Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исходные элементы социальной жизни 2 page
Эта классическая формулировка сыграла (и играет) по сути основополагающую роль при вычленении собственно предметной области социологии (и других социальных наук), позволяет четко отграничить сферу социальной жизни от более широкой области жизнедеятельности человека. Вместе с тем отграничение социального от несоциального позволило существенно углубить анализ социальной жизни людей, выявить фундаментальные, базисные основы, которые при иной фокусировке менее отчетливы, а подчас и незаметны. Итак, социальное действие — это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. Следовательно, социальное действие должно отвечать двум условиям: преднамеренность, мотивированность; ориентированность на другого (других). Поэтому не все преднамеренные действия являются социальными, как и не все поведенческие воздействия на другого можно причислить к социальным. Рассмотрим этот тезис подробнее. * Вебер М. Избранные произведения, с. 625. 120 1. Итак, не всякое человеческое действие есть действие социальное — достижение не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. Так, ученый-естествоиспытатель стремится реализовать научно-познавательную цель. Он знает, какова научно-познавательная ситуация (что известно об изучаемом феномене, а что является еще предметом споров, дискуссий), и вырабатывает план решения сугубо научной задачи, выдвигая гипотезу и определяя пути ее доказательства. Данное взаимоотношение (в данном случае познавательное) человека с природой не является социальным действием. Конечно, способность человека формулировать научную цель и определять пути ее достижения — это продукт социального развития. Поиск ученого базируется на научном фундаменте, созданном предшествующими поколениями (и не только учеными), и каждая формула, технология — это социальный продукт. В этом смысле ученый, исследуя природу, рассматривает ее с высоты многолетних достижений сообщества ученых, но в данный конкретный момент, в ходе решения сугубо познавательной задачи, сам поиск ученого не есть социальное действие. Однако в процессе решения познавательной задачи у него возникает потребность создать наиболее благоприятные социальные условия для этого: получить признание коллег, преодолеть возможные препятствия со стороны других и т.д. — все это подразумевает взаимодействие с людьми и, соответственно, действия ученого по упреждению возможных препятствий со стороны других, обеспечению признания своего достижения в сообществе ученых — это уже социальные действия. Таким образом, действие человека приобретает характер социального в том случае, когда ориентировано на других, предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, действие может быть ориентировано как на конкретное лицо, так и на группу лиц — знакомых или незнакомых (например, пассажиры автобуса); на сообщество, членом которого является человек (коллектив, нация), или на все общество; оно может иметь в виду как прошлое (месть, благодарность), так и настоящее или ожидаемое будущее (в том числе упреждающие действия). Из этого примера следует также, что вычленение социального действия особенно непросто в сферах, в которых человек ориентирован на природные субъекты (материальное производство, наука и т.д.). Например, разработка производственных технологий (совершенствование методов обработки металла, компьютерных технологий и др.) не является социальным действием. Деятель в этом случае ориентирован на природные объекты и законы. Но поскольку чаще всего при этом требуется согласование технологий с другими людьми, возникает параллельная мотивация — социальная, которая, как правило, и становится решающей. Онча способна блокировать исследовательский поиск или, наоборот, его стимулировать. Вот почему 121 удачная или неудачная социальная организация науки, технического творчества, материального производства оказывает решающее воздействие не только на число научных открытий, технологические инновации, но и, главное, на их внедрение, массовость использования. (Вспомним, сколько великих научных изобретений деятелей российской науки и техники XIX — начала XX в. не было востребовано в тогдашней России.) 2. Не всякое воздействие на другого есть социальное действие. Можно выделить целый пласт мнимых социальных действий, т.е. действий, которые, имея явные внешние признаки социальных действий, таковыми не являются. Рассмотрим житейскую ситуацию: первое действие — прохожего обрызгала машина, случайно проехавшая по луже; последующие действия: прохожий выражает неудовольствие по поводу того, что по вине водителя машины испорчен его новый плащ; водитель, увидев, что он натворил, останавливает машину и выходит, чтобы извиниться перед прохожим; между прохожим и водителем происходит небольшой обмен любезностями. Установим, являются ли их действия социальными. Первое действие водителя не относится к числу социальных — ведь социальными считаются только те действия, в которых ориентация на другого осуществляется преднамеренно и осмысленно. В данном случае это мнимое социальное действие; прохожий совершил социальное действие; водитель совершил социальное действие; и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт. И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М. Вебер. Но здесь речь идет уже о другом виде мнимых социальных действий. Представим, что внезапно пошел дождь — все прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне, казалось бы, прохожие сговорились или открыли зонты по команде. Но зонты были открыты не в результате договоренности между людьми, а так как на всех них свалилась одна общая беда — дождь. Однообразность, схожесть реакций, вызванных общей внешней причиной, — это массово-однородное действие, один из самых распространенных видов «мнимых» сознательных действий. Другой пример массово-однородных действий — паника в зрительном зале, вызванная вестью о пожаре, и т.д. Различение социальных действий и мнимых социальных действий — важное условие анализа социальных явлений. В частности (и это будет подробно проанализировано позже), оно позволяет точнее понять причины объединения людей в разные по степени интегри-рованности социальные общности, отличие последних от мнимых общностей, которые часто воспринимаются нами как подлинные. * * * Механизм осуществления социального действия в общих чертах аналогичен механизму осуществления единичного действия. Однако здесь необходим ряд серьезных уточнений. 122 Первое. Социальные действия и взаимодействия представляют собой сложный синтез «социальности» и «материальности». Рассмотрим социальное взаимодействие в семье. Вы убираете квартиру, осуществляя материально осязаемое усилие, руководствуясь предположением, что этим вы помогаете родителям. В вашей семье есть правило, в соответствии с которым дети обязаны взять на себя часть забот по дому. Родители контролируют, как вы выполняете договоренность, высказывают или благодарность, удовлетворенность, или замечание, упреки. Собственно «социальное» в ваших действиях, как мы видим, принимает вид договоренностей, правил, обязательств, ожиданий (наказания или поощрения), как бы в виде образов, символов, оно скрыто от глаз. Напомним о «магнитном поле» взаимных обязательств, прогнозов, которое возникает благодаря «ожиданию ожидания ожидания», о чем мы говорили ранее, подчеркивая особенности социальной регуляции. Это «магнитное поле» мы не можем увидеть, но постоянно ощущаем, оно заставляет нас действовать, радоваться или гневаться. Конечно, социальные действия различаются по степени (высокая или низкая), форме (непосредственная или опосредованная), «отягощенное™» материальной составляющей. В этом смысле не вызывают сомнений материальная «отягощенность» уборки квартиры с целью помочь родителям, применение силы с целью наведения общественного порядка, материальная помощь, плата за услугу. Но значительное количество социальных действий, играющих огромное значение в установлении успешных и эффективных взаимодействий между людьми, в смысле физических усилий ничтожны. И наоборот, роль собственно социально-символической составляющей может быть огромна, ибо огромны практические последствия социальных действий для других — к примеру, распоряжение об увольнении, отданное начальником одним росчерком пера, закон, который способен активизировать или блокировать применение вооруженной силы, и т.д. Можно возразить, что в любом действии мысленно воображаемое, замысел предшествуют действию. Однако есть существенная разница между замыслом, предшествующим обычному действию, и мысленно воображаемым, что составляет суть социального действия. Предположим, архитектор подготовил проект нового дома, который осязаемо воплотился в построенном здании. Представим себе, что вы разрабатываете новую схему взаимодействия сотрудников в фирме, управления ею. Что в последнем случае приобретается из категори-и материально-осязаемого? Работники фирмы те же, они могут сидеть в прежних кабинетах, расположенных на тех же этажах, т.е. их физически-пространственная организация может и не из- меняться. Изменения произошли в области взаимоотношений людей: кто кем будет руководить? кто за какой участок работы будет отвечать? кто какие права и обязанности получит? Руководить, отвечать, иметь права и обязанности — вот ткань социального, создающая невидимую сеть взаимозависимости. Мысленно воображаемым в этом примере является не только проект (что характерно для любого проекта, замысла) новой системы, но и его воплощение носит отнюдь не материально-осязаемый характер, приобретая при этом реально-практическое значение (последствия). Сформировавшаяся сеть взаимоотношений между сотрудниками фирмы не материальна. Эта сеть соткана из материи (магнитного поля) мысленно символических явлений: ожиданий, предпочтений, норм, традиций — сдерживающих или направляющих действия людей, т.е. существующих реально и имеющих практические последствия. Что такое подчинение, уважение, влияние? Какое непосредственное физически-материальное содержание скрывается за подобными и многими другими социальными действиями (взаимодействиями)? Как вообще могут быть объединены люди? Телесно? Но ведь во всех объединениях (семья, политическая партия, студенческая группа, коллектив работников и т.д.) индивид телесно остается изолированным субъектом. Люди связаны, объединены между собой лишь мысленно, с помощью воображения, каких-то идей, т.е. символически. Социологи пытаются найти понятие, образ, термин, который наиболее точно передал бы смысл этой мысленно-воображаемой символической ткани. Словосочетание «мысленно-воображаемая ткань» создает впечатление какой-то воздушности, чрезмерной легкости, а потому и несерьезности, недолговечности, иллюзорности. Поэтому социологи употребляют термины «интерсубъективное» (А. Шюц и его последователи) или «межчеловеческое пространство» (П. Бурдье, П. Штомпка и др.). Но все солидарны в том, что эти термины не в полной мере раскрывают сущность, практическую (хотя и не материальную) осязаемость социальной мысленно воображаемой ткани. Такая воображаемая ткань способна неожиданно ударить вас «невидимой дубинкой», и довольно ощутимо. Поэтому мы подчеркиваем, что эта мысленно воображаемая, символическая ткань существует реально и имеет реально-практические последствия, воплощается в том числе в материальном. Подведем некоторый итог. Ведущие способы реализации «социальности» в социальном действии, организации «социального» пространства, определяющие, кто выше, кто важнее и т.д., — это осо- 124 бые, преимущественно символические, мысленно осуществляемые способы, приемы, имеющие практические последствия. Второе. Социальные действия не бывают единичными, дискретными. Они должны самовозобновляться, быть регулярными, т.е. приобрести свойство системы. Но для этого требуется, чтобы поведение Актора по отношению к партнеру (партнерам) было предсказуемым, ожидаемым последним, так же как должна быть предсказуемой и ответная реакция партнера, на которого ориентировано социальное действие Актора. Как же добиться подобной взаимной предсказуемости? Актор и его партнер должны совершать социальные действия по отношению друг к другу по единым стандартам, правилам, которые выработаны в этом обществе, нормам, которые всем известны и приемлемы в данной среде, т.е. на основе культурной традиции. Следовательно, «ориентация на другого» (основа социального действия) — это не произвольная, а стандартная ориентация, а потому и ожидаемая. Наличие взаимно согласованных, разделяемых стандартов не только порождает эффект предсказуемости, но и эффект обязательности выполнения взаимно согласованного, разделяемого. Тем самым посредством культуры возникает обязывающая сила символов. Таким образом, взаимная откорректированность и отрегули-рованность, «переплетение смыслов, ожиданий и поведения, основанного на взаимной ориентации»* становятся возможными благодаря принятым в обществе идеям, нормам, правилам, образцам поведения, т.е. благодаря культуре. В этом случае культура употребляется в несколько ином значении, чем при анализе единичного действия (вспомните пример с глиной), — там речь шла о том, что культура «изобретает» средства достижения потребностей людей. В данном же случае делается акцент на другом: культура объединяет, интегрирует людей, наделяя их стандартами поведения, делает их жизнь предсказуемой и ответственной. Это две взаимосвязанные социальных функции великого изобретения человека— культуры. Следовательно, системы социальных действий как комплексы, основанные на регулярных, самовозобновляющихся взаимных ори-ентациях индивидов, невозможны без символической связи, наполненной культурной традицией, и одно из самых главных чудес социальной жизни — это то, что, людям, использующим «воздушные», «неосязаемые» символически-культурные элементы, удалось построить впечатляющее здание современного общества. Бергер П Приглашение в социологию. — М, 1996, с. 32. 125 Глава V. Социальная реальность § 1. Что такое социальная реальность? Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное действие», — «социальная реальность». Формирование более или менее точного представления о социальной реальности является залогом и понимания тонкостей и нюансов социологической науки, и практического применения выводов социальной науки применительно к реальным проблемам (в семейной жизни, в управлении людьми, в политической жизни и т.д.). Понятие «социальная реальность» несет, на наш взгляд, вполне определенную смысловую нагрузку. Мы используем это понятие для подчеркивания особенности той среды, в которой осуществляется социальное действие (взаимодействие), несводимости, невыводимости ее основных законов из логики развития других реальностей (физической, биологической, психической). Подчеркивается, что социальная реальность — это sui generis — особая, в своем роде реальность (термин, введенный Э. Дюркгеймом для обозначения социальной реальности), и это, пожалуй, общепризнанная трактовка понятия «социальная реальность». Под социальной реальностью, социальной жизнью подчас понимается все, что создано, сотворено человеком*. Тот факт, что во всем, что создано человеком, воплощены результаты социальных взаимодействий людей, дает многим основание чрезмерно широко трактовать социальную жизнь, социальную реальность. У некоторых не вызывает сомнения социальность Робинзона (поэтому любое его действие социально? — А.Э.), заброшенного волею судеб на необитаемый остров, поэтому они «не согласны с альтернативным пониманием социальности и, в частности, с М. Вебером, считавшим социальным только те действия, которые по своему смыслу ориентированы на поведение других...»**. Откровенно говоря, подлинно научное понимание социальной реальности, более или менее четко отграниченной от других «реальностей», в отечественной социальной науке только формируется. Лишь выделив собственно социальную реальность, социальную * См/ Сорокин П. Человек. Цивилизация Общество, с. 156—160 ** Момджян К.Х. Социум. Общество История. — М., 1994, с. 75, 97, 98. 126 жизнь, социальное пространство, социальное поле (по сути эти понятия в данном контексте являются синонимами), мы получаем возможность научно корректно анализировать проблемы социальной жизни. По крайней мере социологический анализ предполагает такую процедуру. Можно ли ставить знак равенства между тем, что создано благодаря социальным действиям и взаимодействиям, т.е. благодаря социальной жизни, социальной реальности (здания, автомобили, компьютеры, музыка и т.д.), и тем, что такое собственно социальная реальность? Социальная реальность — это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми. Социальная реальность может быть воплощена и погружена в материально-вещественные объекты, атрибуты, ресурсы (помещения, технологии), но не включает их в себя, представляя собой особую систему, развивающуюся по особым законам. Под термином «социальная реальность» «мы понимаем всю совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций (взаимодействий. — А.Э.). Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого должны найти свою точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения»*. В чем своеобразие той ткани, первоматерии, из которой сотканы основные элементы социальной реальности? Следует иметь в виду, что человеческому сознанию легче воспринимать неосязаемые, но практически существующие явления по аналогии с природными объектами, которые зримы, осязаемы, легко воспринимаемы сознанием. Таких аналогий-иллюзий множество. Причем речь идет не только о так называемых социальных объектах, но и о магнитном поле, гравитации, где также используются аналогии — иллюзии. Поэтому использование таких слов, как «объект», «объекты», «формы», «линии», «сеть», «социальные связи» и т.п., сугубо условно. Говоря о социальной реальности и, соответственно, об объектах социальной реальности, мы отнюдь не имеем в виду материальный объект, который можно осязать. «Социальная реальность предстает межиндивидуальной реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обрядов, отношений личной преданности... Существуют специфические, принципиально * Шюц А Формирование понятий и теории в общественных науках. В кн: Американская социологическая мысль — М., 1994, с. 485. 127 важные для жизни «узлы», «комплексы», «сплетения» социальных отношений, которые мы научились вычленять и говоря о которых склонны прибегнуть к языку материализма: мы называем их группами, сообществами, организациями, национальными государствами. То, что они существуют в качестве реального объекта, — иллюзия»*. Социальная реальность — это сфера обитания, сотканная из социальных действий и взаимодействий. Все, что мы говорили о социальных действиях, их преимущественно символически-культурной природе, возникающей в результате переплетений ожиданий, обязательств, норм, требований, контроля и т.д., — все это отправные моменты для понимания социальной реальности, вычленения ее из всей жизнедеятельности людей. Что такое общество? Люди, находящиеся на определенной территории, машины, здания, реки, горы и т.д.? Нет. Все перечисленное — это демографические, географические, материально-техни-, ческие ресурсы общества. Общество — это определенная система социальных взаимодействий индивидов, проживающих на определенной территории, создавших города, работающих на промышленных предприятиях и т.д. Данная система, «невидимая паутина» сцеплений между людьми, регулируется определенными нормами, правилами, ценностями (мы даем самое упрощенное понимание общества). Уместно использовать образное выражение П. Бергера: «Мы можем сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого (территория, население и т.п. — А.Э.) скрывает его от посторонних глаз**. Что такое государство? Это не территория, имеющая определенные границы, это не задание правительства, это не герб, флаг, гимн, а особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, который позволяет более жестко контролировать, управлять действиями людей в наиболее важных сферах жизни. А пограничный столб — это метка территории, на которую этот комплекс распространяется. Что такое коллектив студенческой группы? Это особая невидимая сеть взаимодействий студентов (симпатии и антипатии, обязательства друг перед другом, разделяемые ценности и т.д.), которые образуют определенную целостность связей при сохранении физической изолированности каждого индивида. Эта целостность базируется на единстве цели, определенных правилах поведения; формируется управление этой системой взаимодействий (староста, профорг, неформальные лидеры и др.). * Штомпка П. Социология социальных изменений, с. 28, 29. ** Бергер П. Приглашение в социологию, с. 35. 128 Что такое вуз как социальное явление? Это не аудитории, лаборатории и т.д. — это особым образом организованный комплекс социальных взаимодействий преподавателей между собой, преподавателей и студентов с целью обучения последних. В этом сложном комплексе взаимодействие осуществляется по определенным нормам, критериям, кому-то дано право руководить организацией учебного процесса, кто-то обеспечивает контроль за качеством преподавания, кто-то преподает, приобретя для этого определенные знания. Аудитории, лаборатории, компьютерные классы —это ресурсы, которыми вуз как система социальных взаимодействий располагает. Что такое социальные изменения? Это не изменения материальных благ, технологий и т.д. — это изменения в системе социальных сцеплений, социальных связей (т.е. во взаимоотношениях между индивидами), в правилах, в соответствии с которыми организуются социальные взаимодействия, в нормах, принципах, которыми руководствуются люди. Причем социальная реальность является не просто схемой социальных сцеплений, некой паутиной, сетью взаимодействий — это определенная среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Она управляется нормами, культурой, традицией. Иначе говоря, социальная реальность — это социокультурная реальность. Приведенные примеры помогают нам понять важные положения социологической науки. Остановимся на двух из них. § 2. Социальная реальность — «парадоксальная» реальность Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акторами, — межчеловеческий мир. Но социальная реальность не только по своей плоти (или онтологически), но и с точки зрения логики (физических явлений) — парадоксальный мир. В нем своя логика, свое понимание высоты, протяженности, свои, если так можно выразиться, секунды, часы, метры, километры, своя логика неодолимых тенденций. В социальном пространстве словосочетание «близко друг к другу» означает близость не пространственную, а близость социальных позиций, образования, материальных возможностей и т.д. «Высоко» означает не физическую высоту, а лишь социально-символическую — например, особая значимость действий руководителя объясняется не тем, что он обладает недюжинной физической силой, а тем, что ему позволено навязывать свои решения другим, которые обязаны ему подчиниться. 129 5 Общая соцнолотя Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, которые объективируются в физическом пространстве. «Так, например, пространство Парижа представляет собой распределение жилья между центральными кварталами, периферийными кварталами и пригородом; еще и очень заметную оппозицию «правого берега» «левому берегу», соответствующую основополагающему делению поля власти, главным образом между искусством и бизнесом»*. То же можно сказать о любом городе, в котором есть «престижный» центр и «спальные» районы. Еще более простой пример—любой вуз. В нем есть главный этаж, где находятся кабинеты администрации, ректора. Получить помещение на том же этаже — это признак престижа. Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций, неодолимость, повторяемость которых объясняется иными, чем в физическом мире, причинами. Эта парадоксальность обусловлена самой природой социальности, в частности тем, что: ведущий способ реализации социальности — символически-культурная коммуникация. Это мысленная связь, соответственно логика развития данных явлений может и не быть логикой физических явлений и объектов; в отличие от законов развития психики единичного индивида логика развития социального — это логика развития кооперации, коллективности. Это логика согласования, обеспечения регулярности взаимодействий, престижа, подчинения, изменения коллективных субъектов, а не просто индивидов как биологических существ и т.д. В данном случае речь идет об источниках лишь парадоксальности социального мира, того специфического, неповторимого, что есть в социальной реальности. Но есть и нечто общее для социальной и физической реальности. Так, реализация биологической программы самосохранения обусловливает тот момент, что Актор, входя во взаимодействие с другими, оценивает необходимость возобновления, укоренения этого взаимодействия с точки зрения личностной целесообразности. Иными словами, логика развития социальных явлений — это логика интеграции живых людей на основе социально-символической коммуникации. Поэтому логику развития социальной реальности нельзя сводить лишь к специфическим, парадоксальным моментам. Хотя их значение в организации социальной жизни по мере * Бурдье П. Социология политики. — М., 1993, с. 36—37. 730 усовершенствования системы взаимодействий, форм коллективности, кооперации все более усиливается, но никогда не сможет стать абсолютным. Итак, социальная реальность образует некую оболочку, которая в существенной степени изолирована, автономна, независима от внешних условий, хотя постоянно в них погружена, «отягощена» материально. Это (и здесь мы согласны с Э. Дюркгеймом) особая реальность, которая и своей символической первоматерией (онтологически), и своей логикой качественно отлична от физической, биологической, индивидуально-психической реальности. Законы социальной жизни — это особые законы (а) интеграции (б) живых индивидов на основе (в) символической культурной коммуникации. Это законы координации и кооперации людей, обеспечения порядка (предсказуемости и самовозобновляемости приемлемого поведения людей) и изменения сетей социальных взаимодействий. Уясняя внутреннюю логику социальной жизни, мы прежде всего стремимся постигнуть тенденции развития от случайных взаимодействий между Акторами к систематическим, регулярным взаимодействиям, от ситуативных ориентации к устойчивым ценностям. Эти законы впрямую не выводятся из материальных условий и предпосылок социальных взаимодействий, их логика не есть продолжение логики материально-физических объектов. Это может быть главное, но и самое сложное в понимании социальной реальности, что, в свою очередь, порождает ощутимую сложность социологического анализа, который и направлен на изучение этих невидимых, развивающихся по своей особой логике сцеплений. Социолог все время должен оперировать не самими осязаемыми объектами, имеющими привычную логику отношений, а аналитически вычленяемыми связями, зависимостями, отношениями, которым присуща своя, во многом не имеющая аналогов логика. § 3. Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил Проанализируем взаимодействия внесоциального и социального. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обусловлены внесоциально? Ранее мы уже в определенной степени затрагивали этот вопрос. Сейчас же мы рассматриваем его гораздо шире: на что люди обречены извне, а что является итогом их собственной активности, воли, изобретательности? Что зависит и не зависит от людей в организации социальной жизни? Ответы на данные вопросы важны и Date: 2015-09-24; view: 387; Нарушение авторских прав |