Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Страны Латинской Америки в международных отношениях
Завоевание народами Латинской Америки государственной самостоятельности в первой четверти XIX в. открыло для них возможность активно участвовать в международной жизни. С самого начала молодым латиноамериканским государствам пришлось решать во внешнеполитической области большие и сложные задачи. Им необходимо было наладить экономические и политические связи между собой и внешним миром, добить- ся признания завоеванной независимости со стороны бывших метрополий, получить дипломатическое признание великих держав и отстоять свой суверенитет от их посягательств. Тяже- лое наследие колониального периода — экономическая отста- лость и слабость в военном отношении — существенно ограни- чивало арсенал средств, которые находились в распоряжении дипломатии латиноамериканских стран. В этих условиях важ- нейшее значение приобретал вопрос: удастся ли странам реги- она создать прочный внешнеполитический союз, основанный на идеях латиноамериканской солидарности.
Глашатаями этих идей выступали Ф. Мирандо и С. Боли- вар в Венесуэле, X. Энганья и Б. О'Хиггинс в Чили, М Морено, X. Сан-Мартин и Б. Монтеагудо в Аргентине, X. Валье в Цент- ральной Америке и другие идеологи и руководители борьбы за независимость. Несмотря на различия во взглядах, эти передо- вые для своего времени политические деятели выступали за- щитниками общенациональных интересов. Они стремились к
тому, чтобы молодые латиноамериканские государства налади- ли тесное сотрудничество между собой, заняли достойное мес- то на международной арене и проводили активную внешнюю политику, руководствуясь принципами справедливости и рав- ноправия. В Венесуэле, которая первой подняла знамя осво- бождения, патриотическая хунта в 1810 г. обратилась ко всем правителям Испанской Америки с призывом «внести вклад в великое дело создания испано-американской конфедерации». В том же году в Проекте декларации прав народов Чили про- возглашалось: «Народы Латинской Америки не могут каждый в одиночку защищать свой суверенитет; им необходимо объ- единиться для обеспечения внешней безопасности перед ли- цом проектов Европы и в целях предотвращения войн между собой».
В 1811 г. представители Венесуэлы и Кундинамарки (про- винция Колумбии) подписали первый в истории независимых латиноамериканских государств международный договор. Не- устанную борьбу за создание союза латиноамериканских стран на протяжении многих лет вел Боливар. В известном програм- мном «Письме с Ямайки» (1815) он развивал ранее высказан- ные им идеи об объединении народов Испанской Америки и сформулировал предложения о созыве латиноамериканско- го конгресса. На исходе войны за независимость Боливар при- ступил к его подготовке. Конгресс состоялся в Панаме в ию- не-июле 1826 г. Из четырех подписанных на нем документов, важнейшим являлся договор «О постоянном союзе, лиге и кон- федерации». Однако отсутствие прочной экономической осно- вы для установления тесного политического сотрудничества, внутриполитическая борьба, споры и военные столкновения между латиноамериканскими странами, сопротивление Анг- лии и США достижению единства государств региона приве- ли к тому, что решения Панамского конгресса не были пре- творены в жизнь. Но выдвинутые идеи латиноамериканской солидарности образовали первую общую внешнеполитическую концепцию стран региона. Эта концепция, хотя и не была офи- циально провозглашена всеми латиноамериканскими страна- ми, оказала большое влияние на их внешнеполитическую де- ятельность на протяжении всего XIX в.
После окончания войны за независимость международное положение латиноамериканских стран стало еще более слож- ным. На смену прогрессивным деятелям приходили военные и гражданские диктаторы, которые проводили реакционную внутреннюю и внешнюю политику. Силы молодых наций под- рывала ожесточенная борьба за власть между различными сло- ями привилегированных классов, часто принимавшая форму междоусобных вооруженных конфликтов. Неоднократно воз- никала угроза целостности Аргентины, Бразилии, Колумбии и других стран. Отрицательные последствия имел также про- цесс политического дробления на континенте: некоторые из образовавшихся независимых государств были настолько не- большими по размерам и численности населения и слабыми в экономическом и военном отношении, что им было крайне трудно отстаивать свой суверенитет. Одновременно с этим уси- ливалось открытое вмешательство в дела латиноамериканских стран иностранных держав. Последние широко использовали свои форпосты в Западном полушарии в качестве опорных баз для проведения экспансионистской политики (к началу XX в. в географических границах региона, главным образом в Ка- рибском бассейне, оставалось более 20 колониальных владе- ний). Примерами такой политики являются захват Англией Мальвинских (Фолклендских) островов (1833) и превращение района по реки Белиз в Центральной Америке в свою колонию Британский Гондурас (1862), американо-мексиканская война (1846-1848), попытка Испании восстановить свою власть над Санто-Доминго (1861-1865), карательные экспедиции Испании против Чили и Перу (1864-1866), завоевательная авантюра На- полеона III в Мексике (1862-1867).
В условиях возраставшей внешней экспансии латиноамери- канские страны неоднократно предпринимали попытки объ- единить силы. Мексика, больше других страдавшая от инос- транной интервенции, первой на рубеже 20-30-х гг. XIX в. выступила за созыв нового латиноамериканского конгресса. Инициаторами создания в Латинской Америки оборонительно- го союза государств выступали также Венесуэла, Перу, Чили, Эквадор, республики Центральной Америки. Наиболее круп- ными из таких конгрессов или конференций, которые удалось созвать, явились два конгресса в столице Перу Лиме (декабрь 1847 — март 1848, ноябрь 1864 — март 1865) и в столице Чи- ли Сантьяго (сентябрь 1856). Однако добиться ратификации подписанных на них документов (соглашения об оборонитель- ном и наступательном союзе, о взаимопомощи, совместной обо- роне и др.) и развить первый успех обычно не удавалось. Одни
правительства были поглощены внутриполитической борьбой, другие оставались в стороне ввиду острых территориальных споров с соседями, третьи опасались, что участие в латиноаме- риканском союзе может вовлечь их в конфликты с иностранны- ми державами. И повсюду сказывались происки европейских и североамериканских дипломатов, следовавших испытанной стратегии «разделяй и властвуй».
Учитывая слабость собственных экономических и военных позиций, латиноамериканские государства пытались оградить свои интересы, опираясь на выдвинутую идею разработки «меж- дународного латиноамериканского права», призванного воору- жить государства региона средствами международно-правовой защиты от иностранных интервенций и создать арбитражный механизм для мирного урегулирования споров между ними без участия США. С этой целью в 1888 г. в столице Уругвая Мон- тевидео состоялся специальный конгресс, в работе которого участвовали представители семи стран Южной Америки (поз- же, в 1906 г., согласно принятым на нем рекомендациям, на- чала работу комиссия юристов по подготовке кодекса частного и публичного международного права Западного полушария). Крупной акцией в этом направлении стала доктрина, сформу- лированная известным аргентинским юристом и дипломатом К. Кальво (1885). Предлогом для нее послужило решение кон- гресса Мексики о временном прекращении платежей по иност- ранным долгам (1861). Основываясь на принципах националь- ного суверенитета и юридического равенства всех государств, доктрина Кальво провозглашала недопустимость дипломати- ческого вмешательства, а тем более вооруженных интервен- ций с целью взыскания долгов с другого государства или по- лучения возмещения за убытки, понесенные иностранными подданными. Но добиться на практике «континентальной со- лидарности» и обеспечить защиту от иностранных вторжений не удавалось.
Олигархические группы латифундистов и буржуазии, кон- тролировавшие государственную власть в большинстве стран региона, во внешнеполитической области стремились не столь- ко защищать национальные интересы своих стран, сколько обеспечить поддержку великих европейских держав. Наци- онализм этих кругов во многих случаях носил реакционный характер. Между двумя крупнейшими государствами Южной Америки — Аргентиной и Бразилией — развернулось соперни- чество за роль лидирующей державы. Другие страны проявля- ли повышенную заботу о «балансе сил» в сопредельном с ними районе континента. Нерешенные территориальные проблемы, уходившие корнями в колониальный период, и соперничество США с европейскими державами в борьбе за сферы влияния на континенте привели к возникновению серии войн между латиноамериканскими государствами: аргентино-бразильская война 1825-1828 гг., вооруженный конфликт Чили, Боливии и Перу в 1836-1838 гг., аргентино-уругвайский конфликт 1843- 1851 гг., война Тройственной коалиции (Аргентина, Бразилия, Уругвай) против Парагвая в 1864-1870 гг., Вторая Тихоокеан- ская («Селитряная») война 1879-1883 гг., которую вела Чили с союзными Боливией и Перу. Эти войны серьезно осложняли обстановку в регионе, на многие десятилетия отравляли отно- шения между их участниками, создавали очаги постоянно тле- ющих конфликтов.
Неспособность многих латиноамериканских государств в полной мере осуществлять на международной арене свой суве- ренитет объяснялся также экономическими причинами. Вов- лечение латиноамериканских стран в мировой рынок после завоевания ими независимости осуществлялось в условиях экономического подчинения развитым индустриальным де- ржавам, стремившимся превратить эти страны в поставщи- ков дешевого минерального и аграрного сырья, зависимых от иностранных рынков сбыта. Англии и Франции удалось уже в 20-40-х гг. XIX в. навязать многим странам региона торговые договоры, открывавшие путь для завоевания внутреннего рын- ка Латинской Америки. Почти все латиноамериканские го- сударства начинали свою внешнеполитическую деятельность с переговоров о получении займов в Европе с целью подпра- вить разоренную экономику и выплатить долги, навязанные им бывшими метрополиями при признании последними их не- зависимости. Главным кредитором в Латинской Америке вы- ступала Англия, которая раньше других начала проникнове- ние в экономику региона и до конца XIX в. могла считать себя здесь хозяином положения. Североамериканские дельцы, поя- вившиеся в регионе почти на полстолетие позже британских, прежде всего стремились утвердить свое влияние в географи- чески близких Карибском бассейне и Мексике.
В последней четверти XIX в. интеграция латиноамерикан- ских стран в систему мирохозяйственных связей происходила
нарастающими темпами. К этому времени в Латинской Амери- ке почти повсеместно утвердилась консервативная тенденция капиталистического развития. Ее пропагандистами выступала местная посредническая буржуазия, крупные землевладель- цы и финансовая олигархия, одержавшие верх над теми кру- гами, которые пытались отстаивать курс на экономическую самостоятельность. Для них идеальной была экономическая модель, строившаяся на использовании «сравнительных пре- имуществ» латиноамериканских стран в международном капи- талистическом разделении труда, основанных на богатейших природных ресурсах и дешевизне рабочей силы. В экономичес- кой политике они ориентировались на обеспечение внешних рынков для прибыльного сбыта сельскохозяйственных и ми- нерального сырья и получение иностранных «дешевых» про- мышленных товаров. Уровень социально-экономического раз- вития стран Латинской Америки намного отставал от уровня передовых государств Европы и США, и их экономика почти полностью зависела от экспорта ограниченной номенклатуры сырьевых товаров и импорта промышленной продукции. Все эти обстоятельства обуславливали слабость внешнеполитичес- кого потенциала латиноамериканских государств.
Важным фактором в межамериканских отношениях явля- лась латиноамериканская политика США. В Вашингтоне всег- да подчеркивали, что Латинская Америка — это особая зона влияния Соединенных Штатов. В отличие от европейских де- ржав, США добивались обеспечения стабильности в регионе, исходя из необходимости сохранения статус кво, и наряду с продвижением своих стратегических, экономических и поли- тических интересов внимательно заботились об упрочении сво- их моральных и психологических позиций на американском континенте. США оказались во много крат могущественнее, чем другие страны Америки, и это доминирующее положение стало определяющим моментом в межамериканских отноше- ниях. Соединенные Штаты всегда исходили из того, что защи- та жизни и собственности американцев за границей является одной из важнейших задач дипломатии, и по мере роста эко- номических интересов США в странах Латинской Америки и ослабления препятствий, чинимых основными европейскими соперниками, правительство США обнаруживало все больше поводов для вмешательства в дела соседних стран. Экспансия США направлялась в латиноамериканские страны еще до до- стижения ими государственной самостоятельности. В годы их нойн за независимость США захватили часть территорий вос- ставших испанских колоний. Позже они отторгли у Мексики Техас, территории Калифорнии и Новой Мексики. В течении всего XIX в. в Соединенных Штатах вынашивались планы за- хвата о. Кубы. Под различными предлогами США направляли ограниченные военные контингенты в Мексику, Никарагуа, Колумбию, Аргентину, Чили, на Гавайские острова.
В ходе войны за независимость Латинской Америки руково- дители США заняли недружелюбную позицию в отношении бо- рющихся за свободу народов Испанской Америки: рабовладель- цы были напуганы революционной борьбой, которая велась так близко от Соединенных Штатов и в которой участвовали негры; купцы, занимавшиеся торговлей с Кубой и Пуэрто-Ри- ко, стремились умиротворить испанские власти; конгрессме- ны готовы были пожертвовать интересами южноамериканских республик ради сохранения благоприятной атмосферы для пе- реговоров о приобретении Флориды у Испании. Занятая Ва- шингтоном позиция нейтралитета, учитывая неравенство сил противоборствующих сторон, была на пользу Испании. Более того, американские корабли снабжали оружием и продовольс- твием роялистские крепости Гвианы, блокированные восстав- шими. Патриоты Испанской Америки, питавшие известные иллюзии относительно своего северного соседа, надеясь, что США окажут им действенную помощь в деле завоевания неза- висимости, испытали горькое прозрение и выступили с резкой критикой Соединенных Штатов, осуждением эгоизма и своеко- рыстия североамериканской буржуазной демократии. Многие руководители и участники освободительной борьбы осознава- ли растущую угрозу с Севера.
Долгое время США, несмотря на обращенные к ним просьбы, воздерживались от признания южноамериканских республик, и только когда независимость восставших колоний стала не- оспоримым фактом, американский конгресс принял решение об их официальном признании — в противном случае влияние и престиж Соединенных Штатов в Западном полушарии мог быть подорван, а молодые латиноамериканские страны попа- ли бы в зависимость от политики Англии и других европейс- ких держав. Государственные деятели, дипломаты и историки США не жалели усилий, чтобы убедить весь мир, что провоз- глашение в 1823 г. доктрины Монро отвратило угрозу интер-
венции Священного союза в Латинскую Америку, защитив тем самым демократические принципы государственного устройс тва на Американском континенте. В действительности подоб- ной угрозы не существовало, что прекрасно понимал главный идеолог доктрины государственный секретарь Д.К. Адаме. На- стоящая же цель тогдашних американских руководителей за- ключалась в том, чтобы заложить основы для гегемонии США на континенте.
Доктрина Монро по существу была направлена не только против европейских держав как конкурентов Соединенных Штатов в борьбе за влияние в Западном полушарии, но и про тив стран Латинской Америки. Провозглашая доктрину Мон- ро, в Вашингтоне преследовали конкретную цель — нанести упреждающий удар, направленный против внешнеполитичес- кого союза латиноамериканских стран, и одновременно отме- жевывались от любых совместных выступлений со своими юж- ными соседями на международной арене, резервируя за собой право на вмешательство в их дела. Показательно, что Соеди- ненные Штаты, хотя и получили приглашение, не приняли участие в Панамериканском конгрессе 1826 г. и отвергли пред- ложения ряда латиноамериканских стран заключить двусто- ронние договоры о союзе, которые гарантировали бы подде- ржку США в случае внешней угрозы.
После завершения Второй буржуазной революции США усилили проникновение в Южную Америку, примером чего может служить их политика в период «Селитряной» войны. Тогда позиции Соединенных Штатов в воюющих государствах Тихоокеанского побережья были еще довольно слабыми. Объ- ем американской торговли с этими странами был много мень- ше, чем объем торговли с ними Англии, Франции и Германии. У США еще не хватало сил оспаривать морское могущество Ве- ликобритании. Это вынудило государственный департамент придерживаться в южноамериканских странах политики ме- нее грубой, чем та, которая стала нормой в странах Централь- ной Америки.
Дипломатия США действовала в двух направлениях: стре- милась сохранить за американцами их довоенные торговые привилегии в Чили, Боливии и Перу и хотела взять на себя роль посредника, что дало бы ей преимущества перед более сильными европейскими конкурентами. В первом направле- нии в Вашингтоне действовали часто совместно с европейс- 1С ими кабинетами, которые тоже были заинтересованы в не- зыблемости режима привилегий для иностранцев в воюющих государствах. При этом американская дипломатия и ее евро- пейские соперники, нередко объединяясь, вмешивались в ход ноенных операций и внутренние дела противоборствующих сторон. В роли посредника Соединенные Штаты действовали самостоятельно и вопреки европейской дипломатии, добива- лись выгод, с одной стороны, за счет воюющих стран, а с дру- гой — за счет уменьшения влияния европейских держав. Ан- |.онский мирный договор (1883) закрепил за Чили завоеванные сю территории с богатыми залежами селитры и запасами гуа- но. Ставка США на то, что видимость их поддержки перуано- боливийских союзников, в случае победы последних, принесет американцам те плоды, на которые рассчитывали чилийцы и поддерживающие их англичане, оказалось битой. Однако не- удача, которую потерпели вашингтонские политики, не обес- куражила их. Авангардный дипломатический бой, данный Со- единенными Штатами Англии в период «Селитряной» войны, знаменовал начало жесткой борьбы между ними в масштабе всей Южной Америки.
Война латиноамериканских стран Тихоокеанского побережья послужила удобным поводом для дипломатии США попытать- ся реализовать идеи панамериканизма. Вопреки утверждениям своих идеологов, панамериканизм принципиально отличал- ся от концепции союза латиноамериканских стран С. Боли- вара, который выступал за совместное решение спорных про- блем, поддержание мира в Западном полушарии, дискуссии на основе равноправия, был противником засилья США. С ок- тября 1889 по апрель 1890 г. в Вашингтоне проходила первая Межамериканская конференция. Государственный секретарь Д. Блейн — главный ее организатор, прозванный «американс- ким Бисмарком», — заявлял, что созывая конференцию, США преследует цель содействовать увеличению экспорта США в Латинскую Америку. Иначе говоря, под видом сотрудничест- ва государств региона Соединенные Штаты стремились уста- новить здесь экономическую гегемонию и обеспечить свою ру- ководящую политическую роль.
Подводя итог, отметим, что, в целом, большинству госу- дарств Латинской Америки удалось сделать заметный шаг вперед в своем развитии, добиться международного призна- ния завоеванной ими независимости и отразить покушения
иностранных держав на их суверенитет. Однако в финансо во-экономическом отношении страны Южной и Центральном Америки находились в полной зависимости от иностранных государств, в первую очередь от Англии и США, что давал.» возможность последним оказывать воздействие на внешнепо литическую деятельность многих стран региона, а к концу XIX в. осуществлять политический контроль над ними. К это му времени Англия и США стали главными соперниками и борьбе за Латинскую Америку. Страны этого региона зани мали подчиненное положение в системе международных от- ношений. Национальная государственность многих из них на протяжении десятилетий не реализовывалась в самостоятель ных акциях на мировой арене. Показательно, что из 18 незп висимых государств Латинской Америки лишь Мексика был» участницей первой Гаагской международной конференции и 1899 г. по проблемам ограничения вооружений и обеспечения мира, в которой приняло участие 26 государств.
Феномен колониализма
Date: 2015-09-24; view: 643; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|