Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Франко-русский союз





Предыстория франко-русского союза восходит к началу 70-х гг.
XIX в. — к противоречиям между европейскими державами,
порожденным франко-прусской войной и Франкфуртским мир-
ным договором. Франция и Россия получали общего врага —
Германскую империю; создание австро-германского, а затем
Тройственного союза, еще раз это подтверждало. Франция хо-
тела скорее восстановиться от полученного удара, Россия по-
лагала, что сильная и процветающая Франция могла бы быть
дополнительной гарантией сохранения мира и равновесия сил
в Европе. Политические интересы двух стран прямо не стал-
кивались, при том на международной арене они имели еще од-
ного общего противника в лице Великобритании — соперни-
цу Франции, прежде всего, в Египте и на Средиземном море и
России на Балканах и в Азии. Помимо военно-политических
факторов, явившихся решающими во франко-русском сбли-
жении, последнему содействовало также кредитно-финансо-
вое сотрудничество.


Осенью 1887 г. германский канцлер О. Бисмарк, недоволь-
ный недостаточностью обязательств России по «Перестраховоч-
ному договору» и признаками франко-русского сближения, пус
тил в ход разные методы давления на Петербург, в том числе и
финансовые. Прусское правительство предписало всем своим
государственным учреждениям продать принадлежавшие им
русские ценные бумаги, вскоре последовал указ, запрещавший
Имперскому банку принимать в залог русские бумаги. В такой
обстановке на новый заем у немецких банкиров царскому прави-
тельству рассчитывать не приходилось, а между тем, Германия
являлась тогда главным его кредитором, и в германских руках
было сосредоточено 60% русских государственных и частных
(иностранных) обязательств. Но выход из сложной для Петер-
бурга финансовой ситуации нашелся. В конце того же года цар-
ское правительство получило заем от синдиката французских
банков. В 1890 и 1891 гг. на парижском рынке были заключе-
ны новые займы. В результате этих операций основным рынком
русских ценных бумаг стал Париж, а не Берлин. Французское
правительство в своих взаимоотношениях с русским, стало ис-
пользовать финансовые отношения как средство политики.

Встает вопрос, почему, несмотря на всю естественность и
целесообразность союза между Францией и Россией, потребо-
валось немало времени для его заключения? Имелись серьез-
ные причины, препятствовавшие образованию франко-русско-
го союза. Лидеры умеренных республиканцев, закрепившихся
у власти в Третьей республике в 1879 г., ратовали за энергич-
ную колониальную политику и искали помощи в ней у Берли-
на. При этом они панически боялись Бисмарка. Французские
политики считали, что сближение с Россией лишь ускорит на-
ступление угрозы нового германского вторжения, предотвра-
щение которой и должно было стать целью этого сближения.
Со своей стороны, Россия настойчиво стремилась решать свои
внешнеполитические задачи при помощи Союза трех импера-
торов, а затем при сохранении и поддержании тесных отноше-
ний с Германией. Осложняла франко-русское взаимодействие
внутриполитическая нестабильность Третьей республики. Час-
тая смена правительств и одновременно усиление реваншист-
ских настроений объясняли осторожность правительственных
кругов России. Особое беспокойство на берегах Невы вызывал
авантюризм части буржуазных кругов Франции, выразивший-
ся в возглавляемом генералом Ж. Буланже реваншистском
движении. Разжигание антигерманского шовинизма и при-
аыв в возврату Эльзаса и Лотарингии грозили развязыванием
франко-германской войны, быть втянутой в которую Россия
чрезвычайно опасалась. Все эти обстоятельства убеждали ми-
нистра иностранных дел Н.К. Гирса в том, что даже безогово-
рочная поддержка Парижа была для Петербурга менее значи-
мой, чем поддержка Берлина, а следовательно сотрудничество
с Францией не дает никакого практического эффекта, скорее
ослабит, чем усилит позицию России. И, конечно, царизм ис-
пытывал понятную враждебность к республиканскому строю
и конституционному образу правления Франции. Александр
III как-то высказался, что союз с республиканской Францией
ннушает ему ужас. Насколько отрицательно относились в Зим-
нем дворце к французским буржуазным деятелям, свидетель-
ствует реакция Александра в связи с похоронами французс-
кого премьер-министра, вождя республиканцев Л. Гамбетты
о 1882 г. Во Франции объявили национальный траур. В Па-
риж приехали делегации многих европейских правительств
для выражения соболезнования французскому народу. Когда в
Петербурге встал вопрос о посылке своего представителя, царь
заявил: «Мы никого не пошлем. На собачьих похоронах не сле-
дует присутствовать». Царь воспринял как личное оскорбление
освобождение в 1886 г. из французской тюрьмы, в связи с поли-
тической амнистией, известного русского анархиста П.А. Кро-
поткина, дав указание своему послу временно покинуть Па-
риж. В 1889 г. Александр с негодованием отверг предложение
участвовать во всемирной выставке во Франции, которая уст-
раивалась в ознаменовании 100-летнего юбилея революции.


Внутриполитический кризис середины 80-х гг., обострение
отношений с Англией и Италией на почве колониальной по-
литики и напряженные отношения с Германией поставили
Францию в изолированное положение в Европе. Единственно
не враждебной ей державой, на чью помощь можно было бы
рассчитывать, оставалась Россия, к поискам сотрудничества с
которой переходят в это время правящие верхи страны.

События бурного и драматического 1887 г. сдвинули с места
дело франко-русского сближения. 11 января германский кан-
цлер Бисмарк произнес в рейхстаге речь, полную угроз по ад-
ресу Франции. Начальники Генерального штаба и имперского
военного кабинета наметили кандидатов на высшие команд-
ные должности в ожидавшейся войне. Кульминационным мо-


ментом военной тревоги явилось сосредоточение в начале фев
раля в Лотарингии, близ французской границы, около 100 тыс.
резервистов. Французских политиков охватил смертельный
страх перед Германией. Парижский кабинет через неофици
альный канал запросил Петербург, может ли он рассчитывать
на моральную поддержку России в случае германского ульти
матума. Александр III ответил категорически: «Конечно, да».
Россия не предоставила Германии гарантий нейтралитета в
случае ее нападения на Францию и тем самым заставила Бер-
лин отступить. Военная тревога оказала большое влияние на
внешнеполитическую ориентацию Третьей республики. Ми-
нистр иностранных дел Э. Флуранс планировал направить в
Петербург доверенное лицо для переговоров об установлении
франко-русского сотрудничества, но Гире, убежденный сто-
ронник соглашения с Германией, провалил этот проект.

Еще одним фактором, усилившим стремление республикан-
ского правительства искать расположения России, послужи-
ла вступившая в новую фазу англо-французская вражда из-за
Египта (в 1882 г. он был оккупирован Англией, но формально
оставался провинцией Османской империи). Франция боролась
за вывод британских войск из Египта. Если Англию в этом воп-
росе поддерживали Германия, Австро-Венгрия и Италия, то на
стороне Турции выступали Франция и Россия. Подписанная в
мае англо-турецкая конвенция обязывала сент-джеймский ка-
бинет вывести войска через три года, однако он получал пра-
во в случае необходимости вновь направить войска в Египет.
Это давало Великобритании возможность бессрочно содержать
там вооруженные силы. Благодаря деятельности французской
и русской дипломатии султан отказался ратифицировать кон-
венцию. Стремление к дружественным отношениям Франции
к России проявилось во время династического кризиса в Бол-
гарии. Флуранс поддержал русскую дипломатию в этом край-
не важном для нее вопросе. Вслед за царским правительством
Париж объявил о непризнании принца Фердинанда Кобурга,
австро-германского ставленника, болгарским князем и подде-
ржал программу Гирса по урегулированию болгарской пробле-
мы путем посылки в Софию русского регента.


В мае 1890 г. в Берлине отказались от продления русско-гер-
манского «Перестраховочного договора». Спустя год состоялось
досрочное возобновление Тройственного союза, сопровождавше-
еся демонстрациями дружбы его участников с Великобританией.

И Европе заговорили и ее присоединению к блоку центральных
держав. Эти события послужили катализатором оформления
франко-русского сотрудничества. Союз между монархией и рес-
публикой стал насущно необходим обоим государствам.

Образование франко-прусского союза произошло в три эта-
па. Первой публичной демонстрацией сближения двух стран
явился визит французской военно-морской эскадры в Кронш-
тадт в июле 1891 г. На торжественной встрече эскадры присутс-
твовал Александр III. Стоя с обнаженной головой, российский
самодержец прослушал национальный гимн Третьей респуб-
лики — революционную «Марсельезу». Одновременно с крон-
штадтской демонстрацией было заключено франко-русское по-
литическое соглашение, носившее характер консультативного
пакта. Соглашение было оформлено в виде обмена письмами —
21 и 27 августа — между министрами иностранных дел Гирсом
и А. Рибо. Стороны условились советоваться друг с другом по
всем вопросам, которые могут угрожать «всеобщему миру», а в
случае, если мир окажется в опасности и, в особенности, если
одна из сторон подвергнется угрозе нападения, договориться о
немедленном принятии совместных мер.

Следующим этапом стало заключение военной конвенции.
Стремясь избежать втягивания в конфликт, к которому Россия
не была готова, руководство русского МИД, по-прежнему не
отказываясь от надежды на улучшение отношений с Германи-
ей, не спешило принимать каких-либо военных обязательств,
на чем настаивала французская сторона. Визит французской
эскадры в Кронштадт вызвал в Берлине, Вене, Риме и Лондо-
не серьезное беспокойство. Попытка Гирса убедить возвращав-
шегося из Дании на родину Александра III заехать в германс-
кую столицу с целью «сбалансировать» профранцузский курс
России не увенчалась успехом. Между тем, в Европе сложи-
лась напряженная обстановка. Особую озабоченность царского
правительства вызывали донесения русского посла и военно-
го агента в Берлине о том, что в военных кругах и окружении
Вильгельма II раздаются призывы к войне против России, о но-
вых ассигнованиях на военные нужды и внесении в рейхстаг
законопроекта об увеличении численности германской армии.
Александр III с недоверием относился к кайзеру и проводимой
им политике («от нервного и шалого Вильгельма можно всего
ожидать»). Оно поддерживалось нелюбовью Александра к не-
мцам, постоянно «подогреваемой» императрицей Марией Фе-


доровной. Дочь датского короля, она никогда не забывала о
поражении Дании в войне с Пруссией в 1864 г. Все вместе это
подталкивало царя к заключению союза с Францией на случай
русско-германской войны.


В декабре 1891 г. Александр во время аудиенции французс-
кому послу выразил пожелание, чтобы представители штабов
обеих армий обсудили основные положения военной конвен-
ции. Гире убеждал царя в преждевременности подобной конвен-
ции, в достаточности уже имеющихся с Францией политичес-
ких обязательств. Но очень торопились в Париже. Прибывший
на осенние маневры русской армии заместитель начальника
Генерального штаба Р. Буадерф привез текст конвенции, и во-
енные начали его обсуждать. Все споры шли вокруг основного
положения: Франция стремилась заручиться поддержкой на
случай войны с Германией, Россия — с любой державой Тройс-
твенного союза. Победила русская точка зрения.

17 августа 1892 г. в Петербурге начальник Генерального
штаба России Н.Н. Обручев и Буадерф подписали проект кон-
венции. Он предусматривал военную помощь Франции со сто-
роны России, если первая подвергнется нападению Германии
или Италии, поддержанной Германией. В свою очередь, Фран-
ция должна была оказать военную помощь России в случае на-
падения на последнюю Германии или Австро-Венгрии, подде-
ржанной Германией. При мобилизации войск Тройственного
союза или одного из его участников Франция и Россия должны
были немедленно мобилизовать все свои силы и продвинуть их
как можно ближе к границам. Определялась численность дейс-
твующих армий, которые договаривающиеся стороны выстав-
ляли против Германии (Франция — 1300 тыс. человек и Рос-
сия — от 700 до 800 тыс. человек), с тем, чтобы той пришлось
сражаться на два фронта — на востоке и на западе.

Теперь конвенцию, фактически превращавшую политичес-
кое соглашение в военный союз, предстояло ратифицировать.
Полученный документ для «дальнейшего изучения и возмож-
ных дополнений» Гире фактически положил в стол. В августе
1893 г. германский рейхстаг принял закон о значительном уси-
лении армии. Военное руководство Франции и России, оценив
его как имеющий исключительно наступательный характер,
считали необходимым принять меры военной предосторожнос-
ти и скорее добиваться ратификации конвенции. В октябре в
Тулон с ответным визитом, откладывавшимся более года, при-
была русская военно-морская эскадра. Визит, прошедший с
грандиозным успехом, вызвал громкий общеевропейский резо-
нанс. Современники не сомневались в наличии некоего согла-
шения между Россией и Францией. В газетах выражение «по-
литическое положение, созданное Кронштадтом — Тулоном»
становится привычным при характеристике международного
положения в Европе. Гире уже не мог сопротивляться. 27 дека-
бря 1893 г. и 4 января 1894 г. министры иностранных дел ин-
формировали друг друга об утверждении военной конвенции
главами своих государств — российским императором Алек-
сандром III и президентом Французской республики С. Карно.
После этих взаимных извещений франко-русский военно-по-
литический союз стал свершившимся фактом.

По требованию русской стороны консультативный пакт, как и
военная конвенция, сохранялись в строжайшем секрете. В суть
дела был посвящен крайне узкий круг лиц, четыре — пять че-
ловек с каждой стороны. Наследник российской короны цеса-
ревич Николай узнал о соглашении лишь после вступления на
престол. Французская сторона неоднократно и безуспешно доби-
валась возможности его обнародования. Лишь в августе 1897 г..
во время прощального завтрака на борту французского крей-
сера «Потюо», стоявшего на рейде в Кронштадте, Николай II,
поднимая тост за здоровье своего гостя, президента республики
Ф. Фора, произнес, наконец, долгожданное слово «союзники».
Но по-прежнему соблюдалась тайна в отношении содержания и
существования соглашения.

Развитие международных отношений с 1871 до середины
90-х гг. в качестве своего логического итога привело к раско-
лу Европы на две мощные и противоборствующие друг с дру-
гом военно-политические коалиции — Тройственный союз и
франко-русский союз. Их соперничество стало важнейшим фак-
тором, определявшим ход событий на международной арене
вплоть до Первой мировой войны.







Date: 2015-09-24; view: 594; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию