Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика обучения и тренировки. Бокс — весьма сложный как в техническом, так и тактическом отношении вид спорта
Бокс — весьма сложный как в техническом, так и тактическом отношении вид спорта. Он требует от боксера освоения всех разнообразных приемов нападения и защиты, чтобы не -оказаться беззащитным против противника, если тот нащупает или заранее будет знать слабые места в его технике. В связи с этим особое значение в боксе приобретает правильная, полноценная постановка обучения и тренировки. Одних способностей, таланта теперь недостаточно, чтобы прочно завоевать.успех на ринге, нужна упорная и кропотливая работа по овладению мастерством бокса, систематическая и вдумчивая тренировка. Как и в большинстве других видов спорта, в основу обучения кладутся целостный и расчлененный методы. В практике тренерско-преподавательской работы по боксу применяются целостный и расчлененный методы. Иногда пользуются и смешанным методом — после общего показа переходят к показу и объяснению отдельных элементов целого. На первом этапе обучения целесообразнее применять целостный метод, так как он требует меньше времени и легко воспринимается новичками. У начинающих боксеров, особенно младших юношей, обычно преобладают зрительная память и подражание. Большое объяснение деталей целого упражнения у них путает восприятие главного момента, который они могут легко скопировать и выполнить. Тренеру остается только поправлять детали, чтобы подражание было правильным. Придерживаясь такого метода, тренеру необходимо соблюдать особую точность и правильность в показе, ибо малейшее отклонение ведет к неправильному освоению приема обучающимися. При этом методе весьма практичным сказывается использование в качестве наглядных и живых примеров наиболее одаренных и технически грамотных участников занятий. Глядя на технику и тренировку таких товарищей, остальные не только стараются быть такими же, но и легче ухватывают правильность приемов. Заметно такое использование лучших поднимает и работоспособность начинающих, содействует плотности занятий. Таким приемом пользуется большинство известных тренеров. Их задача при таком методе занятий — уметь вовремя направить по правильному руслу старания молодежи, учитывая индивидуальные особенности, довести результат хороших и правильных подражаний до прочного навыка. Метод анализа или расчлененного показа целесообразнее применять в занятиях с квалифицированными боксерами, обладающими уже определенными технико-тактическими навыками и умеющими разбираться в вопросах техники и тактики. Таких боксеров больше уже интересуют детали, варианты и специфические тонкости тех, превратившихся в двигательный навык, приемов, которые первоначально изучались ими по целостному методу. Здесь общий показ не удовлетворяет запросов и стремлений занимающихся. Требуется анализ приемов, обоснование: почему лучше делать так, а не по другому. Здесь после целостного показа тренер раскрывает сущность отдельных элементов приема, объясняет целесообразность и значение применения его в бою, помогает каждому занимающемуся найти «свое» индивидуальное. Наконец, в занятиях по боксу практикуется и смешанный метод обучения. Он чаще применяется в работе с начинающими, но уже взрослыми боксерами, для которых характерно критическое отношение ко всему изучаемому. Для них приходится сразу объяснять отдельные детали показываемого приема, тут же разъяснять и обосновывать почему один удар лучше выполнять одним способом, а другой другим. Из всех перечисленных основным методом ведения обучения следует считать целостный, а два других вспомогательными, помогающими убедительнее доводить до сознания боксеров смысл целого приема, движения. Тренер должен творчески применять методы обучения, исходя из целей и задач тех или иных уроков, учитывать состав и подготовленность своих учеников. Прохождение материала следует, как правило, начинать с показа, затем давать объяснение и после уже переходить к выполнению занимающимися приема, исправлению у каждого из них неправильностей. От тренера особенно требуется, чтобы не пропускать ошибок у занимающихся, не дать возможности им превратиться в навык. А привившийся навык, как показывает практика, исправлять всегда труднее, чем научить вначале действовать правильно. Исправление ошибок в процессе обучения и тренировки — необходимый педагогический прием, устраняющий ненужные, неверные и лишние движения учеников. Цель и задача каждого очередного урока должны увязываться с предыдущим. Дело в том, что одним занятием не исчерпывается поставленная задача и последующий урок должен включать доработку и шлифовку пройденного, закрепление материала, который был недоработан на предыдущем занятии, показ материала, нуждающегося в доработке на следующем уроке. Формы организации занятий. Чтобы лучше организовать педагогическую работу в секции, успешнее решать вопросы обучения и воспитания боксеров, повысить у них интерес к предмету, преподаватель должен пользоваться различными формами занятий. Существуют три формы организации занятий в спортивных секциях: учебно-тренировочные, тренировочные и теоретические занятия. Учебно-тренировочные занятия. Они удобны тем, что они помогают тренеру объясняемый материал закреплять тут же практически. С этой формы занятий целесообразно начинать первые месяцы работы секции. Но эта форма может быть применена и в занятиях с мастерами, так как боксер, стремящийся к высоким достижениям, должен постоянно повышать свое мастерство, усваивать и закреплять новые технические навыки. При проведении учебно-тренировочных занятий как и при других формах их, необходимо пользоваться схемой урока, состоящей из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность занятий 90—120 минут. Вводная часть (5—10 минут) имеет целью организовать группу и ознакомить их с содержанием занятий. Подготовительная часть (15—20 минут) подготавливает организм боксеров к дальнейшей работе в основной части, одновременно способствует развитию основных физических качеств занимающихся. Основная часть (40—50 минут) решает главную задачу — овладение техническими и тактическими навыками в боксе, развитие физических и морально-волевых качеств боксера. Заключительная часть (7—10 минут) имеет целью привести организм боксера в относительное состояние покоя после проделанной напряженной работы. Вторая форма занятий — тренировочные занятия — преследует цель совершенствования техники и тактики боксеров. Тренировочные занятия обычно применяются в случаях, когда ожидается какое-либо соревнование, а время на подготовку к ним остается мало (например, полмесяца), когда разучивание новых элементов техники и тактики не может дать желательного результата. В тренировочных занятиях боксеры дорабатывают и шлифуют те приемы и навыки, которые ранее были усвоены в учебно-тренировочных занятиях, и достигают наилучшей спортивной формы, необходимой для успешного выступления. Теоретические занятия имеют задачей дополнить знания, расширить кругозор боксера в области бокса. Знание теоретических основ предмета помогает занимающимся лучше разобраться в освоении изучаемого практического материала. Теоретические занятия полезнее проводить в виде бесед перед практическим изучением того материала, который намечен на предстоящий урок. Планирование и учет работы секции. Успех всей, и спортивной в частности, работы секции бокса зависит от разумного планирования ее и методичного в дальнейшем выполнения плана. Работа без плана, отклонение от него не только вызывают болезненные срывы, расхолаживают занимающихся, но часто приводят к полному развалу секции. В секции, прежде всего, необходим общий план работы, в котором должно найти свое место все содержание работы секции. Общий план работы должен быть целеустремленным, конкретным, реальным и перспективным. Он составляется на основании плана работы вышестоящих организаций. В общий план работы секции входит: политико-воспитательная работа; тренировочная работа, участие занимающихся в соревнованиях; подготовка к комплексу ГТО и сдача его норм; мероприятия по врачебному контролю; агитмассовая работа; подготовка общественных кадров инструкторов и судей по боксу; организационно-хозяйственная работа. В понимание о советском спортсмене неразрывно входят его | патриотичность, высокие коммунистические принципы, здоровая коммунистическая мораль, любовь и уважение к коллективу, любовь к труду и умение работать. Поэтому вопросам политико-воспитательной работы с занимающимися в секции должно быть уделено самое серьезное внимание. Сам руководитель секции, тренер, должен быть образцом в поведении как на занятиях, так и в быту. Спортивные мероприятия и участие членов секции в соревнованиях планируются на основе календарного плана вышестоящих организаций. Надо строить работу секции так, чтобы занимающиеся считали для себя обязательно участие за свою организацию в спортивных мероприятиях вышестоящих организаций. Это делает занятия целеустремленными, вносит в них большую серьезность и ответственность. После проведения внутренних соревнований и отбора сильнейших создается сборная команда коллектива. Эта команда, руководствуясь календарем своего спортивного общества принимает участие во всех соревнованиях своего общества, районных, областных, городских, республиканских и т. д. Опыт работы в секциях подсказывает, что достаточно подготовленный боксер может участвовать не менее чем в 20—25 боях в год, т. е. иметь 2 боя в месяц. Реализация общего плана работы секции обеспечивается плановым проведением самого учебно-тренировочного процесса. К формам планирования учебно-тренировочных занятий относятся: учебный план; программа занятий; учебный график выполнения разделов работы; календарный план спортивно-массовых мероприятий; рабочий план каждого занятия; план — конспект занятий. Программа занятий помогает последовательно изучать материал. В нее входит перечень упражнений, которые будут давать на занятиях для общей и специальной подготовки боксера, определяется содержание обучения и тренировки. Она составляется на различные сроки — от месяца и больше. Программу надо составлять на каждую группу с конкретной установкой на достижение спортивных показателей. Например, после прохождения своей программы новички должны получить III-й спортивный разряд. Программа составляется на основании Государственной программы, утвержденной Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Учебный план составляется на один год. В этом плане должны быть указаны теоретические и практические темы, количество часов на каждую тему и другая работа по учебно-тренировочным периодам. Для установления определенной системы и последовательности в прохождении учебного плана составляется учебный график. При составлении учебного графика изучаемый материал располагается в такой методической последовательности, которая предусматривает плановую подготовку занимающихся по комплексу ГТО и календарные сроки сдачи ими норм комплекса. Изучение теоретического материала (основы техники, так тики и тренировки правила соревнования и пр.) проходится в соответствующие периоды обучения и тренировки на практических занятиях. Календарный план спортивно-массовых мероприятий отражает все спортивные мероприятия, в которых должны участвовать члены секции и которые достигнутыми в них результатами подводят итоги спортивной работы секции. Календарный план составляется на год. Количество и разнообразие мероприятий определяется составом и степенью подготовленности групп занимающихся. Так календарный план для новичков не включает в себя мероприятий Всесоюзного спортивного календаря, что предусматривается в плане для мастеров-и перворазрядников, как и мероприятия республиканского и областного значения. Опыт работы показывает, что чем больше занимающиеся участвуют в различных соревнованиях, тем больше повышается их интерес к дальнейшим занятиям. На основании программы прохождения учебного материала преподавателем составляется рабочий план, в котором он по дням занятий разбивает последовательно весь раздел обучения боксу. Рабочий план целесообразно составлять на каждый квартал с подведением итогов работы в конце каждого месяца. Такой рабочий план удобен тем, что преподаватель с первого дня занятий нацеливает занимающихся на конечную цель раздела обучения. При подведении итогов работы за каждый месяц рационально проводить соревнования между членами секции на пройденный материал, причем занимающихся необходимо ставить об этом в известность с первого же дня занятий. Это мероприятие дает положительные результаты, боксеры секции стараются своевременно осваивать как можно лучше проходимый материал, чтобы в зачетных соревнованиях показать себя с лучшей стороны. Рабочий план, в силу своей конкретности, составляется для каждой группы в зависимости от физического состояния и подготовленности боксеров. Готовясь к каждому уроку, тренер исходит из текущих задач обучения, определяя задачу и содержание следующего урока. В каждое занятие последовательно вводится новый материал, а пройденный повторяется. Свою подготовку к занятию тренер выражает в форме плана-конспекта урока, куда кратко вносит содержание занятия, изложенное в методической последовательности, т. е. по часам урока. В этом конспекте указывается также дозировка упражнений и организационно-методические замечания. План-конспект помогает преподавателю вести занятия продуктивно, целенаправленно и более организованно. В секции бокса, как и во всякой другой спортивной секций, должен вестись постоянный учет всей работы. С первого дня работы преподавателю необходимо получить анкетные данные о своих занимающихся. Он должен знать возраст, трудовое занятие или учебу (обязательно успеваемость), партийность и т. д., иметь на руках данные первичного врачебного осмотра, показывающие состояние здоровья занимающихся и определяющие их физическое развитие. Этот так называемый предварительный учет необходим преподавателю для близкого ознакомления со своими учениками. Кроме предварительного учета ведется постоянный текущий учет на протяжении всего года работы секции. Данные это-го учета заносятся в журнал посещаемости занятий боксерами. Тренер, учитывая данные периодических врачебных осмотров, показывающих результаты воздействия занятий на секционеров, может индивидуально для каждого боксера видоизменять подбор упражнений и нагрузку. Совместно с членами бюро секции тренер учитывает также ход подготовки и сдачу нормативов ГТО, результаты соревнований и всю повседневную спортивную и общественную работу секции. В конце спортивного года подводятся общие итоги работы секции — составляется итоговый учет. Одним из основных документов учета работы является журнал учета учебной работы секции, который ведется тренером весь год. В этом журнале записывается содержание (учебный материал) уроков, отмечается посещаемость занятий боксерами. Журнал учета позволяет тренеру контролировать свою работу и успешнее осуществлять задачи обучения. Учет за состоянием здоровья занимающихся в течение всего года ведется врачом спортивной организации, в которую входит секция бокса. Результаты первичного и текущих врачебных осмотров заносятся в специальные карточки обследования. Большое значение в работе секции имеет учет результатов соревнований. Это помогает тренеру и бюро секции коллектива правильно оценить постановку и ведение занятий, своевременно выправлять недостатки и ошибки в общей работе и по отношению к каждому занимающемуся отдельно. Учет личных результатов ведется в форме боевых списков боксеров, а результаты командных соревнований записываются в отдельном журнале. В боевой список боксера заносятся отдельные встречи и исход боя, а в журнале учета командных соревнований записываются все соревнования, в которых участвовала команда секции и ее результаты. Для себя преподаватель может заносить в этот журнал и отдельные интересующие его встречи. В конце года обычно подводятся общие итоги участия секции бокса в соревнованиях — сколько было встреч и исход их, сколько каждый боксер участвовал в соревнованиях в году и сколько всего получил побед и поражений. Кроме всего этого некоторые преподаватели имеют личный дневник, куда заносится все, что связано с работой секции.
Date: 2015-09-24; view: 758; Нарушение авторских прав |