Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Древней Греции. Категория «философия» впервые была использована Пифагором
Категория «философия» впервые была использована Пифагором. Однако, некоторые исследователи считают, что первым ввел понятие «философия» Гераклит. Так или иначе, философами называли людей, исследовавших проблемы окружающего мира, пытавшихся постичь его и выяснить место и роль, которое занимает в нем человек. Древнегреческая культура VII–VI вв. до н. э. – колыбель европейской и значительной части современной мировой цивилизации, а ее философия во многом служит основой современного философского мировоззрения. В Древней Греции философия зародилась на рубеже VII–VI вв. до н. э. Первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и Гераклит, творившие в VI в. до н. э. История античной философии разделяется на четыре периода: • зарождение и формирование (VI в. до н. э.); • зрелость и расцвет (V–IV вв. до н. э.); • закат – греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода; Римская республика (III–I вв. до н. э.); • период упадка и гибели в эпоху римской империи (I–V вв. н. э.). Однако большинство исследователей древнегреческой философии считают, что философия Древней Греции переживала в своем развитии три периода, охватывающих более тысячи лет, с конца VII в. до н. э. по VI в. н. э.: • 1‑й период – от Фалеса до Аристотеля; • 2‑й – греческая философия в римском мире; • 3‑й – неоплатоновская философия. В первом периоде, согласно характеру исследуемых проблем и их решению, выделяют три этапа. Первый из них охватывает в основном деятельность философов Милетской школы; второй этап – деятельность софистов; а третья стадия ассоциируется с философскими идеями Платона и Аристотеля. Особенность античной философии состоит в связи ее учений с учениями о природе, которые позднее дали жизнь самостоятельным наукам – астрономии, физике и биологии. На заре своего развития в VI–V вв. до н. э. философия не была отделена от познания природы, а знания о природе объединялись с философией. Милетская школа Милетская школа не противопоставляет материализм и идеализм. В ее умозаключениях отсутствует собственно философская терминология, но присутствуют мифология, элементы антропоморфизма, пантеизма. Физические же процессы представлены в контексте моральной проблематики. Милетские, ионийские, философы считали, что субстанции воды, воздуха, огня и т. д. имеют всегда одно первоначало (вещественное, разумное, даже божественное), в связи с чем их учение называют монизмом. Этой же идеей мирового единства пронизаны идеи мудрецов нижнеиталийских греческих колоний. Независимо от своих малоазиатских ионийских «коллег» Пифагор и его ученики, исследуя мировое целое, отмечали строгость в движении небесных тел и старались соотнести ее с явлениями земными, перенести на явления физического и морального миров. Философская направленность Пифагора по большей части представлена как философия чисел. В VI в. до н. э. возникают направления, трактующие идею мирового единства, подобно ионийским философам. Однако мировое единство в них представлено не в едином мировом веществе, а в едином понятии, в едином, господствующем над сменой всех явлений, правящем мировом принципе. Например, метафизик Парменид, развивая учение о бытии, пытался объяснить соотношение бытия и мышления. В отличие от Парменида, для которого бытие покоится в образе в себе замкнутого мирового шара, Гераклит представлял течение вещей как непрерывное изменение, когда принцип возникновения выступает под видом подвижного всепожирающего огня. Фалес, Парменид и Гераклит рассматривали мир как целое. Но уже в V в. до н. э. Левкипп, Демокрит и представители позднейшей школы ионийских физиков Эмпедокла и Анаксагора пытаются, в противоположность предшественникам, понять целое из отдельных вещей, явлений. На смену макрокосмическому исследованию приходит микрокосмическое, зарождается атомистическая школа. Эмпедокл из Агригента выделил четыре качественно различных, независимых друг от друга, элемента – огонь, воздух, воду и землю. Позднее Аристотель, на многие столетия вперед, определил для них господствующее положение среди других элементов. Однако, по мнению Демокрита, вещественные элементы качественно однородны и различаются исключительно количественными свойствами. Софисты Второй период древнегреческой философии характеризуется постановкой антропологических проблем (Протагор Абдерский, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, Евклид из Мегар, Антисфен, Диоген из Синопа). Сократ считал главным соображение, мотивы решения, полезность или вредность. Сократ был последним представителем натурфилософского этапа философии Древней Греции. После него началась эра Платона и Аристотеля. Платон Платон прославился тем, что он впервые в истории философской мысли поставил вопрос о соотношении духа и материи. Согласно Платону, истинное знание нельзя передать через слово или чувственное восприятие; необходимо привести ученика с помощью майевтического диалога к самостоятельному извлечению истины. Все ранние платоновские диалоги показывают практику очищения от неверных мнений. Но Платон не дает и правильного определения, поскольку собеседник должен придти к нему самостоятельно. Важное место в учении Платона занимает тема любовного влечения (эроса). По мнению философа, телесная любовь существенно сужает кругозор человека, который, с одной стороны, стремится лишь к удовольствию, а, с другой, испытывает желание поработить, а не сделать свободным. Философия Платона легла в основу формирования и развития многих других философских школ. Аристотель сложился как философ в школе, основанной Платоном. Аристотель Аристотель Стагирский – один из величайших философов античной Греции, пытался найти ответы практически на все вопросы, волновавшие в то время философов, и внес в огромный вклад во все области знания. Он предложил свое решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного, подвергнув критике учение Платона. По Аристотелю, один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя», и как «форма». Он выделял два вида познания – диалектическое (его область – «мнение») и аподиктическое (его область – достоверное знание). Цель науки состоит в том, чтобы определить предмет путем соединения дедукции и индукции. Аристотель приписывал планетным сферам физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. В области биологии он сформулировал учение о биологической целесообразности. В его работах дана классификация и описание многочисленных видов животных. Аристотель различал три (части) души: растительную, животную (ощущающую) и разумную. Аристотель считал Бога моральным идеалом, поскольку, с его точки зрения, тот являлся совершеннейшим философом, или «мыслящим себя мышлением». Под этической добродетелью Аристотель понимал разумное регулирование человеком своей деятельности. Аристотель сформулировал учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы, развил теорию искусства, рассматривая его как особый вид деятельности, основанный на подражании познания, и ставил его выше исторического познания, предмет которого заключался в фактологическом воспроизведении однократных индивидуальных событий. Аристотель высказывал идеи и о государственном устройстве. Он различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Первые характеризуются тем, что власть служит всему обществу, а возможность корыстного использования власти исключена. К трем дурным формам Аристотель относил тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Неоплатоновская философия прославлена эпикурейской философской школой и школой скептиков и стоиков. Античная культура повлияла на формирование в Средние века Ренессанса, когда возник интерес к классической культуре, активизировалось изучение античных текстов.
Date: 2015-09-22; view: 611; Нарушение авторских прав |