Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Колониализм и динамика социального развития стран Запада и Востока в Новое время
Колониализм, как следствие Великих географических от- крытий, одновременно возникал как на Востоке, так и в Латин- ской Америке. Однако сама система складывающихся колони- альных отношений, как и облик колониализма, определялись особенностями эксплуатации стран Азии и Африки. Именно там располагались основные богатства мира и подавляющее большинство его населения.
§ 6. Феномен колониализма в Новой истории стран запада
| Вопреки широко распространенному мнению об известной «отсталости» Востока и «авангардной» роли Запада на рубе- же Нового времени положение было иным. К началу XVI в. на Востоке проживало 288 млн человек или 68% всех жителей
Земли в то время. Именно на Восток вплоть до конца XVII в. приходилось около 77% промышленного (т. е. в соответствии с канонами эпохи мануфактурно-ремесленного) производства.
В 1500 г. в мире был 31 крупный город с населением свыше 100 тыс. человек. Из них 25 находились на Востоке и лишь 4 — в Европе. Вплоть до начала XIX в. Европа импортировала из стран Востока многие товары высокого качества, особенно тка- ни, шелк, ювелирные изделия и прочую готовую продукцию, медикаменты, пряности, кофе, чай, сахар. Даже в 1875 г. доля горожан на Востоке была выше, чем на Западе.
Европейцев восхищали в XVI-XVII вв. изобилие, роскошь и могущество Востока, а сама Европа казалась им тогда гораз- до более бедной и отсталой частью света. Особенно низок был уровень материального производства, прежде всего промыш- ленного. Всего на Европу (без России) тогда приходилось 16% всего населения Земли (68 млн человек) и 18% мирового про- мышленного производства.
Лишь на юге Европы, в связанных с Востоком странах Сре- диземноморья, экономическое и социальное положение было намного лучше, особенно таких итальянских городов-респуб- лик, как Венеция, Генуя, Флоренция, Пиза, Амальфи, Ли- ворно, в значительной мере благодоря постоянной торговле, хозяйственным, культурным и прочим связям с Ближним Вос- током и Северной Африкой. К тому же с раннего Средневеко- вья, особенно с эпохи крестовых походов, с Средиземноморс- ких странах Европы жили представители народов Востока. Это были колонии мусульманских купцов в Неаполе и Марсе- ле, военнопленные, занятые на различных работах, например, в Провансе, арабские врачи, ювелиры, ремесленники, архитек- торы. Кроме того, это могли быть наемники и рабы. Работор- говля долго процветала в Европе, особенно в зоне Средизем- номорья. В частности в Италии почти не было зажиточного семейства, не имевшего в услужении рабов и рабынь с Востока в XVI-XVII вв. Среди рабов в Европе преобладали арабы, тюр- ки, славяне, греки.
Раздел II. История международных взаимоотношений в Новое время
| К XVI в. Восток и Запад подошли в состоянии перманентной конфронтации. Начавшееся еще в VIII-IX вв. противоборство ислама и христианства приняло характер военно-религиозной борьбы между цивилизациями, особенно в районе Средизем- номорья. Крестовые походы XI-XIII вв., познакомив Европу с мусульманским Востоком, его культурными и прочими цен- ностями, парадоксальным образом усилили эту борьбу. Одна- ко главной причиной этого были не цивилизационные, а иные различия. На первом месте было все же не идеологическое со- перничество двух мировых религий (что, впрочем, являлось естественным для органичной в Средние века религиозности сознания людей), а многократно усилившееся экономическое и политическое соперничество.
Дополнительным фактором взаимной вражды было пиратс- тво, опустошавшее побережье целых стран, подрывавшее цве- тущие города, внедрявшее самые безжалостные формы залож- ничества и работорговли. Притом вопреки утвердившемуся среди европейцев мнению, инициатива в этом принадлежала отнюдь не мусульманам. Арабы долгое время были слабы на море и, лишь научившись многому у норманнов и византий- цев, развернули пиратство в XI в. Но тогда же этим промыс- лом занялись Греция, Венеция, Каталония, мальтийские ры- цари, контролировавшие центральную зону Средиземноморья и другие европейцы.
Великие географические открытия (наряду с иммунными факторами развития, наметившемуся в XVII-XVIII вв.) спо- собствовали ослаблению ряда восточных деспотий. Они спо- собствовали, с одной стороны, перемещению торговых путей и центров на берега Атлантики, что обрекло на подрыв и запусте- ние караванные и морские пути. С другой — «революции цен», связанной с наплывом золота и серебра из колоний, захвачен- ных европейцами в Америке и Африке. В предыдущем разде- ле приводилась в пример Севилья, куда в 1503-1560 гг. было открыто ввезено из американских колоний 185 тонн золота и 16866 тонн серебра. Причем нелегально, по ряду данных, бы- ло ввезено намного больше.
§ 6. Феномен колониализма в Новой истории стран запада
| «Революция цен» вследствие притока золота и серебра ока- зала огромное воздействие и на Европу, и на Восток. Но там, где было развито товарное производство (в первую очередь в Англии и Нидерландах) это лишь обогатило производителей, чья продукция стала намного дороже. Иными словами, был дан очередной толчок росту капитализма и разложению феода- лизма, так как в массовом порядке разорялись те, кто преиму- щественно покупал, а не производил, т. е. дворянство и феода- лы, бюрократия и военные. По иронии судьбы именно потери Испании от «революции цен» были в Европе наиболее значи- тельными. Но наиболее негативными были последствия это-
го на Востоке. В Османской империи, особенно тесно соприка- савшейся с Европой в XVI-XVII вв. цены выросли примерно в 6 раз, в Индии в XVIII в. — на 50% и т.п. Таким образом, одно из последствий Великих географических открытий — «рево- люция цен» — способствовала общему изменению соотноше- ния сил между странами Азии и Африки и Европой.
Таким образом, складывание колониальной системы во мно- гом способствовало ускорению социального развития западно- го общества и относительному замедлению динамики развития стран Востока. Однако проблема «опережающих темпов раз- вития» Запада не может рассматриваться вне конкретного ис- торического контекста. Совершенно необоснованно объяснять отличие динамики развития Востока и Запада в Новое время с точки зрения «превосходства» западной цивилизации над вос- точной. Первые крупные цивилизационные центры появились именно на Востоке и, что вплоть до позднего средневековья Восток значительно превосходил Запад по многим парамет- рам общественного развития. Уже в VIII-X вв. арабо-исламс- кая цивилизация, полная сил и энергии, ворвавшись в аван- гард мирового развития, победила раннефеодальную Европу, более слабую экономически и политически, с еще не оформив- шимися социальными институтами и отношениями, находив- шимися в процессе становления.
Раздел II. История международных взаимоотношений в Новое время
| Эпоха крестовых походов XI-XIII вв. стала своего рода перио- дом равновесия сил между Востоком и Западом. В это время все еще сохранялось преимущество Востока и ярко выраженная за- висть европейцев в отношении мусульманских богатств и усло- вий жизни. Например, Джон Уиклиф, чья деятельность прихо- дилась на вторую половину XIV в., писал, что Европа взирает на мусульманский Восток, как в самой Европе низшие сословия на высшие: с завистью, негодованием и надеждой поживиться за их счет. В общем и целом еще сохранялась большая эффектив- ность, организованность, «культурность» восточного феодализ- ма по сравнению с западным. К XVI в. это преобладание было утрачено, а сама отлаженность, монолитность и большая устой- чивость феодализма на Востоке превратилась в препятствие его дальнейшему развитию, а главное, потенциальному преобразо- ванию. Сдерживалось развитие капиталистических элементов в недрах феодального общества, и возрастали кризисные явле- ния. В то же время на Западе феодализм эволюционизировал, а кое-где уже изживался, открывая путь более динамичному об- ществу. В дальнейшем западная цивилизация, более молодая, стремившаяся к экспансии и нуждавшаяся в ней, победила бо- гатый и, главное, самодостаточный Восток.
Итак, ни в социально-экономическом, ни в каком-либо дру- гом аспекте было бы неправильно объяснять опережающий темп развития Запада (и как постепенный процесс XVI-XIX вв., и как явление наших дней) каким-то одним фактором: качес- твом той или иной цивилизации и такими ее «важнейшими» составляющими, как «динамизм и свобода» западного челове- ка; тем, что он являлся «самостоятельным и независимым ин- дивидом, обладавшим личными правами и привилегиями», к тому же проникнутого идеей «христианской богочеловечности и бесконечного самосовершенствования». Не так уж свободен и самостоятелен был человек на Западе в XVI-XVII вв., в эпо- ху его полного подчинения церкви, сеньору, монарху. Конечно, у дворянства были «личные права и привилегии», но никакому особому социальному «динамизму» они не способствовали, так как понимались именно как право не работать, не заниматься «презренным» сельским или ремесленным трудом, каковой ос- тавался печальной «привилегией» бесправного большинства. Притом, это большинство никаким стимулом, кроме страха умереть с голоду или, в лучшем случае, бескорыстного побуж- дения к творчеству, к данному труду не поощрялось.
Что же касается наиболее просвещенной части дворянства и других слоев общества, которые иногда и в средние века вспо- минали о естественных для человека правах и свободе, то они даже в XVI-XVII вв. обычно терпели поражение в борьбе с гос- подством духовенства, незыблемой феодальной иерархией и властью короля, а также — религиозным фанатизмом невежес- твенной черни, заменявшим в те времена общественное мнение. Пытки, казни, суды и костры инквизиции тогда определяли лицо Европы. Возможно, лишь в некоторой степени исключе- ниями являлись Голландия и Англия, превратившиеся в XVI- XVII вв. в оплоты протестантизма, протестантской этики и пос- тепенно внедрявшихся в местное общество экономических и, в меньшей степени, прочих свобод. Но не стоит забывать о том, что и у протестантов в то время суды, костры и расправы с ина- комыслящими были обычным делом, а религиозный фанатизм совершенно подавлял свободу личности.
§ 6. Феномен колониализма в Новой истории стран запада
| Иными словами, не представляется верным объяснять уход Запада в отрыв и отставание Востока каким-то особым «дина-
мизмом», самостоятельностью и индивидуализмом «человека Запада». Вплоть до XVIII-XIX вв. (в зависимости от степени развития европейских обществ) человек западного общества был зависим от церкви, местной общины (сельской или город- ской), власти монарха, своего положения в структуре общества и определяемой всем этим собственной ментальности. В дан- ном случае имеет место неоправданная «модернизация» исто- рической реальности, перенесение на ситуацию XVI-XVIII вв. того, что не было фактором эволюции XVI-XIX вв., а само яви- лось результатом, итогом этой эволюции.
Безусловно, сравнительно более высокий уровень матери- ального благосостояния Востока не побуждал его жителей так заботиться о производстве и его всемирном развитии, как жи- телей Европы, находившейся, как уже отмечалось, в худшем положении. Поэтому-то, даже весьма ценные изобретения, быв- шие достоянием Востока, европейцами были использованы бо- лее рационально и действенно: бумагу, когда-то изобретенную в Китае, Европа, наладив ее производство у себя (с помощью арабов в Испании XII в.), с XV в. уже экспортировало на Вос- ток. То же самое произошло с сирийским стеклом и оружием (знаменитую дамасскую сталь лучше сумели делать в Толедо), с китайским порохом, компасом, персидскими тканями. Изоб- ретенные в Китае и впервые примененные в XIII в. монголами пушки уже в XVI в. применялись европейцами (португальца- ми) против тех же китайцев, став при этом значительно совер- шеннее.
Раздел II. История международных взаимоотношений в Новое время
| Западный человек, создавший колониальную систему, ста- новится более динамичным, активным и лучше вооруженным, чем человек Востока, не благодаря свободе личности, о которой тогда приходилось лишь мечтать, а ввиду постоянного страха перед нашествием с Востока. Европа долго помнила гуннов, ужас, внушаемый ордами Чингизидов и Тимура, арабское за- воевание Пиренейского полуострова, юга Франции, Италии, Кипра, Крита, Мальты, Сардинии и Корсики в VII-XI вв., а пос- ле XI в. — постоянную, вплоть до XVIII в. угрозу корсарства и экспансии Османской империи. Войны и крестовые походы приносили европейцам потерь и неудач больше, чем добычи и преимуществ. Не случайно и то обстоятельство. Что первыми колонизаторами явились на Востоке португальцы и испанцы, т.е. те европейцы, которым пришлось отстаивать свою незави- симость и государственность в многовековой борьбе с мусуль- манами. Освободившись от последних они по инерции продол- жили борьбу уже вне Европы, стремясь не только закрепить победу, но и реализовать накопленный за века сражений бое- вой, технический и духовный потенциал.
Таким образом, в XVI-XIX вв. происходило постепенное ослабление Востока, но не абсолютное, а относительное, как следствие определенной самоуспокоенности и довольства собой, своими порядками, которые жители Востока считали в боль- шинстве случаев идеальными (а власти и духовенство всячес- ки их в этом заверяли), так и по причине воздействия внешних факторов — упадка торговли почти всех стран Востока ввиду перемещения торговых путей в Атлантику в XV-XVI вв.; «рево- люции цен» и инфляции вследствие серебряной интервенции; обеднения государства почти всюду, как в связи с уменьшени- ем стимула к производству и сокращением налоговых поступ- лений от него, так и в связи с падением доходов от завоеваний (с рубежа XVII-XVIII вв. Восток стал регулярно терпеть пора- жения в войнах с Западом). В результате постепенно сложились благоприятные условия для военной, политической и экономи- ческой экспансии Запада, что и привело к колониальному за- кабалению Востока.
Необходимо отметить и еще один аспект проблемы. Коло- ниализм как исторический феномен обычно воспринимается резко негативно. Между тем именно за счет колониализации ближних окраин, а иногда и дальних заморских территорий и период Новой истории, и в более древние эпохи шел процесс взаимовлияния, взаимообогащения культур, что вносило не- малый вклад в развитие всего человечества.
Date: 2015-09-24; view: 970; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|