Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как наука и как мировоззрение. Философия призвана изучать законы мира и процесс его познания





 

Философия призвана изучать законы мира и процесс его познания. Она генетически связана с наукой и формируется на основе противоречий между мифологическим мировоззрением и зачаточными научными представлениями. Начиная с середины XV в., наука начинает формироваться уже как самостоятельная область знания, как вид социальной деятельности.

Философия анализирует язык или научную методологию (например, логический позитивизм, лингвистическая философия). В предмет философии включаются знания всех прочих наук в их полном объеме – все знания о бытии.

И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель и др. трактовали философию как учение о всеобщем, о предельных основах бытия. Критериями научного познания, на основе которых философия может быть отнесена к научному знанию, являются объективность, рациональность, эссенциалистская направленность, особая системность знания, а также проверяемость выдвинутых утверждений. Философия влияет на художественное творчество, а искусство развивает эстетическую функцию философского творчества. Философия присоединяется к гуманитарному познанию, которое характеризуется специфическими познавательными приемами, диалогичностью субъекта и объекта.

Философия выражается в объективном анализе мира в его собственной логике и фактологии его существования, изучает способы существования мира, его значение для человека; обсуждает вопросы смысла жизни и смерти, человеческой свободы, ответственности и т. д.

К философским проблемам относятся вечные жизненные проблемы, связанные с осмыслением существования и деятельности человека.

Философия характеризуется теоретически обоснованным характером, является всеобщим мировоззрением, охватывающим природу, общество и человека.

Мировоззренческая сущность философии проявляется на индивидуально‑личностном, социально‑групповом и родовом уровнях. В категориальных формах философии мировоззренческие идеи обретают логическое, адекватное образное и эмоциональное выражение.

Функционирование философии возможно только на уровне философского вида знания, но никак не на обыденном уровне.

Философия объединяет свойства научного и вненаучного видов знания, ее предмет многомерен.

Философия является важнейшей составляющей человеческой культуры, позволяет максимально полно осмыслить культуру, интерпретировать насущные проблемы человечества. Она тесно связана с различными науками, искусствами и другими практическими действиями людей, дополняет и завершает любое специальное образование, помогает концептуально обосновать и выразить идеи различных научных исследований.

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. Первые философские идеи зародились в Египте, Шумерах, Вавилоне.

Во II тысячелетии до н. э. в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции формулируются философские идеи.

Философия Древней Индии

Во II тысячелетии до н. э. в Древней Индии начинают формироваться наиболее ранние философские идеи. Нам они известны по древнеиндийским литературным памятникам «Веды», в которых впервые была предпринята попытка философского истолкования окружающего человека мира.

«Упанишады» (IX–VI вв. до н. э) представляют собой философские произведения, в которых в соответствии с современными представлениями излагается материал, выдерживаются характер постановки проблем и их решения. Всего известно около сотни «Упанишад».

В наиболее знаменитых «Упанишадах» появляются идеи о существовании различных видов знаний, в т. ч. логики, грамматики, астрономии, военной науки и др. В них сформулированы и обсуждаются важные философские вопросы о сущности человека, его месте и роли в окружающем мире. Авторы «Упанишад» отводили значительную роль духовному началу, рекомендовали пассивно‑созерцательное поведение и полное отстранение от мирских забот.

Философия Древнего Китая

К ранним литературным (философским) памятникам Древнего Китая относится «И цзин» («Книга перемен»). Строго говоря, она является не философским произведением, а представляет собой литературно‑поэтические основы перехода от дофилософских и отчасти мифологических представлений к философским воззрениям.

Среди наиболее значительных имен, определивших проблематику и развитие древнекитайской философии на столетия вперед, следует назвать Лао‑Цзы и Конфуция. Их наследие позволяет получить объективное представление о философских исканиях того времени.


Сочинения Лао‑Цзы заложили основы первой философской системы Древнего Китая – даосизма. Центральное место в нем принадлежит категории «дао», которое не единожды, а постоянно появляется, рождается во Вселенной. Развитие по Лао‑Цзы происходит не по восходящей линии, а по кругу. Дао – это вечное непознаваемое начало, не воспринимаемое органами человеческих чувств, неизменное, не имеющее каких‑либо форм, предстающее как нематериальная духовная основа всех вещей и природных явлений, в т. ч. и человека.

Как мыслитель Конфуций во многом сформировался под влиянием древнекитайских рукописей. Популярность философу принесли содержательные и многочисленные комментарии к «Книге перемен».

К основным понятиям конфуцианства относятся «жэнь» (человеколюбие, гуманность), который предстает как фундамент этико‑политического учения и его конечная цель, и «ли» (почтительность, нормы общежития, социальный регламент), объединяющий широкий круг правил, регламентирующих все сферы общественной жизни.

По мнению Конфуция, в основе взаимоотношений между людьми должны лежать нравственные принципы, а в основе руководства обществом и государством – обычаи, традиции страны, уважение к предшествующим поколениям и здравый человеческий разум.

Философия Древней Греции

Категория «философия» впервые была использована Пифагором. Философами называли людей, исследовавших проблемы окружающего мира, пытавшихся постичь его и выяснить место и роль, которое занимает в нем человек.

В Древней Греции философия зародилась на рубеже VII–VI вв. до н. э. Первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и Гераклит, творившие в VI в. до н. э.

История античной философии разделяется на четыре периода:

• зарождение и формирование (VI в. до н. э.);

• зрелость и расцвет (V–IV вв. до н. э.);

• закат – греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода; Римская республика (III–I вв. до н. э.);

• 1‑й период – от Фалеса до Аристотеля;

• 2‑й – греческая философия в римском мире;

• 3‑й – неоплатоновская философия. В первом периоде, согласно характеру исследуемых проблем и их решению, выделяют три этапа. Первый из них охватывает в основном деятельность философов Милетской школы; второй – деятельность софистов; а третий ассоциируется с философскими идеями Платона и Аристотеля.

Особенность античной философии состоит в связи ее учений с учениями о природе, которые позднее дали жизнь самостоятельным наукам – астрономии, физике и биологии.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (возрождения античности) приходится на XIV–XVI вв. Она зародилась в Италии, и достигнув расцвета, выразилась в небывалом подъеме социально‑политической мысли, науки, литературы и искусства (Боттичелли, Данте, Дюрер, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Макиавелли, Микеланджело, Монтень, Петрарка, Томас Мор, Эразм Роттердамский и др.).

Формировавшаяся в этот период философия носила антропоцентрический характер. Главная черта данной эпохи – индивидуализм и индивидуальность в сфере мировоззрения и в общественной жизни.


Важным достижением философской мысли Возрождения становится определение дальнейших перспектив развития философии, культуры и науки. Незыблемые ранее позиции церкви пошатнулись, и на первый план вышли человек и мир.

В XIV – начале XV вв. происходит упадок философских и теологических систем, но укрепляются национальные государства, а отношения церкви и светской власти характеризуются борьбой за политическое господство. Одновременно происходит огромный скачок в развитии городов, ремесел, и, как следствие, торговли; обостряется интерес к естественнонаучному и экономическому (как разделу гуманитарного) знанию. В Европе зарождалось «новое» университетское образование (Прага (1348 г.), Краков (1364 г.), Вена (1365 г.), Эрфурт (1378 г.), Гейдельберг (1381 г.) и др.).

Ренессанс характеризуется развитием промышленности и торговли, мореплавания и военного дела, что способствовало росту внимания к развитию техники, естествознания, механики и математики. В философии повышается критичность в отношении традиционных для Средневековья тем. Католическая идея единства теряет прочность. Заметно поднялся богатый торговый класс, значительно повысился уровень образованности граждан.

Философия косвенно обязана эпохе Возрождения появлением термина «гуманизм». Содержание гуманизма как идейного движения эпохи Возрождения сводилось к изучению и распространению в духовной сфере литературы и искусства, античных языков и культуры. Однако гуманизм представлял собой и общественное движение. В этот период происходили изменения во всех сферах человеческой культуры – общественной, политической, моральной, литературной, религиозной, художественной, и, конечно же, в научной, в т. ч. философской.

Данте Алигьери дал новое толкование отношений божественного и человеческого начал: творческие силы человека не могут быть противопоставлены Богу, поскольку человек определен как Богом, так и природой.

Петрарка пропагандировал античную культуру и собирание классических текстов, отвергал средневековую схоластическую ученость и призывал переориентировать философию на такой достойный объект познания, как внутренние этические проблемы и активную самореализацию человека.

Боккаччо высмеял глупое и лживое духовенство, восхваляя разум и энергию нового класса.

Колюччо Салютати считал, что активная жизнь во всех своих аспектах превосходит созерцательную.

Леонардо Бруни говорил, что истинным параметром моральных суждений является добродетельный человек.

Леон Баттиста Альберти прославился двумя суждениями, согласно одному из которых «Человек рождается… для того, чтобы производить… и… добывать счастье». Другое его изречение гласит, что «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным».

Лоренцо Валла враждебно относился к схоластической метафизике. Не принижая роль Бога, он выступал против светской власти римских пап.


Георгий Гемист Плетон (Плифон) выводил, что призвание человека – быть соединением гармонического единства мира, в чем и состоит путь нравственного совершенствования.

Марсилио Фичино, пытаясь преодолеть средневековое противостояние тленного и небесного мира, и рисовал картину гармонично организованного мироустройства. По его мнению, человек рожден для царствования и не должен быть рабом в ожидании свободы в потустороннем мире.

Джованни Пико де Мирандола считал, что все существующие творения являются тем, чем определены быть тем; и лишь человек, единственное творение, чьи свойства не предопределены, помещен на границе двух миров.

Наряду с учением Платона гуманисты разделяли и учение Аристотеля (в конце эпохи Возрождения).

Пьетро Помпонацци утверждал, что смысл существования человеческого рода заключается в достижении счастья и блаженства на основе рационального познания.

Мишель Монтень отвергал подчиненную авторитетам бессодержательную академичность университетской философии, провозглашал идею естественного равенства людей и осуждал безразличие, подлость и подобострастие.

Гуманисты эпохи Возрождения стремились обновить религиозные воззрения, отличавшиеся пантеизмом.

Эразм Роттердамский призывал к возрождению давно забытых католической церковью идей и идеалов первоначального христианства, считал, что необходимо избавляться от навязанного силой церковного авторитета.

Важнейшая отличительная черта гносеологии Дж. Бруно – включение интуиции вместе с другими этапами познания в единый процесс; только разум и свободное исследование могут быть авторитетом, а к чувственному восприятию мира философ относится с недоверием.

В Ренессансе выделяют периоды Реформации и Контрреформации, в первый из которых прославились Мартин Лютер (выступил против церкви как единственного проводника человека к Богу) и Жан Кальвин (только Слово Божье даст спасение; важными являются предопределение и провидение).

На основе переработанных трудов Аристотеля и Фомы Аквинского произросло учение иезуита Франциско Суареса.

Борьба со средневековой схоластикой велась не только в рамках Реформации, но и в форме пантеизма и гуманизма, с одной стороны, и в форме Реформации, с другой.

Никколо Макиавелли раскрыл секреты завоевания власти, ее удержания и утраты на основании опыта истории и современных для автора событий.

Томас Мор критиковал английское общественное устройство, предлагая реформировать его на основе упразднения частной собственности и обеспечения равенства всех граждан при добровольном труде.

Томмазо Кампанелла выступал за государственное устройство при отсутствии частной собственности, считая, что осуществление его идеи возможно только путем восстания.

Экономические и политические идеи Ренессанса характеризуются новым осмыслением социально‑политических процессов, доминированием патриотических идей. Появляются противоположные подходы в государственной организации – концепции абсолютизма и общества справедливости.

Идеи, методы, трактаты эпохи Ренессанса послужили методологической основой философии Нового времени, заложили основы новой картины мира.

Философия Нового и Новейшего времени

В философии середины XIX–XX вв. выделяются пять основных направлений – неокантианство, позитивизм, философия жизни, прагматизм и экзистенциализм.

Неокантианство

1860‑е гг. в Германии формируются марбургская и фрейбургская (баденская) школы философии.

Герман Коген, глава марбургской школы неокантианства, отдавая предпочтение практическому разуму перед теоретическим, с точки зрения логики ставил этику выше науки. Пауль Наторп развивал социальную педагогику, а Эрнст Кассирер разработал оригинальную философию культуры.

Представители баденской философской школы, и в частности Вильгельм Виндельбанд обращались к учениям прошлого с точки зрения учения Канта. Благодаря его идеям о разделении научного знания сложились отдельные науки – философия, социология и историография. Генрих Риккерт трактовал философию как науку о ценностях, образующих самостоятельное объединение – «царство», не входящее ни в субъект, ни в объект.

Позитивизм

Согласно основному положению позитивизма, позитивного знания можно достигнуть только на основе специальных наук и их объединения. Следовательно, философия претендует на самостоятельное изучение действительности. Главный вопрос в философии позитивизма – взаимоотношение философии и науки.

Огюст Конт был убежден в том, что науки способны к бесконечному развитию. Главная задача науки – обобщение научных данных специальных и частных дисциплин.

Рихард Авенариус в центре своей философии ставил опыт. Основное учение утверждает, что ни субъект, ни объект не могут быть друг без друга. Вместе с Эрнстом Махом они принадлежали к другой исторической форме позитивизма, основными течениями которого являлись махизм и эмпириокритицизм. Сторонники махизма видели главную задачу философии в создании теории научного познания.

Наиболее известными представителями лингвистического анализа считаются Джордж Эдуард Мур и Людвиг Витгенштейн.

Неопозитивизм представлен Карлом Поппером, Куном, Лакатосом, Фейерабендом, Тулмином и др., отошедшими от принципиальных положений позитивизма, который считал, что философские проблемы не ограничиваются анализом языка.

Логический позитивизм или логический эмпиризм (Мориц Шлик и Рудольф Карнап) исходил из положения о том, философия представляет собой род деятельности, анализирующий естественные и искусственные языки, и в содержательном смысле не является ни наукой о реальности, ни теорией познания.

Приверженцы философии жизни выдвигали в качестве интуитивно постигаемой целостной реальности такое исходное понятие, как «жизнь». Биологически‑натуралистическое толкование восходит к Ф. Ницше, который трактовал «жизнь», «волю к власти» как многозначные символы.

Историцистский вариант философии жизни

Историцистский вариант философии жизни, возникший в первой четверти ХХ в., основан на непосредственном внутреннем переживании.

Вильгельм Дильтей заложил основы понимающей психологии. В его учении разделяются мир природы и мир истории; в понятии «жизнь» выделяются взаимодействие живых существ и межличностное взаимодействие в определенных внешних условиях независимо от места и времени.

Георг Зиммель понимал жизнь как процесс творческого становления, который постигается только во внутреннем переживании. Известен как один из основоположников конфликтологии.

Картина мира у Бергсона отличается динамизмом. Огромное значение имели для него проблемы души и тела, идея духовной энергии, сновидения и т. п.

Освальд Шпенглер прославился своим трудом «Закат Европы». По мнению философа, культуры представляют собой некие «организмы» со своим сроком жизни, в конце которого они перерождаются в цивилизации. Шпенглер пришел к заключению, что стадии развития одного культурного мира можно определить по аналогии с существовавшими.

Проблемы философии

Основной вопрос философии предопределяет поиски решений таких проблем, как познаваемость окружающего мира, его единственность и множественность, конечность и бесконечность, дискретность и целостность, непрерывное изменение и неподвижность, его природа и сущность, а также человек и его место в мире, смысл жизни и смерти человека, добро и зло, красота и уродство, истина и ложь, справедливость и несправедливость и др.

Философия стремится дать их осмысление на уровне всеобщности, предельных оснований культуры. Предметом интереса философии выступает всеобщность, предельность бытия, явлений и фактов.

Так и не нашла решения в отечественной философской литературе проблема основного вопроса философии. Одна позиция выражена в высказывании Ф. Энгельса о том, что основной вопрос всей новейшей философии состоит в определении отношения мышления к бытию. Приверженцы другой позиции относят к основному вопросу проблему отношения духовного и материального, субъективного и объективного, сознания и материи.

Гегель называл первичной Абсолютную идею. Шопенгауэр считал первичной бессознательную космическую волю, а Мах – ощущения. Это привело к выделению объективного и субъективного идеализма. Существуют и другие варианты идеалистической философии (пантологизм, волюнтаризм, идеалистический монизм и т. д.).

В истории философии материализм также претерпевал различные изменения, принимая формы наивного материализма, метафизического материализма, механистического материализма, вульгарного материализма, диалектического материализма и др.

Структура философского знания

Отношения между подсистемами «мир» – «человек» может быть сведена к онтологическому, гносеологическому, аксиологическому и праксиологическому аспектам. Именно они и предопределяют структуру философского знания, которая раскрывается через следующие дисциплины.

Онтология – это учение о бытии, принципах его строения, законах и формах.

Гносеология – учение о познании – исследует «проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека».

Логика изучает законы, формы, приемы и операции мышления, которые помогают человеку познавать окружающий его мир.

Философской антропологией называют философию человека, которая призвана осмысливать проблемы его бытия и природы, его роли как уникального проявления жизни вообще, как творца культуры и истории.

Социальная философия исследует проблемы, связанные с изучением структуры общества, его природой, детерминантами существования, функционирования и развития, а также условиями, механизмами и формами его реального исторического бытия.

Аксиология исследует природу различных систем ценностных ориентаций человека и включает в себя ряд дисциплин. Этика изучает мораль. В ней формируются представления о должном, добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Эстетика исследует закономерности эстетического освоения мира человеком, сущность и формы творчества в соответствии с законами красоты.

Философия религии исследует сущностные свойства религии, ее элементы, структуру, функции и роль в культуре и обществе.

К частным философским течениям относятся философия науки, политическая философия, философия собственности и др.

В структуре философского знания выделяют так называемую прикладную философию и историю философии.

 







Date: 2015-09-22; view: 577; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию