Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалы к приложению 31





Инструкция

к проведению психофизического обследования

Психофизическое обследование детей проводится с целью выявления у них отставания в развитии необходимых функций: моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга / тест Керна-Йирасека/.

Определение степени «школьной зрелости» по тесту Керна-Йирасека может проводиться индивидуально или одновременно у группы детей из 10-15 человек. Остальные исследования проводятся с каждым ребенком отдельно в специально отведенном помещении.

Тест Керна-Йирасека /ориентировочный тест «школьной зрелости»/.

Ребенку /или группе детей/ дается чистый лист бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка, дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было удобно взять его и правой, и левой рукой.

Тест состоит из трех заданий: 1/ рисунок человека; 2/ срисовывание короткой фразы из трех слов «Он ел суп»; 3/ срисовывание группы точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения первого задания, к которому дается следующая инструкция: «Здесь /каждому показывается, где/ нарисуй какого-нибудь мужчину/дядю/ так, как умеешь».

Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещается. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как умеешь». Разрешается ребенка подбодрить, если он не может начать работу, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал. Рисуй дальше».

На вопрос, можно ли рисовать «тетю», необходимо объяснить, что все дети рисуют «дядю», поэтому и он /она/ должен рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.

После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией пополам /это можно сделать заранее/.

Для выполнения второго задания необходимо приготовить 2-10 карточек /размером примерно 7-8 см на 13-14 см/, на которых пишется фраза «Он ел суп» / вертикальный размер строчных букв – 1см, заглавных – 1,5 см/. карточка фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа.

Задание 2-ое формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и верхней части листа /показать, где/ напиши так же». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки, и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.

Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения 3-его задания. На них изображается группа точек /расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр – 2 мм/.

После выполнения ребенком второго задания забирается у него карточка и на ее место кладется вторая / с точками/ таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз.

К третьему заданию дается инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам /а/ нарисовать такие же в нижней части листа» /показать где/.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Примерные критерии оценки каждого задания по 5-ти балльной системе /1 балл – наилучшая оценка, 5 - наихудшая/.

ЗАДАНИЕ 1 / рисунок человека/

1 балл - у нарисованной фигуры должны быть туловище, голова, конечности. Голову с туловищем соединяет шея / она должны быть не более чем туловище/. На голове должны быть волосы/ возможно шляпа или шапка/, уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5-ю пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, ноне должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы конечностями. Конечности / достаточно лишь одной пары/ изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

ЗАДАНИЕ 2 /срисовывание написанного текста/.

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в два раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30.

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

ЗАДАНИЕ 3 /срисовывание группы точек/

1 балл – точное воспроизводство образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любе уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше, чем на половину.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: 1 точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольник, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек /не менее 7, но не более 20/.

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек – несущественны. Другие изображения недопустимы.

5 баллов – каракули.

Сумма выполнения отдельных заданий представляет общий результат исследования. Развитие детей, получивших от 3 до 6 баллов, рассматривается выше среднего /зрелый/; от 7 до 11 баллов как среднее; от 12 до 15 – ниже нормы /незрелый/. Детей, получивших 12-15 баллов необходимо углубленно обследовать.

По всем трем приложениям все результаты свести в одну таблицу, где представить выводы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗОЛЬНОЙ СФЕРЫ

Успешность обучения в 1 классе существенно зависит от трех параметров: развития у ребенка произвольного внимания, произвольной памяти и умения действовать по правилу.

Определение уровня произвольного внимания

Методика «Домик».

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

 

 

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматривается:

а/ неправильно изображенный элемент /1 балл/. Причем, если этот элемент неверно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крышке дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибок / или наоборот/, то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены и в правой и левой частях, то ставится 2 балла /за каждую часть по 1 баллу/. Неверно воспроизведенное количеств: элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т.е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе;

б/ замена одного элемента другим /1 балл/;

в/ отсутствие элемента /1 балл/;

г/ разрыв между линиями в тех местах, где они должны быть соединены /1 балл/.

Безошибочное копирование рисунка оцениваете, в 0 баллов. Та­ким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием выполняет задание «Домик» без ошибок и получает 0 бал­лов. Ребенок со средним развитием произвольного внимания допускает в среднем 1-2 ошибки и соответственно получает 1-2 балла. Дети, получившие больше 4 баллов, характеризуются слабым развитием про­извольного внимания.

Некоторые замечания к проведению методики:

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом.

По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекаемость ребенка, а также зафиксировать, если он рисует левой рукой.

Иногда некачественное выполнение задания вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу», что требует внимательного изу­чения образца и проверки результатов всей работы. О неприятии за­дания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образ­цом, и отдал работу, то допущенные в этом случае ошибки нельзя от­носить за счет плохого произвольного внимания.

В случае, если, ребенок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести эти элементы по образцу в виде са­мостоятельных фигур. Например, в качестве образцов воспроизведения предлагаются: круг, квадрат, треугольник и т.д. /различные элемен­ты рисунка «Домик»/.Делается это для того чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов в общем, рисунке с тем, что ребенок просто не может их нарисовать. Следует так же отметить, что при дефекте зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены /например, угол дома, соединение крыши и т.д./.

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Основные методы, применяемые студентом для изучения физичес­кой готовности, - наблюдение и эксперимент. Наблюдение проводится за ребенком в различных видах деятельности. В этой части работы в качестве параметров для изучения выступают следующие: общее физи­ческое развитие, моторика руки, координация движений, ловкость и точность движений.

Общее физическое развитие

Характеризуется на основе изучения медкарты, внешнего вида ребенка, отмечаются особенности его физического развития /рост, вес - нормальный, ниже нормы, выше нормы/, какие-либо дефекты.

Моторика руки

Материал: ножницы, лист картона или бумаги с изображением круга, квадрата, треугольника.

Проведение эксперимента: ребенка просят вырезать изображенные фигуры при помощи ножниц.

Анализ данных: высокий уровень - почти полное совладение вырезанного контура с намеченными линиями, средний - есть небольшие отклонения от контура/ несколько миллиметров/ по одну сторону образца, низкий – значительное отклонение от намеченного контура как в одну, так к в другую сторону.

Координация движений

Понаблюдать за ребенком на уроках физкультуры, ритмики, физкультминутках на уроках. Отметить: а/согласованы ли у него различ­ные виды движений, б/ правильно ли выполняет указания учителя, на­правленные на согласование движений руг, ног, туловища, головы и т.д.

Анализ данных: высокий уровень – все указания учителя выполняются правильно без ошибок; средний - допускает иногда ошибки, но сам их видит и исправляет; низкий - с трудом успевает делать то, что говорит учитель, часто допускает ошибки.

Ловкость движений

Понаблюдать за ребенком с точки зрения развития ловкости движений на уроках физкультуры, на переменах, во время переодевания в классе, во время уборки класса.

Анализ данных: высокий уровень - ловко выполняет различного рода заданий, средний - наблюдается некоторая неловкость в выполнении отдельных заданий, низкий - все валится из рук, за что ни возьмется.

Точность движений

Проанализировать, насколько точно ребенок копирует изображения в прописях, в тетрадях, бросает мяч в нужное место на уроке физкультуры и др.

Анализ данных: так же, как в моторике руки.

Изучение интеллектуальной готовности

Интеллектуальная готовность многоаспектна. Методики этого раз­дела позволяют определить: 1. Круг знаний и представлений ребенка, его общую осведомленность о явлениях окружающей действительности. 2. Степень владения ребенком мыслительными операциями. Развитие отдельных познавательных процессов.

Интеллектуальная готовность детей 6-7-летнего возраста исследуется разными методиками.

Date: 2015-09-24; view: 745; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию