Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 19. Качество продукции





 

В условиях развития рыночной экономики в РФ к качеству выпускаемой продукции предъявляются повышенные требования. Устойчивое положение предприятия на рынке определяется уровнем конкурентоспособности готовой продукции. По мнению ведущих экономистов конкурентоспособность определяется, в основном, двумя показателями: а) уровнем цены; б) уровнем качества продукции. Причем, качество продукции становится приоритетным.

Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество продукции формируется на двух уровнях. (Рис. 9.1).

 

Рис. 9.1. Уровни качества продукции

 

Первый уровень – стадия изготовления продукции. Ориентируясь на запросы клиентов, условия конкурентной среды, имеющиеся ресурсы, предприятие создает продукт, который должен соответствовать законодательно установленным стандартам и техническим условиям. На этом уровне соблюдается необходимый минимум количественных и качественных характеристик продукции, когда предприятие выпускает бездефектное изделие, отвечающее потребностям покупателей.

Однако в современных условиях решающим в конкурентной борьбе является качество второго уровня, более полно удовлетворяющее запросы потребителей в рамках сервисного обслуживания.

Свойства качества продукции характеризуются группами показателей. Показатели качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, влияющих на эксплуатацию или потребление. В зависимости от характеризуемых свойств выделяют 11 групп показателей качества (Рис. 9.2).

 

Рис. 9.2. Группы показателей качества

 

Показатели назначения характеризуют функции продукции, для выполнения которых она предназначена. К ним относятся полезная работа, производительность, мощность и др.

Показатели надежности характеризуют способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах. Это показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, которые обеспечивают безопасность человека при ее эксплуатации, потреблении, обслуживании, транспортировке, хранении и т.д. К ним относятся, например, время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Оптимальность распределения затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции характеризуют показатели технологичности: себестоимость изготовления, материалоемкость, трудоемкость, фондоемкость.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке (например, средняя продолжительность транспортировки).

Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в производстве продукции стандартных, унифицированных и оригинальных частей. Примером служит показатель отношения стандартных частей к общему числу составляющих изделия.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и чистоты изделия.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации: уровень освещенности, запыленности, шума соответствие слуховым, скоростным, энергетическим, информационным возможностям человека и т.п.

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека через средства художественной выразительности, рациональную форму, целостность композиции, совершенство производственного исполнения.

Экологические показатели отражают уровень воздействия на окружающую среду при эксплуатации продукции. Они определяют уровни опасных и вредных химических выделений, акустических воздействий, электромагнитных, радиационных и других излучений и пр.

Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию: потребление энергии, расходных материалов и др.

Управление качеством продукции – это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Система управления качеством продукции – это организационная структура, четко распределяющая ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Управление любыми процессами представляет собой замкнутый цикл: планирование – осуществление – контроль – управляющее воздействие. Процесс управления качеством также можно представить как последовательность прохождения этих этапов в виде петли качества – модели взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях, от определения потребностей до их удовлетворения. (Рис. 9.3).


Рис. 9.3. «Петля качества» продукции

 

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и должна охватывать следующие стадии:

· маркетинг, поиск и изучение рынка;

· проектирование и (или) разработку технических требований к продукции;

· материально-техническое снабжение;

· подготовку и разработку производственных процессов;

· производство;

· контроль и испытания;

· упаковку и хранение;

· реализацию продукции;

· монтаж и эксплуатацию;

· техническую помощь в обслуживании;

· утилизацию после использования изделия.

Международный опыт управления качеством продукции отражен в стандартах качества. Эти стандарты разрабатывает Всемирная федерация национальных органов по стандартизации. Стандарты регулируют весь комплекс отношений между производителями и потребителями продукции. В настоящее время широкое распространение находят стандарты ИСО серии 9000. Они включают:

· ИСО 9000 «Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения»;

· ИСО 9002 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке);

· ИСО 9003 «Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытаний готовой продукции»;

· ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления».

Таким образом, стандарты ИСО (9001, 9002, 9003) содержат модели систем качества на различных этапах создания продукции. Стандарт ИСО 9000 описывает особенности введения в действие системы управления между различными понятиями качества и определяет правила применения моделей обеспечения качества продукции. ИСО 9004 содержит описание элементов систем качества.

Система управления качеством продукции в РФ включает в себя:

1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции.

2. Государственную систему стандартизации.

3. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.

4. Государственную статистическую отчетность предприятий по качеству продукции.

5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

Центральное звено в этой системе управления качеством занимает стандартизация и сертификация продукции.

Стандартизация продукции – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики, требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции.

Стандартизация основана на ряде принципов: повторяемость; вариантность; системность; взаимозаменяемость.

В России существует Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС).

ГСС включает пять стандартов: ГОСТ Р 1.0-92; ГОСТ Р 1.2-92; ГОСТ Р 1.3-92; ГОСТ Р 1.4-92; ГОСТ Р 1.5-92. Они определяют основные положения, порядок разработки, порядок согласования и утверждения; стандарты предприятия, требования к оформлению стандартов.


Нормативные документы по стандартизации:

- государственные стандарты РФ (ГОСТ Р)

- отраслевые стандарты (ОСТ)

- технические условия (ТУ)

- стандарты предприятий и объединений (СТП)

- стандарты научно-технических обществ и общественных объединений (СТО)

В зависимости от объекта стандартизации стандарты подразделяются: стандарты основополагающие; стандарты продукции (услуги); стандарты на процессы; стандарты на методы контроля.

Сертификация продукции – это способ подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

Перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Система сертификации состоит из федеральных органов сертификации (более десяти).

Схема сертификации – совокупность и последовательность отдельных операций по сертификации: испытания; проверка производства; инспекторский контроль; другие способы доказательства соответствия.

Сертификация призвана служить гарантией для потребителя в том, что продукция соответствуют стандарту или определенным требованиям. Системы сертификации создаются на государственном уровне и имеют свои особенности в разных странах. В России основой сертификации является Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Целями сертификации являются защита потребителя (использования) продукции (в том числе импортной), которая опасна для жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

Структура системы сертификации трехзвенна и включает:

· Госстандарт России;

· органы сертификации однородной продукции (юридические лица, получившие аккредитацию);

· испытательные лаборатории (центры).

Сертификация соответствия – действия третьей стороны, доказывающие, что идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соблюдения всех установленных требований к продукции, процессу или услуге.

Знак соответствия – защищенный в установленном порядке знак, указывающий, что идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта.

Добровольная сертификация проводится добровольно по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции. Расходы по проведению сертификации и аккредитации оплачиваются заявителями.

В зависимости от ряда факторов сертификация продукции проводится по различным схемам. Существуют 10 базовых схем сертификации.


Схема 1 предусматривает проведение в аккредитованной лаборатории испытаний одного или нескольких типовых образцов.

Схема 2 предусматривает после выдачи сертификата на продукцию последующий инспекционный контроль образца (пробы), взятого у продавца.

Схема 3 предусматривает после выдачи сертификата на продукцию последующий контроль образца, взятого у изготовителя.

Схема 4 основывается на проведении испытаний образца (как в схемах 1 -3) с последующими инспекционным контролем образцов, взятых как у продавца, так и у изготовителя.

Схема 5 основывается на проведении испытаний продукции и сертификации производства или системы качества предприятия-изготовителя с последующим инспекционным контролем образцов, взятых у продавца и изготовителя, а также контроля стабильности условий производства и функционирования системы качества.

Схема 6 предусматривает проведение сертификации системы качества у изготовителя аккредитованным органом. Для продукции, произведенной этим изготовителем, основанием для выдачи сертификата служит заявление-декларация о соответствии изделий установленным требованиям.

Схема 7 предусматривает испытания выборки образцов, отобранных из партии изготовленной продукции.

Схема 8 предусматривает испытания каждого изготовленного единичного изделия.

Схема 9 предусматривает порядок выдачи сертификата, основанный на заявлении-декларации изготовителя.

Схема 10 предусматривает порядок выдачи сертификата, основанный на заявлении-декларации изготовителя и последующем инспекционном контроле продукции у изготовителя или продавца.

Более подробно использование схем сертификации представлено в таблице 9.1.

 

Таблица 9.1

Схема сертификации продукции

Способы доказательства соответствия Проверка производства Контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) Примечание
         
  Испытания типового образца - - Для изделий сложной конструкции при ограниченном объеме реализации отечественной продукции и поставляемой по краткосрочному контракту импортной продукции
  Испытания типового образца - Испытание образцов, взятых у продавца Для долгосрочных контрактов поставки или постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам.
  Испытания типового образца - Испытание образцов, взятых у изготовителя Для продукции серийного производства со стабильным уровнем качества в течение длительного времени
         
  Испытания типового образца - Испытание образцов, взятых у продавца и изготовителя Для продукции серийного производства, требующей жесткого контроля
  Испытания типового образца Сертификация производства или сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и (или) изготовителя. Для продукции, к характеристикам которой установлены повышенные требования; для предприятий, выпускающих дифференцированную продукцию; для продукции с малым сроком годности
  Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества. Для продукции предприятий, имеющих систему контроля за всеми характеристиками изделия на предмет соответствия установленным требованиям
  Испытание партии - - В ситуациях разовых поставок
  Испытания каждого образца - - Для единичного производства
  Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами - - При сертификации единичной партии небольшого объема импортируемой продукции, выпускаемой известными производителями
  Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами - Испытание образцов, взятых у продавца и изготовителя При продолжительном производстве отечественной продукции небольшими партиями

 







Date: 2015-09-22; view: 608; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию