Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
XX век: вслед за ускользающей реальностью 3 page
восстанавливался). Иногда гибнут целые цивилизации с их населением, порядками, устоями; иногда люди вынуждены покидать свои жилища, искать пристанище в разных концах Земли, и обычаи, нравы, характеризовавшие этот социум, исчезают; но иногда (правда, не так часто) люди совместно переселяются на новое место и в основном воспроизводят свои прежние обычаи и традиции. Подобная (коллективная) «отвязка» от территории, конкретной природ-но-географической среды не ведет к гибели социума, который продолжается существовать, но уже в иной географической среде. 2. Второй механизм — это механизм формирующего воздействия природно-географической среды, механизм адаптации к внешним природно-географическим условиям путем прямого приспособления. • Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, ее со • Природно-географическая среда была главным источником Итак, на этапе первоначального развития различных социумов географическая среда наложила достаточно ощутимый отпечаток на их культуру как в ее хозяйственно-экономическом, политическом, так и духовно-эстетическом аспекте. Например, на восприятие нашими предками, да и современниками пространства, на ощущение ритма их жизни оказывали опосредованное недостаточно глубокое воздействие масштабы территории, рельеф местности, что, в частности, проявилось в быстрых и стремительных плясках горцев Кавказа, проживающих на берегах бурных рек. Данные элементы культуры — своеобразные духовные «отпечатки» географической среды — переплетались и с другими «отпечатками» природы, прежде всего, генетическими: различные народы и расы, видимо, характеризуются различным распределением типов темперамента, другими нейродинамическими характеристиками. Вырабатывавшиеся нормы культуры, образцы поведения так или иначе привязывались к доминирующим типам нейродинами-ческих процессов, выражали их и соответствовали им. 87 Тем самым природно-географические и природно-генетические факторы, взаимодействуя друг с другом (подчас причудливо), сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. • Природные «отпечатки» в культуре, переплетаясь с «отпечатками» (уроками) исторического опыта, сотрудничества с другими народами и т.д., впоследствии получают ощутимую автономность, способность к воспроизводству независимо от географических условий. Обретя свойство культуры, а вместе с тем свойство устойчивого развития как целостности, способность передаваться от поколения к поколению, они могут проявляться через много поколений и в совершенно иной, казалось бы, природной среде — например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Юга России и Казахстана. Другой пример самовоспроизводства обычаев, типов хозяйственной деятельности в иной природно-географической среде — уклад жизни секты молокан, насильно переселенных до революции в Закавказье. На склоне кавказских гор, на берегах бурных и каменистых рек располагается типично русское село с бревенчатыми избами. Конечно, новая природно-климатическая среда принудила переселенцев заниматься виноградарством, но виноделие не стало их основным занятием — молокане выращивали картошку, капусту, клубнику, черную и красную смородину, квасили по уникальным рецептам капусту... 3. Еще один механизм воздействия, как и предыдущий, осуществляется уже в рамках природно-географической, экологической, климатической зоны, благоприятной для социальной жизни. Речь идет о том, что географическая среда содействует или препятствует эффективному социальному развитию. Степень интенсивности усилий человека обеспечить себя необходимым существенно зависит от того, где он живет — в бескрайней тундре Севера или в степях Украины, в пустынях Африки или плодородных долинах Луары... Давно обращалось внимание и на влияние климата на образ жизни людей (например, холодный климат требует больших энергозатрат и более калорийного питания), в частности на их работоспособность. Не меньшее значение имеют и почвы. Их плодородие (тем более в сочетании с благоприятным климатом) создает условия для прогресса народа, на них проживающего, развития его благосостояния, что опосредованно сказывается на традициях, обычаях народа. И наоборот, скудные почвы сдерживают развитие благосостояния человека, эффективность прилагаемых усилий снижается. Воздействие оказывает и рельеф местности: высокие горы затрудняют контакты между общинами, слияние их в единое племя, единый народ, равнина способствует возникновению крупных эт- 88 носов, а наличие рек благоприятно для установления контактов, развития торговли (вспомним «путь из варяг в греки» при формировании Киевской Руси). Географический рельеф, наличие гор, рек, пустынь могут стать естественной оборонительной системой. Я. Щепаньский вслед за П. Сорокиным считал, что «можно утверждать, что демократические системы развились в странах, имеющих защитные естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная абсолютистская власть»*. * * * Итак, мы попытались систематизировать различные механизмы воздействия природно-географической среды на социальную жизнь. Но не только это является нашей целью. Существуют проблемы более важные. Если внимательно приглядеться, то оказывается, что в более или менее развитых обществах эти механизмы воздействия (в особенности механизм содействия-препятствия географической среды социальному развитию) проявляются чаще всего избирательно. В одних случаях природно-климатическая среда может оказывать прямое воздействие, в других — не оказывать воздействия вообще или в незначительной степени. В одном случае под влиянием при-родно-географических факторов формируются одни качества, обычаи, нравы, в другом случае в аналогичных природно-географи-ческих условиях утверждаются совершенно иные порядки и т.д. Нередко утверждают, что холодный климат обусловливает малую эффективность сельского хозяйства. Но не будем спешить с выводами. Для того чтобы понять, насколько именно климат стал главным виновником такого положения, следует выявить, во всех ли странах с холодным климатом (например, в России, Финляндии, Канаде) сельское хозяйство малопродуктивно. При сравнении уровня развития сельского хозяйства в этих странах становится понятным, что не только и не столько холодный климат, сколько иные внегеогра-фические факторы являются главной причиной низкой продуктивности сельского хозяйства России. Другой пример. Представим себе, что два соседа живут на каменистой, малоплодородной земле. Но один своим упорным трудом добивается относительно высоких урожаев — он приучен к мысли, что только так можно добиться желаемых результатов, а другой, считая, что на такой земле, сколько ни трудись, невозможно добиться хороших результатов, не проявляет особого рвения — и получает соответствующий результат. Приходится констатировать, что одна и та же географическая среда может по-разному сказаться на жизни людей. Это приводит нас к важному умозаключению. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969, с 28. 89 Природно-географическая среда в приведенных примерах, скорее всего, не впрямую воздействует на социальную х<изнь — этому препятствует некая невидимая стена, «оболочка». И лишь преломляясь через эту «оболочку», пройдя через ее фильтры, фокусы, природно-географическая среда оказывает влияние на жизнь людей, их успехи в хозяйственной деятельности, устройство государственной жизни (например, именно в Швейцарии, богатой горами, был установлен республиканский строй, чего не произошло в прошлых веках в других горных местностях — на Кавказе, Тибете и др.). Что это за «оболочка», которая может корректировать, резко изменять воздействия географической среды, а иногда и препятствовать им? Речь идет об обществе как сложившейся социокультурной системе, регулируемой на основе принятых ценностей, норм поведения людей, выработанных правил, стандартов хозяйственной деятельности, организации общественно-политической жизни. Чем совершеннее организация социальной жизни, чем дифференцированнее созданные институты, чем отлаженнее действует система норм, чем совершеннее формы хозяйственной деятельности, тем слабее способность географического фактора непосредственно влиять на социальную жизнь. Человек создает как бы собственную нишу, которая благодаря науке, технике, культуре и, самое главное, таким социальным изобретениям человека, как социальные институты (экономика, система образования, государство и др.), существенно усиливает независимость от географической среды. Доказательств этому множество. Зачастую социальное устройство, ценности, нормы поведения народов-соседей, живущих в аналогичных природно-географических условиях, имеющих единые этнические корни, существенно, а подчас и принципиально различаются. При этом сохраняется много общих «природных отпечатков» — в еде, музыке, танцах и т.д. Наглядным свидетельством тому являются социокультурные различия двух семитских народов — арабов и евреев. Такие же различия можно обнаружить и у тюркских, и у славянских народов — они объясняются социальным творчеством людей, тем, вокруг каких идей и идеалов, норм и правил игры они объединились, каких лидеров они выдвинули и в результате какой исторический опыт они получили в процессе своего социального бытия. До сих пор мы рассматривали проблему как бы с одной стороны, мысленно проводя линию от географической среды к обществу. Но при наличии уже сложившегося общества еще важнее определить обратную связь — от общества к географической среде: что увидят люди в данной географической среде, какие варианты жизни изберут, какими будут их действия в условиях малоплодородных земель, — все это зависит от сложившихся в данном обще- стве ценностей, традиций, устоев. Каждое общество воспринимает окружающую среду и реагирует на нее по-своему. Это касается взаимодействия социума не только с географической средой, но и (о чем будет говориться в дальнейшем) со всеми внесоциальными, в том числе вещественно-предметными, факторами. § 4. Особенности биологии человека как предпосылка социальной жизни Биологические особенности проявляются в двух аспектах: • биологические особенности человечества, сделавшие воз • биологические особенности конкретного человека, индиви Остановимся на первом аспекте — предпосылках возникновения особого типа живых существ (человека как социального субъекта), создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями, т.е. предпосылках социализации, культуры и т.д. 1. Возможность передвигаться в отличие от животных не на че 2. Другая, очень важная, как представляется, биологическая осо Именно эта «недоразвитость» способностей новорожденного, на наш взгляд, во-первых, приоткрывает тайну уникальной пластичности врожденных импульсов и потребностей, отсутствия жестких механизмов, инстинктов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения, что в совокупности способствует развитию сложных образцов поведения и высочайших адап- 91 тационных способностей человека; во-вторых, обусловливает в немалой степени уникальную пластичность, свободу функций мозга. «Недоразвитость» новорожденного становится одной из биологических основ высокой степени восприимчивости нового поколения людей к тем навыкам и опыту, которые накапливают предыдущие поколения. 3. Еще одно биологически «социально значимое» человеческое свойство — длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и полового созревания ребенка. Детеныши приматов рождаются слабыми, беспомощными, но уже к 3—4 годам они достигают самостоятельности, а к 6—8 годам — половой зрелости. Человек же лишь к 12—14 годам достигает половой зрелости, а возраст, к которому он достигает социальной самостоятельности, все более отодвигается. Для такой длительной опеки со стороны взрослых нужны и другие биологические особенности, которые способствовали бы созданию условий для нее, т.е. созданию семьи. Особи людей женского пола в отличие от животных обладают способностью к круглогодичной сексуальной активности, что и становится, как это ни удивительно, по мнению биологов, биологической предпосылкой формирования уникального для природы явления — суперустойчивой семьи, в которой дети находятся под длительной опекой родителей (самцы животных проявляют готовность к ухаживанию, кормлению детей и самки лишь на время сексуальных контактов). Устойчивая семья делает возможным внегенетическую передачу большого объема знаний, навыков, накопленных предыдущими поколениями людей. Значение этой предпосылки трудно переоценить. Социальный опыт, социальные достижения не фиксируются в генах. Человек оставался бы на одной из самых примитивных ступеней социального развития, и каждое новое поколение людей создавало бы социальную организацию жизни сначала, если бы не достаточно длительная опека взрослых, образование в силу биологической причины устойчивой и длительной семьи, которая становится условием социальной преемственности культуры. Итак, в ходе естественного исторического развития возник такой биологический тип, который делает возможным возникновение особой формы организации жизни — социальной. Этот биологический тип характеризуется не просто сложным строением мозга, способностью к труду, особенностями гортани и т.д., но и тем, что именно биология человека создает условия для возникновения устойчивой семьи, обеспечивающей в биологическом отношении длительную опеку и заботу о детях, а в социальном отношении — передачу огромной социокультурной информации. Человек получает все биологические предпосылки к тому, чтобы стать социальным существом. Но вне взаимодействия с другими людьми все это предпосылки остаются нереализованными. § 5. Начала социальной жизни Важно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «животное». Живое — это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное — это то, что не рефлексируется сознанием, не регулируется им, досоциальное в-,человеке. Речь идет прежде всего об инстинктах. Социальная жизнь противостоит животной, но вбирает в себя жизненные, живые начала. Однако у человека возникают принципиально иные механизмы организации жизнедеятельности, которые качественно преобразуют содержание и формы реализации этих живых начал. Естественно, у человека и у животных много сходного. Всем живым существам присущи процесс обмена с окружающей средой, необходимость адаптации к окружающим условиям, от степени совершенства механизмов которой зависит судьба как индивида (особи), так и сообщества, и т.д. Однако представляется дискуссионным утверждение этологов и генетиков, основывающихся на современных эмпирических данных об удивительном сходстве поведения человека и животных, о том, что очень многое, присущее, по общему мнению, только человеку и составляющее его преимущество, наблюдается и у животных, и, следовательно, социальная жизнь есть разновидность животной жизни, законы которой и доминируют в обществе. С особой остротой это проявляется при обсуждении: • соотношения инстинктивной и внеинстинктивной форм ори • стадных сообществ животных, форм регуляции их стадного Итак, каковы же начала социальной жизни, в чем их принципиальное отличие от начал животной жизни? 1. Индивид имеет определенные потребности, т.е. ему необходимы определенные блага для существования и развития в данной внешней среде (как природной, так и социальной). Говоря о потребностях, сделаем акцент на следующих моментах. • Потребность представляет собой синтез заложенной в инди циокультурную) и конкретное содержание, обусловленное этой средой. Например, необходимость потребления пищи заложена в самой программе жизнедеятельности любого индивида. Но должная степень калорийности или витаминизированности пищи зависит от того, где живет индивид— на Севере или Юге, каким трудом он занят — умственным или тяжелым физическим, и т.д. То же можно сказать о формообразующем влиянии социокультурной среды. Известно высказывание К. Маркса о том, что в отличие от голода, испытываемого дикарем, голод цивилизованного человека удовлетворяется с помощью ножа и вилки, что выразительно подчеркивает синтезированный характер конкретной потребности в еде. • Животные обладают лишь одной системой потребностей — 2. Необходимость удовлетворения потребностей побуждает индивида к определенным реакциям, усилиям. Обратим внимание на следующие обстоятельства. • Важно подчеркнуть единство потребности и усилий, действий • Принципиально важно, что у животных эти реакции носят Научение (выработка свойств, навыков, которые не относятся к категории врожденных инстинктов). Каждый знает, что кошку или собаку можно научить реагировать на приказы хозяина, есть из определенной посуды, спать в определенном месте и т.д. Более того, еще в 1912 г. Йеркс обнаружил способность чему-либо научиться даже у дождевого червя, научив некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте: если червь поворачивал направо, он попадал в темный отсек, наполненный сырой землей; если же он поворачивал налево, то на него воздействовал слабый разряд электрического тока. Потребовалось более 150 проб, чтобы червь стал устойчиво поворачивать направо. Тем самым было доказано, что простая нервная система животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение*. * Годфруа Ж Что такое психология. Т. 1. — М., 1992. 94 Научение резко повышает адаптационную способность особи и является методом внеинстинктивной ориентации, адаптации методом проб и ошибок. Обучение. У животных, в особенности у стадных, научение переходит в обучение, т.е. передачу наученного другим особям (обучает и кошка своих котят, и собака своих щенят). Но так как семейная опека у животных относительно кратковременна, то новому поколению передается лишь меньшая часть накопленной старашми информации, способной изменить поведение, повысить уровень адаптации к окружающим условиям. Новое поколение вынуждено пройти собственный путь проб и ошибок — в результате получается «топтание на месте». Существуют и другие внеинстинктивные формы поведения животных, например использование орудий, в особенности обезьянами. Но обезьяна чаще всего не совершенствует орудия или же это совершенствование носит фрагментарно-интуитивный характер (укорачивание палки); обезьяна не коллекционирует орудия труда, не хранит их специально. Сигнальная система является разновидностью символической информации. Трудно назвать стадное животное, птицу, которая не пользовалась бы сигналами беды, опасности и т.д. Но и здесь есть особенности — эта сигнальная система фрагментарна, она используется лишь в конкретной ситуации. Животные, особенно обезьяны, обладают способностью к умозаключению, т.е. способностью улавливать логическую связь между различными элементами ситуации и принимать правильное решение, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу. Но даже у обезьян способность к умозаключениям носит фрагментарно-ситуативный характер, т.е. они не используют эту способность постоянно, это не основной тип их адаптации к окружающему миру. Итак, современная наука доказывает, что животные также обладают внеинстинктивными формами ориентации. Однако в отличие от человека в жизни животных внеинстинктивное, наученное, обученное проявляется фрагментарно, ситуативно, и главная причина этого — кратковременность обучения животных. Здесь количественные различия переходят в качественные. Никто, кроме человека, не сумел создать устойчивую семью, а поэтому никто, кроме человека, не смог в течение длительного периода передавать накопленный личный и коллективный опыт, не прибегая к методу проб и ошибок. Семья — исходный пункт социальной жизни, а обучение, передача опыта, социализация — главный механизм поддержания и приумножения опыта, умений, способностей человека. Фрагментарно-ситуативные элементы внеинстинктивной деятель- ности у человека благодаря этому механизму начинают приобретать качественно новое, устойчиво-системное свойство. 3. Еще одно начало социальной жизни —удовлетворение индивидуальных потребностей посредством объединения усилий, сообщества. Ведущими признаками социальных явлений чаще всего считают их возникновение во взаимодействии индивидов, скоордипирован-ность, упорядоченность. Но это характерно и для многих животных. «Во всяком случае, в сообществах как насекомых, так и позвоночных, — отмечает Я. Щепаньский, — имеют место явления дифференциации и разделения функций, иерархии, кастовости, факты общественного регулирования поведения отдельных особей, различного питания в зависимости от принадлежности к касте, разделения труда, «рабства». В сообществах позвоночных встречаются такие явления, как захват определенной территории и ее защита от вторжения других стад, своеобразная организация совместной жизни в зависимости от территории, «устройство» собственной территории и ее «обозначение», явления общественной иерархии и «власти», опеки и «воспитания», «супружеской верности» и т.д.»*. Можно привести и другие примеры стадных форм жизни животных, напоминающие социальную жизнь людей (что и становится нередко причиной объяснения социальных норм животными инстинктами и т.д.). Например, как показали исследования, неравноценность особей по степени агрессивности, способности к доминированию создает иерархию (особенно среди обезьян), напоминающую государство. Так, обезьяны могут объединяться, чтобы управлять стадом (геронтократия). У «хитрых» же макак замечена автократия, при которой вожак опирается на большую массу непризнаваемых «подонков», которые всегда поддерживают своего пахана**. Поразительное сходство с воинскими порядками демонстрируют павианы «на марше». Они (так же, как и люди) передвигаются в определенном порядке. Четко выделяется вооруженный авангард и арьергард, вожак идет чуть сзади авангарда, обоз с самками и детенышами укрыт со всех сторон. Можно приводить множество примеров сходства стадных форм жизни животных и социальных форм организации людей — не говоря уже о «мудрости» животных, их «благородстве», «хитрости», * Щепаньский Я Элементарные понятия социологии, с 23—24 Следует отметить, что термин «общественная жизнь» в отечественной социологической литературе употребляется для обозначения только человеческих сообществ Поэтому в приведенной цитате, если следовать нашей традиции, вместо определений, производных от слова «общество», нужно было бы использовать производные, к примеру, от слова «сообщество» Видимо, следует различать понятия «стадо» (животное сообщество) и «общество» (социальное сообщество) ** Дольник В Непослушное дитя биосферы. — М, 1994, с. 155 96 «клептомании», «жадности» и т.д., аналогичных социальным чувствам людей Справедливости ради приведем примеры и принципиальных отличий стадного поведения животных и социальной организации жиз-■ ни людей. Лев, который одной лапой может сломать хребет быку или буйволу, никогда не использует этот прием в схватке с себе подобными — в этом животные выгодно отличаются от людей, которые способны уничтожать друг друга. Сходств между стадными формами жизни животных и социальными формами организации жизни людей так много, что волей-неволей возникает вопрос, не является ли подобное сходство доказательством того, что истоки социальной жизни людей заключаются в стадных формах животных и что глубокое понимание организации социальной жизни, ее движущих сил, причин и т.д. возможно на основе изучения стадных форм жизни? Социальная жизнь людей получает сугубо биологическое обоснование, аргументацию. Но это одно из возможных логических объяснений подобного сходства. Есть и другое, на наш взгляд, куда более точное. Отметим два его аспекта. • Подобное сходство объясняется тем, что, будучи живыми су Мы обращаем особое внимание на данное звено логической цепочки доказательств. Подобным образом нам придется объяснять многое в жизни человеческих сообществ. Внешние условия нам могут предоставлять ограниченное число функционально целесообразных решений, т.е. решений, которые обеспечивают реализацию той или иной функции. Ограничено число вариантов соединения особей мужского и женского пола для продолжения рода, ограничено число вариантов организации жизни сообществ и т.д., и это становится одной-из главных причин повторяемости, сходства не только между стадными формами животных и социальными формами жизнедеятельности людей, но и сходства социальных форм жизнедеятельности народов, которые не имели прямых контактов и не могли заимствовать друг у друга те или иные социальные формы и т.д. • Другое обстоятельство, благодаря которому мы находим сход 97 4 Общая социоло! ня рактерных для человека. Мы приписываем животным определенные чувства, добродетели, которые характерны у людей в рамках системы разумной (внеинстинктивной) деятельности, как результат организации взаимодействий на основе вероятностных прогнозов, умения предвидеть реакцию партнера, переживать не конкретную ситуацию, а саму добродетель. Итак, можно сделать некоторые выводы относительно характера сообществ животных и людей: • организация животных в сообществе, взаимоотношения особей Date: 2015-09-24; view: 387; Нарушение авторских прав |