовать не может. Другое дело, с помощью каких средних он проводит эту процедуру. Сами по себе значения «средних» мало о чем говорят, если социолог не видит эмпирическую кривую распределения, например, на экране компьютера. В ситуации «невидения» ему помогают интерпретировать любые средние так называемые меры вариации, меры рассеяния объектов вокруг этих средних. Сначала мы рассмотрим меру вариации для случая метрической шкалы, а затем для порядковой и номинальной. Прежде чем перейти к этой проблеме, заметим, что любая средняя характеризует центральную тенденцию распределения только тогда, когда объекты в основном сосредоточены вокруг этих средних, т.е. изучаемая совокупность объектов однородна относительно признака. Однородность ¾ это очень важное понятие для всех, кто работает с эмпирией. Социолог сталкивается с проблемой однородности в разных контекстах. Как раз вот здесь пара понятий «качество ¾ количество» очень важна. Разделение понятий качественная однородность и количественная однородность имеет огромный смысл. Например, разве есть смысл в среднем доходе или в среднем возрасте россиянина? Конечно же, нет. И в то же время есть смысл в средней заработной плате сельских врачей или в среднем возрасте мужчин-пенсионеров. Необходима качественная однородность для того, чтобы начать анализ количественных характеристик распределения признака. Сами количественные характеристики могут указывать/показывать на отсутствие количественной однородности по анализируемому признаку. Это в свою очередь будет говорить о наличии качественной неоднородности. Date: 2015-09-24; view: 382; Нарушение авторских прав |