Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия эпохи Возрождения





 

Эпоха Возрождения (возрождения античности). Культура Ренессанса берет свои истоки в Италии в XIV в., а в XV в. она достигает расцвета, выразившись в небывалом подъеме социально‑политической мысли, науки, литературы и искусства (Боттичелли, Данте, Дюрер, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Макиавелли, Микеланджело, Монтень, Петрарка, Томас Мор, Эразм Роттердамский и др.).

Формировавшаяся в этот период философия носила антропоцентрический характер. Главная черта данной эпохи – индивидуализм и индивидуальность в сфере мировоззрения и в общественной жизни.

Важным достижением философской мысли эпохи Возрождения становится определение дальнейших перспектив развития философии, культуры и науки. Незыблемые ранее позиции церкви пошатнулись, и на первый план вышли человек и мир.

В XIV – начале XV вв. происходит упадок философских и теологических систем, но укрепляются национальные государства, а отношения церкви и светской власти характеризуются борьбой за политическое господство. Одновременно происходит огромный скачок в развитии городов, ремесел, и, как следствие, торговли; обостряется интерес к естественнонаучному и экономическому (как разделу гуманитарного) знанию. В Европе зарождалось «новое» университетское образование. В различных городах западной и центральной части континента возникают университеты, отвечающие состоянию науки того времени, как очаги культуры – в Праге (1348 г.), Кракове (1364 г.), Вене (1365 г.), Эрфурте (1378 г.), Гейдельберге (1381 г.) и др.

Ренессанс характеризуется развитием промышленности и торговли, мореплавания и военного дела, что способствовало росту внимания к развитию техники, естествознания, механики и математики. Вследствие этого возникла необходимость освободить человеческую мысль от догматизма схоластики и «повернуться лицом» к естественнонаучному знанию.

В философии XIII–XIV вв. повышается критичность в отношении традиционных для Средневековья тем. В этот период отчетливо наблюдается кризис католичества: идея единства теряет прочность. Заметно поднялся богатый торговый класс, значительно повысился уровень образованности граждан.

Середина XIV – начало XV вв. отмечены Великим расколом. В это время папский престол могли делить между собой двое или трое пап.

Философия косвенно обязана эпохе Возрождения появлением термина «гуманизм». Содержание гуманизма как идейного движения эпохи Возрождения сводилось к изучению и распространению в духовной сфере литературы и искусства, античных языков и культуры. Однако гуманизм представлял собой и общественное движение. В этот период происходили изменения во всех сферах человеческой культуры – общественной, политической, моральной, литературной, религиозной, художественной, и, конечно же, в научной, в т. ч. философской.

Данте Алигьери дал новое толкование отношений божественного и человеческого начал («Божественная комедия», философские трактаты «Монархия» и «Пир»). С точки зрения Данте, творческие силы человека не могут быть противопоставлены Богу, поскольку человек определен как Богом, так и природой.

К несомненным заслугам Франческо Петрарки следует отнести пропаганду античной культуры и собирание классических текстов. Историзм его подхода заключался в призыве посмотреть на античность не как на «золотой век», а сделать попытку переосмыслить ее достижения, и в чем‑то превзойти их.

В трактате Ф. Петрарки «О собственном незнании и незнании других» отвергается средневековая схоластическая ученость и демонстрируется «невежество» автора в сравнении с ней. Петрарка призывал переориентировать философию на такой достойный объект познания, как внутренние этические проблемы и активная самореализация человека.

Джованни Боккаччо в «Декамероне» высмеял глупое и лживое духовенство, восхваляя разум и энергию нового класса.

Колюччо Салютати учредил первую кафедру греческого языка во Флоренции. В работах «Письмо» и «О благородстве законов и медицины» он показывал, что активная жизнь во всех своих аспектах превосходит созерцательную.

Леонардо Бруни перевел «Политики» и «Никомахову этику» Аристотеля. Бруни говорил, что истинным параметром моральных суждений является добродетельный человек.

Леон Баттиста Альберти занимался философией, математикой, архитектурой и живописью и прославился двумя суждениями, согласно одному из которых «Человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить… а также для того, чтобы использовать совершенства добродетели и таким образом добывать счастье». Другое его изречение гласит, что «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным».

В XV в. Лоренцо Валла попытался возобновить эпикуреизм на христианской основе. Философ враждебно относился к схоластической метафизике, считая ее праздным занятием. Не принижая роль Бога, он выступает против светской власти римских пап.

Самый известный итальянский византинист – Георгий Гемист Плетон (Плифон). Предложенная Плетоном форма неоплатонизма сходна с языческой: гармоническое единство мира прекрасно, в чем и состоит его божественность. Из этого тезиса философ выводит призвание человека – быть соединением этой гармонии, в чем и состоит путь нравственного совершенствования.

Марсилио Фичино, один из видных платоников, основатель кружка, пытался в своем творчестве преодолеть средневековое противостояние тленного и небесного мира и рисовал картину гармонично организованного мироустройства. По мнению Фичино, человек являет собой прекраснейшее из божественных творений в этом прекрасном мироустройстве; человек рожден для царствования и не должен быть рабом в ожидании свободы в потустороннем мире.

Джованни Пико де Мирандола считал, что все существующие творения являются тем, чем определены быть; и лишь человек, единственное творение, чьи свойства не предопределены, помещен на границе двух миров. Он может возвышаться благодаря разуму и подняться выше ангела, а может стать растением или мыслящим животным.

Наряду с учением Платона гуманисты развивали и учение Аристотеля (в конце эпохи Возрождения, поскольку на заре ее Аристотель ассоциировался со схоластикой, к нему относились как к одному из главных учителей ортодоксального католицизма).

Пьетро Помпонацци выдвинул предположение о том, что душа человека рождается и умирает вместе с телом; смысл существования человеческого рода заключается в достижении счастья и блаженства на основе рационального познания.

Мишель Монтень отвергал подчиненную авторитетам бессодержательную академичность университетской философии. Образцом самостоятельности суждений он считал свободомыслие античной философии. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и осуждал безразличие, подлость и подобострастие, которые душат самостоятельное мышление человека.

Углубление индивидуальной веры в эпоху Возрождения привело к многообразию христианских воззрений. Гуманисты эпохи Возрождения стремились обновить религиозные воззрения, отличавшиеся пантеизмом.

Христианство и гуманизм попытался объединить Эразм Роттердамский (Герхард Герхардс), призывавший к возрождению давно забытых католической церковью идей и идеалов первоначального христианства. Философ считал, что необходима религиозная реформа, которая позволила бы избавиться от всего навязанного силой церковного авторитета.

Джордано Бруно называл способность материи к образованию форм Душой мира, где могут возникать и гибнуть формы. При этом сама материя пребывает вечно. Важнейшая отличительная черта гносеологии Дж. Бруно – включение интуиции вместе с другими этапами познания в единый процесс; только разум и свободное исследование могут быть авторитетом, а к чувственному восприятию мира философ относится с недоверием. К высшим способностям человека он относил ум (дух).

В Ренессансе выделяют периоды Реформации и Контрреформации, отмеченные восстаниями: в первом случае – с германскими корнями политико‑теологического характера против авторитета папы, во втором – с испанскими корнями против интеллектуальной и нравственной свободы Италии с возвеличением власти папы.

В период Реформации прославились Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Мартин Лютер высказал ряд философских идей, выступив против церкви как единственного проводника человека к Богу. По мнению Лютера, философия без веры – пустая софистика. Он отвергает авторитет духовенства, признавая только Писание.

Позиция Жана Кальвина во многом совпадает с воззрениями Лютера и основана на том, что только Слово Божье даст спасение; важными являются предопределение и провидение.

Ранняя реформация следовала идеям персоналистского духа – основного движения Ренессанса, выражая протест порой в фанатичных антигуманистических формах. На основе переработанных трудов Аристотеля и Фомы Аквинского произросло учение иезуита Франциско Суареса.

Борьба со средневековой схоластикой, создавая предпосылки философии Нового времени, велась по двум направлениям критики клерикализма, – в форме пантеизма и гуманизма, с одной стороны, и в форме Реформации, с другой.

Никколо Макиавелли стоит у начала поворота Ренессанса к человеку. Цель самого, пожалуй, известного трактата Макиавелли «Государь» состоит в том, чтобы раскрыть секреты завоевания власти, ее удержания и утраты, на основании опыта истории и современных для автора событий. Правитель должен руководствоваться реальными фактами. Он может быть хитрым и жестоким, не связывая себя ни априорными схемами, ни правовыми предписаниями, ни религией, ни своим собственным словом.

Томас Мор критиковал основы английского общественного устройства, предложив идеи об упразднении частной собственности, равенстве всех граждан между собой, добровольном труде не более 6 часов в день. Верил в помощь образованного правителя.

Жан Боден считал, что государство должно быть основано на семье, сохраняя общественное имущество на средства частной собственности, в тоже время, имущественное неравенство является естественным и необходимым условием функционирования государства. Последнее наделено правовой властью над социальными вопросами и решающей силой в виде обязательных для него этических норм (справедливости).

Важный вклад в развитие социальной мысли эпохи Возрождения внес Томмазо Кампанелла. В отличие от Мора Кампанелла считал, что осуществление его идеи возможно только путем восстания. Государственное устройство его Солнечного города основано на отсутствии частной собственности. Кроме того существует разделение труда (умственный труд отделен от физического), а управляет государством самый одаренный гражданин.

Философия эпохи Возрождения характеризуется не только стремлением к сильной центральной власти, но и продолжением идей Платона о справедливом государстве, изложенных в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея и изобретениям в области астрономии, механики, географии, геометрии в XVI в. сформировались натурфилософские идеи эпохи Возрождения. Экономические и политические идеи Ренессанса характеризуются новым осмыслением социально‑политических процессов, доминированием патриотических идей. Появляются противоположные подходы в государственной организации – концепции абсолютизма и общества справедливости.

Идеи, методы, трактаты эпохи Ренессанса послужили методологической основой философии Нового времени, заложили основы последующей более радикальной критике схоластики, новой картины мира, основанной на более строгой механистической концепции.

 

Date: 2015-09-22; view: 1517; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию