Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействия: формы, типы и принципы регуляции 3 page
он может рассчитывать. Мы указывали, что затраты — это обязанность, а вознаграждение — право, что в совокупности определяет статусную позицию Деятеля в данном обществе: от хлебороба ждут хлеба, он, в свою очередь, ожидает денежного вознаграждения, а если достиг особых успехов, — уважения, почета; от профессора ждут разработки новых научных идей, их передачу студентам, взамен он ожидает материального вознаграждения, добросовестного отношения студентов к занятиям и т.д. Все это приобрело сложившийся самовозобновляющийся (по выражению социологов — институализированный) характер. Но в этой будничной суете нам не всегда раскрывается суть взаимодействий: почему кто-то пользуется почетом, признанием, поклонением, другой получает власть и мы соглашаемся с этим? Социология пытается объяснить эти явления повседневности. Классификация средств обмена, перечень ценностей, используемых в ходе обмена, и, что особенно важно, их иерархия — одна из наименее разработанных проблем социологии. К средствам обмена, на наш взгляд, можно отнести материальные ценности (деньги, товары, даже силу и т.д.), социальные ценности (безопасность, стабильность условий существования и т.д.); интеллектуальные ресурсы (знания, профессиональные навыки, опыт в виде пережитого знания и др.), моральные ценности (симпатия, привязанность, любовь, дружба и др.), уважение (признание заслуг, престиж, поклонение, слава), уступки (изменение поведения, господство — подчинение). Трудно сказать, какое из этих средств обмена социально более важно. Ведь нередко преуспевающий человек, обладающий престижем, богатством, но ощущающий одиночество, превыше всего ценит дружеское расположение со стороны ближнего. Тот, кто предоставит ему такую ценность, может приобрести над ним огромную власть. Но нас интересуют не отдельные фрагменты, а устойчивые самовозобновляющиеся явления. По мнению П. Блау, существуют лишь четыре основных вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. Поскольку Блау исследует проблему власти, он делает акцент лишь на одной стороне взаимодействия: какое вознаграждение может потребовать тот, кто оказывает услугу. Соответственно, мы предлагаем выделить те средства обмена, которые используются преимущественно только как вознаграждения (со стороны получателя услуг) и фиксируют определенное подчинение одного из партнеров другому, которое может быть слабым (признание, уважение), более ощутимым (способность влиять на решения получателя услуг), достаточно жестким (прямое подчинение распоряжениям того, кто предоставляет услугу). 188 Нельзя не согласиться с П. Блау (и эту точку зрения разделяют большинство социологов) в том, что наиболее ценное средство вознаграждения — это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги, в результате чего тот, кто оказывает услугу, может получить фактически все, что ему необходимо. И наоборот, самыми ничтожными средствами обмена, как это ни странно, на первый взгляд, являются деньги. Ведь для тех, кто расплачивается, это возобновляемые ресурсы. В то же время они исчерпаемы, их можно легко истратить (интеллектуальные ресурсы, например, как средство обмена тоже можно использовать, но нельзя полностью отнять — они все равно остаются у того, кто предложил их для обмена). Вместе с тем деньги — наиболее элементарное «демократичное» средство обмена. Их заработать может любой (т.е. они доступны), их можно аккумулировать, количественно выразить и обменивать. Надо различать деньги, богатство как средство и предпосылку индивидуального развития личности, более свободного доступа к достижениям культуры, науки, образованию, комфорту (в этом смысле деньги, казалось бы, всемогущи, так как обладают уникальной способностью превращения, метаморфозы) и как средство расплаты, после которой к тому, кто расплатился, не может быть предъявлено никаких требований. Не случайно социологи, проводя исследования, неоднократно обнаруживали, что чем ниже профессиональная квалификация, образованность человека, тем большее значение имеет для него материальная (денежная) компенсация его услуг, а роль престижа, удовлетворенности трудом, уважительного отношения к себе не столь велика, как для людей высокой квалификации. Почему? Может быть, услуги, оказываемые ими, настолько элементарны, что они вынуждены согласиться на самую элементарную форму вознаграждения? Или другой пример. Социологическое исследование «Преподаватель московского вуза» выявило, что при более или менее равной для преподавателей всех вузов оплате труда (кстати, весьма низкой) качество работы преподавателей престижных вузов (МГУ, МИФИ и др.) было значительно выше, чем качество работы преподавателей остальных вузов. Помимо других причин (традиции научных школ и т.д.), очевидно, огромное значение имели уважение, престиж преподавания в этих знаменитых вузах, что существенно компенсировало низкую оплату за работу высокого качества*. Сделаем ряд промежуточных обобщений. • В процессе социального взаимодействия может быть предложено и востребовано множество средств обмена, наиболее весомое * См. подробнее: Эфендиев А.Г Преподаватель московского вуза, гл 189 w из которых — уступки, предполагающие подчинение получателя услуги распоряжениям того, кто оказывает услугу. • В процессе обмена реализуется целый комплекс средств обме • В процессе комплексного обмена использование одного сред Из всего этого следуют важные практические выводы: взаимодействуя с партнером, в услугах которого нуждаетесь, вы: во-первых, в качестве вознаграждения должны использовать комплекс ценностей — средств обмена; во-вторых, что особенно важно, недостаток одних видов вознаграждений (например, необоснованно низкая зарплата) следует компенсировать другими видами вознаграждения (престиж, предоставление материальных льгот, уважение и т.п.). * * * Переходим к более высокому уровню анализа средств обмена. Средства обмена, как уже упоминалось, имеют различную социальную значимость, весомость. Но какова логика выбора приемлемого средства обмена в тех или иных интеракциях, логика предоставления одним партнером другому преимуществ, превосходства, подчинения? Мы не затрагиваем чисто количественную сторону проблемы (количество денег, степень уважения и т.д.), хотя и это важно, а лишь напомним, что уравнивание неравных услуг происходит через неэквивалентный обмен. Эта неэквивалентность выражается как количественно (один человек за один час своей работы получает больше, чем другой), так и качественно. В последнем случае важно, какое по значимости средство обмена будет предложено — востребовано в качестве вознаграждения. На этой качественной стороне мы и остановимся. Напомним два обстоятельства. Первое. Мы анализируем не единичные фрагментарные контакты между социальными субъектами, а регулярные, самовозобновляющиеся интеракции. Соответственно, превосходство, подчинение или зависимость, уважение и т.д. являются не фрагментарным, а устой- чивым элементом, характеризующим социальные связи Акторов. Вот почему хирург, сделавший разовую уникальную операцию, может рассчитывать лишь на денежное вознаграждение, благодарность, признательность, а начальник отдела, ежедневно осуществляющий управление вашей деятельностью, обеспечивающий отдел выгодными тказами, отстаивающий его интересы и т.д., оказывает отделу, может быть, не столь уникальную, но регулярную, самовозобновляющуюся услугу, которая «взвешивается» на совсем иных весах социальной значимости, он получает право на власть над вами. Второе. Когда речь идет об экономической сделке — понятно, что здесь имеет место взаимный обмен материально-финансовыми ценностями, которые могут подкрепляться симпатией, уважением и т.д. Причем последние средства обмена в ходе экономической сделки возникают диффузно, непредвиденно, они не оговариваются в предварительной сделке. Когда же речь идет о диффузных социальных интеракциях, то выбирает средство обмена и устанавливает сроки расплаты тот, кто получил услугу... •Понятно, что получатель самовозобновляемой услуги всегда заинтересован в том, чтобы заплатить меньше, а получить побольше (пресловутый принцип минимакса). Но если речь идет о регулярном получении особо ценной, дефицитной* услуги (т.е. число людей, имеющих доступ к ней, ограничено, а желающих получить гакую услугу много), то цена вознаграждения должна быть велика. • Чем менее ценна и дефицитна для получателя услуга, тем • Менее очевидно другое: чем более ценна услуга, которой Итак, люди обмениваются различными по дефицитности и ценности услугами, ресурсами. Какова же логика выбора приемлемого средства обмена? * Как правило, «особый ценный» — это синоним «дефицитного» (потому и ценят, что дефицитен, и наоборот). Но отнюдь не всегда Бывают случаи, когда услуга дефицитна (мало, кто готов ее оказать), но не престижна (так как общество не относит ее к особо ценной услуге — например, труд уборщицы, ассенизатора и тд) Исполнитель дефицитной, но не ценной услуги не может рассчитывать на признание. Или, наоборот, высшее образование всегда ценится в цивилизованных странах, но оно не является дефицитным. 191 Люди могут обмениваться примерно равными по качеству, уровню социальной значимости, ценности и дефицитности услугами. В этом случае они находят денежную, материальную, эмоциональную, нравственную и т.п. форму расчетов. Чем устойчивее эти типы взаиморасчетов, тем чаще они сопровождаются, подкрепляются чувством привязанности, верности, дружбы, товарищества. Здесь нет еще ощутимого намека на подчинение одной стороны другой. Качество предоставляемых — востребованных услуг в ходе обмена в целом эквивалентно. Люди могут обмениваться различными по качеству, уровню социальной значимости, ценности и дефицитности услугами (взаимодействие уборщицы вуза и профессора, рядового профессора и крупного ученого). В этом случае тоже может быть использована денежная, материальная, эмоциональная и другая форма расчетов. Но в качестве вознаграждения работник, например, физического труда вынужден расплачиваться не только деньгами, материальными ресурсами, но и признанием заслуг, признанием престижности деятельности работников умственного труда. Это признание может исходить от самого работника физического труда или — в ситуации опосредованных связей — от всего общества, признающего труд ученого, врача, юриста более престижным. Возникает некоторое признаваемое обеими сторонами, всем обществом легитимное преимущество, которое наряду с неэквивалентным материальным обменом уравнивает неравных. Это преимущество может проявляться как в межличностных, так и в межгрупповых интеракциях (взаимодействия работников физического и умственного труда и т.п.). Существует ряд услуг, которые могут быть предоставлены очень небольшим числом партнеров, — например, уникальное мастерство дрессировщика. Но, к сожалению, в этих услугах остро нуждается относительно небольшое количество людей, и степень жизненной важности этих услуг даже для любителей цирка не достигает тех значений, которые могут заставлять Актора идти на регулярные уступки. Когда же речь идет об услугах, удовлетворяющих жизненно важные потребности (защита, безопасность, гарантии от произвола, обеспечение порядка, удовлетворение насущных материальных потребностей и т.д.), их получатель готов выразить по отношению к своему «благодетелю» гораздо большие благодарность, признательность, почитание. Но сочтет ли достаточным подобное вознаграждение тот, кто регулярно оказывает (или берется оказывать) подобную жизненно важную услугу? Это зависит в конечном счете от самого благодетеля: его может не удовлетворить такая плата, как большая сумма 192 денег, почет, уважение. Он может потребовать от получателя услуги готовности идти на уступки, регулярно подчиняться его требованиям. Опять возникает проблема легитимности — признания сторонами интеракции обмена разумным. Можно отказаться от посещения цирка, если дрессировщик вдруг потребует не только денег, признания, почета, но и подчинения его требованиям. Но можно ли с такой же беспечностью отказаться от услуги, обеспечивающей безопасность, защиту от произвола и т.п.? Итак, «благодетель», оказывающий дефицитную услугу, приобретает власть над ее получателем или ограничивается иным, менее обязывающим вознаграждением в зависимости: • от того, насколько жизненно важна для получателя эта ус • от того, насколько трудно «благодетелю» оказать эту услугу • от желаний, «требований того кому должен, т.е. поставщи Например, очевидна важность для человека сохранения личной безопасности, порядка. Для этого государство вынуждено содержать правоохранительные органы. За эту услугу государство требует от гражданина не только уплаты налогов, признательности (уважения к государственным органам), но и подчинения власти государства, обязанности всегда и во всем следовать букве закона. Станет ли платить эту высокую цену гражданин, если государство окажется не способным обеспечить его безопасность и покой? Если обещанная необходимая услуга не оказывается или оказывается не в полной мере, вознаграждение в виде законопослушания, уважения к государственным органам, выплаты налогов может и не последовать. * * * Дефицитность, значимость услуги есть основание для получения власти. Следовательно, монополизация услуги усиливает власть, а возникновение конкурентов ее расшатывает. Таким образом, ценность услуги, а значит, и обязывающая сила зависимости, подчинения определяется рядом условий типа «монополия — конкуренция». * Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии, с. 97. 193 7 Общая социолот ия 1. Чем меньше «благодетелей», чем выше монополизация оказа Вернемся к гражданину, который ищет гарантий безопасности у государства. Как известно, сегодня помимо государственных органов внутренних дел существуют еще несколько источников обеспечения безопасности, например частные службы безопасности, т.е. в обществе возникла конкуренция источников силы, обеспечивающей безопасность. Вследствие этого обязанность гражданина подчиняться силе власти одного из этих источников — государства — может быть существенно снижена. Приведем еще более простой пример. В семье сформировались два источника власти — отец и мать. Причем очень часто мнения, распоряжения отца и матери диаметрально противоположны. Играя на противоречиях между родителями, ребенок чаще всего будет делать то, что сочтет нужным, не слушая ни одного из родителей. Вот почему так нежелательна и опасна конкуренция, дробление власти как источника дефицитного ресурса. Вот почему любое государство должно бороться против возникновения негосударственной военной силы — всевозможных войск самообороны, казачьих войск и т.д. 2. Чем выше степень монополизации «благодетелем» дефицит 3. Чем шире, разнообразнее перечень монополизированных ус Итак, чтобы получить превосходство над другими, власть, необходимо выполнить следующее условие: субъект должен иметь в своем распоряжении ресурсы, признаваемые в данной сети взаимодействий особо важными, жизненно 194 необходимыми для других, — назовем это принципом легитимной обоснованности власти. К этому исходному условию Р. Эмерсон добавляет еще четыре*: • благодетель не должен испытывать зависимости от своих • подопечные не должны иметь возможности получить жела • подопечные не должны иметь возможности получить от «бла • подопечные должны безоговорочно считать ценными те блага, § 2. Сотрудничество и соперничество как типы социальных взаимодействий Взаимодействия между людьми весьма различны, подчас причудливы. Стремление приоткрыть завесу над будничными, но в то же время не всегда осознаваемыми повседневными взаимоотношениями между людьми побуждает нас разобраться в видах и формах социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество и конкуренция, власть и конфликт и др. Изученные нами принципы взаимодействия, средства обмена всегда воплощаются в жизнь в каких-либо конкретных формах взаимоотношений. Поскольку существует многообразие форм взаимодействий, мы сделаем акцент на базовых образцах взаимоотношений, к которым так или иначе может быть сведено это многообразие. При таком подходе дружба, любовь, партнерство и т.д. могут быть отнесены к формам сотрудничества, а воспитание ребенка выявляет много общего с влиянием морального авторитета на сограждан, средств массовой информации на аудиторию и т.д. I * См.: Култыгин В П. Концепция социального обмена в современной социологии, с. 96—97. 195 Средства обмена могут быть использованы самые разные, но это может не менять самого механизма взаимоотношений, их типа или формы. Кстати, некоторые авторы не учитывают того обстоятельства, что реальное взаимодействие есть единство формы (образца взаимоотношений) и содержания (средств обмена). Иначе они не утверждали бы, как это делает 3. Бауман, что дружба, любовь не есть одна из форм социального обмена. Сам 3. Бауман, завершая анализ этих явлений, признает, что «любовь и обмен — это две крайности континуума, на котором можно расположить все человеческие отношения»*. При этом любовь — это форма, в которой в идеале полностью отсутствуют корысть, расчет, а экономическая сделка строится лишь на расчете; первое основано наличном отношении, второе — на безличном. Казалось бы, все верно, но верно^ только в том случае, если ограничиться одним средством обмена — материальным. Если же признать весь набор средств обмена социально значимым и необходимым, то данное утверждение покажется не совсем обоснованным в социологическом (но не в этическом) смысле. Мы не хотели бы лишать романтического ореола таких понятий, как «любовь» и «дружба». Тот факт, что в отличие от многих других конкретных форм взаимодействий основу дружбы, любви составляют прежде всего эмоциональные и нравственные ценности (симпатия, влечение, верность, искренность и т.д.), не означает, что обмен этими ценностями не следует общей логике человеческих отношений. Ведь дружба не может быть односторонней, а безответная любовь предполагает другие сатисфакции, которые могут быть признаны достаточными или недостаточными. Рассмотрим конкретные образцы социальных взаимоотношений. Выделим среди их многообразия два основных типа: сотрудничество и соперничество («ассоциация — диссоциация»). Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Оно является основой объединения людей в организации или фуппы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви. Отличительные черты взаимодействий типа сотрудничества: • обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным; * Бауман 3 Мыслить социологически — М, 1996, с 112 196 • возможна направленность этого взаимодействия на дости • подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, авторитет, территория, властные права, полномочия и др.). Если сотрудничество строится на основе взаимоподдержки, стремлении учесть интересы партнера, чтобы упрочить, стабилизировать взаимодействие, то основу соперничества составляют: • стремление опередить, отстранить, подчинить или уничто • отсутствие общих, совместных целей, но обязательное на • подкрепление длительного соперничества негативными сред Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга (предложить более качественный или более дешевый товар, убедить избирателей, что предлагаемая им политическая программа более соответствует их интересам и т.д.). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие, агрессивные попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект, навязать свою волю, изменить поведение соперника, отстранить его от неделимого объекта, а может быть, и вообще социально-статусно или даже физически устранить его. Существуют и другие различия. Конкуренция — это соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим): конкуренция претендентов на определенную должность, политических партий на власть в государстве и т.д. Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, конкурс при приеме 197 в вуз, участие в творческом соревновании пианистов и т.д.). Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции, — добиться признания третьими своих усилий, возможностей, т.е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба, спортивная игра и др.), а демонстрацию перед третьими своих возможностей. Однако некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, прямое столкновение политических сил, гражданская война, физическое устранение соперника). В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника, причин конфликта и ожидание ответных действий, противоборства. По мнению Л. Крисберга, «социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их несовместимы»*. Не всякая конкуренция перерастает в конфликт, и, что еще важнее, не всякий конфликт есть порождение конкуренции. Так, иногда конфликты возникают внутри системы взаимодействующих субъектов (назовем это внутрисистемным, внутренним конфликтом). Мы отмечали, что сотрудничество как вид взаимодействий строится на признании обоими партнерами разумных правил обмена. Такое сотрудничество характеризует отношения как между людьми, предлагающими к обмену равные по дефицитности и ценности ресурсы, так и между работником и хозяином, крепостным и помещиком, начальником и подчиненным. Однако со временем одна из сторон взаимодействия может потребовать новых правил игры: рабочий — иного вознаграждения, подчиненный — учета его мнения при решении производственных вопросов и т.д. Речь идет о перераспределении ресурсов, полномочий одного в пользу другого. Участники связи не могут разойтись, эта связь неделима, и в то же время их не устраивают старые правила игры. Как видим, причины внутреннего (возникшего внутри данной системы взаимодействий) конфликта — это несогласие одной стороны (или обеих сторон) взаимодействия с правилами игры, критериями, по которым оценивается значимость, весомость их услуги, и в конечном счете ценностями. * См: Здравомыслов А Г Социология конфликта. — М., 1994, с 86. 198 * Из этого можно сделать два промежуточных, но очень важных для понимания природы конфликтов вывода. 1. Конфликт — явление историческое и социокультурное: одни и Date: 2015-09-24; view: 324; Нарушение авторских прав |