Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Движение и развитие, диалектика. Основным предметом изучения диалектики является категория «развитие»
Основным предметом изучения диалектики является категория «развитие». Сократ понимал диалектику как учение об искусстве вести беседу или спорить. Платон, в развитие сократовского понимания, считал, что диалектика является техникой соединения и разбиения понятий на основе чего можно прийти к их точному определению. Аристотель, говоря о субъективной диалектике, определял ее как субъективный метод исследования проблем. Средневековая схоластика считала, что диалектикой, по сути, является формальная логика. И. Кант развивал свои диалектические идеи в учении об антиномиях. Важные диалектические идеи были выдвинуты И. Г. Фихте. Гегель разработал законы диалектики и создал диалектическую логику, раскрыв подвижность системы логических категорий. Марксистко‑ленинская философия трактовала диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В философии развитие рассматривается как качественное изменение материальных и идеальных объектов. Изменения должны характеризоваться закономерностями. Наиболее часто, в обобщенном виде, относительно понятия «развитие» применяют понятие «изменение» как наиболее общую форму бытия объектов и явлений. Г. Спенсер предложил градуалистическую модель развития, основанную на положении о всеобщей постепенной эволюции всей природы. Л. Морган, Р. В. Селларс, А. Бергсон и Г. Х. Льюис признавали взрывообразные скачки, принимая за их источник внутреннюю «творческую силу». «Натуралистическая» модель развития Ч. Дарвина, Дж. Хаксли, Дж. Симпсона и Л. Берталанфи обращалась к конкретным проявлениям природы и не включала изучение развития как феномена, охватывающего все сферы бытия. Сторонники антропологической, экзистенциалистской модели придерживались мнения, что диалектика заключается в динамизме человеческого духа. В равновесно‑интеграционной модели Ф. Ле Дантека и Л. Уорда возводилась в абсолют равновесность как состояние системы. В соответствии с этим учением равновесие разрушается под воздействием внешних сил. Р. Дарендорф и Л. А. Козер сформулировали теорию, центральное место в которой принадлежит «конфликту». Под влиянием идей К. Маркса и Ф. Энгельса сложилась диалектико‑материалистическая модель, в основе которой лежит учение о развитии, которое происходит на основе закона отрицания отрицания. В диалектике выделяют ряд законов: 1) Закон «отрицания отрицания». 2) Закон перехода количественных изменений в качественные. 3) Закон единства и борьбы противоположностей. В неорганической природе показателем прогресса служит степень усложнения структуры системы. Относительно систем органической природы прогресс может быть охарактеризован не только степенью дифференциации и интеграции структуры, но и функциями живого, эффективностью и работоспособностью структур, повышением степени независимости от среды и т. д. Регресс будет характеризоваться понижением уровня системной организации, утратой способности выполнять те или иные функции. «Прогресс» – это развитие системы от низшего к высшему, для определения которого необходима точка отсчета.
Date: 2015-09-22; view: 292; Нарушение авторских прав |