Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 2. Роль направленности и установок в формировании карьерных и жизненных целей
Направленность - система устойчивых мотивов (ведущих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), регулирующих деятельность личности в изменяющихся внешних условиях. А.Н Леонтьев назвал направленность смыслообразующим мотивом. Направленность оказывает организующее влияние и на психические состояния и на психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые). Направленность выражается в различных формах: как ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Кроме того, она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, в зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить такие формы направленности: - профессиональную (на сферу деятельности – художественный образ, природа, механизмы и пр.) - эмоциональную (оптимизм – пессимизм); - направленность внимания (экстраверсия - интроверсия); - когнитивную (на определенную сферу знания) и проч. Среди форм направленности, классифицируемых по уровню организации, отметим наивысшие: - мировоззрение — система философских, эстетических, естественнонаучных, этических и других взглядов на окружающий мир; - убеждение — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Именно эти формы направленности лежат в основе жизненного сценария человека (естественно, только в том случае, если они сформированы) и обусловливают особенности личной карьеры человека. При неблагоприятных обстоятельствах развития система ценностно-смысловых ориентаций личности неустойчива, т.к.высшие ценности не осознаются человеком как значимые и не могут определять волевое поведение человека в полной мере. В результате личность «застревает» в инфантильном состоянии и легко попадает под влияние более сильных, не будучи готовой достигать личных целей и нести ответственность за свои решения. Это приводит к невозможности планировать и управлять личной карьерой. В современной литературе по нейро-лингвистическому программированию (НЛП) можно встретить понятие «метапрограммы». Метапрограмма по содержанию сопоставима с направленностью, поскольку определяет тенденции в поведении и эмоциональных реакциях человека. Направленность, определяемая метапрограммой, обычно имеет два противоположных «полюса». Исследователи считают, что метапрограммы закладываются уже во внутриутробном периоде и являются достаточно устойчивыми. Выделяют, например, следующие метапрограммы: - направленность деятельности - на процесс или на результат; - направленность деятельности - на отношения или на задачу; - направленность на стремление к выигрышу или бегство от опасности; - направленность на изменения (революционизм) или на сохранение прежнего (консерватизм); в данной метапрограмме существует и промежуточный вариант – реформизм (стремление к изменениям при сохранении ценных достижений); - направленность на себя (эгоизм) или на других (альтруизм); - направленность на внешние объекты (экстраверсия) или на внутренние состояния (интроверсия) и т.п. Таким образом, направленность – это своеобразно переживаемое человеком избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность и личную карьеру. Наряду с направленностью личности на построение личной карьеры и реализацию акме оказывают существенное влияние установки человека. Под установкой подразумевают готовность, предрасположенность человека действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. Зная установки человека можно достаточно точно спрогнозировать его поведение в конкретной ситуации. Таким образом, установки в формировании личной карьеры выполняют важные функции: а) придают устойчивость, последовательность, целенаправленность деятельности в непрерывно изменяющихся ситуациях; б) ускоряет принятие решения и помогает контролировать протекание деятельности на уровне автоматизма в стандартных ситуациях. Как видно между направленностью и установкой есть много общего и то, и другое выполняет регуляторную и активизирующую функции в деятельности человека. Но в масштабе личной карьеры и жизненного сценария они играют разные роли. Установка является элементом направленности личности, наряду с целями, потребностями, интересами и пр. В свою очередь установки могут регулировать деятельность на трех уровнях: - смысловом; - целевом; - операциональном. С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей социальной среды, защищает свою самооценку и статус в обществе в напряженных ситуациях, самоутверждается и познает действительность, придавая ее объектам личностный смысл. Смысловые установки, таким образом, носят стратегический характер и определяют наиболее значимые этапы жизненного пути человека. Смысловая установка, направленная на построение карьеры повышает ценность самореализации в обществе, усиливает мотивацию к активной деятельности и помогает адаптироваться даже в сложных условиях. Целевые установки обусловлены ожидаемым конкретным результатом действий и «вытекают» из смысловых установок. Целевые установки связаны с процессом деятельности на тактическом уровне и во многом определяют социальное поведение человека, проявляясь в конечном итоге и в его характере. Операциональные установки формируются и проявляются при выполнении конкретных операций как способы действий (темп, движения и пр. особенности) и проявляются в стереотипности мышления, приверженности привычкам. В отличие от целевых и операциональных установок, которые можно изменить в процессе деятельности, изменение смысловых установок возможно только путем изменения системы ценностей. Таким образом, можно утверждать, что все уровни установок взаимообусловлены (см. рис.12). Рис 12. Взаимосвязь и взаимообусловленность установок.
Система ценностей определяет поставленные цели и способы их достижения. С другой стороны, сформировавшиеся привычки и стереотипы помогают или не позволяют достичь той или иной цел, и человек предпочитает преследовать те цели, достижение которых возможно. Достигнутые и недостигнутые цели влияют на переоценку ценностей, что в итоге может привести к изменению смысловых установок.Роль операциональных, целевых и смысловых установок в формировании личной карьеры иллюстрирует русская поговорка: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Однако установка может и снижать личную эффективность человека, затрудняя его приспособление к изменившимся условиям и порождая инертность и консервативный подход. Установки, утратившие свою актуальность и препятствующие продуктивной деятельности человека, называются иррациональными. Проблема заключается в том, что в период их формирования они могли иметь рациональную основу, т.е. были объективно оправданными. Но новые условия предъявляют иные требования и предоставляют новые возможности, которые уже не укладываются в рамки старых установок, которые становятся ограничителем в приспособлении человека к изменениям среды. Date: 2015-09-24; view: 890; Нарушение авторских прав |