Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Тактики карьерного продвижения





В зависимости от психологических особенностей человек проявляются те или иные карьерные установки, влияющие на выбор тактики управления личной или иной карьерой. Проанализируем наиболее распространенные варианты карьерного поведения, используя метафоры, предложенные автором настоящего пособия:

1. «Спящая красавица», - тактика, при которой субъект не развивает свою карьеру сам, а «продолжает хотеть» этого, не проявляя инициативы и не прикладывая ни малейшей усилий. Самосовершенствование не является насущной потребностью «спящего». Со стороны такой человек может показаться просто скромным. Но это не совсем так. Пассивность связана не со скромностью и не с неуверенностью в себе, а с убеждением, что когда-нибудь час настанет, и его личность будет оценена по достоинству. Ответственность за построение карьеры на себя не возлагается. Если случай представляется, человек считает это вполне заслуженным. Но чаще грезы о карьере и другие жизненные планы остаются нереализованными.

С возрастом, если амбиции остались, а желания не реализованы «Спящая красавица» может превратиться в «Сварливую старуху» (из сказки «О рыбаке и рыбке»), которая при случае постарается реализовать свои необоснованные амбиции неподобающими способами.

2. «Илья Муромец» -тактика, похожая на первую, но отличающаяся от нее иной мотивацией. До определенного момента «богатырь» не задумывается о своих ресурсах и не видит причин напрягаться. Но как только обстоятельства меняются и, с точки зрения «Муромца», в активности появляется смысл, такой человек в корне меняет свое поведение и отдает все силы делу. Это не исключает периодов «отдыха на печи», но каждый раз, когда «Муромец» чувствует, что «это кому-нибудь нужно», он снова становится активным.

3. «Емеля» - тактика, заключающаяся в надежде, что лицо, принимающее решения (руководитель или влиятельный знакомый) проявит инициативу и сам продвинет субъекта. Данная тактика реализуется людьми, у которых неуверенность в своих силах сочетается с ленью и верой в «чудеса». При наличии поддержки со стороны «Емеля» охотно пользуется своим положением, и его самооценка в связи с этим повышается. Однако самосовершенствованием такой субъект, как и два описанных выше типа, заниматься не любит.

Близка к тактике «Емели» карьерная тактика «Маркиза Карабаса», в соответствии с которой рядом с довольно безинициативным заурядным человеком оказывается предприимчивый партнер («Кот в сапогах»). Реализуя свой творческий потенциал и активно используя ресурсы «Маркиза», «Кот» достигает своих целей, решая в то же время проблемы партнера.

4. "Иванушка-дурачок" – тактика интуитивного подхода к карьере. Субъект преднамеренно ее не планирует, но может мечтать о ней. Личностный ресурс такого человека позволяет достигать успехов, но сам «Иванушка» не придает этому особого значения. Формальный статус для него менее важен, чем суть деятельности. Со стороны кажется, что он вообще не способен осознанно достигать успеха. Но, благодаря специфическому сочетанию способностей и индивидуальному стилю деятельности, не очень амбициозный человек оказывается как бы случайно в нужное время в нужном месте. Двигаясь к своим целям, такой персонаж способен временно откладывать их, чтобы помочь другим, а иногда готов поделиться выигрышем. Несмотря на это, «Иванушка» вполне результативен и оценивает свой жизненный сценарий одобрительно, независимо от внешних атрибутов успеха.

5. «Конек-Горбунок»/«Кот в сапогах»/«Василиса Прекрасная» - варианты карьерной тактики, которая основана на готовности оставаться на вторых ролях рядом с добровольно выбранным партнером. Потенциал данного персонажа высок, но в силу разных причин самостоятельная карьера не строится, а развивается через оказание поддержки другому человеку. Незаурядность собственной личности человек вполне осознает, его самооценка обоснованно высока, что не мешает его дальнейшему развитию. Но привязанность к партнеру или чувство долга обязывает «Конька-Горбунка» согласовывать собственные планы с интересами партнера.

6. «Золушка» - активная тактика, позволяющая естественным образом продвигаться благодаря трудолюбию, компетентности, увлеченности, добросовестности и обаяния. Такой человек мечтает о карьере, но не торопит события и умеет принимать обстоятельства такими, каковы они есть. Немаловажным фактором, способствующим удачливости «Золушки» является доброжелательность к окружающим, и даже к потенциальным конкурентам.


7. «Дядя Федор» - активная тактика, при которой субъект проявляет инициативу, постепенно наращивает свой профессиональный и личный потенциал, успешно вовлекает в свою деятельность других людей, расширяет сферу своего влияния, в результате чего значимость и масштабы реализуемых задач и целей растут, и это вызывает все большее доверие руководства организации, в результате чего статус работника повышается, расширяются выполняемые им функции.

8. «Горный орел» (не следует путать с вариантами 1-3 и ли 5) – тактика «расслабленного сосредоточения», т.е. мнимой пассивности. На самом деле карьерные цели планируются, но для реализации их субъект осознанно выбирает оптимальные время и обстоятельства. Когда такой момент приходит, человек действует уверенно и активно, достигая успеха за счет собственных ресурсов: способностей, настойчивости и стремления к самосовершенствованию. Такой подход позволяет минимизировать затраты по достижению целей.

9. «Бульдозер»/ «кукушка»/ «акула»/ «удав»/ «волк в овечьей шкуре» - стремление к достижению карьерных целей любой ценой, даже путем «уничтожения» конкурентов. Перечисленные варианты отличаются степенью агрессивности, откровенности и осознанности:

- «кукушка» действует без явной агрессии и часто неосознанно «выпихивает» конкурента; при этом сама может и не стремиться взлететь высоко, она, скорее» освобождает себе ближайшее пространство;

- «бульдозер» движется открыто и бесцеремонно, но без особой агрессии, оставаясь безразличным к нуждам конкурентов;

- «акула» агрессивна, выискивая и «пожирая» жертву быстро и жестоко; ведет себя так всегда и везде: уничтожение конкурента – всего лишь дело времени;

- «удав» - оставаясь внешне невозмутимым, находит оптимальный момент для устранения конкурента: медленно и без явной агрессии окружает жертву и спокойно ее душит; пока жертва жива, она может даже не догадываться об опасности;

- «волк в овечьей шкуре» - демонстрация мнимой слабости и даже некоторой зависимости от конкурента, в результате чего «волку» удается в нужный момент совершить нападение и захватить выигрыш.

10. «Король Лев» - тактика карьерного поведения человека, который способен достигать успеха без видимого напряжения. Это удается ему благодаря природной незаурядности и высокому потенциалу, которые он принимает как данность, и способен с достоинством нести свой статус. Он уверен в себе и готов преодолевать трудности. Ни кичливости, ни ложной скромности в его поведении нет. Цели, которые он себе намечает, сложны, но амбиции вполне обоснованны. Окружающие не могут не признавать его значительность, даже если у кого-то это вызывает зависть или раздражение. В случае неудачи «Лев» не опускается до сомнительных методов достижения цели и с достоинством переносит поражение.

11. «Павлин» -тактика создания привлекательного имиджа, который соответствовал бы высокому статусу. Умение позиционировать частично компенсирует недостаток способностей и помогает данному персонажу с молодого возраста достигать успеха в служебной карьере. При этом его стремление к саморазвитию очень поверхностно и часто приводит к расширению общей эрудиции, нежели к истинному совершенствованию. Иногда «Павлин» пытается конкурировать со «Львом», но в случае прямой конкуренции он всегда проигрывает. Выигрыш доступен для него только в том случае, если он воспользуется тактикой «акулы» или «волка в овечьей шкуре».


12. «Вольный ветер» - тактика, при которой проявляется независимость субъекта от общественного мнения и стереотипов относительно карьерных целей. Выстраивание личной карьеры происходит только в тех направлениях и в те периоды жизни, когда человек испытывает в этом внутреннюю потребность. Порывы активности могут чередоваться с периодами «затишья». Это может быть связано с пересмотром жизненных целей и необходимостью уединиться, чтобы собраться с силами для следующего периода деятельности. В это время окружающим кажется, что человек перестает заботиться о статусе, карьере и материальных благах.

13. «Серая мышка» - поведение, проявляющееся во внешнем отсутствии явного стремления к построению карьеры. Однако на уровне самой «мышки» это не так. Для нее критерием карьерного роста является степень обеспеченности и защищенности «норы», т.е. достижение стабильности материального благополучия. Если данная цель достигнута, то проблемы саморазвития и карьерного продвижения для «Мышки» не актуальны.

Разновидность данной тактики – тактика «Пиявки». Управление карьерой этой ничем не примечательной личности ограничивается весьма конкретными целями: найти источник пищи и удержаться на нем. Периодически источник может меняться, но тактика остается неизменной.

14. «Пластилиновый человечек» - тактика карьерного поведения, заключающаяся в приспособлении к внешним условиям без анализа сущности процесса. Несмотря на возможное повышение статуса, внутреннего развития не происходит. Такой человек не способен к глубокому анализу и не считает это важным. Его карьерные приоритеты проявляются в умении придать себе надлежащий вид, чтобы «вписаться» в существующую систему. Внешняя скромность и лояльность на нижних ступенях карьерного развития по мере продвижения вверх могут смениться на подавляющую властность. Личная карьера, как правило, сводится к тому, чтобы к концу служебного продвижения остаться в наиболее выгодной для себя форме.

15. «Рак-отшельник» - тактика, предполагающая минимальную активность из-за истинного отсутствия интереса к построению какой бы то ни было карьеры.

Как видно, описанные тактики карьерного развития отличаются друг от друга степенью активности субъекта по отношению к внешним обстоятельствам, спланированностью стратегии и системой ценностно-смысловых ориентаций.

Выбор целевой карьерной установки в значительной степени обусловлен родительскими предписаниями, которые диктовались человеку в детстве и его предшествующим опытом, в результате которого некоторые усвоенные ранее ценности пересматривались и трансформировались. Осознание своей карьерной тактики помогает внести в нее необходимые коррективы.


Вопрос 3. Технология активного самопродвижения на рынке труда.
Стремление человека к карьерному развитию приводит к необходимости анализировать не только свои собственные ресурсы, но исследовать специфику современного рынка труда, отыскивать наиболее эффективные технологии и инструменты карьерного развития.

Управление личной карьерой, как правило, сопряжено с необходимостью уделять внимание профессиональной и деловой сфере. Практика показывает, что при отсутствии профессионального или должностного продвижения на протяжении 4-5 лет неизбежно приводит к эмоциональному «выгоранию». А невозможность развивать личную карьеру в разнообразных направлениях, помимо профессионального, создает условия для профессиональной деформации. В результате эмоционального выгорания мотивация к работе снижается, как и качество деятельности. Профессиональная деформация тормозит личностное развитие, снижает способность к адаптации в меняющихся условиях, приводит к закреплению стереотипов и «шаблонному» мышлению.

По этой причине освоение технологии самопродвижения на рынке труда становится насущной необходимостью. Рассмотрим основные элементы данной технологии.

При первых признаках дискомфорта, предлагаем выполнить следующие действия:

1. Провести диагностику причин и выявить, что стало источником неудовлетворенности: сфера деятельности или отдельные функции, статус, качество или количество результатов, психологическая атмосфера или что-то иное.

2. Провести «ревизию» своей профессиональной и личностной ценности, проанализировав все свои компетенции и другие ресурсы и выявив преимущества и ограничения в области развития карьеры. Важно иметь в виду, что преимущества – это уже имеющийся ресурс, а ограничения следует рассматривать как «зону развития». Это означает, что наличие ограничений не является фатальным. Большинство существующих на данный момент ограничений перестанут быть таковыми, если найти возможности для развития в данном направлении преобразования индивидуального стиля деятельности.
3. На основании сделанных выводов наметить план преобразований.

Если проблема относится к служебной карьере, и профессиональный потенциал работника высок, то причины дискомфорта возможно устранить, обсудив их с руководителем. При этом проблемы материального вознаграждения или профессиональных полномочий необходимо решать не только высказывая собственные пожеланиями, но внося конструктивные предложения. Зачастую на решение подобных проблем требуется время и дополнительные ресурсу, поэтому важно не торопиться с выводами. Если же такие изменения исключены по объективным причинам или в силу организационных факторов руководитель не может пойти навстречу, то есть повод задуматься о дальнейшем пребывании в данной организации.

4. В случае невозможности изменить ситуацию на работе, несмотря на предпринятые усилия, провести мониторинг рынка труда и наметить список потенциальных работодателей.

5. Изучить каждую из компаний-работодателей на предмет условий труда, карьерных возможностей и специфики деятельности. Выбрать из них наиболее привлекательные.

6. Подготовиться к контакту с каждой из них, для чего необходимо:

- познакомиться с реализуемыми проектами компании;

- выявить актуальные проблемы, стоящие перед их руководством и коллективом;

- проанализировать, применимы ли личные и профессиональные качества

соискателя для разрешения выявленных проблем;

- сформировать пакет предложений для работодателя, подкрепленный реальными

данными, учитывающий специфику и ресурсы компании, а также

подразумевающий использование компетенций соискателя;

- составить резюме и мотивационное письмо по работе в данной компании.

7. Продумать, какой имидж является наиболее удачным для соискателя, претендующего на выбранную должность. Создать необходимый имидж, стараясь сочетать в нем требования стандартов (профессиональных, деловых и корпоративных) и элемент индивидуальности, который бы положительно характеризовал Вас и выделил Вас из группы соискателей. Чтобы отыскать такой элемент, полезно посоветоваться с близкими, вспомнить мнения о себе других людей и сделать соответствующий вывод.

8. Встретиться с HR-менеджером и постараться заинтересовать своей кандидатурой, не забывая задавать вопросы о компании и условиях работы. Если желание работать в данной организации остается прежним, убедить HR-менеджера в полезности Ваших предложений и попросить его передать руководителю подготовленное письмо.

9. Будучи принятым на работу в компанию и адаптировавшись в ней, наметить план карьерного и профессионального продвижения. Для этого более глубоко проанализировать факторы, влияющие на достижение данных целей. Наметить план ближайшего (на 1-3 года) и, если есть желание, стратегического (на 3-5 лет) развития в данной компании.

10. Работая в компании, продолжать периодический просмотр предложений о вакансиях в интересующих направлениях, чтобы иметь представление о тенденциях профессиональной сферы и собственных карьерных возможностях. Полезно подписаться на рассылки соответствующих сайтов. Эти данные помогут более разумно выстраивать отношения с работодателем и держать открытыми перспективы дальнейшего развития. Некоторые кадровые агентства рекомендуют также оставлять свое резюме на их сайтах и в том случае, если в данный момент у специалиста есть стабильная работа.

Если выявленная причина неудовлетворенности относится к личной карьере в целом, то потребуются комплексные действия, включающие в себя:

1. Анализ удовлетворенности личной карьерой на данном этапе, который заключается в оценке качества жизни по существенным для Вас критериям и выставлении соответствующего количества баллов (от 0 до 10):

- обеспеченность деньгами и другими материальными благами (в соотношении с уровнем ваших потребностей);

- обеспеченность жильем;

- удовлетворенность семейной жизнью (если есть собственная семья) или удовлетворенность взаимоотношениями с любимым человеком (если он есть);

- удовлетворенность взаимоотношениями с детьми;

- удовлетворенность взаимоотношениями с родителями и родственниками;

- удовлетворенность работой (если она есть);

- удовлетворенность возможностью реализовать разнообразные интересы помимо профессии: хобби, духовные потребности и пр. (по каждому направлению – отдельная шкала);

- удовлетворенность состоянием здоровья;

- удовлетворенность собой;

- степень реализации своих жизненных задач;

- удовлетворенность жизнью в целом.

Чтобы сделать объективный вывод о своем состоянии на данный момент, необходимо сложить баллы по всем актуальным для Вас шкалам и разделить на количество выбранных шкал. Получится средний показатель удовлетворенности личной карьерой.

Важно также принять во внимание и те минимальные показатели. Шкалы, на которых отмечено минимальное количество баллов, указывают на основные источники дискомфорта. Изменения в этих направлениях должны стать приоритетными.

2. Выделение жизненных приоритетов на данном этапе.

3. Формулировка целей и формирование внятного образа желаемого результата.

4. «Визуализация» результатов для проверки их привлекательности.

5. «Ревизия» необходимых ресурсов для реализации нового плана.

6. Определение временных рамок для достижения целей.

7. Подбор подходящих инструментов, методов и технологий для реализации намеченного плана.

8. Поиск возможных «союзников» и «попутчиков», т.е. партнеров, заинтересованных в сотрудничестве, в совместном продвижении в данном направлении или в достижении Вами Ваших целей.

9. Реализация первых шагов в соответствии с планом и анализ промежуточных результатов.

10. Внесение корректив и дополнений в намеченный план по ходу реализации.

 

Немаловажным в управлении карьерой фактором является овладение мастерством самоимиджирования и самоменеджмента.

Самоменеджмент - искусство управления собой необходим, чтобы сделать процесс построения карьеры осознанным и целенаправленным. Не зря мыслитель Д.Савил утверждал: «Тот кто владеет собой, владеет миром». Самоменеджмент предполагает способность к целеполаганию и самомотивации, планирование и управление собственным временем, управление отношениями с другими людьми и пр.

Самоимиджирование подразумевает под собой процесс создания собственного имиджа не как «маски» под которой можно спрятать свои недостатки или с помощью которой можно продемонстрировать несуществующие достоинства. Имиджирование, по мнению В.М.Шепеля, основателя имиджелогии в России, - это «искусство светиться людям». Суть его в том, чтобы сделать собственный образ более комфортным для восприятия, аналогично тому, как мы придаем уют своему жилищу, ожидая гостей. Но истинный уют в доме существует тогда, когда хозяева постоянно заботятся об удобстве, красоте и чистоте не только накануне прихода гостей. Также и привлекательный имидж возможен только тогда, когда человек заботится о его содержании и внешних проявлениях одинаково внимательно, продолжает совершенствовать его.

И главное в управлении карьерой – помнить, что успех возможен только при осознанном желании достигать поставленных целей. Успех – всегда результат, складывающийся из природных задатков, способностей, индивидуального стиля деятельности, мотивации и усилий, затраченных на достижение.

Для подготовки к семинару:

 

Ø Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

1. Какие примеры, подтверждающие выполнение перечисленных в п.1. принципов управления карьерой Вы можете привести?

2. Какие сложности возможны при применении данных принципов?

3. Согласны ли Вы с принципами А.В.Суворова в отношении управления карьерой? Аргументируйте мнение примерами из опыта.

4. Какие карьерные тактики Вы считаете наиболее эффективными? Какие примеры использования карьерных тактик реальными людьми вы можете привести?

5. Какую информацию о компании необходимо выяснить на собеседовании с HR- менеджером компании, куда Вы собираетесь устраиваться?

Ø Напишите небольшое эссе (объемом в 2-3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

1. Реализация активных и выжидательных карьерных тактик: преимущества и проблемы.

2. Агрессивные карьерные тактики в действии (на примерах современных представителей бизнеса и политики).

3. Свойства личности как основа выбора карьерной тактики.

4. Приемы делового взаимодействия руководителя с подчиненными на основе учета их карьерных тактик.

5. Стратегический план моей личной карьеры.

 







Date: 2015-09-24; view: 3341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию