Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
В условиях современной рыночной экономики рост прибыльности предприятий неизменно связан с внедрением в производство достижений науки и техники. Результатом таких внедрений является появление новых или усовершенствование уже производимых видов продукции. Именно с этим процессом связана инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. К сожалению, сравнение российских предприятий с предприятиями ведущих экономически развитых государств по показателю разработка и внедрение новых продуктов не утешительно. Российские промышленные предприятия в 8 – 12раз отстают от зарубежных. В связи с этим значительно актуализируются вопросы отдачи от инноваций. Инноватика – область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений. Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Инновационная сфера - область деятельности производителей потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий. Экономическая сущность инвестиций заключается во вложении капитала с целью последующего его увеличения. Определение инвестиций представлено в законе РФ «Об инвестиционной деятельности». Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; технологии, машины, оборудование, лицензии, - в том числе на товарные знаки; кредиты; любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Виды инвестиций зависят от направлений вложения капитала (рис. 9.4)
Рис. 9.4. Виды инвестиций
Инвестиции в капитальные вложения представляют собой вложения в новые здания, оборудование, транспорт. Инвестиции в оборотные активы представляют собой вложения в сырье, материалы, полуфабрикаты. Инвестиции в финансовые инструменты представляют сбой вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги. Инвестиции в нематериальные активы представляют собой вложения средств в патенты, лицензии, «ноу-хау» и т.п. Классификация инвестиций по различным основаниям представлена на рис. 9.5. Рис. 9.5. Классификация инвестиций
Под реальными инвестициями понимают вложения средств в реальные активы – как в материальные, так и в нематериальные (например, инновационные инвестиции). Под финансовыми инвестициями понимают вложение средств в различные финансовые инструменты, среди которых наибольшее значение имеют ценные бумаги. Источниками инвестиций могут быть сбережения населения, ресурсы бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, активы коллективных инвесторов (паевых инвестиционных фондов, негосударственных инвестиционных фондов, страховых компаний), а также иностранные инвестиции – прямые (стратегические) и портфельные (спекулятивные). Прямыми (стратегическими) инвестициями называют те, которые вкладывают непосредственно в производство, или те, которые обеспечивают обладание контрольным пакетом акций, а значит, и контроль над предприятием. Прямые инвестиции осуществляются без участия посредников. Они могут быть только средне- или долгосрочными (получение прибыли можно ожидать не ранее чем через 5 – 7 лет). Портфельные (спекулятивные) инвестиции – это покупка ценных бумаг на рынке с целью их дальнейшей перепродажи и получения прибыли. Важно различать портфельные инвестиции в государственные ценные бумаги, деньги от продажи которых идут на покрытие дефицита бюджета, и портфельные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. В последнем случае деньги от сделок купли-продажи, обращающихся на рынке акций, поступают их владельцу, а при продаже акций новой эмиссии – непосредственно предприятию, которое может использовать их для своего развития. Срочность инвестиций определяется периодом в один год. Собственными источниками финансирования инвестиций могут выступать прибыль, уставный капитал, амортизационные накопления. В классическом представлении владелец финансовых средств выступает в роли инвестора. Предприятие, нуждающееся в инвестициях является объектом инвестиций и называется реципиент. Чтобы привлечь инвестиции, реципиент должен доказать потенциальному инвестору целесообразность и прибыльность предполагаемых вложений. Как правило, предприятие-реципиент делает это в виде инвестиционного предложения. Методика ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) рекомендует следующую форму инвестиционного предложения. Раздел 1. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные. Авторы (инициаторы) проекта (почтовые реквизиты, Ф.И.О. ответственных лиц, другие участники проекта и пр.). Исходные данные проекта (наименование, номенклатура выпускаемой продукции, мощность предприятия, примерный объем требующихся инвестиций). Проведенные исследования, уже осуществленные инвестиции. Раздел 2. Рынок и мощность предприятия. Продукт и рынок (размер производства нового продукта его аналога, продукта-заменителя или мощность отрасли промышленности, размещение предприятий отрасли, уровень качества выпускаемой продукции; доля рынка наиболее крупных производителей; доля импорта на рынке; распределение рынка по уровню цен). Прогноз сбыта (места нахождения рынков; количество потенциальных потребителей, оценка общей емкости рынка для всех групп потребителей; оценка периода выпуска нового продукта, оценка перспектив роста спроса на продукт, скорость внедрения нового продукта на рынке; программа сбыта; прогнозная цена продукта, приблизительный годовой объем продаж; расчетные издержки на рекламу и маркетинг). Производственная программа (основная номенклатура продукции, побочная продукция, реализуемые отходы или издержки на утилизацию). Мощность предприятия (номинальная производственная мощность, количественное соотношение между объемом сбыта и производственной мощностью). Раздел 3. Материальные факторы производства (приблизительные потребности в сырье, основных материалах, полуфабрикатах, вспомогательных материалах, топливе, электроэнергии; сырьевая база, характеристика положения с обеспечением энергией, водой, транспортными путями; степень взаимодействия с потенциальными поставщиками; оценка ежегодных издержек на материальные факторы производства, в том числе импортируемые). Раздел 4. Расположение предприятия и площадка (место нахождения, стоимость земельного участка, производственные площади: имеющиеся, свободные, возможность нового строительства). Раздел 5. Проектно-конструкторская документация. Данные о технологии производства и требуемом оборудовании (описание технологии и используемых процессов; оценка издержек на проведение необходимых НИОКР, приобретение лицензий, отечественной и иностранной технологии, оборудования). Предварительный план размещения оборудования и объектов строительства. Краткое описание строительных материалов, которые предполагается использовать. Раздел 6. Организация предприятия и накладные расходы (организационная структура предприятия: производственная, управленческая, сбытовая, сметные накладные расходы, общехозяйственные, финансовые: платежи по страхованию, кредитам, налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фондов и пр., амортизация, равномерно начисляемая). Раздел 7. Трудовые ресурсы (режим работы и предполагаемая потребность в персонале по категориям: рабочие, основные и вспомогательные, специалисты, служащие, прочие; предполагаемые ежегодные расходы на оплату труда персонала, включая все виды начислений, относимые на заработную плату). Раздел 8. Предполагаемые сроки осуществления проекта (деятельность и структура периода реализации инвестиционного проекта; общая продолжительность, сроки начала и окончания каждого этапа реализации проекта: НИОКР, организационного и технологического проектирования, строительства, освоения, работы на полную производственную мощность; собственно график осуществления проекта и сметные расходы на реализацию каждого этапа инвестиционного проекта). Раздел 9. Финансово-экономическая оценка проекта. Инвестиционные издержки (на подготовку производства, приобретение постоянных активов, формирование оборотного капитала, общие инвестиционные издержки). Финансирование проекта (источники финансирования и предполагаемая структура капитала, период погашения займа, предполагаемое изменение ссудного процента). Производственные издержки (общие по смете, в том числе переменные и постоянные). Показатели экономической эффективности проекта при достижении планируемого уровня производства или полного освоения производственных мощностей (простая норма прибыли, срок окупаемости, минимальный оборот для сохранения ликвидности удельные производственные издержки, удельные инвестиционные издержки по реализации проекта). Раздел 10. Социально-экономическая оценка проекта (оценка влияния на занятость, соответствие проекта экологическим стандартам). В данной форме инвестиционное предложение выступает в качестве рекомендации того, как должна быть организована совокупность сведений об инвестиционном проекте. Причем все сведения представляют собой либо прогнозируемую качественную оценку, либо точечный прогноз состояния важнейших параметров проекта. Тема 12. Экономическая стратегия предприятия: система планов предприятия
В условиях рыночной экономики каждое предприятие должно начинать свою деятельность с разработки стратегии. Иными словами, предприятие должно определиться с приоритетами своей деятельности. При определении приоритетов выделяют ведущую цель. Цель в этой ситуации воспринимается как желаемый результат. Целью предприятия при разработке стратегии может быть продвижение продукции на рыке, завоевание нового рынка, минимизация затрат и др. Таким образом, стратегия предприятия представляет по существу завоевание хозяйствующим субъектом собственного места и роли на рынке товаров. Разные авторы по-разному представляют формулировку стратегии. На наш взгляд наиболее удачное определение следующее: Стратегия организации (предприятия) – это определенная конкретная программа организации, в соответствии с которой осуществляются ее деятельность, дальнейшее совершенствование и управление. В реальной экономике стратегия предприятия, как конкретная программа, воплощается в совокупность планов, задач, заданий, проектов, с помощью которых организация приближается к достижению поставленных целей. Разработка стратегии предприятия есть функция руководства организации, и является результатом действия механизма стратегического управления. Разработка стратегии осуществляется этапами. (Рис. 10.1.)
Рис. 10.1. Этапы разработки стратегии
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития, важных для организации факторов окружающей среды, экономических, социальных, политических, географических и т.п. Анализ проводится на макро- и микро- уровнях. На макро уровне анализируются политические условия, международные процессы, социально-культурные факторы. На микро уровне анализируются конкуренты, поставщики, покупатели. Анализ внутренней среды заключается в оценке системы управления на предприятии, специфики производства, квалификации персонала, финансовых возможностей, организационной культуры. Результатом анализа внутренней и внешней среды становится выявление конкурентных преимуществ, т.е. определение направлений, реализация которых позволит предприятию добиться превосходства над конкурентами. Определив свои преимущества, предприятие определяет и формулирует главную цель. Затем эта цель уточняется и детализируется. В итоге цель формулируется просто и четко в удобной для восприятия форме. Правильно сформулированная цель предопределяет выбор конкретного варианта стратегии. Все действия по выбору стратегии должны приводиться на системной основе: с учетом долговременных целей, с увязкой по ресурсам и времени. К настоящему времени учеными систематизировано четыре базовые экономические стратегии (Рис. 10.2.)
Рис. 10.2. Базовые стратегии
1. Стратегия ограниченного роста. Цель развития предприятия устанавливается «от достигнутого» и корректируется в соответствии с изменяющимися условиями. Удобный и наименее рискованный способ действий. 2. Стратегия роста. Динамичный уровень развития предприятия с быстро меняющейся технологией. Существует несколько разновидностей такой стратегии. · Стратегия концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка, развитие продукта). · Стратегия интегрированного роста (приобретение средств производства, внутреннее расширение). · Стратегия диверсифицированного роста (производство новых продуктов). 3. Стратегия сокращения. Целенаправленное сокращение в связи с изменениями внешней или внутренней среды. Реализуется в форме ликвидации, реорганизации, переориентации. 4. Комбинированная стратегия. Целесообразное сочетание всех рассмотренных стратегий. Используется, преимущественно, крупными предприятиями. Форма реализации базовых стратегий различна, и зависит от вида предприятия, отраслевой принадлежности, конкретных условий и целевых установок. По характеру поставленных целей различают следующие виды экономических стратегий развития предприятий: а) Стратегия лидерства в низких издержках. Предприятие обладает высокой степенью охвата рынка. Производство продукции массовое, номенклатура продукции ограничена, ориентирована на широкий круг потребителей. Стратегия заключается в постепенном снижении затрат на производство товаров и услуг, при приемлемых ценах. б) Стратегия широкой дифференциации. Предприятие производит товары с высокими отличительными качествами. Круг потребителей расширяется. Стратегия заключается в достаточно высокой степени усовершенствования продукции с целью опережения конкурентов и допускает повышение цены. в) Стратегия наилучшей стоимости. Оптимальное соотношение издержек и цены. Продукция характеризуется высокими отличительными качествами и ориентирована на потребителей, отдающих предпочтение товарам большей ценности. Однако, на товары, аналогичные тем, что выпускают конкуренты, стратегия предусматривает самые низкие цены и затраты. г) Стратегия узкого сегмента на основе низких издержек. Борьба с конкурентами за счет снижения затрат производства. Степень охвата рынка невысокая. Продукция предприятия имеет ограниченную номенклатуру, разумные цены и лучшее сервисное обслуживание. д) Стратегия узкого сегмента рынка на основе дифференциации. Предприятие ориентируется на выпуск индивидуализированного товара. Для данной стратегии характерны узкая рыночная ниша, ориентация на конкретного потребителя и гибкие цены. Выполнение выбранной стратегии предприятия, ее контроль и оценка предполагают проведение целого комплекса мероприятий, направленных на реорганизацию одной или нескольких внутренних составляющих организации, таких как цели, задачи, структура управления, технология, управление персоналом. Немаловажное значение при этом имеет система планирования реализации стратегии. Планирование - это совокупность приемов и способов разработки планов. Система показателей плана включает в себя: 1) Количественные показатели – выражаются абсолютными величинами (объем продукции, объем реализации, численность работающих и т.д.) 2) Качественные показатели – выражаются относительными величинами (рост производства; снижение себестоимости и т.п.) 3) Объемные показатели – абсолютные величины производства в целом (объем трудовых затрат; объем материальных ресурсов и т.п.) 4) Удельные показатели – отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (затраты металла на единицу продукции; капвложение на единицу производственной мощности и т.п.) Реализация избранной стратегии требует, чтобы на предприятии был разработан план развития организации. Экономическая практика указывает на то, что каждое предприятие подходит к составлению такого плана индивидуально. Вместе с тем, наработанный опыт дает возможность выделить и систематизировать наиболее значимые разделы плана развития предприятия. План развития предприятия включает следующие основные разделы: - план производства промышленной продукции (производственная программа); - план научных исследований и разработок; - план капитального строительства и инвестиций; - план материально-технического обеспечения; - план по труду и кадрам; - план по издержкам производства и реализации продукции; - план по маркетингу; - финансовый план; - план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; - план по внешнеэкономической деятельности. План производства продукции (производственная программа) обязательно включает: а) задание по производству продукции в натуральном выражении; б) задание по дальнейшему повышению качества продукции. План научных исследований включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии. План капитального строительства и инвестиций предусматривает строительство и расширение объектов предприятия, техническое перевооружение производства, совершенствование технологии производства. План материально-технического обеспечения отражает потребности производства в материальных ресурсах, их распределение и использование. План по труду и кадрам определяет потребности предприятия в рабочей силе, учитывает систематическое повышение производительности труда и фонд заработной платы. План по издержкам и реализации продукции предусматривает экономически обоснованное определение величины затрат, т.е. формирование себестоимости продукции, а так же, запланированную величину дохода, получаемого в результате производственной и иной деятельности. В плане по маркетингу проводится прогноз развития рынка сбыта готовой продукции. В этом плане предполагаются мероприятия по реализации избранной маркетинговой стратегии, мероприятия по продвижению продукции. План по внешнеэкономической деятельности предполагает мероприятия по внешней торговле, международному сотрудничеству и валютным операциям. В плане по охране природы определяются мероприятия предотвращения загрязнения окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов. В финансовом плане осуществляется расчет потребности в собственных средствах, в заемных средствах (кредитах, займах), а так же планируется прибыль предприятия. В практике предпринимательской деятельности существует необходимость иметь один планирующий документ, учитывающий в той или иной мере все основные планы. Таким документом является бизнес-план. Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные экономические параметры предприятия. Особенности бизнес-плана: а) имеют вероятностный характер, различные варианты делового поведения предприятия. б) всегда имеет адресата (партнер, инвестор, руководство и т.д.), т.е. необходимо учитывать интересы того, кому он адресован. Содержание и порядок разработки бизнес-плана: Бизнес-план не имеет жесткой структуры и может содержать от 5 до 18 разделов. Обязательными элементами плана должны быть: 1. Резюме – привлекательность проекта; ресурсы; отдача. 2. Общая часть – цели; стратегии; своеобразие; команда. 3. Маркетинговая часть – состояние рынка; конкуренты; потребители. 4. Оперативные планы – план производства; создание мощностей; снабжение; трудовые ресурсы. 5. Финансовая часть – финансовые условия; финансовые прогнозы; расчет издержек; план доходов и расходов; план движения денежных средств; баланс. Практический опыт бизнес-планирования позволяет сделать вывод: ведущие предприятия в структуру бизнес-планов включают достаточно большое количество пояснительных диаграмм, графиков, таблиц. Date: 2015-09-22; view: 523; Нарушение авторских прав |