Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о бытии. В философии параллельно категории «бытие» употребляются и другие понятия, являющиеся однопорядковыми с данным понятием





 

В философии параллельно категории «бытие» употребляются и другие понятия, являющиеся однопорядковыми с данным понятием, можно сказать синонимичные, среди них такие, как «действительность», «реальность» и пр.

Относительно определения категории «бытие» нет единого мнения, существуют различные трактовки. Наиболее популярное сводится к следующему, где признается только один признак – существование, а характерные особенности тех или иных конкретных вещей не учитываются.

В современной философской литературе категория «бытие» может использоваться в двух смыслах: узком (все существующее, куда входят материя, сознание, чувства, переживания людей) и широком (объективная реальность, которая существует независимо от сознания).

Все многообразие проявлений мира входит в бытие, только на разных его уровнях. Во‑первых, собственно объективная реальность, взятая в ракурсе чистой потенциальности, называется бытие в себе. Во‑вторых, совокупность реально существующих явлений, процессов и предметов выступает как бытие для себя, а действительность предстает в качестве актуального бытия. Третий уровень бытия, так называемое бытие для другого, толкуется как существующая независимо от субъекта вещь, которая будучи вовлеченной в реальное взаимодействие с объектом, становится им самим.

Кроме того, давая характеристику категории «бытие», философия исходит из способов существования, вследствие чего бытие делят на три вида реальности: объективную, субъективную и субъективно‑объективную. Бытие самого человека расположено и в объективном, и в субъективном мире.

Поскольку бытие относится к группе абстрактных понятий, оно может конкретизироваться в других категориях, например, такой, как «материя».

Материя, являясь объективной реальностью, существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Приведенное определение дает материи абстрактную характеристику, в то время как другие могут связывать ее с конкретно‑чувственными вещами.

История философии хранит все попытки найти точное определение понятию «материя» еще со времен античности, когда философы понимали под материей наглядно‑чувственные проявления (вода, воздух, огонь и т. д.). Французским материалистам XVIII в. принадлежит вещественно‑субстратное представление о материи.

В определении материи как объективной реальности, независящей от сознания, присутствует ее противопоставление, с философско‑гносеологической точки зрения, сознанию.

С философско‑онтологической точки зрения, материю можно считать самодостаточной и причиной самой себя. Все, что существует в мире, является свойством или формой движения материи, которая существует в виде бесконечного разнообразия определенных формирований.

Пространство и время, будучи всеобщими формами бытия материи, которые выражают конкретные формы координации материальных объектов, не могут существовать вне ее.

Материя, являясь субстанцией, не может быть сотворимой и уничтожимой. С точки зрения ее субстанциональности, она генетически связана с сознанием, которое является ее порождением. Дать определение материи можно через отношение к сознанию, всеобщие признаки которого стремится выявить философия. Сознание отражает окружающий мир, формирует его определенный образ, что позволяет человеку получить представление об окружающем мире.

Кроме категории «сознание» в научном аппарате часто используются такие понятия, как «дух» и «мышление». Отметим, что понятия «мышление» и «сознание» не являются тождественными, поскольку индивидуальное сознание человека не ограничивается выполнением мыслительных операций.

«Дух» – это совокупность и средоточение всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности.

С гносеологической точки зрения, образы мира не содержат материальности, самостоятельны от отражаемого мира и от нейродинамических кодов, содержащихся в структуре головного мозга. Гносеология противопоставляет материю и сознание, что исключено в онтологическом смысле, где материя определена в качестве субстанции.

Кроме понимания материи как субстанции, в философии существует и другой, не менее значимый принцип осмысления бытия, – детерминизм, который подчеркивает взаимную обусловленность явлений и выявляет ее характер. Понятие детерминизма раскрывается через ряд положений, в т. ч. о всеобщей взаимосвязи материальных систем и процессов, о принципе причинности, о многообразии типов детерминации, о регулярности отношений обусловливания и о функциональных связях, или вероятностной детерминации.

С точки зрения детерминизма, необходимость проистекает из сути конкретного материального явления, а случайность зарождается во внешнем явлении, в побочных связях. Возможность ее проявления равновелика – как в сторону того, что может произойти, а может и не произойти.

Г. Гегель в своих трудах раскрыл взаимосвязь необходимости и случайности, указав на то, что они не существуют друг без друга, что необходимость неизменно осуществляется через случайности, что в процессе эволюции необходимость и случайность взаимопревращаются.

Детерминизм уделяет много внимания взаимосвязи возможности и действительности. Поскольку действительность предстает в качестве объективно существующего мира, как актуальное бытие, она может быть сопоставлена с возможностью. Можно говорить о существовании диалектической взаимосвязи возможности и действительности, содержащей в себе возможность своей дальнейшей эволюции, возникшей как результат реализации существовавших прежде возможностей.

Характеризуя свободу, нельзя говорить о ней только с точки зрения гносеологического подхода, где она определяется как «осознанная необходимость». Свободу необходимо рассматривать и с онтологических позиций, где она предстает как деятельность людей не только относительно практического освоения необходимости, но и в овладении средствами жизни и в индивидуальном развитии.

С позиций детерминизма свобода невозможна без ответственности человека перед обществом и самим собой за содеянный поступок на основе собственного нравственного долга и правовых норм, принятых в обществе.

В противоположность детерминизму философское учение индетерминизм с методологических позиций отрицает как объективность причинной связи, так и познавательную ценность причинного объяснения в науке. С позиций индетерминизма, воля представляется в качестве автономной силы. Среди последователей идей детерминизма можно выделить баденскую школу неокантианства, ограничивавшую принцип детерминизма науками о природе. Последовательно отрицали детерминизм неопозитивисты, прагматики и персоналисты, которые считали, что детерминизм ограничивается логической сферой.

Современная квантовая физика обострила противоречия между детерминизмом и индетерминизмом, установив непригодность принципов классического детерминизма для описания процессов, происходящих в микромире. Например, Б. Рассел, Х. Рейхенбах и Ф. Франк отрицали научную ценность детерминизма. По их мнению, бесспорность причинности не относится к области классической физики.

Движение и развитие, диалектика

Основным предметом изучения диалектики является категория «развитие». Сократ понимал диалектику как учение об искусстве вести беседу или спорить. Платон, в развитие сократовского понимания, считал, что диалектика является техникой соединения и разбиения понятий, на основе чего можно прийти к их точному определению. Аристотель, говоря о субъективной диалектике, определял ее как субъективный метод исследования проблем.

Начиная с Гераклита, античная философия указывает на непрерывность процесса движения. Парменид, напротив, утверждал неподвижность бытия, отрицая конкретное становление.

Средневековая схоластика считала, что диалектикой, по сути, является формальная логика. Собственно учением о развитии диалектика стала в эпоху классической немецкой философии, когда И. Кант развил в учении об антиномиях свои диалектические идеи. Важные диалектические идеи были выдвинуты И. Г. Фихте.

Гегель первым представил целостную систему диалектики, разработав законы диалектики, создав диалектическую логику, раскрыв подвижность системы логических категорий. Марксистко‑ленинская философия трактовала диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Критерием диалектики следует считать нацеленность на развитие. В философии развитие рассматривается как качественное изменение материальных и идеальных объектов. При этом оно носит направленный характер, неразрывно связано с изменениями, происходящими в объектах. Изменения должны характеризоваться закономерностями, ибо отсутствие последних свидетельствует о случайных изменениях катастрофического типа. Наиболее часто, в обобщенном, относительно понятия «развитие», виде, применяют понятие «изменение» как наиболее общую форму бытия объектов и явлений.

Г. Спенсер предложил градуалистическую модель развития, основанную на положении о всеобщей постепенной эволюции всей природы. Л. Морган, Р. В. Селларс, А. Бергсон и Г. Х. Льюис признавали взрывообразные скачки, принимая за их источник внутреннюю «творческую силу».

«Натуралистическая» модель развития Ч. Дарвина, Дж. Хаксли, Дж. Симпсона и Л. Берталанфи обращалась к конкретным проявлениям природы и не включала изучение развития как феномена, охватывающего все сферы бытия. Антропологическая, экзистенциалистская, модель, противоположная «натуралистической», придерживалась мнения, что диалектика заключается в динамизме человеческого духа.

В равновесно‑интеграционной модели Ф. Ле Дантека и Л. Уорда возводилась в абсолют равновесность как состояние системы. В соответствии с этим учением равновесие разрушается под воздействием внешних сил. Р. Дарендорф и Л. А. Козер сформулировали противоположную теорию, центральное место в которой принадлежит «конфликту», благодаря которому, или которым, система имеет возможность развиваться.

Под влиянием идей К. Маркса и Ф. Энгельса сложилась диалектико‑материалистическая модель, в основе которой лежит учение о развитии, которое происходит на основе закона отрицания отрицания. Имелось в виду, что пройденные в развитии ступени повторяются на более высоком уровне, развитие происходит скачкообразно, как бы по спирали.

Философская категория «развитие» является многогранным феноменом.

В диалектике выделяют ряд законов:

1) Закон «отрицания отрицания» утверждает преемственность развития.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные. Его основная идея состоит в том, что качество – это система существенных и необходимых признаков предмета, делающих его внешне и внутренне определенным.

3) Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости) гласит, что движение выступает как самодвижение.

Последнее, о чем следует сказать, рассматривая развитие, – это понятие «прогресс». В неорганической природе показателем прогресса служит степень усложнения структуры системы. Относительно систем органической природы прогресс может быть охарактеризован не только степенью дифференциации и интеграции структуры, но и функциями живого, эффективностью и работоспособностью структур, повышением степени независимости от среды и т. д. Соответственно регресс будет характеризоваться понижением уровня системной организации, утратой способности выполнять те или иные функции. «Прогресс» – это развитие системы от низшего к высшему, для определения которого необходима точка отсчета, анализ, определение общей тенденции развития.

Научные, философские и религиозные картины мира

В истории известно немало попыток представить общие свойства и закономерности природы. Выделяются три таких способа воспроизводства окружающего мира – научная, философская и религиозная картины мира.

Для научной картины мира характерна целостность системы представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая появляется на основе обобщенных и синтезированных базовых понятий и принципов естественных наук. В научной картине мира принято выделять два основных компонента: понятийный, или концептуальный и чувственно‑образный.

Научная картина мира, основанная на конкретной фундаментальной научной теории, зарождается только в XVI–XVII вв. параллельно развитию естествознания.

Научно‑механические воззрения на мир в XVII–XIX вв. были основаны на рационально‑критическом сознании формирующейся буржуазии. К концу XVII в. фундаментальные свойства мира объяснялись с помощью механико‑математического естествознания. Учение И. Ньютона с его законом гравитации дало новый импульс развитию астрономии, физики и инженерии. В результате сформировался единый образ материального мира.

На смену механистической картине мира пришла другая, основанная на квантовой механике, а также теории относительности, так называемая квантово‑релятивистская. Картина мира, основанная на механистических законах, не могла объяснить то, что происходило на уровне элементарных частиц и мегамира.

Современная наука утверждает антропный принцип, который способен объяснить мир и предложить его современную картину, включающую объективность видения и ценностные оценки. Научные представления о мире дали толчок новому мироощущению, называемому космизмом, которое относится к человечеству как к закономерной, допущенной к постижению тайн Вселенной ступени космической эволюции. В истории человечества космические представления всегда служили стержнем духовной культуры (В. И. Вернадский, Т. де Шарден, К. Циолковский, Н. Федоров и др.). К плеяде сторонников космизма могут быть отнесены и Платон, средневековые мистики, а также Р. Декарт, А. Бергсон и Н. Н. Моисеев.

Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Познавая безграничный окружающий мир, она пытается понять не многообразие его явлений, а единство его сущности. Поэтому философская картина мира может быть представлена как системно‑рационализированная совокупность представлений о мире в целом, в которую, безусловно, входит и человек.

Философская картина мира базируется на фундаментальном философском понятии «бытия».

Подходы к объяснению единства мира определяют направленность философской мысли. Так, философские учения, исходящие относительно картины мира из одной субстанции, относятся к монизму.

В противоположность монизму дуалистическая трактовка мира исходит из идеи сосуществования двух субстанций: одна объединяет сферу предметно‑телесной реальности, другая – сферу духа.

В учении Р. Декарта выделены две субстанции: материальная и духовная. По мнению философа, причиной смерти является тело, и уход души из него является только следствием. Б. Спиноза попытался преодолеть противоречия дуалистической теории, используя пантеистический монизм, где мышление и протяженность являются двумя атрибутами единой субстанции.

Дж. Беркли отрицал материальную субстанцию. По его мнению, наше восприятие отдельной вещи разделяется без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений (вкуса, цвета, запаха и т. д.). И. Кант подчеркивал важность понятия «субстанция», необходимого для научно‑теоретического объяснения явлений. Аналогичный подход развивал Г. В. Ф. Гегель, выделявший внутреннюю противоречивость субстанции, ее саморазвитие, но рассматривавший ее лишь как ступень развития идеи, а не бытия.

В первой половине ХХ в. западноевропейская философия скептически относилась к категории «субстанция», низко оценивая ее роль в познании. Следует отдать должное марксистской философии как продолжательнице марксистского монизма, которая отнеслась к субстанции как к универсальной характеристике материи, и, следовательно, как к причине собственных изменений и форме причинного объяснения объективного мира.

На основе современных взглядов о субстанции можно говорить о том, что она основана на принципе целостности всего материально‑духовного процесса.

Концептуальные основы философско‑мировоззренческого осмысления окружающего мира выступают в качестве фундаментального основания, еще до конца не познанного, но позволяющего возводить научные воззрения о мире, формирующие его современную картину.

Религиозная картина мира также предстает как целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, но возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Данная картина мира основана на различении бытия как такового и существования. Дуалистичность религиозной концепции обусловлена противопоставлением абсолютного, сверхъестественного бытия, тождественного Богу, и естественных вещей, во всем их многообразии, наделенных бытием. Особенности религиозной картины мира зависят от смыслового содержания мира, которое связано с тем, как в нем реализована воля Бога.

Буддийская картина мира сформировалась во многом благодаря идее бесконечного кругового потока бытия. По мнению приверженцев этой религии, бесконечный круговой поток бытия мучителен для человека, перемещаемого из испытания в испытание, из смерти в смерть.

Согласно буддизму, все в мире имеет свою причину, и даже Вселенная подчинена вечному космическому закону. Буддизм не отвечает на вопрос о создателе мира, поскольку для него этот вопрос находится далеко не на первом месте. Будда равнодушен к бытию вещей. Необходим радикальный разрыв с вещами, выступающими побудителями мучений.

В буддизме отсутствует дуализм Бога и мира, поскольку боги находятся в потоке кармы, а люди не нуждаются в боге‑спасителе. Позднее буддизм признал высшее духовное начало. В буддизме добродетель не зависит от вещей, от социального положения человека. Все люди несовершенны.

Бог создал мир, и ему заблаговременно известны и общие принципы устройства и судьба каждой вещи. Порядок вещей, в соответствии с христианской теологией, отражает порядок идей.

Креацианизм стимулировал христианских теологов к поиску в мире порядка, гармонии и красоты. Христианство уделяет много внимания оправданию несоответствия между земным миром и небесным. В христианской картине мира природа, сотворенная Богом, получает и свои законы от Бога, а то, что все происходящее в природе наделено естественностью, объясняет изначальной согласованностью всех божественных идей.

Универсальный принцип христианской картины мира заключается в том, что Бог непрерывно правит миром. Связь человека с Богом объявлена абсолютно свободной любовью.

Ислам во многом сходен с христианством, поскольку в значительной степени связан с арабской переработкой идеи монотеизма. Ислам исповедует единого трансцендентного Бога, который сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и т. д. Ислам и христианство различаются словами и деяниями своих основателей. Иисус погиб «рабской смертью», ставшей его основным деянием – невидимым успехом (победа над смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни). Таким образом, в сознании его учеников масштабы личности Иисусу становятся еще более значительными.

Проникновение религиозной модели в социально‑политическую жизнь мусульман обусловлено характером ислама. Исламская система более устойчива, чем христианская.

Человек, общество, культура

Культура является комплексом различных видов человеческой деятельности и общества в целом и результатов такой деятельности.

Гегель говорил о культуре, что она служит ключом к пониманию мудрости народов, поскольку является наиболее возвышенной сферой деятельности личности и направлена на утверждение истинно человеческого в человеке. Развитие культуры связано с поступательным движением цивилизации.

Понятие «культура» может применяться в различных аспектах. В частности, культуру понимают как развивающуюся систему духовных ценностей и процесс человеческого творчества. Культура предстает как постоянно эволюционирующий социальный организм, который может «жить», «дышать», «расти» и «видоизменяться» (А. Ф. Лосев).

В культуре проявляет и осознает себя общество. Культура является непременным условием и результатом существования. Только становясь цивилизованным, общество предоставляет человеку свободное право на культуру и возможность владеть ей, чувствовать себя творцом и хозяином культуры, самоутверждать и раскрывать себя.

Для восприятия культуры необходимо испытать определенное напряжение. Для формирования многогранной, развитой личности, обладающей профессионализмом, сознательной дисциплиной, высокой нравственностью, необходимо включение личности в культуру, что является непременным условием культурного прогресса.

По Гегелю, в культуре «всегда звучат идеи о диалогичности ее творчества и полифонии ее ценностей». Диалектика культуры состоит в свободном соревновании свободных умов.

Противоречивое единство прошлого и будущего, устремленность в будущее, способность опережать события являются отличительной особенностью культуры. К основным чертам культуры относят значение культурных основ современной цивилизации, охват всех слоев населения, социальная масштабность.

Прогресс культуры неразрывен с изменениями, происходящими в социальной и экономической жизни страны. Приоритетность культуры выступает в качестве основного закона жизни всей человеческой цивилизации.

Культура может быть представлена как форма одновременного бытия и общения людей прошлых, настоящих и будущих культур, как диалог и взаимопорождение этих культур. Культура предстает в качестве формы самодетерминации индивида в горизонте личности, сознания, мышления.

Сам человек представляет собой культурную ценность. Понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности.

Культура выполняет определяющую функцию в жизни общества, обеспечивает его ценность и развитие, оказывает существенное влияние на все сферы жизни и, прежде всего, на экономику. Таким образом, культура аккумулирует, хранит и передает человеческий опыт, выполняя образовательно‑воспитательную, интегративную и регулирующую функции.

 

Date: 2015-09-22; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию