Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика США. Дипломатия в годы Гражданской войны и Реконструкции





Весной 1789 г. конгресс США первого созыва принял зако-
ны об учреждении органов исполнительной власти. Наряду с
департаментом финансов и военным департаментом был со-
здан государственный департамент. Главной функцией воз-
главившего его государственного секретаря явилось руководс-


тво внешнеполитическими сношениями республики. В целом
обязанности госсекретаря в области внешней политики были
практически те же, что у его предшественников, стоявших во
главе комитетов секретной корреспонденции, а затем иност-
ранных дел. Существенное отличие заключалось в том, что
секретари комитетов занимали свои должности «по желанию»
конгресса, которому принадлежало право принятия оконча-
тельных решений, а госсекретарь назначался на должность
«с согласия» сената «по желанию» президента, который стал
играть теперь главную роль в проведении внешнеполитичес-
кого курса. Госдепартаменту придавалось особое значение, его
руководитель обрел высший ранг среди членов президентского
кабинета. Рядовые налогоплательщики примитивно рассмат-
ривали своих дипломатов как лиц, получивших привилегии и
наслаждающихся удовольствиями зарубежных поездок за их
счет, а дипломатическую службу как самое бесполезное из всех
ведомств. Правда недоверие к дипломатии не распространя-
лось на консульские службы, олицетворявшие собой развитие
торговых отношений, прибыльные сделки и финансовое бла-
гополучие американцев. Конгресс поддерживал консульские
связи, а содействие коммерсантам стало традиционно важной
функцией госдепартамента.

Когда в 1796 г. истекал второй срок пребывания Д. Вашинг-
тона на посту президента США, он обратился к правительству
и народу с документом, получившим известность как «Про-
щальное послание». Внешнеполитический раздел этого, став-
шего одним из наиболее знаменитых, документа американской
истории, содержал идеи (они были выработаны еще в начале
Войны за независимость) для будущих поколений американцев
при определении внешнеполитического курса страны. «Вели-
кое правило для нас в отношении иностранных государств, —
утверждалось в «Послании», — состоит в том, чтобы расширяя
наши торговые отношения, иметь с ними как можно меньше
политических связей». Поскольку «Европа обладает системой
весьма важных интересов, которые не имеют к нам никако-
го отношения или очень отдаленное», первый американский
президент призывал своих соотечественников не впутываться
в европейские конфликты, строго придерживаться принципа
нейтралитета, признавая вместе с тем целесообразность и необ-
ходимость «временных союзов при чрезвычайных обстоятель-
ствах». Заветы Вашингтона в области внешней политики от-
вечали национальным интересам молодого, еще не окрепшего
государства. «Послание» традиционно рассматривалось Соеди-
ненными Штатами как основа американской политики изоля-
ционизма. На деле это был один из мифов, которыми так богата
американская история. США никогда не были и не могли быть
изолированы от остального мира. Вашингтон и другие «отцы-
основатели» верили, что созданная ими республика со време-
нем выйдет на мировую арену и будет вести диалог с другими
государствами не только на равных. Со свойственным им праг-
матизмом американские политики надеялись обеспечить себе
свободу действий на международной арене в своих интересах.

С самого начала существования США их внешняя политика
имела экспансионистскую направленность; расширение терри-
торий стало одной из основных задач американской диплома-
тии. Еще в «План договоров», одобренный Континентальным
конгрессом в 1776 г., была включена статья, в соответствии с
которой все территории североамериканского континента и рас-
положенные около него острова объявлялись находящимися
н «безраздельном и вечном владении» Соединенных Штатов.
Важнейшим внешнеполитическим актом их правительства в
20-е гг. XIX в. стало провозглашение доктрины Монро — пер-
вой внешнеполитической доктрины США. Происхождение и
основные ее принципы были обусловлены не только сложив-
шейся в то время международной обстановкой (проекты ин-
тервенции Священного союза в Латинскую Америку для вос-
становления там испанского господства), но и процессами,
происходившими внутри самих Соединенных Штатов (разви-
тие капитализма, пробуждение американского национализ-
ма, формирование экспансионистских идей). Для обоснования
преимущественных «прав» в Западном полушарии политичес-
кие деятели США неоднократно ссылались на различные ар-
гументы — теорию «естественных границ», доктрину «поли-
тического тяготения», концепцию «американской системы»,
принципы «неперехода» и «неколонизации».


2 декабря 1823 г. президент Д. Монро обратился к конгрес-
су с ежегодным посланием. Его основные идеи были сформули-
рованы госсекретарем Д.К. Адамсом. «Политические системы
Квропы и Америки не только различны, но и противоположны
друг другу», — заявлялось в президентском послании. Соеди-
ненные Штаты не претендуют на вмешательство во внутренние
дела европейских государств, но будут «рассматривать любую


политику с их стороны распространять свою систему (т.е. мо-
нархический режим. — Авт.) на любую часть нашего полуша-
рия опасной для нашего спокойствия и безопасности». «Мы не
вмешиваемся и никогда не будем вмешиваться в дела сущес-
твующих колоний», — отмечалось далее, но «американские
континенты, пользуясь всеми условиями свободы и независи-
мости, которыми они обладают и которые они поддерживают,
впредь не могут рассматриваться как объекты для будущей ко-
лонизации какой-либо европейской державы». В последующей
части своего послания Монро присваивал США «право» на
вмешательство в дела всех других американских государств,
причем эти притязания искусно маскировались борьбой про-
тив возможного вмешательства в дела Америки со стороны ев-
ропейских правительств.

Доктрины Монро, основанная на идеях невмешательства и
осуждении дальнейшей колонизации американских континен-
тов, явно диссонировала с европейскими принципам легити-
мизма, «правом» интервенции с целью восстановления власти
«законного монарха». Но, одновременно, она содержала и экс-
пансионистское начало. Развивая принципы, заложенные в до-
ктрине Монро, руководство США уже в середине 40-х гг. XIX в.
объявило, что их страна претендует на особые отношения с
другими американскими странами и рассматривает себя как
великую державу, призванную вершить судьбы всего Запад-
ного полушария. Для идеологического обоснования подобных
претензий большое значение имела теория «предопределения
судьбы». Сформулированная журналистом Д. О'Салливэном
она гласила, что североамериканцы — избранный народ, ко-
торому судьбой предопределено превратить Америку в «зону
свободы».

Курс на вмешательство в соседние государства, проводимый
в соответствии с доктриной Монро, в конце XIX в. правящие
круги США подкрепили возникшим ранее, но активизировав-
шимся в это время панамериканизмом. (Термин «панамери-
канизм» впервые использовала одна нью-йоркская газета в
1899 г., впоследствии он получил широкое распространение).
В основу этой доктрины был положен тезис о «континенталь-
ной солидарности» и существующей, якобы, «общности ин-
тересов» всех стран Западного полушария, обусловленной их
географическим расположением, взаимосвязью экономики,
сходством политических систем и исторических судеб. США,
добиваясь экономической и политической гегемонии над всем
Американским континентом, задались целью подчинить дви-
жение панамериканизма своим интересам, выгодным для Со-
единенных Штатов и неблагоприятным для их европейских
соперников.

Для США особое значение имели отношения с бывшей мет-
рополией — Великобританией, которая занимала монополь-
ное положение в области их торговли и на протяжении всего
XIX столетия являлась главным внешнеполитическим конку-
рентом Соединенных Штатов. После заключения Парижского
мирного договора 1783 г. и Англия, и США высказывали пре-
тензии по поводу толкования и выполнения его различных ста-
тей, и с самого начала и англичане, и американцы нарушали
договор. Англия удерживала за собой ряд американских фор-
тов, расположенных вдоль границ с Канадой, отказывалась
возвратить американским плантаторам захваченных во время
Войны за независимость негров-рабов, а американские шта-
ты не спешили возвращать долги (около 5 млн ф.с.) английс-
ким кредиторам и компенсировать лоялистов. Порты британс-
кой Вест-Индии были закрыты для американской торговли; в
Лондоне не желали заключать с США равноправное торговое
соглашение.


Когда в 1792-1793 гг. начались войны европейских монархов
против революционной Франции, Англия приступила к ее мор-
ской блокаде, начав задерживать торговые корабли нейтраль-
ных стран, в том числе американские, идущие во Францию или
в ее владения в Вест-Индию. По мере победоносного наступле-
ния французской армии международное и внутреннее поло-
жение Англии становилось все более тяжелым, и новая вой-
на с Америкой не входила в планы сент-джеймского кабинета.
В этой связи запрет на торговлю США с французской Вест-Ин-
дией был снят. Американское правительство решило исполь-
зовать благоприятный момент и направило в Лондон с чрезвы-
чайной миссией председателя Верховного суда Д. Джея.

В ноябре 1794 г. был подписан англо-американский «дого-
вор о дружбе, торговле и навигации» («договор Джея»). Бри-
танское правительство согласилось вывести войска из фортов
у американской границы, а для рассмотрения спорных воп-
росов об уплате довоенных долгов и претензий американских
судовладельцев создавались совместные арбитражные комис-
сии. В пограничных районах США и Канады была узаконена


свободная торговля мехами. В остальном американскому пос-
ланнику не удалось добиться значительного успеха: плантато-
ры, обязанные выплатить свои долги англичанам, не получали
компенсации за отобранных у них негров-рабов, а торговля с
британской Вест-Индией разрешалась лишь на небольших су-
дах и при условии доставки товаров только из США. Вопрос о
захвате судов под американским флагом оставался открытым.
В то же время Соединенным Штатам запрещалась принимать
в своих портах каперские корабли враждебных Англии госу-
дарств, а британское судоходство в Америке ставилось в усло-
вия наибольшего благоприятствования.

При всей ограниченности достигнутых Джеем результатов
договор 1794 г. явился важным событием в отношениях США с
бывшей метрополией, поскольку урегулирование разногласий
было необходимо молодой республике. После возобновления в
1803 г. войны Францией Лондоном была принята серия указов,
направленных на блокирование торговых связей Франции с
другими, в том числе и нейтральными, государствами. Англи-
чане снова стали захватывать американские суда и устраивать
на них обыски с целью задержания и наказания так называе-
мых дезертиров — американских моряков английского проис-
хождения (на протяжении 1803-1812 гг. англичане захватили
более 900 торговых судов США; многие тысячи американских
моряков были насильственно сняты со своих кораблей и завер-
бованы в британский флот). Эти репрессивные меры подрывали
не только морскую торговлю американцев, но и основы их на-
ционального суверенитета. В Соединенных Штатах росли во-
инственные настроения. В конце 1811 г. в конгрессе преоблада-
ющее положение заняли «военные ястребы»; их лидер Г. Клей
был избран председателем палаты представителей. За необхо-
димость объявления войны Англии активно выступал будущий
президент, а в то время госсекретарь Монро. Отчетливо прояви-
лись и экспансионистские планы. Клей публично «обосновы-
вал» необходимость и легкость захвата Канады, наряду с вла-
дениями Испании на североамериканском континенте.


В июне 1812 г. конгресс США объявил войну Великобрита-
нии. Она явилась результатом, с одной стороны, своекорыст-
ной политики Англии, ее стремления к подрыву экономики
США, деспотичных действий на море и нарушения элемен-
тарных прав нейтрального мореплавания, и в этом смысле яв-
лялась продолжением освободительной борьбы Соединенных

Штатов за независимость 1775-1783 гг. С другой стороны, вой-
на была вызвана экспансионистскими устремлениями правя-
щих кругов самих США. Захватнические планы не вызвали
энтузиазма в народных массах. Для завоевания Канады не
удалось собрать ни добровольцев, ни сколько-нибудь значи-
тельно пополнить небольшую регулярную армию. С огром-
ными трудностями президентской администрации пришлось
столкнуться и в финансовой области. Штаты Новой Англии,
занимавшие важное стратегическое положение на границе с
Канадой и имевшие наибольшую концентрацию населения и
материальных средств, отказались предоставить в расположе-
ние центрального правительства свою милицию и поддержать
финансовые мероприятия. Следствием всего этого была позор-
ная капитуляция американских войск в Детройте в августе
1812 г. И в дальнейшем попытки вторжения в Канаду успеха не
имели, встречая отпор как со стороны регулярной английской
лрмии, так и со стороны ополчения при все возрастающей под-
держке канадцев. Между тем в Северную Америку продолжали
прибывать свежие подкрепления английских войск, а британ-
ский флот, освободившийся от операций против наполеоновс-
кой Франции в Европе, установил полную блокаду побережья
Соединенных Штатов.

В августе 1814 г. английские моряки, поднявшись на лодках
по реке Патуксент и практически не встретив противодейс-
твия, захватили столицу федерального Союза — Вашингтон.
Англичане сожгли Капитолий, Белый дом, другие правитель-
ственные здания и вернулись на свои суда. Все более жесткой
становилась позиция Англии и на международной арене; на-
чавшиеся мирные переговоры в бельгийском городе Генте за-
шли в тупик в результате непомерных требований лондонско-
го кабинета. Характер войны начал меняться и приобретать
характер борьбы за обеспечение независимости и территори-
альной целостности Соединенных Штатов, где начался патри-
отический подъем для отпора неприятелю. Попытка англичан
повторить «вашингтонский вариант» в отношении Балтимора
провалилась — уже на дальних подступах к городу они встре-
тили упорное сопротивление и предпочли оставить свое пред-
приятие. В связи с этим событием был написан национальный
гимн США. В январе 1815 г., еще не зная о заключении мира,
американские войска под командованием генерала Э. Джексо-
на не только отразили наступление крупных сил англичан на


Новый Орлеан, но одержали над ними полную победу. 24 дека-
бря 1814 г. был подписан Гентский мирный договор, который
скорее обходил молчанием, чем разрешал вопросы, вызвавшие
войну. Но несомненным ее итогом явилась внутренняя консо-
лидация американского народа как самостоятельной нации.

После окончания войны предметом ожесточенных споров
между США и Англией явился вопрос об отдельных участках
границы, что было связано с заселением свободных земель и
торговлей пушниной. Англо-американская демаркационная
линия на севере — от оз. Лесное на запад до Скалистых гор —
была определена сравнительно легко: в соответствии с конвен-
цией 1818 г. она стала проходить по 49-й параллели. Договор
1842 г. окончательно уточнил северо-восточную границу США
с Канадой: от оз. Лесное на восток через Великие озера, по ре-
ке Св. Лаврентия до Атлантического океана.

Гораздо сложнее обстояло дело с Орегоном — обширной об-
ластью, простиравшейся от побережья Тихого океана до Ска-
листых гор и от Аляски до Калифорнии. В связи с отсутствием
четко обозначенных границ между владениями США, Англии,
Испании и России на северо-западе Америки этот регион был
ареной столкновения интересов названных государств. Анг-
ло-американская конвенция 1818 г. выработала по проблеме
Орегона компромиссное решение: все земли к западу от Ска-
листых гор, на которые претендуют США и Англия, провозг-
лашались открытыми для доступа подданных обеих договари-
вающихся сторон. Границы этой территории как на севере, так
и на юге конвенцией не фиксировались. Но уже в 1819 г. выяс-
нилось, что согласившись по Трансконтинентальному договору
на установление испано-американской границы на Северо-За-
паде по 42-й параллели, Испания отказалась от всяких претен-
зий на области, расположенные к северу от этой линии, в поль-
зу США. Согласно конвенциям, заключенным Россией с США
(1824) и Англией (1825) граница российских владений на Тихо-
океанском побережье устанавливалась по 54° 40' с.ш.

К середине 40-х гг. соперничество из-за спорных территория
крайне обострилось. В конгрессе США и на страницах печати
велась интенсивная кампания за их захват. Экстремисты вы-
двинули лозунг: «54° 40' с.ш. или война». Но в Белом доме, оза-
боченном накалившимися отношениями с Мексикой не соби-
рались вступать в серьезный конфликт с Англией. К мирному
урегулированию затянувшегося спора из-за Орегона стреми-
лись и в Лондоне. Договор 1846 г. предусматривал компромис-
сное решение — линия размежевания между владениями обе-
их государств устанавливалась к западу от Скалистых гор по
19-й параллели. Англо-американская граница стала транскон-
тинентальной.

Значительным фактором в англо-американских отношени-
ях являлась Центральная Америка. В связи со стремлением
США утвердиться на Тихом океане и включить в сферу свое-
го влияния страны этого региона особое значение приобрели
поиски кратчайшего морского пути к западному побережью
Америки и в Азию. Согласно договору 1846 г. с новой Грана-
дой (позже Колумбией) США добились права свободного и бес-
пошлинного транзита через Панамский перешеек. Основанная
и 1849 г. американская «Компания Панамской железной доро-
ги» получила концессию на строительство железнодорожного
пути от Атлантического до Тихоокеанского побережья. Тогда
же в США вынашивались планы постройки межокеанского
судоходного канала на территории Никарагуа. Группа амери-
канских дельцов заключила контракт с никарагуанским пра-
вительством на его сооружение. Однако в условиях фактичес-
кой гегемонии Англии в Карибском бассейне США не могли
претендовать на полный контроль над межокеанскими ком-
муникациями. В связи с этим по инициативе американской
дипломатии в 1850 г. был подписан англо-американский до-
говор Клейтона-Бульвера, в соответствии с которым оба госу-
дарства обязались не добиваться исключительных прав на бу-
дущий канал (или железную дорогу) между двумя океанами,
гарантировали его нейтрализацию, отказывались от всяких
попыток оккупировать, колонизировать или подчинить своему
господству какую-либо часть Центральной Америки. Практи-
чески это означало, что Англия лишалась Москитового берега
(атлантическое побережье Никарагуа), утрачивала свои пози-
ции в Никарагуа и Коста-Рике. Хотя США ничего не приобре-
ли, соотношение сил в борьбе за карибские страны явно изме-
нилось в их пользу.

Важное значение для США имели взаимоотношения с Фран-
цией, которые развивались неровно и сложно. Начавшуюся в
1789 г. во Франции революцию американцы восприняли с сим-
патией и энтузиазмом; борьба французского народа против евро-
пейских монархий оценивалась как наступление новой эры в Ев-
ропе. Вместе с тем, союзный договор с Францией, заключенный


еще в 1778 г., осложнял международное положение США как
нейтральной державы. Так, согласно этому договору, в случае
войны Франции с третьей стороной, Соединенные Штаты обя-
заны были защищать ее владения в Вест-Индии и пропускать
в свои порты только французские военные суда. Американское
правительство оказалось перед трудным выбором: либо, проти-
вопоставив себя Англии, углублять сотрудничество с Францией,
где в 1792-1793 гг. взяли курс на воссоздание союза с заокеанс-
кой республикой, вынашивая планы ликвидации английских и
испанских владений в Северной Америке, либо за счет Франции
урегулировать отношения с «владычицей морей».

В правящих сферах США были сторонники как «француз-
ской», так и «английской» внешнеполитической ориентации.
С установлением якобинской диктатуры и революционного тер-
рора, события во Франции утратили свою привлекательность.
Решающим ударом по франко-американскому союзу оказался
«договор Джея». В Париже усмотрели в нем антифранцузскую
направленность, и французы начали массовый захват амери-
канских торговых кораблей. Выступая на чрезвычайной сес-
сии конгресса президент Д. Адаме 16 мая 1797 г. в резких выра-
жениях осудил действия французского правительства. Вместе
с тем, он не считал разумным еще больше обострять франко-
американские отношения, и было принято решение урегули-
ровать их путем переговоров. Во французскую столицу напра-
вились американские уполномоченные. Министр иностранных
дел Директории Ш. Тайлеран через своих агентов дал им по-
нять, что без предоставления крупного займа на льготных ус-
ловиях, извинений за высказывания Адамса в конгрессе и без
... взятки в 250 тыс. долл. бесполезно ожидать не только нача-
ла переговоров, но даже официального приема. Эти действия
создали у американцев впечатление, будто Франция стремит-
ся к разрыву с США. Правительство Адамса аннулировало
все действующие соглашения с Францией и занялось военны-
ми приготовлениями. Эти действия получили полное одобре-
ние в Лондоне и Петербурге, где посчитали вступление США
в войну на стороне антифранцузской коалиции свершившим-
ся фактом. Но ни США, ни Франция войны не объявили, хотя
на море между ними происходили стычки. В полной мере во-
енные действия между двумя странами так и не развернулись:
в Соединенных Штатах сложилась угрожающая внутриполи-
тическая обстановка, а военные силы Франции были заняты в
кампаниях в Европе. Весной 1799 г. франко-американские пе-
реговоры возобновились, и в сентябре следующего года была
подписана конвенция, провозглашавшая мир и дружбу меж-
ду двумя странами. Франция признавала аннулированным до-
говор 1778 г., а США отказывались от требований возмещения
ущерба от действий французского флота.

Вскоре франко-американские отношения вновь подверглись
испытанию на прочность. Пришедший к власти во Франции
Наполеон Бонапарт мечтал о возрождении французской коло-
ниальной империи в Западном полушарии. Он заключил тай-
ную сделку с Испанией, добившись возвращения Франции об-
ширнейшей области Луизианы. Американское правительство
получило информацию об этой сделке. Оно понимало, что вла-
дение ослабевшей Испанией Луизианной не представляло не-
посредственной угрозы для республики. Захват же французами
западной части обширной долины реки Миссисипи и, особенно,
Нового Орлеана — ключевого порта в устье Миссисипи, через
который проходила вся торговля Запада, мог иметь далеко иду-
щие последствия для США (при том, что сами американские де-
ятели рассматривали испанские владения в Северной Америке
как основной объект колонизации). Т. Джефферсон, ставший в
1801 г. президентом, до этого последовательно выступавший за
сохранение дружественных отношений с Францией, заявлял в
письме к посланнику в Париже, что в случае сохранения Ново-
го Орлеана — «единственного места на земном шаре, владелец
которого является естественным и извечным врагом американ-
ского народа», американцы должны будут предпочесть в качес-
тве друга и союзника Англию. Белый дом предлагал француз-
скому правительству купить Новый Орлеан вместе с Западной
и Восточной Флоридами (Джефферсон полагал, что они также
были переданы испанцами французам), но получил отказ.

К весне 1803 г. стали очевидны как неизбежность очеред-
ной войны Франции с Англией, так и неудачи попыток фран-
цузских войск подчинить Санто-Доминго (о. Гаити в Вест-Ин-
дии). Эту некогда самую богатую колонию Франции, Наполеон
хотел сделать центром колониальной империи в Америке, и
без Санто-Доминго Луизиана теряла для него свою ценность.
Остро нуждаясь в деньгах для предстоящей войны с Англи-
ей, а также будучи заинтересованным в сохранении хороших
отношений с заокеанской республикой, Наполеон продал ей
Луизиану вместе с Новым Орлеаном за 11 млн 200 тыс. долл.


Присоединение территории, увеличившей почти вдвое размеры
Соединенных Штатов, имело огромное значение для всего пос-
ледующего развития страны.

Приобретение США Луизианы осложнило их и без того на-
тянутые отношения с Испанией. Правящие круги последней
считали, что североамериканское государство представляет по-
тенциальную угрозу испанским владениям в Западном полу-
шарии. Администрация испанского губернатора в Новом Ор-
леане мало считалась с интересами США. Между тем, свобода
торговли по Миссисипи имела колоссальное значение для всего
американского Запада, а также южных штатов. Только в 1795 г.
в Мадриде был заключен выгодный для США договор: подпи-
сав секретное соглашение с Францией и опасаясь неминуемо-
го обострения отношений с Англией, с одной стороны, и боясь
англо-американского сближения после заключения «договора
Джея», с другой, испанское правительство было по-настояще-
му заинтересовано в урегулировании разногласий с американ-
цами. Договор 1795 г. закреплял границы Соединенных Штатов
с тогдашними испанскими владениями — Луизианой (по Мис-
сисипи) и Флоридой (по 31-й параллели), предоставлял амери-
канским гражданам право свободного судоходства по всей про-
тяженности Миссисипи и выхода в море.

Когда США купили Луизиану, ее границы в соглашении точ-
но не определялись, и администрация Джефферсона объявила,
что Луизиана включает в себя также и Флориду и американ-
цы, следовательно, должны стать хозяевами обеих областей.
Испания опротестовала эти притязания, но правительствен-
ные чиновники США в целях давления на Мадрид продолжали
использовать угрозы, шантаж, подкуп. В 1810 г. они оккупи-
ровали Западную Флориду, а в 1818 г. — Восточную Флориду.
Не располагавшая реальными возможностями отстоять свои
территории Испания уступила Флориду. Трансконтиненталь-
ный договор 1819 г. устанавливал испано-американскую гра-
ницу по рекам Сабин, Ред-Ривер, Арканзас и далее к западу от
Скалистых гор — по 42-й параллели до Тихоокеанского побе-
режья. Рабовладельцев Юга весьма интересовало и еще одно
владение Испании — о. Куба в Вест-Индии. В 1848 г. президент
Полк дал указание начать секретные переговоры с Испанией о
покупке Кубы за 100 млн. долл. Мадрид ответил отказом. Тог-
да южные штаты предоставили свою территорию для организа-
ции флибустьерских экспедиций, которые трижды высажива-
лись на Кубе с целью поднять там восстание против испанских
нластей и инспирировать обращение кубинцев с просьбой о
нключении острова в состав США на правах штата. Эти акции
потерпели неудачу.

В апреле 1854 г. американское правительство снова предпри-
няло попытку приобрести Кубу, предложив на сей раз 130 млн
долл., однако столь же безуспешно. Рабовладельцы Юга, поль-
зуясь участием Англии и Франции в Крымской войне, акти-
иизировали политическую кампанию за аннексию Кубы. По
указанию госдепартамента американские дипломатические
представители в Лондоне, Париже и Мадриде в октябре 1854 г.
разработали в бельгийском городе Остенде программу дейс-
твий в кубинском вопросе. Утверждая, будто интересы безо-
пасности США требуют немедленного присоединения Кубы,
они рекомендовали вновь попытаться убедить Испанию про-
дать остров. Если же это предложение будет отклонено, то сле-
дует прибегнуть к силе. Несмотря на свой секретный характер,
«Остендский манифест» быстро стал достоянием гласности,
нызвав крайне отрицательную реакцию Испании, поддержан-
ной Англией и Францией. Госдепартаменту ничего не остава-
лось, как дезавуировать этот документ.

В середине 30-х гг. чрезвычайно осложнились отношения
США с их новой соседкой — Мексикой, бывшим владением
испанской короны, провозгласившей независимость в 1821 г.
Камнем преткновения, в первую очередь, стал обширный, но
малонаселенный Техас. Плантаторов-южан привлекали его
плодородные почвы и климат, благоприятные для разведения
хлопка и других сельскохозяйственных культур. Вместе с тем,
господствующим классам Юга, чтобы обеспечить политичес-
кое преобладание в Союзе, необходимо было образование но-
вых рабовладельческих штатов к западу от Миссисипи. Соглас-
но американо-испанскому Трансконтинентальному договору
США признали Техас составной частью Новой Испании, а в
1828 г. США вынуждены были заключить с Мексикой согла-
шение о границе, подтверждавшее положения Трансконтинен-
тального договора, т.е. признание Техаса теперь уже частью
территории Мексики.

Несмотря на временное поражение, влиятельные силы в Со-
единенных Штатах сохраняли экспансионистские планы в от-
ношении техасских территорий. Американская колонизация
приобретала здесь все более широкий размах. Установив фак-


тически полный контроль над Техасом, американцы игнори-
ровали законы Мексики и меры ее правительства, направлен-
ные против рабства. Обстановка в Техасе все более накалялась.
Американские колонисты взялись за оружие и к концу 1835 г.
вытеснили мексиканские войска. Весной следующего года кон-
вент «представителей народа Техаса» провозгласил независи-
мость «Республики Техас», конституция которой узаконила
рабство и ввоз рабов. Конвент обратился за помощью к прави-
тельству США, откуда к мятежникам поступали деньги и ору-
жие. Целью руководителей мятежа было отделение Техаса от
Мексики и включение его в состав США. Того же страстно же-
лали и в Вашингтоне, но опасались, что такой шаг может вы-
звать серьезные международные осложнения: вооруженный
конфликт с Мексикой; противодействие европейских держав,
прежде всего Англии, которая поставив Мексику в экономичес-
кую зависимость, имела свои виды и на Техас. В 1837 г. Соеди-
ненные Штаты официально признали независимость Техаса.
Вскоре их примеру последовали Англия и Франция, полагав-
шие, что новая «республика» станет барьером на пути дальней-
шего продвижения США на юг.

Американские экспансионисты настойчиво добивались пол-
ного поглощения Техаса. Мексиканское правительство кате-
горически отказывалось признать «Республику Техас» и пре-
дупреждало, что будет считать его аннексию равносильной
объявлению войны. Однако в связи с непрерывной внутрипо-
литической борьбой, Мексика была не в состоянии направить
крупные силы для восстановления своего суверенитета над Те-
хасом. На волне очередного приступа «техасской лихорадки»,
в начале 1845 г. обе палаты американского конгресса приняли
совместную резолюцию, предлагавшую Техасу войти в состав
США. В ответ Мексика тотчас же порвала дипломатические от-
ношения с Соединенными Штатами, но вместе с тем выразила
готовность признать независимость «Республики Техас», если
та обязуется не присоединяться к США. Этот шаг подсказала
британская дипломатия, которая рассчитывала, что Англия,
выступая в роли посредника и гаранта независимости Техаса,
сможет фактически установить контроль над ним. Но было уже
поздно. В июле 1845 г. на техасскую территорию был введен
американский военный корпус, а в декабре того же года прези-
дент Полк подписал одобренный конгрессом билль о включе-
нии Техаса в состав США на правах штата.

Вторжением весной 1846 г. американских войск в пределы
Мексики началась американо-мексиканская война. Пораже-
ние в ней Мексики объяснялось не только экономическим, тех-
ническим и военным превосходством США, но и антипатрио-
тическим поведением мексиканских господствующих классов,
которые, желая сохранить свои привилегии, принесли в жерт-
иу национальные интересы. По Гуадахупе-Идильгскому мир-
ному договору 1848 г. Мексика оказалась вынуждена отдать
(ША помимо Техаса также Новую Мексику, Верхнюю Кали-
форнию, северную часть Тамаулипаса, Коауилы и Соноры, т.е.
до 55% всей территории страны. Заполучив огромную мекси-
канскую территорию, экспансионисты США все еще не были
удовлетворены. В 1853 г. посланник в Мексике Д. Гадсен до-
бился от мексиканских властей уступки за 10 млн долл. терри-
тории к югу от реки Хила (долина Месилья), которая понадо-
билась американцам для строительства трансконтинентальной
железной дороги. «Покупка Гадсена» в основном завершила
процесс формирования южной границы США.

В условиях почти постоянной напряженности отношений с
Англией, Испанией, а затем и с Мексикой, американское пра-
нительство искало сближения с Россией. В 1809 г. между ни-
ми были установлены дипломатические отношения, которым
предшествовали благотворные контакты в самых различных
областях. Основой этому со времен Войны за независимость
стала защита прав нейтрального мореплавания. Провозглаше-
ние Россией декларации о вооруженном нейтралитете (1780)
получило официальное одобрение Континентального конгрес-
са США и высокую оценку их «отцов-основателей». Правда в
Петербурге долгое время отклоняли предложенный в 1823 г.
американцами проект соглашения (он объединял все важней-
шие принципы вооруженного нейтралитета, запрещал захват
торговых судов воюющих держав и предусматривал отмену ка-
перста) из-за нежелания действовать сепаратно от других вели-
ких держав и отрицательной позиции Англии. Лишь во время
Крымской войны, когда царское правительство столкнулось с
сильной коалицией западных держав и Турции, между Росси-
ей и США в 1854 г. была заключена конвенция о правах ней-
тральных стран на море.

Важным фактором в сближении США и России стали вза-
имовыгодные торговые связи. В 1832 г. был подписан русско-
американский договор о торговле и навигации, условия кото-


рого закрепили сложившиеся ранее отношения, и придали им
определенную стабильность и надежность. Остававшийся в си-
ле до 1912 г. договор содержал принципы наибольшего благо-
приятствования. И в Белом доме, и в Зимнем дворце понимали,
что у обеих держав общий соперник — Великобритания. Имен-
но поэтому русско-американские отношения, несмотря на про-
тиворечия и различия в политических системах, продолжали
оставаться благожелательными. Всю выгоду таких отношений
США ощутили уже позднее, в годы Гражданской войны, ког-
да позиция России стала важным фактором противодействия
попыткам иностранного вмешательства в конфликт между Се-
вером и Югом.

С середины XIX в. США начинают предпринимать энергич-
ные усилия на Дальнем Востоке. Если в Китае США следова-
ли за другими капиталистическими странами (американо-ки-
тайские договоры 1844 и 1858 гг.), то в Японии, наоборот, они
прокладывали путь (американо-японские договоры о мире и
дружбе (1854) и торговле (1858), по образцу которых были со-
ставлены соответствующие договоры европейских государств с
Японией). Дальневосточная политика США 40-50-х гг. в срав-
нении с политикой Англии и Франции в этом регионе явилась
в каком-то смысле провозвестницей будущего внешнеполити-
ческого курса великих держав, при котором мощные силовые
средства держатся как бы про запас, сама же политика ведет-
ся с помощью искусных дипломатических методов, продемонс-
трированных еще тогда американцами М. Пери, Т. Гаррисом,
К. Кашингом.

Беспрецедентная территориальная экспансия США продол-
жалась на протяжении многих поколений. На громадных про-
странствах Северной Америки столкнулись несколько колони-
зационных потоков — испанский, английский, французский,
русский, американский. Наиболее сильным и жизнеспособ-
ным в конечном итоге оказался американский. Иногда терри-
ториальные приращения достигались мирным путем в резуль-
тате покупок земли. Но не обходилось без захватов, насилия,
войн. В ходе колонизации возникла новая американская циви-
лизация, существенно отличавшаяся от старой, европейской.
На всех колонизируемых американцами землях шло развитие
производительных сил, распространялись демократические
институты и принципы. В середине XIX в. американская вне-
шняя политика сделал шаги, показавшие всему миру, что она
не намерена ограничивать сферу своей деятельности Запад-
ным полушарием — акции американских дипломатов и про-
мышленников на Дальнем Востоке были успешными и зна-
чительными. Активизация в 40-50-х гг. внешнеполитической
деятельности США, ставшими крупным континентальным го-
сударством, совпала с постепенным переходом неотвратимого
конфликта между буржуазным Севером и рабовладельческим
Югом из тлеющей фазы в войну двух систем.

Победа лидера республиканской партии А. Линкольна на
президентских выборах 1860 г. углубила раскол в американс-
ком обществе. Южные штаты объявили о сецессии (отделении
от Союза) и провозгласили свое рабовладельческое государс-
тво — Конфедерацию. В апреле 1861 г. началась Гражданская
война. Дипломатии как южан, так и северян предстояло сыг-
рать в ней исключительно важную роль. Правительства ря-
да европейских держав использовали события войны Севера
и Юга для вмешательства в дела Американского континента
в целом.

Соотношение сил между Севером и Югом было явно не в
пользу последнего. По всем критериям экономического, поли-
тического и социального развития преобладал Север. Прав-
да весь кадровый состав федеральной армии состоял из вы-
ходцев из среды плантаторов-рабовладельцев. Но решающую
роль в своих планах они отводили дипломатии. Южане рас-
считывали, что Англия и Франция признают Конфедерацию,
организуют вооруженную интервенцию в их поддержку. Воз-
можность такой интервенции казалась южанам несомненной.
Рабовладельческие штаты являлись тогда почти монопольным
поставщиком хлопка для текстильной промышленности Анг-
лии и Франции и помимо этого — рынком сбыта промышлен-
ных товаров из европейских стран. Неслучайно еще в марте
1861 г. один из политических лидеров Юга заявил в конгрес-
се: «Без единого пушечного выстрела и не обнажая меча, мы
можем поставить на колени весь мир, если они (т.е. республи-
канцы. — Авт.) посмеют начать с нами войну. Что произойдет,
если в течении трех лет не будет поставки хлопка? Англия сде-
лает все возможное и мобилизует весь цивилизованный мир,
чтобы спасти Юг... Нет такой власти на земле, которая посме-
ла бы воевать с хлопком. Хлопок правит миром». Руководите-
ли Конфедерации сразу же развернули бурную деятельность
за границей и в дипломатическом корпусе Вашингтона. Феде-


 

 


 
 

9-14359 Родригес, ч. 2


ральное правительство, наоборот, бездействовало. Лейтмотив
речи, которую произнес Линкольн при вступлении в долж-
ность президента, сводился к попытке уговорить рабовладель-
цев отказаться от курса на раскол Союза. Никакой внешнепо-
литической программы в выступлении президента не было.
Вашингтонская администрация не спешила входить в контак-
ты с дипломатическим корпусом по вопросам, касающимся на-
чавшейся войны.

Уже во время сецессии стало очевидно, что Англия и Фран-
ция поддерживают мятежников. Эти страны были заинтересо-
ваны в расколе Соединенных Штатов как серьезного конкурента
на мировом рынке; в случае победы конфедератов американское
государство стало бы полностью зависимо от них. После начала
военных действий прорабовладельческая позиция Англии, вы-
ступавшей на международной арене главной ударной силой в
борьбе против Севера, стала еще более очевидной. 13 мая 1861 г.
британский кабинет Г. Пальмерстона выступил с «Прокламаци-
ей о нейтралитете». Торжественно заявляя о нейтралитете в от-
ношении конфликта Севера и Юга, он одновременно признавал
Юг воюющей стороной, что являлось первым шагом на пути к
полному признанию Конфедерации. Столь же циничным и ли-
цемерным было объявление о нейтралитете французского пра-
вительства Наполеона III, сделанное вслед за английским.

Постоянно обмениваясь мнениями, в Лондоне и Париже вни-
мательно следили за развитием событий в Северной Америке,
выжидая удобного момента для вступления в войну на стороне
Конфедерации. С первых дней своего существования она полу-
чала от Англии и Франции военную, экономическую и дипло-
матическую поддержку. Невзирая на протесты Вашингтона,
на верфях Англии по заказу Конфедерации строились воен-
ные корабли, участвовавшие в каперских операциях против
федерального флота и нанесшие ему колоссальный ущерб. Сре-
ди этих кораблей был и знаменитый крейсер «Алабама», пото-
пивший 65 судов северян. Англия внимательно следила за тем,
чтобы в результате объявленной Линкольном блокады Конфе-
дерации не было нанесено ущерба ее торговле с южными шта-
тами, которые поставляли ей хлопок. Пальмерстон направил
к берегам Америки военные корабли, якобы, для защиты бри-
танского судоходства.

Гражданская война в США послужила сигналом к акти-
визации агрессии западноевропейских держав в Латинской

Лмерике. Весной 1861 г. Испания, имея Кубу в качестве плац-
дарма, оккупировала Доминиканскую республику, занимаю-
щую восточную часть Гаити (ту часть, которая была прежде
ее колонией). Следующей оказалась Мексика. Используя в ка-
честве предлога объявленный мексиканским конгрессом вре-
менный мораторий по иностранным долгам, Великобритания,
Франция и Испания заключили в октябре 1861 г. конвенцию о
превентивной военной оккупации Атлантического побережья
Мексики как гарантии ее кредитоспособности. Основной це-
лью для всех трех держав было свержение республиканско-
го правительства во главе с президентом Б. Хуаресом и под-
держка сил мексиканской феодально-клерикальной реакции.
С помощью последней испанская корона хотела восстановить
прежнюю власть в Мексике, а Наполеон III, в свою очередь,
превратить Мексику в опорный пункт «латинской империи»
в Новом Свете под протекторатом Франции. Планируемая ин-
тервенция в Мексику имела и четко выраженную антиамери-
канскую направленность. Организуя ее, Наполеон и Пальмер-
стон рассчитывали одновременно спровоцировать конфликт с
правительством Линкольна, который облегчил бы им воору-
женное вмешательство в войну Севера и Юга.

В декабре 1861 г. в Мексике высадились испанские войска,
а в январе следующего года — английские и французские. Од-
нако вскоре коалиция агрессоров распалась. В расчеты Англии
и Испании не входило способствовать намерениям французс-
кого императора в Латинской Америке. Обе страны достигли
с правительством Хуареса предварительного урегулирования
вопроса о своих претензиях и вывели войска из Мексики. Бри-
танский кабинет учитывал, что цели, которые он преследовал
при организации интервенции, могли быть теперь достигну-
ты без военных действий. Мадрид же отступил, убедившись,
что у его замыслов в Мексике не было никаких шансов на ус-
пех. Наполеон не собирался отказываться от своих намерений
и высказался за восстановление монархии в Мексике, выдви-
нув кандидатуру эрцгерцога Максимилиана Габсбурга, бра-
та австрийского императора Франца Иосифа. В апреле 1862 г.
французские интервенты начали военные действия в Мексике.
Американская общественность возмущалась вмешательством
европейских держав в дела Нового Света. Но федеральное пра-
вительство не могло в тех условиях предпринять против это-
го эффективных внешнеполитических действий. А выступать


с протестом, не подкрепленным решительными мерами, озна-
чало расписаться в собственном бессилии.

Между тем серьезно обострились англо-американские от-
ношения в связи с «делом "Трента"». В ноябре 1861 г. английс-
кий почтовый пароход «Трент», на борту которого находились
два дипломатических представителя Конфедерации, направ-
лявшихся в Европу, был обстрелян и остановлен федеральным
военным кораблем. Эмиссаров-мятежников арестовали и до-
ставили в Бостон. Этот шаг был очень неосторожным и оши-
бочным с точки зрения международного права, так как на-
рушал право английского судна, шедшего под нейтральным
флагом. На берегах Темзы поднялась кампания против дейс-
твий федерального правительства. Консервативная пресса тре-
бовала объявить войну Соединенным Штатам. Пальмерстон
заявил Линкольну протест и направил в Канаду флот и сол-
дат. Возникла реальная угроза войны.

Ситуация для федеральных властей осложнялась тем, что
госсекретарь У. Сьюард высказался за войну с Англией. Он по-
лагал, что перед угрозой внешнего врага Север и Юг объединят
свои силы против англичан и прекратят военный конфликт
между собой. Линкольн подверг резкой критике этот авантюр-
ный проект. Президент проявил большое дипломатическое ис-
кусство: пойдя на компромисс с сент-джеймским кабинетом, он
сумел разрядить напряженность в англо-американских отно-
шениях. Эмиссары Конфедерации были освобождены, а инци-
дент с «Трентом» исчерпан. Британское руководство лишилось
предлога для интервенции в США. Наряду с методами силовой
политики в Лондоне и Париже важное место отводилось идее
объединенного европейского посредничества, что открывало
блестящие перспективы перед англо-французской дипломати-
ей. Суть так называемого посредничества сводилась к «при-
мирению» враждующих в США сторон на основе признания
независимости рабовладельческой Конфедерации. 31 октября
1862 г. французский МИД официально предложил лондонско-
му и петербургскому кабинетам добиваться от воюющих сто-
рон заключить шестимесячное перемирие и на это же время
снять блокаду с южных штатов.

Тем временем положение на театре военных действий стало
меняться в пользу федератов. Опубликование в сентябре 1862 г.
предварительной Прокламации об освобождении рабов и пере-
ход к революционным методам ведения войны определяющим
образом повлияли не только на внутреннюю, но и на между-
народную обстановку. Отмена рабства заметно усилила симпа-
тии прогрессивных кругов Европы к Северу. В Англии резко
активизировалось движение интеллигенции и рабочих в под-
держку федерального правительства, что не мог игнорировать
кабинет Пальмерстона. Дипломатия Севера стала приобретать
наступательный характер, создавая максимально благоприят-
ные внешние условия, с целью довести до конца дело освобож-
дения рабов и восстановление единства страны. Правительство
Линкольна сумело выиграть самую важную внешнеполитичес-
кую битву — вооруженное вмешательство европейских держав
было сорвано. Среди факторов, этому способствующих, сущес-
твенное значение имела позиция российского правительства.

Россия была единственной великой державой, которая с са-
мого начала заняла благоприятную позицию к федерально-
му правительству и отказалось признать незаконнорожденное
рабовладельческое государство. Такая позиция определялась
заинтересованностью петербургского кабинета в сохранении
единых и сильных Соединенных Штатов в качестве противо-
веса своим противникам — Англии и Франции. Тем более, что
недавно закончившаяся Крымская война привела к изоля-
ции России на международной арене. На Зимний дворец боль-
шое воздействие оказывал и тот факт, что на протяжении всей
истории США между Россией и заокеанской республикой су-
ществовали хорошие, доброжелательные отношения. В депе-
ше, направленной в июне 1861 г. министром иностранных дел
A.M. Горчаковым посланнику в Вашингтоне, отмечалось, что
«Американский Союз может рассчитывать на самое искреннее
сочувствие со стороны нашего государя во время тяжелого кри-
зиса, переживаемого в настоящее время», и подчеркивалось,
что Россия выступает против иностранного вмешательства во
внутренние дела США. Депеша была доведена до сведения пре-
зидента и госсекретаря. Линкольн передал Александру II глу-
бокую признательность и заверения, что вся американская на-
ция «оценит этот новый знак дружбы». При этом он выражал
убеждение, что сотрудничество с Россией «не только возмож-
но, но и крайне необходимо для благосостояния» Соединен-
ных Штатов.

Дипломатическая поддержка России способствовала успеш-
ному решению внешнеполитических проблем, стоявших перед
администрацией Линкольна. Российское правительство реши-


тельно отказывалось присоединиться к идее посредничества в
его англо-французской интерпретации. На содержавшиеся в
вышеуказанной ноте французского МИД предложения, Гор-
чаков ответил, что это было бы не посредничеством, а враж-
дебной акцией по отношению к федеральному правительству, с
которым Россия поддерживает дружеские отношения. Руково-
дители внешней политики Англии и Франции сознавали, что
без согласия Петербурга посредничество превратиться в фик-
цию и будет отвергнуто Вашингтоном.

В 1863 г. произошло важное событие во внешнеполитичес-
кой истории Гражданской войны — визит российских военных
эскадр в США. Визит был вызван резким обострением проти-
воречий между Россией, с одной стороны, и Англией и Фран-
цией — с другой, в связи с начавшимся в январе 1863 г. вос-
станием в Царстве Польском. В июле в Зимнем дворце было
принято решение о посылке двух эскадр в США, одна из кото-
рых вышла из Кронштадта и взяла курс через Атлантический
океан в Нью-Йорк, другая — направлялась через Тихий океан
в Сан-Франциско. Инструкции командующим эскадрам гласи-
ли, что в случае войны России с Англией и Францией, их ко-
рабли должны перерезать морские коммуникации этих держав
и начать операции против их флота.

Прибытие российских боевых кораблей в США стало весь-
ма своевременным, ибо федеральное правительство опасалось
военного вмешательства Англии и Франции в войну Севера и
Юга. Американцы встретили русских моряков исключитель-
но тепло и восторженно. Эскадры не участвовали в военных
действиях против южан, но своим присутствием оказали оп-
ределенное давление на их морские силы. Демонстрация русс-
ко-американской дружбы произвела сильное впечатление. На
Североамериканском континенте и в европейских столицах
упорно циркулировали слухи, что между Россией и США за-
ключен тайный военный союз, действие которого начнется в
случае войны русских с англичанами и французами. Визит
российских эскадр способствовал срыву англо-французских
планов интервенции в Соединенные Штаты.

Западноевропейские державы всячески старались раздуть
угасающее пламя Гражданской войны и продолжали цеплять-
ся за идею посредничества. Наполеон III публично утверждал,
что Юг непобедим и признание Конфедерации все еще остает-
ся дипломатической реальностью. Французский император ни
на грош не верил в это, но ему было необходимо затянуть войну
и США. Он понимал, что, как только федеральное правительс-
тво окончательно сокрушит конфедератов, пробьет роковой час
для его авантюры в Мексике (по мере завершения Гражданской
нойны усиливался поток американских добровольцев в армию
Хуареса в Мексике, которая упорно сражалась с французами).
I фитанские политики в прекращении войны в США усматри-
вали угрозу Канаде, куда федералы могут двинуть свою армию.
1С тому же в Соединенных Штатах оживилась деятельность ир-
ландских фениев, и правящие круги Англии преследовал кош-
мар начала всенародной освободительной войны в Ирландии,
руководители мятежных рабовладельцев все еще продолжали
надеяться на признание Конфедерации, но это были не больше,
чем дипломатические иллюзии, тем более что южане терпели
I юражение за поражением на всех фронтах. В мае 1865 г. остат-
ки вооруженных сил конфедератов капитулировали.

Во время войны против антирабовладельческого Севера сло-
жилась мощная коалиция западноевропейских держав в лице
Великобритании, Франции, Испании, мечтающих расколоть
Соединенные Штаты и нагреть руки на американском конф-
ликте. Несмотря на то, что в аристократических кругах России
очень многие симпатизировали Югу, государственные интере-
сы побуждали Петербург искать сближения с правительством
Линкольна. И парадокс истории заключался в том, что рес-
публиканские Соединенные Штаты получили союзника в ли-
це абсолютистской России. Оказанная ею помощь в жизненно
важных для самого существования республики вопросах, бы-
ла с благодарностью оценена официальными кругами и обще-
ственностью США. Главной победой внешней политики Лин-
кольна явился факт, что Англия и Франция так открыто и не
вмешались в войну Севера и Юга и не сделали ее для федераль-
ного правительства войной на два фронта со всеми вытекающи-
ми из этого военными и политическими последствиями. Аме-
риканский президент не допустил ни одной ошибки, которую
можно было бы использовать как предлог для интервенции.
При том, что Линкольну, не имевшему никакого практичес-
кого опыта в сферах дипломатии, противостояли такие изощ-
ренные во внешнеполитических интригах деятели, как Паль-
мерстон и Наполеон III.

С окончанием Гражданской войны последовала Реконс-
трукция США (1865-1877) — переустройство социально-эко-


номической и общественно-политической жизни бывших ра-
бовладельческих штатов. Возникли экономические, военные,
политические предпосылки для усиления экспансионизма США.
Главная особенность их внешней политики в период Реконс-
трукции заключалась в том, что это был курс победившей и по-
лучившей всю полноту власти буржуазии. Внешняя политика
приобрела качественно новое содержание. Но важно отметить и
другое. От былой революционности американской буржуазии,
сражавшейся в годы войны под флагом отмены рабства, мало
что осталось. Теперь, в связи с революционными событиями на
Юге и ростом демократического движения в стране, буржуазия
в своей основной массе стала резко негативно относиться к на-
ционально-освободительному и революционному движению в
других странах Америки и Европы. Во внешней политике это
выражалось в возрастании консервативных течений, которые
все более брали верх в международной стратегии. Госдепарта-
мент мог ставить перед собой довольно ограниченные задачи с
учетом сложных внутренних проблем. США стремились в пер-
вую очередь укрепить позиции на Американском континенте
и не дать возможности европейским колониальным державам
добиться в этом регионе каких-либо успехов.

Среди многих внешнеполитических проблем, с которыми в
Вашингтоне столкнулись после окончания войны, традицион-
но приоритетное место занимал сложный комплекс англо-аме-
риканских взаимоотношений. Тяжелым грузом на них давило
«дело "Алабамы"» — претензии США к Англии за ущерб, нане-
сенный им в годы войны крейсером «Алабама» и другими ко-
раблями южан, построенными и вооруженными для них англи-
чанами. Конгресс решительно потребовал от сент-джеймского
кабинета материальной и моральной компенсации за действия
мятежных каперов. В американской прессе велась мощная ан-
тианглийская кампания. Однако в Лондоне не спешили при-
знать обоснованность требований американцев. Несравненно
более действенным стало силовое давление на Англию. Причем
для этого были использованы прецеденты, которые создал сам
британский кабинет во время войны в США, признавая Кон-
федерацию воюющей стороной и оказывая ей помощь. В июле
1866 г. палата представителей конгресса приняла законопро-
ект, разрешавший на территории Соединенных Штатов воору-
жать корабли и готовить военные экспедиции против других
стран. Реальная опасность для Англии была очевидной: за не-
сколько недель до этого в США заметно активизировалось дви-
жение ирландских фениев, а вооруженные группы американс-
ких ирландцев перешли границу с Канадой.

После начала в ноябре 1867 г. англо-абиссинской войной Бе-
иый дом не замедлил внести в сенат резолюцию о признании
ла Абиссинией тех же прав, какие Англия признала за конфе-
дератами. Когда в 1870 г. началась франко-прусская война, то
к Лондоне отдавали себе отчет в том, что если Англия будет в
нее втянута, то США могли бы снаряжать каперы для действий
ма английских морских коммуникациях. Для британской дип-
ломатии сложилась тупиковая ситуация, и сент-джеймскому
кабинету пришлось дать согласие о передаче «дела "Алабамы"»
на рассмотрение международного арбитража. Великобрита-
ния, США, Бразилия, Италия и Швейцария назначили своих
представителей— компетентных юристов, которые встрети-
л ись в Женеве и подписали в 1872 г. соответствующее соглаше-
ние: Англия признавалась виновной в нарушении принципов
нейтралитета и обязывалась уплатить Соединенным Штатам
15,5 млн долл. компенсации. Это был первый в истории дипло-
матии международный арбитраж, успешно справившийся со
своей задачей. Созданный прецедент вошел отныне в между-
народную практику. Другой спорной проблемой в англо-амери-
канских отношениях являлась Канада. Ирландские патриоты,
проживавшие в Соединенных Штатах, пытались использо-
нать бывших солдат федеральной армии для захвата Канады.
15 дальнейшем они планировали вернуть ее Англии в обмен за
предоставление независимости Ирландии. Американские же
I юлитики хотели осуществить давно вынашиваемые планы ан-
нексии Канады. Между США и Канадой (в 1867 г. она получи-
ла права доминиона) возникли разногласия вокруг рыболовс-
тва в Северной Атлантике. Договор 1871 г., урегулировавший
шорные вопросы, в целом был более выгоден США. Напряжен-
ность в американо-канадских отношениях временно спала.

В отношениях между США и Францией остро стоял вопрос
О выводе французских войск с территории Мексики. К моменту
окончания войны в Соединенных Штатах французский окку-
пационный режим сталкивался со все большими трудностями.
Машингтон рассматривал французскую оккупацию Мексики
как открытое нарушение доктрины Монро, а наличие иност-
ранных войск на своих южных границах — как прямую уг-
розу интересам страны. Когда осенью 1865 г. стало ясно, что


шшщш В преддверии новой эпохи:
вшя международные отношения
Шш в последней трети XIX в.

 







Date: 2015-09-24; view: 629; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию