Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходные элементы социальной жизни 2 page





Эта классическая формулировка сыграла (и играет) по сути ос­новополагающую роль при вычленении собственно предметной области социологии (и других социальных наук), позволяет четко отграничить сферу социальной жизни от более широкой области жизнедеятельности человека. Вместе с тем отграничение социаль­ного от несоциального позволило существенно углубить анализ со­циальной жизни людей, выявить фундаментальные, базисные ос­новы, которые при иной фокусировке менее отчетливы, а подчас и незаметны.

Итак, социальное действиеэто преднамеренный, целенаправ­ленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия.

Следовательно, социальное действие должно отвечать двум ус­ловиям:

преднамеренность, мотивированность;

ориентированность на другого (других).

Поэтому не все преднамеренные действия являются социальны­ми, как и не все поведенческие воздействия на другого можно при­числить к социальным. Рассмотрим этот тезис подробнее.

* Вебер М. Избранные произведения, с. 625.

120


1. Итак, не всякое человеческое действие есть действие социаль­ное — достижение не всякой цели предполагает ориентацию на

других людей.

Так, ученый-естествоиспытатель стремится реализовать научно-по­знавательную цель. Он знает, какова научно-познавательная ситуа­ция (что известно об изучаемом феномене, а что является еще пред­метом споров, дискуссий), и вырабатывает план решения сугубо научной задачи, выдвигая гипотезу и определяя пути ее доказа­тельства. Данное взаимоотношение (в данном случае познаватель­ное) человека с природой не является социальным действием. Ко­нечно, способность человека формулировать научную цель и опре­делять пути ее достижения — это продукт социального развития. Поиск ученого базируется на научном фундаменте, созданном пред­шествующими поколениями (и не только учеными), и каждая фор­мула, технология — это социальный продукт. В этом смысле ученый, исследуя природу, рассматривает ее с высоты многолетних дости­жений сообщества ученых, но в данный конкретный момент, в ходе решения сугубо познавательной задачи, сам поиск ученого не есть социальное действие. Однако в процессе решения познаватель­ной задачи у него возникает потребность создать наиболее благо­приятные социальные условия для этого: получить признание кол­лег, преодолеть возможные препятствия со стороны других и т.д. — все это подразумевает взаимодействие с людьми и, соответствен­но, действия ученого по упреждению возможных препятствий со стороны других, обеспечению признания своего достижения в со­обществе ученых — это уже социальные действия.

Таким образом, действие человека приобретает характер соци­ального в том случае, когда ориентировано на других, предполага­ет прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, действие может быть ориентировано как на конкрет­ное лицо, так и на группу лиц — знакомых или незнакомых (на­пример, пассажиры автобуса); на сообщество, членом которого является человек (коллектив, нация), или на все общество; оно может иметь в виду как прошлое (месть, благодарность), так и на­стоящее или ожидаемое будущее (в том числе упреждающие дей­ствия).

Из этого примера следует также, что вычленение социального действия особенно непросто в сферах, в которых человек ориен­тирован на природные субъекты (материальное производство, наука и т.д.).

Например, разработка производственных технологий (совершенство­вание методов обработки металла, компьютерных технологий и др.) не является социальным действием. Деятель в этом случае ориен­тирован на природные объекты и законы. Но поскольку чаще всего при этом требуется согласование технологий с другими людьми, возникает параллельная мотивация — социальная, которая, как пра­вило, и становится решающей. Онча способна блокировать иссле­довательский поиск или, наоборот, его стимулировать. Вот почему

121


удачная или неудачная социальная организация науки, техническо­го творчества, материального производства оказывает решающее воздействие не только на число научных открытий, технологичес­кие инновации, но и, главное, на их внедрение, массовость исполь­зования. (Вспомним, сколько великих научных изобретений деяте­лей российской науки и техники XIX — начала XX в. не было вос­требовано в тогдашней России.)

2. Не всякое воздействие на другого есть социальное действие. Можно выделить целый пласт мнимых социальных действий, т.е. действий, которые, имея явные внешние признаки социальных действий, таковыми не являются.


Рассмотрим житейскую ситуацию: первое действие — прохожего обрызгала машина, случайно проехавшая по луже; последующие действия: прохожий выражает неудовольствие по поводу того, что по вине водителя машины испорчен его новый плащ; водитель, уви­дев, что он натворил, останавливает машину и выходит, чтобы изви­ниться перед прохожим; между прохожим и водителем происходит небольшой обмен любезностями. Установим, являются ли их дей­ствия социальными.

Первое действие водителя не относится к числу социальных — ведь социальными считаются только те действия, в которых ориентация на другого осуществляется преднамеренно и осмысленно. В дан­ном случае это мнимое социальное действие; прохожий совершил социальное действие; водитель совершил социальное действие; и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт.

И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М. Вебер. Но здесь речь идет уже о другом виде мнимых социальных действий.

Представим, что внезапно пошел дождь — все прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне, казалось бы, прохожие сговорились или открыли зонты по команде. Но зонты были открыты не в результате договоренности между людьми, а так как на всех них свалилась одна общая беда — дождь. Однооб­разность, схожесть реакций, вызванных общей внешней причиной, — это массово-однородное действие, один из самых распространен­ных видов «мнимых» сознательных действий.

Другой пример массово-однородных действий — паника в зри­тельном зале, вызванная вестью о пожаре, и т.д.

Различение социальных действий и мнимых социальных действий — важное условие анализа социальных явлений. В частности (и это будет подробно проанализировано позже), оно позволяет точнее понять причины объединения людей в разные по степени интегри-рованности социальные общности, отличие последних от мнимых общностей, которые часто воспринимаются нами как подлинные.

* * *

Механизм осуществления социального действия в общих чертах аналогичен механизму осуществления единичного действия. Одна­ко здесь необходим ряд серьезных уточнений.

122


Первое. Социальные действия и взаимодействия представляют собой сложный синтез «социальности» и «материальности».

Рассмотрим социальное взаимодействие в семье. Вы убираете квартиру, осуществляя материально осязаемое усилие, руководству­ясь предположением, что этим вы помогаете родителям. В вашей семье есть правило, в соответствии с которым дети обязаны взять на себя часть забот по дому. Родители контролируют, как вы вы­полняете договоренность, высказывают или благодарность, удов­летворенность, или замечание, упреки.

Собственно «социальное» в ваших действиях, как мы видим, принимает вид договоренностей, правил, обязательств, ожиданий (наказания или поощрения), как бы в виде образов, символов, оно скрыто от глаз. Напомним о «магнитном поле» взаимных обяза­тельств, прогнозов, которое возникает благодаря «ожиданию ожи­дания ожидания», о чем мы говорили ранее, подчеркивая особен­ности социальной регуляции. Это «магнитное поле» мы не можем увидеть, но постоянно ощущаем, оно заставляет нас действовать, радоваться или гневаться.

Конечно, социальные действия различаются по степени (высо­кая или низкая), форме (непосредственная или опосредованная), «отягощенное™» материальной составляющей. В этом смысле не вызывают сомнений материальная «отягощенность» уборки квар­тиры с целью помочь родителям, применение силы с целью наве­дения общественного порядка, материальная помощь, плата за ус­лугу. Но значительное количество социальных действий, играющих огромное значение в установлении успешных и эффективных взаи­модействий между людьми, в смысле физических усилий ничтож­ны. И наоборот, роль собственно социально-символической состав­ляющей может быть огромна, ибо огромны практические послед­ствия социальных действий для других — к примеру, распоряжение об увольнении, отданное начальником одним росчерком пера, за­кон, который способен активизировать или блокировать примене­ние вооруженной силы, и т.д.


Можно возразить, что в любом действии мысленно воображае­мое, замысел предшествуют действию. Однако есть существенная разница между замыслом, предшествующим обычному действию, и мысленно воображаемым, что составляет суть социального дей­ствия.

Предположим, архитектор подготовил проект нового дома, который осязаемо воплотился в построенном здании. Представим себе, что вы разрабатываете новую схему взаимодействия сотрудников в фирме, управления ею. Что в последнем случае приобретается из категори-и материально-осязаемого? Работники фирмы те же, они могут сидеть в прежних кабинетах, расположенных на тех же этажах, т.е. их физически-пространственная организация может и не из-


меняться. Изменения произошли в области взаимоотношений лю­дей: кто кем будет руководить? кто за какой участок работы будет отвечать? кто какие права и обязанности получит? Руководить, от­вечать, иметь права и обязанности — вот ткань социального, созда­ющая невидимую сеть взаимозависимости.

Мысленно воображаемым в этом примере является не только проект (что характерно для любого проекта, замысла) новой сис­темы, но и его воплощение носит отнюдь не материально-осязае­мый характер, приобретая при этом реально-практическое значе­ние (последствия). Сформировавшаяся сеть взаимоотношений меж­ду сотрудниками фирмы не материальна. Эта сеть соткана из мате­рии (магнитного поля) мысленно символических явлений: ожида­ний, предпочтений, норм, традиций — сдерживающих или направ­ляющих действия людей, т.е. существующих реально и имеющих практические последствия.

Что такое подчинение, уважение, влияние? Какое непосред­ственное физически-материальное содержание скрывается за по­добными и многими другими социальными действиями (взаимо­действиями)?

Как вообще могут быть объединены люди? Телесно? Но ведь во всех объединениях (семья, политическая партия, студенческая группа, коллектив работников и т.д.) индивид телесно остается изолированным субъектом. Люди связаны, объединены между со­бой лишь мысленно, с помощью воображения, каких-то идей, т.е. символически.


Социологи пытаются найти понятие, образ, термин, который наиболее точно передал бы смысл этой мысленно-воображаемой символической ткани. Словосочетание «мысленно-воображаемая ткань» создает впечатление какой-то воздушности, чрезмерной легкости, а потому и несерьезности, недолговечности, иллюзор­ности. Поэтому социологи употребляют термины «интерсубъек­тивное» (А. Шюц и его последователи) или «межчеловеческое про­странство» (П. Бурдье, П. Штомпка и др.). Но все солидарны в том, что эти термины не в полной мере раскрывают сущность, практическую (хотя и не материальную) осязаемость социальной мысленно воображаемой ткани. Такая воображаемая ткань спо­собна неожиданно ударить вас «невидимой дубинкой», и доволь­но ощутимо. Поэтому мы подчеркиваем, что эта мысленно вооб­ражаемая, символическая ткань существует реально и имеет ре­ально-практические последствия, воплощается в том числе в мате­риальном.

Подведем некоторый итог. Ведущие способы реализации «соци­альности» в социальном действии, организации «социального» про­странства, определяющие, кто выше, кто важнее и т.д., — это осо-

124


бые, преимущественно символические, мысленно осуществляемые способы, приемы, имеющие практические последствия.

Второе. Социальные действия не бывают единичными, дискрет­ными. Они должны самовозобновляться, быть регулярными, т.е. приобрести свойство системы. Но для этого требуется, чтобы пове­дение Актора по отношению к партнеру (партнерам) было пред­сказуемым, ожидаемым последним, так же как должна быть пред­сказуемой и ответная реакция партнера, на которого ориентирова­но социальное действие Актора. Как же добиться подобной взаим­ной предсказуемости? Актор и его партнер должны совершать со­циальные действия по отношению друг к другу по единым стандар­там, правилам, которые выработаны в этом обществе, нормам, которые всем известны и приемлемы в данной среде, т.е. на основе культурной традиции. Следовательно, «ориентация на другого» (ос­нова социального действия) — это не произвольная, а стандартная ориентация, а потому и ожидаемая. Наличие взаимно согласован­ных, разделяемых стандартов не только порождает эффект пред­сказуемости, но и эффект обязательности выполнения взаимно согласованного, разделяемого. Тем самым посредством культуры возникает обязывающая сила символов.

Таким образом, взаимная откорректированность и отрегули-рованность, «переплетение смыслов, ожиданий и поведения, ос­нованного на взаимной ориентации»* становятся возможными благодаря принятым в обществе идеям, нормам, правилам, об­разцам поведения, т.е. благодаря культуре. В этом случае культура употребляется в несколько ином значении, чем при анализе еди­ничного действия (вспомните пример с глиной), — там речь шла о том, что культура «изобретает» средства достижения потребно­стей людей. В данном же случае делается акцент на другом: куль­тура объединяет, интегрирует людей, наделяя их стандартами по­ведения, делает их жизнь предсказуемой и ответственной. Это две взаимосвязанные социальных функции великого изобретения че­ловека— культуры.

Следовательно, системы социальных действий как комплексы, основанные на регулярных, самовозобновляющихся взаимных ори-ентациях индивидов, невозможны без символической связи, на­полненной культурной традицией, и одно из самых главных чудес социальной жизни — это то, что, людям, использующим «воздуш­ные», «неосязаемые» символически-культурные элементы, удалось построить впечатляющее здание современного общества.

Бергер П Приглашение в социологию. — М, 1996, с. 32.

125


Глава V. Социальная реальность

§ 1. Что такое социальная реальность?

Вычленив социальное действие из всей совокупности челове­ческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаменталь­ное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное действие», — «социальная реальность».

Формирование более или менее точного представления о соци­альной реальности является залогом и понимания тонкостей и нюансов социологической науки, и практического применения выводов социальной науки применительно к реальным проблемам (в семейной жизни, в управлении людьми, в политической жизни и т.д.).

Понятие «социальная реальность» несет, на наш взгляд, вполне определенную смысловую нагрузку.

Мы используем это понятие для подчеркивания особенности той среды, в которой осуществляется социальное действие (взаи­модействие), несводимости, невыводимости ее основных законов из логики развития других реальностей (физической, биологической, психической). Подчеркивается, что социальная реальность — это sui generis — особая, в своем роде реальность (термин, введенный Э. Дюркгеймом для обозначения социальной реальности), и это, пожалуй, общепризнанная трактовка понятия «социальная реаль­ность».

Под социальной реальностью, социальной жизнью подчас по­нимается все, что создано, сотворено человеком*. Тот факт, что во всем, что создано человеком, воплощены результаты социальных взаимодействий людей, дает многим основание чрезмерно широко трактовать социальную жизнь, социальную реальность.

У некоторых не вызывает сомнения социальность Робинзона (поэтому любое его действие социально? — А.Э.), заброшенного волею судеб на необитаемый остров, поэтому они «не согласны с альтернативным пониманием социальности и, в частности, с М. Вебером, считавшим социальным только те действия, которые по своему смыслу ориентированы на поведение других...»**.

Откровенно говоря, подлинно научное понимание социальной реальности, более или менее четко отграниченной от других «ре­альностей», в отечественной социальной науке только формирует­ся. Лишь выделив собственно социальную реальность, социальную

* См/ Сорокин П. Человек. Цивилизация Общество, с. 156—160

** Момджян К.Х. Социум. Общество История. — М., 1994, с. 75, 97, 98.

126


жизнь, социальное пространство, социальное поле (по сути эти понятия в данном контексте являются синонимами), мы получаем возможность научно корректно анализировать проблемы социаль­ной жизни. По крайней мере социологический анализ предполагает такую процедуру.

Можно ли ставить знак равенства между тем, что создано благо­даря социальным действиям и взаимодействиям, т.е. благодаря со­циальной жизни, социальной реальности (здания, автомобили, компьютеры, музыка и т.д.), и тем, что такое собственно соци­альная реальность?

Социальная реальность — это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми. Социальная реальность может быть воплощена и погружена в материально-вещественные объекты, ат­рибуты, ресурсы (помещения, технологии), но не включает их в себя, представляя собой особую систему, развивающуюся по осо­бым законам. Под термином «социальная реальность» «мы понима­ем всю совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повсед­невной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнооб­разными отношениями интеракций (взаимодействий. — А.Э.). Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого должны найти свою точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения»*.

В чем своеобразие той ткани, первоматерии, из которой сотка­ны основные элементы социальной реальности?

Следует иметь в виду, что человеческому сознанию легче вос­принимать неосязаемые, но практически существующие явления по аналогии с природными объектами, которые зримы, осязаемы, легко воспринимаемы сознанием. Таких аналогий-иллюзий множе­ство. Причем речь идет не только о так называемых социальных объектах, но и о магнитном поле, гравитации, где также использу­ются аналогии — иллюзии.

Поэтому использование таких слов, как «объект», «объекты», «формы», «линии», «сеть», «социальные связи» и т.п., сугубо ус­ловно. Говоря о социальной реальности и, соответственно, об объек­тах социальной реальности, мы отнюдь не имеем в виду материаль­ный объект, который можно осязать. «Социальная реальность пред­стает межиндивидуальной реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обрядов, отношений лич­ной преданности... Существуют специфические, принципиально

* Шюц А Формирование понятий и теории в общественных науках. В кн: Американская социологическая мысль — М., 1994, с. 485.

127


важные для жизни «узлы», «комплексы», «сплетения» социальных отношений, которые мы научились вычленять и говоря о которых склонны прибегнуть к языку материализма: мы называем их груп­пами, сообществами, организациями, национальными государства­ми. То, что они существуют в качестве реального объекта, — иллю­зия»*.

Социальная реальность — это сфера обитания, сотканная из социальных действий и взаимодействий. Все, что мы говорили о социальных действиях, их преимущественно символически-куль­турной природе, возникающей в результате переплетений ожида­ний, обязательств, норм, требований, контроля и т.д., — все это отправные моменты для понимания социальной реальности, выч­ленения ее из всей жизнедеятельности людей.

Что такое общество? Люди, находящиеся на определенной тер­ритории, машины, здания, реки, горы и т.д.? Нет. Все перечислен­ное — это демографические, географические, материально-техни-, ческие ресурсы общества. Общество — это определенная система социальных взаимодействий индивидов, проживающих на опреде­ленной территории, создавших города, работающих на промыш­ленных предприятиях и т.д. Данная система, «невидимая паутина» сцеплений между людьми, регулируется определенными нормами, правилами, ценностями (мы даем самое упрощенное понимание общества). Уместно использовать образное выражение П. Бергера: «Мы можем сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого (территория, население и т.п. — А.Э.) скрывает его от посторонних глаз**.

Что такое государство? Это не территория, имеющая опреде­ленные границы, это не задание правительства, это не герб, флаг, гимн, а особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, который позволяет более жестко кон­тролировать, управлять действиями людей в наиболее важных сфе­рах жизни. А пограничный столб — это метка территории, на кото­рую этот комплекс распространяется.

Что такое коллектив студенческой группы? Это особая невидимая сеть взаимодействий студентов (симпатии и антипатии, обязатель­ства друг перед другом, разделяемые ценности и т.д.), которые образуют определенную целостность связей при сохранении фи­зической изолированности каждого индивида. Эта целостность базируется на единстве цели, определенных правилах поведения; формируется управление этой системой взаимодействий (старо­ста, профорг, неформальные лидеры и др.).

* Штомпка П. Социология социальных изменений, с. 28, 29. ** Бергер П. Приглашение в социологию, с. 35.

128


Что такое вуз как социальное явление? Это не аудитории, лабора­тории и т.д. — это особым образом организованный комплекс со­циальных взаимодействий преподавателей между собой, препода­вателей и студентов с целью обучения последних. В этом сложном комплексе взаимодействие осуществляется по определенным нор­мам, критериям, кому-то дано право руководить организацией учеб­ного процесса, кто-то обеспечивает контроль за качеством препо­давания, кто-то преподает, приобретя для этого определенные зна­ния. Аудитории, лаборатории, компьютерные классы —это ресурсы, которыми вуз как система социальных взаимодействий располага­ет.

Что такое социальные изменения? Это не изменения материаль­ных благ, технологий и т.д. — это изменения в системе социальных сцеплений, социальных связей (т.е. во взаимоотношениях между индивидами), в правилах, в соответствии с которыми организуются социальные взаимодействия, в нормах, принципах, которыми руко­водствуются люди.

Причем социальная реальность является не просто схемой соци­альных сцеплений, некой паутиной, сетью взаимодействий — это определенная среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Она управляется нормами, культурой, традицией. Иначе говоря, социальная реальность — это социокультурная реальность.

Приведенные примеры помогают нам понять важные положе­ния социологической науки. Остановимся на двух из них.

§ 2. Социальная реальность — «парадоксальная» реальность

Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акто­рами, — межчеловеческий мир.

Но социальная реальность не только по своей плоти (или онто­логически), но и с точки зрения логики (физических явлений) — парадоксальный мир. В нем своя логика, свое понимание высоты, протяженности, свои, если так можно выразиться, секунды, часы, метры, километры, своя логика неодолимых тенденций. В социаль­ном пространстве словосочетание «близко друг к другу» означает близость не пространственную, а близость социальных позиций, образования, материальных возможностей и т.д. «Высоко» означает не физическую высоту, а лишь социально-символическую — на­пример, особая значимость действий руководителя объясняется не тем, что он обладает недюжинной физической силой, а тем, что ему позволено навязывать свои решения другим, которые обязаны ему подчиниться.

129

5 Общая соцнолотя


Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выра­зиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, кото­рые объективируются в физическом пространстве.

«Так, например, пространство Парижа представляет собой распре­деление жилья между центральными кварталами, периферийными кварталами и пригородом; еще и очень заметную оппозицию «пра­вого берега» «левому берегу», соответствующую основополагаю­щему делению поля власти, главным образом между искусством и бизнесом»*. То же можно сказать о любом городе, в котором есть «престижный» центр и «спальные» районы. Еще более простой при­мер—любой вуз. В нем есть главный этаж, где находятся кабинеты администрации, ректора. Получить помещение на том же этаже — это признак престижа.

Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций, не­одолимость, повторяемость которых объясняется иными, чем в фи­зическом мире, причинами.

Эта парадоксальность обусловлена самой природой социально­сти, в частности тем, что:

ведущий способ реализации социальности — символически-куль­турная коммуникация. Это мысленная связь, соответственно логи­ка развития данных явлений может и не быть логикой физических явлений и объектов;

в отличие от законов развития психики единичного индивида логика развития социального — это логика развития кооперации, коллективности. Это логика согласования, обеспечения регулярно­сти взаимодействий, престижа, подчинения, изменения коллек­тивных субъектов, а не просто индивидов как биологических су­ществ и т.д.

В данном случае речь идет об источниках лишь парадоксальнос­ти социального мира, того специфического, неповторимого, что есть в социальной реальности. Но есть и нечто общее для социаль­ной и физической реальности. Так, реализация биологической про­граммы самосохранения обусловливает тот момент, что Актор, входя во взаимодействие с другими, оценивает необходимость возобнов­ления, укоренения этого взаимодействия с точки зрения личност­ной целесообразности.

Иными словами, логика развития социальных явлений — это логика интеграции живых людей на основе социально-символичес­кой коммуникации. Поэтому логику развития социальной реальнос­ти нельзя сводить лишь к специфическим, парадоксальным момен­там. Хотя их значение в организации социальной жизни по мере

* Бурдье П. Социология политики. — М., 1993, с. 36—37. 730


усовершенствования системы взаимодействий, форм коллективно­сти, кооперации все более усиливается, но никогда не сможет стать абсолютным.

Итак, социальная реальность образует некую оболочку, которая в существенной степени изолирована, автономна, независима от внешних условий, хотя постоянно в них погружена, «отягощена» материально. Это (и здесь мы согласны с Э. Дюркгеймом) особая реальность, которая и своей символической первоматерией (онто­логически), и своей логикой качественно отлична от физической, биологической, индивидуально-психической реальности.

Законы социальной жизни — это особые законы (а) интеграции (б) живых индивидов на основе (в) символической культурной коммуникации. Это законы координации и кооперации людей, обес­печения порядка (предсказуемости и самовозобновляемости при­емлемого поведения людей) и изменения сетей социальных взаимо­действий. Уясняя внутреннюю логику социальной жизни, мы прежде всего стремимся постигнуть тенденции развития от случайных вза­имодействий между Акторами к систематическим, регулярным вза­имодействиям, от ситуативных ориентации к устойчивым ценнос­тям. Эти законы впрямую не выводятся из материальных условий и предпосылок социальных взаимодействий, их логика не есть про­должение логики материально-физических объектов. Это может быть главное, но и самое сложное в понимании социальной реальности, что, в свою очередь, порождает ощутимую сложность социологи­ческого анализа, который и направлен на изучение этих невиди­мых, развивающихся по своей особой логике сцеплений. Социолог все время должен оперировать не самими осязаемыми объектами, име­ющими привычную логику отношений, а аналитически вычленяемыми связями, зависимостями, отношениями, которым присуща своя, во мно­гом не имеющая аналогов логика.

§ 3. Что и в какой степени обусловливает соци­альные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил

Проанализируем взаимодействия внесоциального и социально­го. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обу­словлены внесоциально?

Ранее мы уже в определенной степени затрагивали этот вопрос. Сейчас же мы рассматриваем его гораздо шире: на что люди обре­чены извне, а что является итогом их собственной активности, воли, изобретательности? Что зависит и не зависит от людей в орга­низации социальной жизни? Ответы на данные вопросы важны и







Date: 2015-09-24; view: 387; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию