Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение этого вида собственности





 

Становление самого понятия "собственность" происходило в форме признания принадлежности конкретных объектов человеку, как физическому (частному) лицу. Но в условиях натурального хозяйства (как, впрочем, и в современных условиях) таких "частных лиц" фактически не существовало, и экономической, и социальной основой обеспечения человеческой жизнедеятельности была крестьянская семья, которой всё и принадлежало. Дом, надворные постройки, скот, надел земли, утварь – всё это было "наше". Применительно к семье, понятия "моё" и "наше" были неразличимы. Тем более, что в семье мог быть добрый десяток душ, у каждой из которых были в собственности и объекты, действительно соответствующие понятию "моё" ("мой" топор, "моя" рубаха и т.п.). Но одновременно были и объекты, которые принципиально воспринимались только, как "наши" (земельный надел, дом, корова и т.п.). Наряду с этим существовали и иные объекты общей собственности: мирские угодья, барские, церковные, государственные (казённые) земли и просто "Божьи". Аналогично крестьянской, была и ремесленная или барская семья, тоже использовавшиеся и для образования человеческого капитала, и для осуществления экономической деятельности.

На примере общей совместной собственности особенно ясно выступают естественные, природные свойства самого понятия "собственность". Формально такого понятия, как "общая совместная собственность" не существовало, но фактически всюду использовалась именно "общая совместная собственность", так как вся человеческая жизнедеятельность осуществлялась в форме сообщества. Но юридическое выражение понятие "собственность" могло получить только после того, как появилось понятие "право". Это дало основания для трактовки, что именно правовые основания являются первичнымидля определения принадлежности (собственности) благ, используемых и создаваемых в процессе производства.

Но "принадлежность" имеет объективное основание (естественный процесс изготовления благ), и может возникнуть только одновременно с самими благами. "Правовой" она может стать только в том случае, если "собственником" становится лицо, непосредственно участвовавшее в создании блага.

"Право" неизбежно вторично. И преувеличивать его возможности – серьёзнейшая ошибка. Римское право признало раба "говорящим орудием производства". Что из этого следует? Ничего, кроме того, что такое "право" несостоятельно. Если блага, которыми в силу тех или иных обстоятельств располагает семья, не распределяются между членами семьи, а потребляются ими в меру необходимости, и такой порядок признаётся всеми "естественным", то, кому бы эти блага формально ни принадлежали, объективный характер собственности благ предопределён характером их потребления: это "общая совместная собственность".

В данном примере характер собственности проявляется в процессе потребления. В современном юридическом лице процесс "потребления" отсутствует, но зато в нём присутствует процесс "создания" (в крестьянской семье он тоже имел место), который ещё более наглядно предопределяет характер собственности. Если для создания блага требуются усилия 10 специалистов, и эти специалисты, объединив свой человеческий капитал, создали такое благо, то оно принадлежит только им и только в форме "общей совместной собственности". Применение понятия "право", если оно вообще требуется, может выражаться только в признании этого факта. Определение не становится объективным, если его признать ещё и "правовым", но объективное определение заведомо является и правовым.

Поэтому судить о том, какая форма собственности используется в том или ином процессе, можно и нужно не по названию, иногда ни о чём не говорящему ("частная собственность"), а, исходя из того, как происходит создание благ и как осуществляется их потребление. Именно такой подход мы и применили к анализу форм собственности периода натурального хозяйства и товарного производства.

В период натурального хозяйства достаточно чёткие границы проходили между понятиями "моё" и "не моё", а чёткого разграничения понятия "собственность", особенно, внутри понятия "наше" не существовало. Хотя формы общей совместной собственности существовали и внутри крестьянского хозяйства, и за его пределами. Чтобы увидеть всё многообразие этих форм их следует хотя бы перечислить, остановившись на своеобразии некоторых из них. Периоду натурального хозяйства соответствовало, в основном, пять форм общей совместной собственности:


1. Общая совместная собственность (ОСС) "крестьянского двора" (или ремесленника) на орудия и средства производства и землю, наряду с индивидуальной собственностью на предметы бытового обихода, существовавшей де-факто в крестьянском и ремесленном хозяйстве, как составная часть ОСС.

2. Общая совместная "мирская" собственность, существовавшая на землю и служившая для равноправного ("по-душевого") обеспечения землёй крестьянских хозяйств.

3. Общая совместная собственность на орудия и средства производства и землю дворянского хозяйства, как форма, мало чем отличавшаяся от аналогичной собственности крестьянского хозяйства.

4. Церковные владения, часто полностью обеспечивавшие себя всем необходимым тоже являвшиеся разновидностью общей совместной собственности.

5. Государственная ("казённая") собственность, представлявшая собой общую совместную собственность всех граждан данного государства.

Понятие "наше" было тождественно понятию "моё", и это была "священная частная собственность" (т.е. п.п. 1 и 3). П.п. 2, 4, 5 уже не считались "частной собственностью". Осознанию понятия "общая совместная собственность" явно мешалразнобой в понимании субъекта "общей совместной собственности" ("мирская", "государственная", "ничья", "царя-батюшки", "казённая", "общенародная", "Божья").

Данными пятью формами общей совместной собственности де-факто период натурального хозяйства и ограничивался. Официального оформления этого вида собственности не существовало, да и сегодня в этом вопросе царит полная неразбериха. Вся современная система экономической деятельности, так же, как и весь предшествующий период, основан именно на "общей совместной собственности" (являвшейся в то же время и "частной" в силу своей принадлежности только физическим лицам).

На изменения, происшедшие в структуре "общей совместной собственности" за три века развития товарного производства, наибольшее воздействие оказали три фактора:

Во-первых, процесс хозяйственной деятельности, практически, был изъят из сферы деятельности семейного сообщества ("крестьянский двор") и передан новой форме объединения физических лиц, получившей название "юридическое лицо".

Во-вторых, завершился период великих открытий, изменились представления человека о Земле, как о планете солнечной системы, и о самом человечестве, которое объективно превращается в единое человеческое сообщество, каким и является по своему происхождению.

В-третьих, сложилась система государств, способных и к самостоятельному существованию, но заинтересованных в процессах интеграции, происходящих объективно.

Число различных видов объединений физических лиц, образующих "юридические лица", ранее так не называвшиеся, изменилось мало, но число самих объединений возросло на несколько порядков, в том числе появились и транснациональные объединения. Но главное изменение заключается в изменениях человеческой психологии, свидетелями чему становятся наши современники. Человеческое сознание отдельной человеческой особи – это самый инерционный фактор в системе, образуемой человеческим сообществом. С начала своего развития на планете Земля, масштабы которой были несоизмеримы с масштабами человеческого вида (племя, семья), человечество, как отдельный вид, оказалось не только в естественной изоляции друг от друга, но и рассматривало соседний вид, как некое враждебное образование, с которым ему предстоит бороться "за место под солнцем". Понятием "наше", используемым в масштабе "вида" того времени, объективно ограничивались возможные обобщения. Но постепенно люди убедились, что возможности, которыми обладают 20 человек, превышают возможности 10-ти человек не в два раза, а часто в 10-20 раз. Начался неизбежный процесс увеличения численности "вида", приближающийся ныне к своему естественному завершению (население всей планеты). Но если племя или семья являлись прообразом всего современного человечества, как вида, то социальные отношения, и отношения собственности, существовавшие внутри семьи, должны лежать в основе общественных отношений. И хотя воссоздать родственные отношения невозможно (и не нужно), но и "межплеменных отношений", основанных на том, что одна группа членов общества существует за счёт другой, тоже не может существовать


"Общая совместная "видовая" собственность", считавшаяся и, действительно, являвшаяся, совершенно "естественной" для крестьянского хозяйства должна стать столь же естественной, в том числе и с точки зрения социальных обязательств, и для всего человечества.

Современное сообщество, казалось бы, осуждает существование одного человека за счёт другого, но сохраняет такие отношения в сфере экономики, низводя такое осуждение к чисто формальному. Тем более, что "лицемерие" стало главным и, фактически, обязательным инструментом политики.

Превращение современного человеческого сообщества в сообщество людей, ничем друг другу не обязанных, и наоборот, стремящихся обогащаться за счёт друг друга, не может служить основой их общественного существования, и такая цивилизация должна неизбежно погибнуть.

В современном обществе существуют, с определённой условностью, тоже пять форм "общей совместной собственности":

6. Общая совместная собственность семьи, включающая в себя предметы бытового обихода и текущего потребления.

7. Общая совместная собственность участников юридических лиц, осуществляющих конкретные виды общественно полезной деятельности, включающая в себя энергию, производственные фонды, предметы труда и получаемые услуги.


8. Общая совместная собственность различных общественных организаций (включая религиозные).

9. Общая совместная собственность различных государственно-административных объединений, существующих на основе полностью или частично хозрасчётных экономических отношений (федеральная, субъектов Федерации, муниципальная).

10. Общая совместная собственность населения всей планеты, появившаяся объективно, после того, как было, в основном, закончено освоение всей планеты (на поверхности).

Общая совместная собственность, указанная в п.п. 1, 2, 3, 4, 7 имела и имеет преимущественно производственную, созидательную направленность, а собственность, указанная в остальных п.п. имеет преимущественно распределительное значение. Рассмотрению формы "7" (Юридическое лицо") мы отводим отдельную главу (пятую).

Состав объектов, находящихся в 9-ой форме "общей совместной собственности", включает в себя три группы объектов, различающихся региональным составом своих участников. Один и тот же член общества является собственником ОСС, находящейся в федеральной, субъектов Федерации и муниципальной формах собственности.

Принадлежность объектов собственности конкретному сообществу людей и, соответственно, конкретному человеку, проявляется в разной степени:

Во-первых, однозначно: объекты, образовавшиеся, благодаря существованию самого человека и той трудовой деятельности, которую осуществлял круг физических лиц, к которому он принадлежал. Именно к этой категории и принадлежит большинство объектов ОСС (поля, сады, дома, инфраструктура и прочие блага).

Во-вторых, косвенно: объекты, образовавшиеся, благодаря историческому процессу развития человека на данной территории, но возникающие естественным путём (например, леса). Можно ли считать, что сибирские леса являются ОСС жителей сибирских областей?

В-третьих, объекты, образовавшиеся и образующиеся без какого-либо участия человека (богатства морей и океанов, полезные ископаемые, другие объекты в виде пресной воды и воздуха) не могут принадлежать конкретному лицу.. В данном случае запасы, например, нефти, можно считать принадлежащими и всему человечеству, или, с натяжкой, населению того государства, на территории которого они обнаружены. Но это вопрос "мирового правительства", пока ещё не существующего.

 







Date: 2015-09-22; view: 263; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию