Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействия: формы, типы и принципы регуляции 2 page
Другой пример. Предположим, вы талантливый актер, вам дают лучшие роли, вы постоянно заняты в спектаклях. Вас это вполне устраивает: вы развиваете свой талант, ваша известность растет. Вознаграждение велико, и вы считаете это справедливым. А как считают менее талантливые члены труппы? Какие у них в этом случае пропорции затрат и вознаграждения? Годы уходят, а им приходится по-прежнему исполнять второстепенные роли, которые не дают им возможности проявить свои способности, и т.д. Зреет недовольство, конфликт. Необходимо найти компромисс, дать возможность и другим актерам, пусть и не столь блистательным, получать первые роли, «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» — великая, простая истина, ставшая нравственным правилом человеческого общежития. Г. Зиммель считал конституирующим следующий принцип общения: «Каждый должен иметь столько возможностей удовлетво- 176 рять свое влечение к общению, насколько это совместимо с точно такой же степенью удовлетворения этого влечения всеми другими... Каждый должен дать другим такой же максимум ценностей... который совместим с максимумом этих ценностей, полученных им самим...»* Какие выводы мы можем сделать? Связь должна быть взаимно эффективной и для Деятеля, и для его партнеров. Это залог ее устойчивости, регулярности, признак социального равновесия, достигнутого в системе социальных связей. Если интересы одной из сторон ущемляются, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать. Начиная анализ социального действия, мы подчеркивали, что импульс желаний, исходящий от самой личности (группы, нации и т.д.), преломляется через барьеры, ограничения, которые диктует ситуация. Требования взаимной эффективности, взаимной целесообразности социальных взаимодействий партнеров могут существенно ограничить «аппетит» Актора. Если он заинтересован в возобновлении взаимодействия с конкретным партнером, он вынужден считаться с его интересами. Конечно, если претензии партнера не устраивают Актора, он будет искать другого партнера. Но если партнер обладает уникальными способностями, свойствами, имеет доступ к уникальной информации и т.д., Актор вынужден будет существенно ограничить свои запросы, чтобы любыми способами заполучить этого партнера. Принцип взаимной эффективности порождает два важных вывода: • социальное взаимодействие всегда предусматривает некий • партнеры чаще всего обладают различными по ценности Зиммель Г. Избранное. Т. 2. — М., 1996, с. 492—493. 177 Иначе говоря, эквивалентность обмена между партнерами, предоставляющими неравные по ценности и сложности услуги, восстанавливается посредством неэквивалентности вознаграждений. ///. Принцип взаимного признания критериев обмена обоснованными (легитимными) — принцип единого критерия. Для того чтобы взаимодействие состоялось, участники социальных связей (системы) должны руководствоваться едиными критериями оценки вознаграждения. Состоится ли ваша покупка (обмен), если за не очень качественный, по вашему мнению, продукт продавец на рынке потребует от вас высокую (на ваш взгляд) цену? Если два завода не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет налажено. Если преподаватель будет руководствоваться одними посылками (например, студенты должны выполнять требования преподавателя готовиться ко всем занятиям независимо от того, насколько преподаватель сумел увлечь студентов своим предметом), а студенты — другими (например, необходимо изучать лишь то, что наверняка пригодится в будущем, и то, что интересно), то между ними не будет достигнуто взаимодействия, что приведет к конфликту. Применяя единый критерий (взаимно признаваемый обоснованным, разумным), единые «правила игры», ценности, шкалу их приоритетов, партнеры, доверяя друг другу, спокойно и уверенно возобновляют свои связи, придают им устойчивый, регулярный характер. Наличие единых взаимно признаваемых обоснованными, легитимными правил игры, норм, ценностей является условием согласия, стабильности взаимодействия двух партнеров. Кроме того, находясь в непосредственном контакте, используя метод дискуссий, проб и ошибок, партнеры могут и сами выработать единые критерии (вспомните пример с карточной игрой). Когда же речь идет о групповых взаимодействиях, опосредованных социальных взаимодействиях, системах, комплексах взаимодействий Актора с обезличенными социальными образованиями, системами (государство, народ, коллектив и т.д.), наличие единых критериев становится основой налаживания социальных обменов, согласия во всей системе социальных взаимодействий, обществе. Эти единые разделяемые критерии становятся своеобразными символически-культурными скрепами (особое значение данного принципа обосновано символическими интеракционистами), которые соединяют людей. Отсутствие же единых критериев порождает отсутствие согласия, стабильности. Согласованность, сопряженность, единство регуляторов социальных связей — это важнейшее условие развития как отдельных линий взаимодействия, так и функционирования всего общества в целом. Одна из самых сложных и драматичных проблем социальной жизни — это выработка единства в понимании «правил игры», всеобщая легитимация тех или иных идей, ценностей. 178 Отсутствие в обществе, социальной группе, организации объединяющих (разделяемых) жизненных ценностей, идеалов, норм имеет опасные последствия. В подобной ситуации невозможна устойчивая система возобновляемых взаимодействий. Конечно, достичь полной гармонии в понимании ценностей вряд ли когда-нибудь удастся. Но чем шире область сопряжения, единства ценностей, тем прочнее и мобильнее общество. IV. Принцип социальной дифференциации. Мы уже подчеркивали, что взаимодействующие партнеры обладают разными способностями, и, соответственно, обмен между ними носит несимметричный характер. Люди, обладающие большими ресурсами, признаваемыми в данной системе взаимодействий дефицитными (знаниями, имуществом, силой, способностями, связями и т.п.), вызывают желание взаимодействовать с ними у большого числа партнеров, для которых эти ресурсы представляются важными. Взамен люди, обладающие «дефицитом», могут потребовать определенных преимуществ — как материальных, так и моральных (уважение, признание, привилегии и т.д.). Здесь важны два побочных момента: • заинтересованность многих в установлении регулярных свя • готовность этих многих людей признать за лицами, облада Связь особого социального положения с обладанием особо ценными ресурсами подтверждена эмпирически. Причем подобное положение характерно даже для общинного уклада социальной жизни. Исследование общественной жизни папуасов Кивай (Новая Гвинея), проведенное Г. Ландтманом, подтвердило, что зачатки социальной дифференциации в зависимости от способности предоставлять важные услуги наблюдаются уже в примитивном обществе. Он обнаружил, что, несмотря на видимость всеобщего равенства (все мужчины выполняли одинаковую работу, никто не имел ни слуг, ни рабов, ни у кого не было собственного дома), некоторые папуасы имели возможность принимать большее количество гостей, чем другие, поэтому занимали несколько более высокое положение и 179 пользовались уважением. Воины, гарпунеры и колдуны также имели более высокий статус. В то же время слепые, больные и другие неполноценные люди имели более низкий статус и вынуждены были в определенной степени поддерживать мнения других по общим вопросам. В исследовании «Общество на углу улицы» У. Уайта лидер шайки Док обладал такими ресурсами, как сила, сообразительность, верность данному слову. Это поставило его в положение лидера, снискало уважение: большое число участников шайки ощущали потребность в его услугах. Кстати, что такое лидер? Часто при определении этого понятия внимание акцентируют на особенностях темперамента, стиля поведения. Не отрицая значения этих факторов, следует определять это понятие в базисном, социологическом ракурсе — это обладание способностями стратегического мышления, квалификацией, способностями генератора идей, организатора, наличие связей и т.д. Эти дефицитные ресурсы и ставят человека в положение, при котором многие участники группы начинают зависеть от него, уважать его, подчиняться ему, предоставлять определенные привилегии (право выступать от имени группы, принимать решения, обязывающие других к определенному поведению, и т.д.). Причем понятие об особо ценных, дефицитных ресурсах в научных учреждениях и, предположим, в промышленных фирмах различно. Иными словами, в разных обществах, культурах, ситуациях ценным ресурсом будут считаться различные способности, свойства и т.д. В одном случае это обусловлено спецификой деятельности (в научном коллективе, конечно, генерирование новых крупных исследовательских идей будет признано особо ценным ресурсом), в другом случае — традицией, культурными нормами. Приведем любопытный пример Д. Фрезер предложил следующее объяснение феномена кроскузенного брака (запрет прямого брака и разрешение перекрестного брака) у австралийских аборигенов: не имея возможности предоставить равноценный по значимости эквивалент за женщину-работницу, хранительницу очага (женщина была главным богатством, самым ценным ресурсом), туземец был обязан отдать в качестве компенсации свою сестру или дочь В результате у аборигенов тот из мужчин, у кого было много сестер, жен, считался богачом, к нему относились с уважением, предоставляли привилегии, полномочия при решении общих дел, его мнение было особенно важным. Тот, кто не имел сестер, считался бедняком и был обречен остаться холостяком. Как видим, доступ к признаваемым в данном обществе особо ценным (как материальным, так и нематериальным) ресурсам, обладание ими становится фактором, существенно воздействующим * См: Смелзер Н Социология — М, 1994, с. 275 180 I на организацию социальных взаимодействий между социальными субъектами, одним из важных системообразующих элементов социальной реальности. Один из участников обмена получает преимущества перед другим: или большее материальное вознаграждение, или большая престижность, или большая степень уважения, а в особых случаях — прямое подчинение партнера его распоряжениям. Обладание особо ценными ресурсами может быть достигнуто благодаря собственным усилиям (квалификация, профессионализм, моральные качества) или получено по наследству (богатство, родственные связи с высшими кругами общества). Соответственно, те или иные привилегии могут быть получены в ходе, например, завоевания должности (человек, назначенный руководителем предприятия начальником отдела, получает право распоряжаться подчиненными) или аскриптивно (престолонаследие, права отца или матери по отношению к детям). Организация социальной жизни существенно зависит от того, доступ к какого вида привилегиям, правам в данном обществе дается от рождения (аскриптивно) или достигается. В первом случае для обретения привилегий, особых прав человек (царь, король, владелец унаследованной личной фирмы и др.) не обязательно должен обладать необходимыми ресурсами, квалификацией, талантом, что так или иначе сказывается на качестве осуществления привилегий и полномочий. В заключение сделаем одну существенную оговорку. Во всех изложенных сюжетах процесс получения привилегий людьми, обладавшими особо ценными ресурсами, рождался как бы «на наших глазах». Это сделано с целью возможно глубже понять суть подобных процессов. Между тем в более или менее развитом обществе значимая часть привилегий, прав, престижа уже закреплена за определенными профессиями, должностями, общественными позициями (ученый, президент, староста группы, начальник отдела, заведующий кафедрой и др.), что является следствием закрепления, укоренения определенных взаимодействий, правил игры, норм, в соответствии с которыми происходит взаимообмен услугами в развитом обществе. Но и в развитых обществах привилегии могут рождаться «на наших глазах». Яркое доказательство этого — образование неформальной группы, точнее, завоевание в ней места лидера человеком, проявившим наиболее ценные для задач, решаемых данной группой, способности, умения, связи и т.д. V. Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий. Этот принцип как бы результирует все рассмотренные нами принципы: принцип личностной целесообразности, принцип взаимной эффективности интеракций, принцип единого критерия и принцип социальной дифференциации в зависимости от обладания дефицит- 181 ным ресурсом. Именно взаимоувязанность, совокупность этих принципов дает нам представление о равновесной стабильной системе социальных взаимодействий как непосредственных, так (что еще важнее) опосредованных, как межличностных, так и групповых. Обеспечение равновесия в системе социальных взаимодействий — важнейший принцип организации не только (и не столько) межличностных интеракций, а всей системы социальных взаимозависимостей и отношений. К равновесию стремится социум во взаимоотношениях с природой. Различные отрасли промышленности, как показал К. Маркс, строят свои отношения по принципу равновесия. По своей сути равновесие — это признак отрегулированности отношений между субъектами взаимодействий в соответствии с критериями, ценностями, нормами, принятыми в данной системе социальных взаимодействий. А что такое по своей сути затраты и вознаграждение? Если затраты и вознаграждение наполнить реальным содержанием, т.е. определить, какие действия, услуги, ресурсы требуются от Деятеля в качестве затрат и какие услуги, права, привилегии и в каком объеме будут получены в качестве вознаграждения, то затраты предстанут как функциональные обязанности Деятеля, а вознаграждение — как его функциональные права. Иначе говоря, права и обязанности Деятеля (в дальнейшем будет показано, что права, привилегии, обязанности определяют социальную позицию Деятеля в системе социальных взаимодействий — его социальный статус) есть не что иное, как конкретное воплощение того, какие услуги, ресурсы Деятель должен предоставить системе социальных взаимодействий и на какое вознаграждение он твердо может рассчитывать. Социальные позиции в системе социальных взаимодействий фиксируют в себе не просто права и обязанности Деятеля, выполняющего те или иные функции, но и уравновешенность этих прав и обязанностей в соответствии с едиными критериями, приоритетами, принятыми в данной системе взаимодействий. Работа чиновников (работников государственного аппарата) требует особой подготовки, степень ее ответственности очень высока, поэтому то, что их зарплата превышает зарплату, предположим, учителя школы, вполне обоснованно. Мы называем это явление равновесием статусов. Но следует иметь в виду несколько существенных моментов. Первый. Равновесие устанавливается между людьми, предлагающими к обмену различные по дефицитности ценности, ресурсы и, соответственно, осуществляющими различные виды социально разделенного, социально (в том числе профессионально) дифференцированного труда. 182 Не следует путать равновесие и равенство. Равновесие в обмене, как мы отметили (см. принцип взаимной эффективности), между неравными партнерами устанавливается посредством неэквивалентности их вознаграждений. Равновесие есть уравнивание неравного; допустим, 1 кг золота и 1 кг хлопка по объему несопоставимы, а по весу нам удастся их уравнять. Итак, равновесие предполагает, что в рамках применения единого критерия (вес или объем) каждому Деятелю воздают эквивалентно тому, что он предоставил системе социального взаимодействия, следовательно, равновесие в каждой системе социальных взаимодействий, общества устанавливается в зависимости от принятого в этой системе, этом обществе критерия — это второй существенный момент. Не стоит думать, что тоталитаризм не имел своего равновесия: низкий жизненный уровень трудящихся уравновешивался гарантией работы, более или менее сносного существования. Свое равновесие имело и крепостничество: большинство крестьян сами предпочитали зависеть от сильных феодалов, чтобы получить защиту от набегов, произвола. Свобода обходилась гораздо дороже, чем польза от нее. Но прошло время, плата за «крепость» в условиях развитого государства, способного обеспечить всех защитой, становилась все более несоизмеримой вознаграждению. Требовалось установить новый единый критерий. Отсюда следует, что равновесие — это явление исторически изменчивое. Конфликты, требования одной из сторон взаимодействия или пересмотреть соотношения затрат и вознаграждения, или применить другой критерий к оценке услуг, их дефицитности и т.д. порождают изменения равновесия. Иллюстрацией нарушения равновесия статусов является случай, проанализированный Дж. Хомансом*. Бухгалтеры отдела были недовольны тем, что оплата их труда, несмотря на большую сложность и интеллектуальную загруженность, не превышала оплату труда учетчиц оплаченных счетов, чей труд не требует специальных знаний, а предполагает лишь физическую подвижность. Данная обида была усугублена еще тем обстоятельством, что бухгалтеров нередко перекидывали на другой фронт работы, ограничивали возможности их карьерного роста и т.д. Бухгалтеры жаловались руководству, представителям профсоюзов, но изменений не произошло, так как, по мнению бухгалтеров, «начальство не защищает нас». В достаточно простом эмпирическом исследовании Дж. Хоманса нашли воплощение и обоснование важнейшие теоретические идеи — в частности, значимость установления разделяемых критериев для определения того, кто чего стоит, положение о комплексном харак- См: Хоманс Д. Статус конторских служащих// СОЦИС — 1993. — № 2. 183 тере, взаимодополняемости средств обмена в ходе взаимодействия (об этом речь пойдет в следующей главе) и многое другое. Равновесие существенно зависит от традиционной для данного общества культуры, иерархии ценностей, связанной с ней иерархии в том числе видов профессиональной деятельности. Известно, что в странах, в которых приоритетны либеральные ценности, профессии, непосредственно обеспечивающие развитие, образование человека, защиту его прав, охрану его здоровья, ценятся очень высоко, у представителей этих профессий высокий престиж, одно из самых высоких вознаграждений за услуги. В странах же, в которых исторически приоритет отдан не личности, а государству, власти, вооруженным силам и в которых финансирование образования, здравоохранения в течение многих десятилетий ведется по остаточному принципу, иные приоритеты, критерии — и, следовательно, иное равновесие. Мы Завершили анализ основных принципов социального взаимодействия как обмена. Конечно, данный перечень принципов не является исчерпывающим, но эти принципы становятся организующим началом социальной жизни, определяют основные рамки, «ритмы» ее функционирования. Именно в них заложены основы социальной жизни — социальное неравенство и иерархия, роль ценностей как критериев обмена, легитимация как признание взаимодействия обоснованным, законным, разумным, социальное равновесие как уравнивание неравного и т.д. § 4. Социальная регуляция поведения личности в обществе Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не видеть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой и опосредованных форм социальных взаимодействий. Мы подчеркивали, что наличие единого критерия, совпадение ценностей представляет собой основу любых социальных связей и взаимодействия. Но определение единого критерия на микроуровне происходит по элементарному сценарию. Каждый оценивает эффективность социальной связи в соответствии со своими нуждами, потребностями, соотносит затраты и вознаграждение со своими личными возможностями. Известно, что туземцы с радостью меняли меха на побрякушки, предлагаемые европейцами. Европейцы недоумевали, считая, что вознаграждение несоизмеримо с затратами. Но, вероятно, такого же мнения придерживались и туземцы: мехов у них было немало, 184 добыть их не так уж трудно, а вот зеркало или стеклянные бусы приобрести негде. Но как регулировать опосредованные связи, процессы на макроуровне? В соответствии с каким критерием будут строить отношения друг с другом два завода, находящиеся на разных концах страны, президент страны и работница молочно-товарной фермы уральского села? Как любого человека, невзирая на его индивидуальные особенности, склонности, надежно включить в систему общественных связей таким образом, чтобы его поведение для незнакомых с ним было предсказуемо, понятно; как включиться каждому в систему опосредованных общественных связей, где трудно, да и невозможно договариваться каждый раз о новых критериях, новых нормах взаимосвязей? Это возможно лишь на основе выработки единых критериев, стандартов поведения, которые как своеобразные посредники делают возможным взаимодействие между людьми независимо от их статуса, характера сотрудничества (случайное или регулярное), характера связей (прямых или опосредованных). Идет ли речь о взаимодействии индивидов, или заводов, фирм, государственных учреждений или общественных организаций, идет ли речь о жителях отдаленного края, о поведении в экономической сфере или в политике, в кругу близких или на совещании, — во всем и везде нужен своеобразный язык, который был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками подобные критерии, которые понятны всем и которыми готовы пользоваться все. К их числу он отнес прежде всего систему ценностей, деньги, власть (закон), которые предоставляют возможность регулировать любые социальные связи (независимо от их сложности и опосредованности) на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Единая система нравственных ценностей вооружает нас моральными критериями (что такое добро и что такое зло; за что человека могут помиловать, а за что наказать), скрепляет общество, делает возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях. Благодаря деньгам и рынку вклад любого члена данного общества может быть оценен любым другим. И не прибегая к прямому контакту, товарообмену, каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может вступить в любую экономическую сделку на любом конце страны. Власть (и закон) уравнивает всех членов общества, заставляя нести определенные обязательства перед ним, сохраняя основные условия существования как каждого индивида, так и общества в целом. I 185 Именно ценности, деньги, власть в совокупности отграничивают данное общество как относительно замкнутую, самодостаточную систему социальных взаимодействий от других обществ, имеющих своих символических посредников. Общества обособляются друг от друга как особые системы социальных связей, регулируемых особыми нравственными, экономическими, политическими критериями. В данной системе связей человек действует в соответствии с понятными для него и других нравственными нормами, получает вознаграждение в соответствии с размером трудового вклада вдела всего сообщества, обязуется выполнять указания власти и надеется получать от нее защиту. Как же общество выработало эти единые стандарты поведения, единые нормы, по которым определяется, что такое добро и~что такое зло? Любой стандарт поведения, нормы, принципы, регулирующие взаимоотношения индивидов в обществе, опосредованно выражают связь между людьми. Типовой стандарт поведения человека в данном обществе был определен на основе различных реальных вариантов, личностных образцов поведения на микроуровне. Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, который в характерной для него образной форме писал, что «коллективные представления — продукт обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений накапливали свой опыт и свои знания»*. На первых порах границы определенной системы социальных связей почти совпадали с семьей, общиной. Готтентоты, жившие в Капской провинции (в нынешней ЮАР), прославилась как невероятные разбойники и похитители крупного рогатого скота. Когда один миссионер, обративший готтентота в христианство, спросил: «Ты знаешь, что такое зло?» —тот ответил: «Знаю, это если зулусы уводят моих быков».— «А что такое добро?» — «Это если я у зулусов угоню быков». По мере расширения системы социальных связей не только расширялся круг людей, которым было «разрешено» считаться равными с членами семьи, общины, племени, но и изменялись критерии отбора; стандарты поведения адаптировались к обслуживанию более сложной системы отношении. Оказалось, что отношения «добрых родственников», связанных кровно-родственной, эмоциональной общностью, не во всем пригодны для регулярных связей с другими людьми, людьми из других родов и т.д. * Дюркгейм Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980, с. 218. 186 Расширение системы социальных связей, а с другой стороны, необходимость обеспечить их регулярность, самовозобновляемость (особенно если речь идет об институализированных связях) деин-дивидуализировали стандарты поведения. Деиндивидуализированный образец — это исторически отобранный тип поведения, обеспечивающий эффективное выполнение той или иной функции независимо от того, какой человек будет ее выполнять (т.е. независимо от его психологических и физических особенностей). Высшая степень деиндивидуализации — образец человека вообще как элементарной единицы системы социальной связи. Общество, устанавливая нормы, ценности, как бы устанавливает набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник социальных связей, независимо от его индивидуальных особенностей и т.д. «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Любовь к человеку — это высшее проявление человеческого духа, отобранный в этом реальном мире образец поведения. Возникает особое ценностное отношение — человечность, человеколюбие. Вглядываясь в другого, индивид ищет уже не прямую пользу — он задумывается о величии человека, его разума, его «божественного» начала. Чисто практическая основа взаимодействия порождает уникальный мир ценностей человека, который живет во многом сам по себе, руководствуясь нередко собственной логикой. Прямая выгода здесь проявляется лишь в самой опосредованной, трудно уловимой форме. Глава VIII. Социальные взаимодействия: средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий § 1. Средства обмена и их иерархия Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал услугу) могут быть использованы (предложены и востребованы) различные социальные ценности — средства обмена. Обмен ресурсами, услугами в современном обществе носит устоявшийся, укорененный характер. В подавляющем числе случаев заранее известно (ожидается), кто какую плату должен вносить в систему общественных взаимодействий, на какое вознаграждение Date: 2015-09-24; view: 443; Нарушение авторских прав |