Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентировочный тест школьной зрелости





/Вербальное мышление/ Йирасек С.: Диагностика психического разви­тия.- Прага, 1978.- С. 263-264/

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь - 0, неправильный ответ - - 5,

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...?

Обедаем, мы едим суп, кашу, мясо - 0, ужинаем, спим и другие ошибки - 3.

3. Днем светло, а ночью...?

Темно - 0, неправильный ответ - -4.

4. Небо голубое, а трава..?

Зеленая - 0, неправильный ответ - -4.

5. Черешня, груши, сливы, яблок - это что?

Фрукты - 1, неправильный ответ - -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд и т.п. - 0, неправильный ответ - - 1.

7. Что такое Москва, Ленинград, Киев?

Города - 1, станции - 0, неправильный ответ - -1.

8. Который час? /Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть и пять минут двенадцатого/.

Хорошо показано - 4, показаны только четверть, целый час - 3, не знает часов - 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака -.... малень­кая овечка -...?

Щенок; ягненок - 4, только одно из двух - 0, неправильный ответ - -1.

10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них

оди­накового?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти /до­статочно одного подобия/- 1, на кошку /без приведения знаков по­добия/ - 0, на курицу --3.

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?

Две причины /тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить­ся в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окон­чания езды/ - 1, одна причина - 0, неправильный ответ - -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

2 общих признака /они из дерева и железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плос­кие/ - 3, одно подобие - 2, неправильный ответ - 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающее или привидение двух общих признаков /по 4 ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям/ - 3, одно подобие - 2, неправильный ответ - 0.

14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали тут на столе?

У винта нарезка /резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки/ - 3, винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, у винта гайка - 2, неправиль­ный ответ - 0.

15. Футбол, прыжки в высоту, плавание - это...?

Спорт /физкультура/ - 3, игры /упражнения, гимнастика, состязание/-2, неправильный ответ - 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль --4, толь­ко три наземных транспортных средства или полный перечень с само­летом или кораблем, но только после объяснения, что транспортное средство - это то, на чем мы ездим, передвигаемся - 2, неправиль­ный ответ - 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними

разница?

Три признака /седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, слышит, чаще болеет, умрет рань­ше, чем молодой/ - 4, одно или два различия - 2, неправильный от­вет /у него палка, он курит и т.п./ - 0.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины /чтобы быть здоровым, закаленным, сильным, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и т.п./-4, одна причина - 2, неправильный ответ - 0.

19. Почему это аморально /плохо/, когда кто-то уклоняется от работы? Остальные должны на него работать /или другое выражение того, что кто-то другой несет ущерб/ - 4, он ленивый, он мало зарабатывает, и не может ничего себе купить - 2, неправильный ответ 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за перевозку /пересылку/письма - 5, тот другой должен

был бы уплатить штраф - 2, неправильный ответ - 0

Результаты теста - это сумма баллов /+ и -/, достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результата:

а/ 24 и больше - высокий;

б/ от 14 до 23 - средний;

в/ от 0 до 13 - ниже среднего;

г/ от -1 во -10 - низкий;

д/ -11 и меньше - очень низкий.

3. Определение степени владения ребенком мыслительными операциями

Для изучения операции сравнения проанализировать ответы ре­бенка по тесту Йирасека №№ 10, 12, 13, 14, 17.

Анализ данных. Может ли ребенок выделить линии /основания/ для сравнения. Если да, то, сколько в среднем /1,2,3, больше 3/. С какими вопросами он справился легче /при установлении сходства или различия/? Все ли основания выделены на основе чувственно воспринимаемых признаков или имеются основания по абстрактным признакам?


Для изучения операции обобщения проанализировать ответа на вопросы до №№ 5, 7, 15.

Анализ данных. Проанализировать ответы ученика и определить правильность выполнения. Определить, по каким основаниям делается обобщение признаков /например, по цвету, форме т.п./.

Дополнительный эксперимент проводится студентом по желанию или в том случае, когда трудно решить вопрос на основе анализа ответов ребенка по тесту Йирасека.

Студент заготавливает карточки с изображением животных, птиц, насекомых и раскладывает их по рядам: 1 ряд - воробей, го­лубь, дятел; 2 ряд - оса, лиса, стрекоза; 3 ряд - волк, бабочка, снегирь. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как можно назвать всех, кто нарисован в 1 ряду? На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Посмотри на рисунки в третьем столбике /не путать столбик с рядом/; что общего у всех кто там нарисован? /Все летают/. Сравните животных первого и второго сто­лбика. Что вы заметили общего? /В каждом столбике изображены птица, насекомое, зверь/. Задание взято из книги Г.С.Швайко «Игровые упражнения для развития речи" /М., 1988/.

Анализ данных провести аналогично тому, как делается по тесту Йирасек.

4. Определение развития отдельных познавательных процессов. Изучение процесса мышления.

Эксперимент 1. Противоположные понятия.

Инструкция. «Я буду говорить тебе слова, а ты будешь гово­рить слово, обозначающее что-нибудь обратное, противоположное. Если я говорю "большой", что ты скажешь? Дождаться ответа, если не ответит, то сказать "маленький".

Слова для предъявления: высокий, чистый, широкий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.

За ошибку считать, если ребенок будет давать ответ с "не-". Например, высокий - невысокий и т.п.

Анализ данных. Подсчитать в процентах правильность выполнения задания. Проанализировать, что делал ребенок в случае затруд­нения /давал ответ или молчал/. Проанализировать слова, вызвавшие наибольшие затруднения, и высказать вое предположение, почему?

Эксперимент 2. Четвертый лишний /на обобщение/.

Студент заготавливает карточки, на которых изображены сле­дующие предметы: а/карандаш, портфель, тетрадь, шляпа; б/стол, стул, книжный шкаф, чайник. Перед ребенком выкладывается сначала один набор карточек, после выполнения - другой. Задача - убрать лишний предмет. Необходимо спросить ребенка, почему он убрал именно этот предмет, ответ записать.

Анализ данных. Проанализировать ответ ученика и определить правильность выполнения, обращая особое внимание на то, по какому основанию делается обобщение признаков.

5. Изучение кратковременной памяти.

Повторить ряд цифр: 3-1-7-5-9, 4-2-3-8-5, 9-8-1-5-7.

Цифры надо произносить, избегая ритмических ударений, каждую цифру несколько скорее, чем за 1 секунду. Не предупреждать заранее, сколько будет цифр. Точное название каждого ряда цифр - 1 балл, с неточностью - 0,5 балла, ошибочное - 0 баллов.

Повторить ряд из трех цифр в обратном порядке. Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову тебе три цифры, но ты повторишь их наоборот. Так, я скажу тебе: «1,2,3»,а ты скажешь: «3,2,1». Понял/а/? Слушай и повтори наоборот: 2-8-3, 4-2-7, 5-3-6.


Достаточно одного ряда цифр из трех правильно повторить.

Повторить фразу.

а/ Как смешно! Маленькая мышка пьет молоко на кухне

б/ Коля весело провел лето: он катался все дни на лодке.

в/ Мы пойдем гулять. Дайте мне нарядную шляпу.

Одна из трех фраз должна быть повторена без ошибок.

Высокий уровень - 9-6; средний - 4-5,9; низкий - 0-3,9.

6. Изучение воображения

Ребенка просят дорисовать следующие элементы так, чтобы что-нибудь получилось: треугольник, квадрат, окружность. После выполнения задания предложить нарисовать что-нибудь, чтобы вошли сразу три элемента в один рисунок.

Анализ данных. Вызвало ли затруднение задание? Если да, то с чем ребенок не смог справиться? Оценить оригинальность рисунков /чаще всего дети дорисовывают квадрат и треугольник до домика, а окружность до солнышка/.

7. Методики для изучения интеллектуальной готовности детей.

Студенту предлагаются методики, разработанные Л.И.Переслени, Л.Ф. Чупровым /см.: Определение уровня развития словено-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989,- № 5,- С. 154 - 158/.

1. Субтест на осведомленность – 5 проб.

1. Месяц зимы... /сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март/.

2. В году... / 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес./.

3. Отец старше своего сына... /часто, всегда, никогда, редко, иногда/.

4. У дерева всегда есть... /листья, цветы, плоды, корень, тень/.

5. Пассажирский транспорт... /комбайн, самосвал, автобус, тепловоз, экскаватор/.

Инструкция. Для первой пробы после первого прочтения: «Какое слово больше подходит?" При правильном ответе - 1 балл. Если ответ ошибочный: «Неправильно, подумай еще». При правильном ответе после второй попытки /перед второй попыткой экспериментатор читает пробу еще раз/ - 0,5 балла. При неправильном ответе со второй попытки - 0 баллов.

Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные 4 пробы субтеста.

2. Субтест на классификацию, сформированность понятий – 10 проб.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, пруд. 3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.5. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.6. Курица, утка, гусь, индюк. 7. окружность, треугольник, квадрат. 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Инструкция. Для первой пробы после первого прочтения: «Одно слово из пяти лишнее, не подходит. Его надо исключить». Второе прочтение: «Какое слово лишнее?». При правильном ответе задается вопрос: «Почему?» /для проб 1-6/. При правильном объяснении – 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. При ошибочном ответе предлагается подумать еще. При правильном – 0,5 балла, при неправильном – 0 баллов.


3. Субтест на словесно-логическое мышление, аналогию – 5 проб.

1. Огурец Гвоздика_______________

Овощ Сорняк, роса, садик, цветок, земля

 

2. Огород Сад______________________

морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

 

3. Часы Градусник_____________________

время Врач, стекло, больной, кровать, температура

 

4. МашинаЛодка__________________

Мотор Река, маяк, парус, волна, берег

 

5. Стол __Пол_____________________

Скатерть мебель, ковер, доски, пыль, гвозди

 

 

Инструкция: Для первой пробы после первого прочтения: «Надо подобрать к «гвоздике» такое слово, которое подходило бы к ней так же, как «овощ» к «огурцу». Второе прочтение: «Огурец / пауза/ - овощ, гвоздика - … /последовательно читается весь ряд из слов знаменателя/. Какое слово подходит?» Дополнительные вопросы не задаются.

4. Субтест на обобщающее слово, сформированность понятий -5 проб.

1. Окунь, карась - …. Огурец, помидор -… 3. Шкаф, диван - … 4. Июнь, июль -…. 5. Слон, муравей - …..

Инструкция. После первого прочтения: «Каким обобщающим словом их можно назвать?». Второе прочтение – пауза – ответ.

Оценка решений проб третьего и четвертого субтестов такая же, как для первого субтеста.

Критерии оценки успешности решения проб:

а/ наивысший – 25 -20 баллов;

б/ средний – 19 -16 баллов

в/ низкий – 15 – 13 баллов;

г/ очень низкий – 12 баллов.

После проведения исследования по изучению интеллектуальной готовности ребенка рекомендуется дать качественный и количественный анализ полученных данных. Количественный анализ заключается в определении уровня в соответствии с набранными баллами. Качественный анализ предполагает уточнение того, как ребенок справляется с тем или иным заданием, что вызвало наибольшие трудности.

На основе полученных в ходе экспериментов данных по изучению интеллектуальной готовности ребенка заполняется следующая таблица.

 

Таблица 1.

Ф.И.О. Тест Керна-Йирасека Физическая готовность Интеллектуальная готовность Выводы
        Итог         Итог               Итог Выводы
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.                                    
                                       

 

Изучение личностной готовности

1. Определение отношения 6-7 –летних детей к школе и учению.

Необходимо провести с испытуемым ребенком беседу следующего содержания, взятую из работы Я.Л. Коломинского, Е.Н. Панько «Учителю о психологии шестилетнего возраста» / М., 1988. - С. 37/.

1. Хотел ли ты идти в школу? / Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе/.

2. Почему / по какой главной причине / ты хотел / не хотел/ идти в школу? /Осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу/.

3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился /тебя готовили/?/Выявляет, какие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе/.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится /не нравится/ больше всего? /Выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей/.

5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты лучше занимался дома, как проводил свой день?/ Отсутствие или наличие у ребенка учебных ориентаций в ситуации необязательности посещения школы/.

6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты отел узнать, чем заняться? /Место школьных интересов среди всех остальных условиях свободного выбора /.

Ответы ребенка протоколируются. На основе анализа беседы делаются выводы о степени обоснованности и глубины интереса ребенка к школе.

П. Изучение общего понимания смысла жизненных ситуаций.

Предлагается провести с испытуемым следующий эксперимент.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе фразы, а ты должен будешь, определить, глупые они или нет?»:

- Так как шел сильный дождь, Коля, чтобы не промокнуть, бросился в озеро.

После того как ребенок ответит положительно или отрицательно на вопрос, следует спросить: «Что глупого в этой фразе?» Аналогичная работа проводится еще с использованием трех фраз, которые приведены ниже:

- Этот мальчишка бросил в меня камнем и разбил мне глаз. Я очень благодарен ему за это.

- Ты очень хорошо отвечал на вопросы во время урока, поэтому я ставлю тебе «два», - сказала учительница.

- Ты опоздал на урок на 20 минут, я хочу тебя похвалить, ты очень хорошо сделал, - сказала учительница.

Первые две фразы относятся к повседневной жизни ребенка, две последующие по ситуации относятся к школе. На основе анализа ответов ребенка делается вывод о том, понимает ли он нелепости в приведенных фразах, как он решает ситуации с общежитейской и школьной тематикой.

Ш. Определение направленности ребенка на школу.

Следует провести эксперимент с использованием загадок на школьную тематику. Например,

1. В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопки – что угодно для души. /Пенал/.

2. В черном поле заяц белый прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? … /Мел/.

3.Грамоты не 0знаю, весь век пишу /ручка/.

4. Если ей работу дашь, зря трудился карандаш. / Резинка/.

5. Есть совсем другая птица, если сядет на страницу, то с поникшей головой возвращаюсь я домой. / «2»/.

6. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. /Дневник/.

Анализ данных. Провести количественный анализ о выполнении задания с точки зрения правильности. Сделать вывод о направленности ребенка на школьную тематику.

Результаты по изучению личностной готовности необходимо отразить в следующей таблице личностной готовности:

 

вид эксперимента результат
   

 

Проанализировав полученные данные по всем видам готовности ребенка к обучению в школе, студент в самом общем виде пытается определить, какова степень готовности испытуемого. В обобщенном виде можно выделить низкую, среднюю и высокую степень готовности в каждом направлении. Студент заполняет таблицу:

Итоговые данные о степени готовности испытуемого

 

вид готовности уровень готовности
низкий средний высокий
физическая интеллектуальная личностная      

 







Date: 2015-09-24; view: 1097; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию