Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Мотивация в управлении личной и деловой карьерой





Чтобы управлять личной карьерой, необходимо разобраться, какие причины побуждают человека к развитию, и из чего складывается мотивационный профиль личности.

В основе карьерного поведения человека лежат психические свойства личности: темперамент; характер; направленность; способности.

Темперамент является врожденной характеристикой и отражает специфику свойств нервной системы, которыми обусловлена любая деятельность человека: скорость реакций, силу нервных процессов и т.п. Исходя из особенностей типов темпераментов, можно предположить, какие тенденции карьерного развития будут прослеживаться у представителей каждого типа.

Холерики и сангвиники (типы с экстравертной направленностью и сильной нервной системой) имеют склонность к открытой демонстрации своих карьерных амбиций. Предпочитаемая деятельность – динамичная, связанная с общением, высокой нагрузкой, минимумом рутины и новизной. В данной группе часто встречаются люди, склонные к лидерству и риску. Нетрудно предположить, что суперавантюрный и авантюрный типы карьеры чаще реализуются экстравертами (хотя не исключены и для отдельных интровертов)

Особенностью холериков является высокий темп, настойчивость и неравномерность активности: за периодами активности следует кратковременный спад. Неуравновешенность данного типа может привести к тому, что в личной и служебной карьере холерика будут резкие всплески и изменения направления. Среди конфигураций карьер наиболее близкой холерику бывает та, что связана с должностным и профессиональным продвижением вверх: вертикальная, ступенчатая, спиральная и пр.

Уравновешенному сангвинику свойственна более равномерная активность, без авралов и перегрузок, что делает данный тип очень выносливым. Поэтому спектр его интересов может быть широким. Их привлекают сферы, требующие решения многоплановых и разнообразных задач. Это означает, что одной из наиболее вероятных тенденций сангвиника является горизонтальное продвижение и смена или расширение профессиональных интересов.

Флегматики и меланхолики (типы с интровертной направленностью) не очень комфортно чувствуют себя в часто меняющихся условиях. Это вовсе не означает, что они лишены любознательности и не способны усваивать новое. Но им свойственно выбирать индивидуальный темп деятельности и к изменениям они приспосабливаются медленнее экстравертных типов. Следует отметить, что по силе нервных процессов флегматики и меланхолики заметно отличаются друг от друга.

Сильные и уравновешенные флегматики часто на протяжении всей жизни остаются верными своим привычкам, интересам и кругу общения, избегая суеты и непредсказуемости. В их личной и служебной карьере редко происходят крутые развороты направления. В периоды общественных кризисов они либо стойко переносят возросшие нагрузки, либо теряют способность приспособиться к изменившимся условиям и страдают от этого. В таких случаях разочарование и депрессию им преодолеть крайне сложно, но возможно при условии постоянного духовного развития. Философское осмысление происходящего является отличным способом уберечь личность флегматика от разрушения в периоды дезадаптации. Такие люди более склонны углубляться в избранную ими деятельность, нежели расширять профессиональные области.

Меланхолик обладает слишком малым энергетическим ресурсом, т.к. его нервная система слишком слаба и значительных нагрузок не выдерживает. Риск, высокий темп работы, авралы, необходимость активно общаться с большим количеством людей – это те условия, которых человек данного типа стремится избегать. Но это не означает, что его личная карьера и служебное продвижение невозможно. В тех профессиональных областях, где требуется утонченность восприятия, кропотливость в работе, деликатность и бесконфликтность меланхолик незаменим. Главное для него – найти возможность самостоятельно определять темп своей работы и иметь возможность дозировать эмоциональные и физические нагрузки. Интересы меланхоликов не обязательно однообразны, но они не должны требовать от человека излишне плотного графика и быстрого переключения с одной деятельности на другую. Если это удается, меланхолик может быть очень продуктивным и творческим. Личная карьера меланхолика, в силу его особенностей, чаще зависит от внешних факторов, нежели у других типов, поскольку сопротивление обстоятельствам дается ему с большим трудом.

Характер человека, в отличие от темперамента, не является врожденным и формируется под влиянием воспитания. Как известно, в характере каждого человека проявляется та или иная акцентуация, т.е. совокупность наиболее ярко выраженных черт личности. Акцентуация всегда связана с определенными предпочтениями, или ведущими мотивами поведения. И это означает, что акцентуация так или иначе отражается и на типе, виде и конфигурации карьеры. Но следует подчеркнуть, что на развитие карьеры влияет не каждая личная черта в отдельности, а интегрированный результат взаимодействия особенностей личности. Поэтому однозначно утверждать, как именно сложится карьера человека в связи с его акцентуацией невозможно.

Более явное влияние на выбор карьерного пути оказывает, как уже обсуждалось выше, направленность и установки человека, а также его самооценка, самопринятие, уровень притязаний и локус контроля.

Самооценка и самопринятие настолько тесно взаимосвязаны, что их часто путают. Напомним, что самопринятие – это согласие с собой, готовность принимать себя как личность, представляющую ценность и заслуживающую уважения. Это- способность мириться со своими особенностями, понимать не только свои успехи, но и ошибки. Это означает – быть другом самому себе. Самооценка – это мнение человека о качестве результата собственной деятельности. Считается, что самопринятие формируется в раннем возрасте, а самооценка может колебаться в зависимости от ситуации. Например, при высоком уровне самопринятия человек имеет высокую самооценку в одних областях и открыто заявлять о низкой самооценке в других. Это связано с тем, что в первом случае успешность дает человеку повод для положительного мнения о своей деятельности, а во втором отсутствие успеха не является значимым для данной личности, а потому нет причин претендовать на высокие результаты, и уровень притязаний низок.

Уровень притязаний – это масштабы результата, который человек ожидает от своей деятельности. Уровень притязаний отражает самооценку человека, реализуемую в деятельности и общении с другими людьми.
В литературе можно встретить также термин «самоуважение», который очень близок к самопринятию. По мнению американского психолога Уильяма Джеймса, самоуважение зависит от соотношения успешности деятельности и уровня притязаний, которые человек себе позволяет:

 
 
Успех Самоуважение = ----------------------------- Уровень притязаний

 


Формула Джеймса прекрасно иллюстрирует также и механизм регуляции уровня притязаний в зависимости от успеха. Например, планируя свою карьеру, человек надеется на определенный успех. Но в результате оказывается, что успехи в определенных видах деятельности значительно скромнее ожидаемых. Это приводит к огромному психическому напряжению, т.к. необходимо принять решение: снизить самоуважение или отказаться от притязаний на успех. Так зачастую и происходит: человек либо прекращает заниматься данной деятельностью, либо теряет уверенность в своих силах, считая себя неудачником. Но есть и третий путь: проанализировать причины неуспеха и принимать решение в зависимости от собственных ресурсов. Если успех не достигнут из-за того, что выполняемая деятельность не соответствует интересам и способностям человека, то можно выбрать иное направление, больше соответствующее природным способностям. Но мотивация к успеху именно в данной области очень высока, и уровень самоуважения устойчиво высок, то предпринимаются новые попытки достичь цели иными способами: повысив компетентность, изменив технологию решения проблемы и пр. «Проблемная зона», создавая определенное напряжение, превращается в зону ближайшего развития и расширяет потенциал человека. Эта модель отражена в афоризме: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». В теме 1 мы уже упоминали об одной из закономерностей: «избыток мотивации компенсирует недостаток способностей». Поэтому в определенной степени достижение успеха возможно и за счет пересмотра индивидуального стиля деятельности.

Локус контроля – это стратегия приписывания причин и ответственности за свои и чужие действия. В зависимости от того, кому или чему человек приписывает причины событий, выделяют внутренний (субъективный) и внешний локусы контроля.

Сформированность внутреннего локуса контроля означает, что субъект берет ответственность за события своей жизни себя. Как правило, это сопряжено с активной жизненной позицией и высоким уровнем самоуважения. Внешний локус контроля, присущий, прежде всего, маленьким детям и незрелым личностям, приводит к тому, что причины и ответственность перекладываются на обстоятельства и окружающих людей. Однако следует подчеркнуть, что гармоничная личность сочетает в себе оба локуса с некоторым преобладанием внутреннего, т.к. для успешной деятельности необходимо различать: когда результат зависит от собственных действий, а когда от объективных обстоятельств.
Рассмотрим подходы к построению карьеры в зависимости от перечисленных выше особенностей личности. Ксения Торшина и Юлия Пасс[6] предложили 6 типов таких подходов:

Ø Альпинист (высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус). Человек, делающий карьеру с полной внутренней отдачей. Обычно проходит все ступени снизу доверху, благодаря реальным заслугам. Делает следующий шаг, только хорошо закрепившись и подстраховавшись. Компетентен, надежен и настойчив, не склонен к необдуманным решениям. О своих потребностях заявляет открыто и сам добивается их реализации.

Ø Иллюзионист (Высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля.) Имеет карьерные амбиции, уверен в себе, но склонен в большей степени использовать благоприятные обстоятельства, нежели активно трудиться. Стремится произвести нужное впечатление, демонстрирует внешние признаки имиджа успешного человека и хорошо умеет его эксплуатировать. Больше стремится казаться, чем быть. Способен манипулировать окружающими, не склонен брать на себя большую ответственность. Без колебаний уйдет к конкуренту при более выгодном предложении. Хорошо справляется с представительскими функциями, если это не требует глубокого анализа и ответственных решений. В качестве «лица» компании может быть очень полезен, т.к. это позволит ему удовлетворить самолюбие и ощутить принадлежность к высокому социальному кругу.

Ø Мастер (Высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля.), С интересом совершенствуется в профессии, осваивая новые области или смежные профессии. Однако почувствовав себя уверенно и получив результат, может потерять интерес. Статусные амбиции развиты незначительно. Главное - интересная, насыщенная жизнь, ощущение движения вперед (а не вверх). Может принимать неожиданные для окружающих решения об уходе или смене деятельности. Основной интерес заключается в возможности повышать квалификацию и решать интересные профессиональные проблемы.

Ø Муравей (Низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля.). Может быть хорошим профессионалом. Из-за высокой ответственности предпочитает выполнять конкретно поставленные задачи, чтобы не ошибиться. Добросовестный исполнитель, избегает необходимости самостоятельно принимать решения, с опаской относится к внезапным предложениям о повышении. Часто довольствуется устной похвалой руководителей. Соглашается на руководящую должность только при наличии уверенного и инициативного заместителя или руководителя, который готов поддержать его в принятии решений.

Ø Коллекционер (Низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля). Заинтересован в построении карьеры, но излишне много тратит времени на подготовку к профессиональной деятельности: получает несколько образований, оканчивает множество дополнительных курсов. Уверен в своих знаниях, но не решается приступить к работе, т.к. сомневается в своих практических возможностях и нечетко представляет возможный карьерный путь. При этом претендует на руководящие должности и зарплату, намного превышающую его реальную стоимость. Продуктивен, если начинает карьеру с небольшой должности, продолжая повышать свою квалификацию, проходя адаптационный тренинги перед каждым повышением.

Ø Узурпатор (Низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля). При планировании и развитии карьеры испытывает недоверие к окружающим, старается рассчитывать на собственные силы, очень самолюбив. Стремится контролировать не только свою работу, но и чужую, часто выходя за рамки собственных полномочий. Успешен в стабильной ситуации, но в условиях нестабильности решения принимает хаотично. Ориентирован на вертикальную карьеру, авторитарный стиль управления. Хочет видеть карьерные перспективы и иметь возможность профессионального обучения. Умеет принимать ответственные решения, но доведением дела до результата должны заниматься его подчиненные. Стремится к расширению полномочий. Для людей этого типа эффективным может быть тренинг личностного роста.

Таким образом, зная психологические особенности человека, можно спрогнозировать его карьерное поведение, что дает в руки руководителей «рычаг управления». Что касается личной карьеры, то приведенные выше характеристики отчасти можно спроецировать и на данную сферу.

Для подготовки к семинару:

 

Ø Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

1. Что является первичным: жизненный сценарий человека предопределяет его личную карьеру или, наоборот, развитие личной карьеры формирует жизненный сценарий человека?

2. Какие наиболее распространенные иррациональные установки, по Вашему мнению, препятствуют успешному развитию карьеры? Какая рациональная составляющая лежала в их основе?

3. Могут ли операциональные установки при длительном их применении в деятельности повлиять на целевые и в итоге привести к изменению смысловых установок?

4. Какую роль играют самопринятие и самооценка в развитии личной карьеры? В управлении деловой, профессиональной карьерой?

5. Какие личностные качества стимулируют активность человека в построении карьеры?

Ø Напишите небольшое эссе (объемом в 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

1. Рациональные и иррациональные установки в управлении личной карьерой: «маяки» или «рифы»?

2. «Золотой запас» личности как инвестиции в успешную карьеру.

3. Самооценка, самоуважение, уровень притязаний и успех в личной карьере (на примере одного из литературных или кино-персонажей).

4. Мои «места силы» (области высокой самооценки и самоуважения), как ресурс для успешной карьеры.

5. Моя карьерная мотивация с точки зрения самооценки, уровня притязаний и локуса контроля.

Ø Выполните тестовое задание для самопроверки:

1. Система устойчивых мотивов, регулирующих деятельность личности в изменяющихся внешних условиях называется:

а) установкой;

б) направленностью;

в) мировоззрением;

г) мотивацией

2. Готовность, предрасположенность человека действовать определенным образом в определенных обстоятельствах называется:

а) установкой;

б) направленностью;

в) мировоззрением;

г) мотивацией.

3. Расцвет самореализации, наивысшая степень раскрытия своего потенциала в период зрелости определяется понятием:

а) зона успеха;

б) акме;

в) самоактуализация;

г) карьера.

4. Основу жизненного сценария сотавляют...

а) такие формы направленности, как убеждения и мировоззрение;

б) установки рациональные и иррациональные;

в) установки целевые и операциональные;

г) условия жизни человека.

5. Метапрограмма – это «алгоритм» реакции человека на жизненные ситуации, формирующийся:

а) в процессе воспитания;

б) в процессе внутриутробного развития;

в) в процессе социализации;

г) в процессе освоения профессиональной деятельности.

6. Чтобы изменить смысловые установки личности, необходимо:

а) изменить привычки;

б) изменить цели;

в) изменить общий контекст деятельности;

г) изменить образ жизни.

7. Операциональные установки влияют на деятельность на уровне:

а) привычек и способов действий;

б) стратегических подходов к деятельности;

в) на уровне ценностно-смысловых ориентаций;

г) реализации целей деятельности.

8. Если человек при управлении карьерой готов рисковать, активно общается, в ситуации аврала азартно включается в деятельность (после чего у него может наступить временный спад), подвижен, несколько авторитарен и ориентирован на внешние атрибуты статуса, то по темпераменту он…:

а) меланхолик;

б) холерик;

в) флегматик;

г) сангвиники.

9. Если при управлении своей карьерой человек предпочитает долгосрочное планирование, настойчиво следует избранному курсу, избегает внезапных перемен, вынослив и терпеливо преодолевает трудности, то по темпераменту он…:

а) меланхолик;

б) холерик;

в) флегматик;

г) сангвиники.

10. В случае неудачи в каком-либо виде деятельности человек предпримет новые попытки достичь успеха в той же области при условии, если имеет:

а) высокую самооценку, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля;

б) низкую самооценку, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля;

в) высокую самооценку, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля;

г) высокую самооценку, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля.

Date: 2015-09-24; view: 4246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию