Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологическая сторона юридической социологии





Обычно в литературе она сводится к тезису о том, что право является социальным образованием и поэтому не может быть понято вне социального контекста. Так, американский социо­лог Леон Мейхью отмечает, что "социолог занимается объяс­нением порядка и связи в общественной жизни и, преследуя эту цель, часто подчеркивает значение социальных норм — сложившихся социальных правил, способствующих координа­ции человеческой деятельности. Однако социолог не может ос­тановиться на этом, так как ему известно, что нормы не могут действовать автоматически, сами по себе. Люди — вот кто использует нормы, обращается к ним, интерпретирует и при­меняет их. Лишь уяснив себе этот процесс, мы сможем по­нять, как функционируют правовые нормы в социальной орга­низации и каким образом социальная организация формирует и вместе с тем ограничивает правовой процесс"1. Правда, од­ного этого положения крайне недостаточно.

Не претендуя на всю полноту изложения вопроса методо­логии юридической социологии, попытаемся рассмотреть ряд ее узловых моментов.

Первое — это различия между правовыми и фактичес­кими общественными отношениями, на которые в отечествен­ной научной литературе, в частности, указывают В. Н. Куд­рявцев и В. П. Казимирчук2. Данное различие означает для социолога, что "жизнь!' права в социальном континууме опос­редуется целями, интересами тех или иных социальных групп, организаций, индивидов, а факт принятия официальной юри­дической нормы не рассматривается единственным и доста­точным условием действия права в обществе.

В определенном смысле общество есть совокупность раз­личных "сил влияния", "силовое социальное поле", в котором организации, учреждения, социальные группы, индивиды имеют свои отличные друг от друга интересы. Они занимают разные социальные позиции в социальной иерархии и поэтому обла-


Глава 1. Юридическая социология как отрасль науки 5

дают неравными социальными ресурсами: экономическими, властно-политическими, признанием-престижем. Одним из социальных ресурсов является "правовой ресурс". В связи с этим социолога может заинтересовать, в каких ситуациях от­дельные люди, группы, обладающие высоким социальным ста­тусом, значительными социальными ресурсами, имеют воз­можность реально ограничить действие права; используется ли кем-либо право (вернее, нормы действующего законода­тельства) как способ и сила подавления чьих-либо интересов; можно ли говорить о некоторых группах, стоящих вне или выше права?

Если право рассматривать только как совокупность норм, закрепленных в правовых актах, то тогда оно входит в сферу изучения юриспруденции, и социологии здесь места не остается.

В зарубежной социологической юриспруденции различие фактических и правовых отношений нашло отражение в по­ложении о "праве в книгах (кодексах)" и "праве в жизни". Впервые к этой формуле в своей концепции "живого права" подошел Е. Эрлих, позднее она получила широкое распрост­ранение в США благодаря идеям Р. Паунда. Близко по смыслу к соотношению фактических и правовых отношений веберовс-кое различие "эмпирической" и "нормативной" значимости порядка1. О несовпадении правовой реальности в юриспруден­ции и социологии говорит также Ж. Карбонье2.

Вторым методологическим основанием юридической соци­ологии можно выделить изучение права в качестве социально­го института общества. Право в этом случае понимается частью социального целого; оно порождено социальными по­требностями, выполняет ряд нужных обществу функций и обес­печивает общественную стабильность во взаимодействии с дру­гими социальными институтами.

Важный аспект институционального характера права, по­мимо прочего, заключается в том, что действенность права обеспечивается государственными институтами, включая при­нуждение к исполнению правовых предписаний и наложение санкций за их нарушение. "Социологам свойственно скепти­чески оценивать действенность правил и норм в достижении


 


1 Мейхью Л. Социология права // Американская социология. М., 1972. С. 220.

2 См.: Кудрявцев В. Я., Казимирчук В. П. Современная социология права.
М., 1995. С. 7—15.


1 См.: Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избран­
ные произведения. М., 1990. С. 638

2 См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. С. 154—175, 281.


Юридическая социология

социальных целей без поддержки со стороны социальной орга­низации, — утверждает Л. Мейхью и продолжает свои рас­суждения. — С социологической точки зрения право должно пониматься как социальный процесс, но все больше выясня­ется, что понять право как социальный процесс — значит по­нять функциональные значения правовых норм: как они про­водятся в жизни, как применяются, толкуются и в конечном счете через посредство шаблонов использования воплощают­ся в институциональную структуру общества"1.


Право в социологии рассматривается как многогранное социальное явление, прежде всего как социальный институт. Право здесь выражает объективную нормативную структуру общественной жизни, которая определяет его социальную обус­ловленность. Социологи стремятся изучать социальные отно­шения, нуждающиеся в законодательном закреплении; иссле­дуют реальное функционально-регулирующее воздействие норм права на различные стороны социума, их восприятие, понимание, знание различными категориями населения; пра­вовые ориентации и правовое поведение людей, а также го­сударственные и негосударственные учреждения в сфере дей­ствия законодательства.

Следующее основание юридической социологии опирает­ся на одно из положений М. Вебера о том, что социальный "порядок" обеспечивается тем, что действия людей взаимо-ориентированы и существующие социальные установления, "порядок" обладают значимостью для них в качестве неко­торых общественных "максим"2, которые воспринимаются людьми как имеющие для них значение нормы установленно­го общественного порядка*. Вот как поясняет М. Вебер свои мысли: "Как только все игроки в карты "узнают", что приня­тых правил игры вообще больше никто не придерживается, или как только окажется, что объективно шанса, принимае­мого обычно в расчет, не существует, и поэтому субъективно не принимается больше в расчет шанс на то, что убийца, на­пример, будет интересоваться установленным порядком, ко­торый он сознательно нарушает, именно потому, что подоб-

1 См.: Мейхъю Л. Социология права. С. 226, 233, 234.

2 См.: Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произведе­
ния. М., 1990. С. 637.

* См.: Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избр. произведения. С. 512.


Глава 1. Юридическая социология как отрасль науки 7

иое нарушение не влечет за собой никаких последствий для него, — в таких случаях этот установленный порядок эмпири­чески больше не существует..."1

Таким образом, если отсутствует признание реальной дей­ствительности установленного нормативного порядка, то эм­пирически он перестает существовать, несмотря на то, что его никто де-юре не отменял. Для веберовского понимания значимости правового порядка в указанной ситуации допусти­ма аллегория: "Образ короля рушится раньше, чем его трон".

Юридическая социология, как и общая социология, стал­кивается с антитезой, которая выражает дюркгеймовский и веберовский взгляды на общество. Э. Дюркгейм придавал осо­бое значение внешнему характеру объективности, "вещнос­ти" социальной реальности. М. Вебер, напротив, постоянно подчеркивал важность субъективных смыслов, значений, ко­торые привносит в социальную ситуацию участвующий в ней автор. В центре внимания обоих классиков социологии разные аспекты социальной реальности. С одной стороны, общество является объективным фактом, оно формирует индивидов и принуждает их к чему-либо. С другой — на их действиях и связанных с ними смыслах держится здание общества. Эти два утверждения содержат парадокс социального существования: общество определяет нас, а мы, в свою очередь, определяем общество.


Данные теоретические рассуждения переложимы и на изучение права в социологии. Право, безусловно, есть соци­альный факт (в дюркгеймовском смысле этого термина), кото­рый объективно определяет параметры общественной жизни (тем более что оно имеет свое политико-институциональное обеспечение), но вместе с тем сила права в обществе основы­вается на личностном факторе, на признании индивидами зна­чимости юридико-нормативного порядка.

Четвертым методологическим основанием юридической социологии можно рассматривать дюркгеймовскую идею "па­тологии права" (или дисфункции права). Как мы уже говори­ли, право является социальным институтом, регулирует от­ношения в обществе, обеспечивает порядок и социальную ста­бильность. По мнению С. С. Алексеева, "именно право по сво­ей исходной сути представляет собой образование, происходя-

1 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. С. 513.


 
 


щее из жизни людей, которое логически и исторически пред­назначено быть институтом, призванным упорядочивать сво­боду, придавать ей определенность и обеспеченность, а отсю­да — человеческое содержание, истинно человеческую цен­ность"1. Таково социальное предназначение права.

Однако в силу тех или иных обстоятельств объективного и субъективного порядка правовые установления могут не выполнять своих функций, а напротив, дезорганизовывать об­щественные связи, не соответствовать велению времени; они могут быть принятыми в установленном порядке, но бездей­ствовать; перерождаться в имитационную правовую систему2, в "абсурдное право"3. Яркий пример тому Конституции СССР 1936, 1977 гг., провозглашенные в них права граждан и их реальное осуществление в советском обществе.

Таким образом, рассмотренные методологические основы юридической социологии позволяют утверждать, что эта от­расль знания имеет свою научную нишу в социологии, и эту сферу познания никак нельзя свести к простой компиляции положений правовых наук.

Объект и предмет юридической социологии. Общеизвес­тно, что объектом в науке является то, что подлежит изуче­нию. В качестве объекта той или иной науки выступает часть, сфера реальности: любое явление, любой процесс. Один и тот же объект может изучаться разными науками, но с позиций своего предмета и метода.

Предмет науки представляет совокупность понятий, по­средством которых она описывает изучаемую реальность (объект). В познавательной деятельности исследователи про­двигаются от исходных данных и представлений об объекте ко все более глубокому, всестороннему, предметному знанию объекта: знанию о существенных свойствах, связях, отноше­ниях изучаемого объекта, о закономерностях и механизмах его функционирования и изменения.


Итак, объект науки есть некоторая часть реальности, под­вергнутая научному изучению, а предмет — система научных понятий о свойствах, устойчивых связях, отношениях, зако­номерностях изучаемого объекта.


Глава 1. Юридическая социология как отрасль науки 9

Общенаучное представление об объекте и предмете на­уки всецело относится к юридической социологии. Право во всех его проявлениях является объектом изучения юридичес­ких и неюридических социальных наук: теории права, отрас­левых правовых наук, философии права, социологии права и др. Это утверждение можно считать верным в том случае, когда объект наук, изучающих право, рассматривается в са­мом широком смысле. В более точном (узком) значении объект каждой из наук, в которой изучается право, имеет свои отли­чительные особенности. Право во взаимосвязи со всей реаль­ностью познается философией права; во взаимоотношении с социальной реальностью, обществом — социологией права (юри­дической социологией). Теория права — это обобщающая теоре­тическая юридическая наука, фактическую основу которой об­разуют "выведенные за скобки" общие и повторяющиеся дан­ные конкретных юридических дисциплин1. Объектная сфера социологии права достаточно полно обозначена В. Н. Кудрявце­вым и В. П. Казимирчуком2. Они верно отмечают, что в сферу этой научной дисциплины входит изучение связи между пра­вом как социальным феноменом и обществом, а также его со­циальных функций, процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях социальной орга­низации: общества, социальных групп, учреждений, органи­заций и личности.

Здесь важно понять, что объектом юридической социоло­гии являются не взятые в отдельности правовое и социаль­ное, а их взаимосвязь и взаимодействие. Юридической социо­логии нет там, где нормы права и правоотношения рассматри­ваются вне органичных прямой и обратной связей с обществом и его сферами; нет ее и там, где не рассматриваются соци­альные явления и процессы во взаимодействии опосредования правовыми нормами и отношениями3. В связи с этим можно сказать, что под объектом юридической социологии понима­ется изучение социального в праве и социальное предназна­чение (роль) права как составной (функциональной, структур­ной, институциональной) части социума.


 


1 Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 94—95.

2 См.: Алексеев С. С. Философия права. С. 44.

3 См.: Карбонъе Ж. Юридическая социология. С. 291, 292.


1 См.: Алексеев С. С. Философия права. С. 14.

2 См.: Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права.
С. 7—15.

1 См.: Тадевосян Э. В. К вопросу о социологии права // Соц. исследования. 1997. № 11. С. 65.


           
 
 
   
   
 

 

Юридическая социология

Из обобщенного объекта юридической социологии можно выделить два ключевых, как нам представляется, ее объекта:

1) изучение права в качестве социального института;

2) изучение социальных действий индивидов в юридичес­
ки значимых социальных ситуациях (смысл действий (поведе­
ния), выражающий сочетание потребностей, интересов инди­
видов с нормами права и целями правового регулирования).

Эти два объекта показывают, что юридическая социоло­гия имеет исследовательскую базу как на макро-, так и на микроуровне социологического анализа. В конкретном иссле­довательском проекте, конечно, происходит уточнение объек­та применительно к целям и задачам этого исследования.

В самом общем плане объект юридической социологии — это право (правовая реальность); в конкретном (узком) вари­анте — это социальное в праве, взаимодействие права и со­циума. В объекте юридической социологии можно выделить два основных объекта: право как социальный институт и соци­альные действий индивидов в юридически значимых ситуаци­ях (схема 1).

Предмет юридической социологии можно определить как знание о социальных закономерностях функционирования и изменения права; формы проявления и механизмы их действия в поведении и деятельности индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

Самым известным на протяжении многих лет остается оп­ределение юридической социологии как отрасли научного зна­ния, данное С. В. Боботовым. Социология права "представляет собой науку о социальных условиях существования, развития и действия права" в обществе1. Более точные смысловые ак­центы сделаны в определении Э. В. Тадевосяна: "...социологию права можно определить как науку (отрасль науки) об общих и специфических социальных закономерностях и механизмах взаимодействия права и общества как социальной системы"2. Мы определяем эту отрасль знания следующим образом: юри­дическая социология (социология права)отрасль социоло­гии, изучающая социальные закономерности функционирова­ния, изменения и механизмы взаимодействия общества и его


 

 
Схема 1

Глава 1. Юридическая социология как отрасль науки

Объект юридической социологии

ПРАВО (правовая реальность)

ПРАВО как социальное явление

СОЦИАЛЬНОЕ В ПРАВЕ и социальная роль права в обществе

V

Социальные действия индивидов в юридически значимых ситуациях

ПРАВО — социальный институт

Объекты изучения в конкретных исследованиях

социальной подсистемыправа, социальные действия инди­видов в юридически значимых ситуациях.

Структура юридической социологии. Она может быть вы­делена по разным основаниям. Наиболее дифференцированная ее структура связана со структурой права и многообразием объектов познания. Так, по структуре права различают социо­логию гражданского права, уголовного права, конституционно­го права и т. д.; по многообразию объектов познания — социоло­гию законодательную, правосознания и правового поведения, преступности, функционирования судебных и правоохранитель­ных органов1. Правда, в нашей стране данные направления разработаны неравномерно, и во многих случаях речь идет лишь о потенциальных исследовательских возможностях. В юриди-


 


1 См.: Боботов С. В. Буржуазная социология права. М., 1978. С. 17.

2 Тадевосян Э. В. Социология права и ее место в системе наук о праве.

С.50.


1 См.: Емельянов Г. А., Москалев Г. В. Юридическая социология: Учеб. мате­риал. Екатеринбург, 1995. С. 11, 12, 16—45.


 

Глава 1. Юридическая социология как отрасль науки

Схема 2

Место социологии среди наук о праве

(правовая реальность объект

ттт

Социология законодательства Социология уголовного права Социология гражданского права Право — социальный институт

 

 

Юридическая социология

ческой социологии, как и в социологии в целом, можно выде­лить: по масштабу изучаемых явлений — исследования на макро- и микроуровнях, по характеру исследования — теоре­тическую и эмпирическую социологию, по целям и задачам исследования — фундаментальную и прикладную.







Date: 2015-09-24; view: 747; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию