Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истоки современного социологического многоголосия
В конце XIX — начале XX в. французский социолог Э. Дюркгейм и немецкий мыслитель М. Вебер предложили свое решение этих вопросов, предуказав развитие мировой социологии на многие десятилетия. При всей несхожести взглядов они были едины в ряде принципиально важных моментов. Они крайне скептически относились к возможности истолковать социальный мир в духе натурализма, классической механики Ньютона. Для Э. Дюркгейма и М. Вебера самоочевидна специфика социального, недооцененная социологией XIX в. Разумеется, своеобразие общественной формы жизни подчеркивал и О. Конт, отстаивая идею интеллектуальной (т.е. духовной, по Конту) эволюции человечества. Однако, с точки зрения основоположников современной западной социологии, эта идея умозрительна и лишена конкретно-исторического, эмпирического основания. Поэтому и Дюркгейм, и Вебер, как уже упоминалось, ратуют за обращение к эмпирике, тщательный анализ реальных фактов. Как уже упоминалось в гл. I, исходная посылка рассуждений Э. Дюркгейма — способность ученого к объективному наблюдению и беспристрастной работе с эмпирическими фактами, проверка их достоверности опытным путем. (Правда, вопрос о том, насколько объективным может быть исследователь, выпестованный этой же социальной средой, для него не существовал.) В соответствии с методологией социологизма социальные факты не могут.быть рассмотрены иными, чем свойственными естественным наукам, методами. Утверждая, что факты можно объяснять только фактами, Дюркгейм постоянно подчеркивает коллективную окрашенность социальной материи: «...Сплачиваясь друг с другом, взаимно дополняя и проникая друг в друга, индивидуальные души дают начало ново- * История теоретической социологии. В 5-ти т. Т. 1. От Платона до Канта. — М., 1995, с. 12. му существу, если угодно, психическому, но представляющему психическую индивидуальность иного рода»*. И социальная реальность, и социальный факт по природе своей коллективные представления, в большей или меньшей степени оформленные суждения людей, их мнения и общепринятые стандарты поведения**. Дабы не утерять их специфику, социолог должен объяснять одни социальные факты с помощью других социальных фактов. Более того, социальная реальность есть высший тип реальности, сакральный по своей природе. Именно отсюда берут свое начало ставшие уже притчей во языцех, замкнутые на самих себе, неминуемые тавтологии Дюркгей-ма: социальный факт — это объективный факт, а объективный факт всегда социален; социальное — это коллективное, и наоборот. По мнению Дюркгейма, возникнув в процессе взаимодействия, социальная реальность начинает жить по собственным законам, осуществляя нравственное принуждение по отношению к своим членам. В силу этого общество сохраняет свое единство. Понятие «солидарность» в произведениях Дюркгейма ключевое. Оно, как и категория «коллективное сознание», тождественно понятию общества. Причем «органический» характер солидарности в современную социологу эпоху обусловлен не только возрастающим разделением труда и неизбежной нуждой в сотрудничестве, но прежде всего общими нравственными идеалами. Сокрушаясь о бедственной судьбе своей родины после Парижской коммуны и поражения в войне с Пруссией, Дюркгейм мыслит социологию не иначе как научное обоснование демократии, курса на либеральные реформы, как альтернативу любому радикализму. Наука, по Дюркгейму, должна приносить прямую практическую пользу. «Между Богом и обще-. ством надо сделать выбор, — рассуждает он. —...С моей точки зрения, этот выбор не очень существенен, ибо я вижу в божестве лишь общество, преображенное и мыслимое символически»***. Противоположностью Дюркгейма в этом отношении является М. Вебер, человек поистине энциклопедических знаний, общепризнанный основатель социологии религии. Признавая за каждым человеком свободу принятия решений, собственный стиль поведе- * Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии, с. 493^94. ** У Дюркгейма упоминаются так называемые морфологические социальные факты, к которым относятся географические, демографические и другие подобные обстоятельства жизни, но их роль второстепенна. Наука, ратующая за избавление от всего «донаучного», от всяческих понятий о реальности и призывающая к изучению реальности как таковой, оказывается вынужденной изучать... see те же понятия, узаконенные обществом суждения и правила взаимодействия. *** Durkheim E. Sociologie et philosophie. — Paris, 1924. P. 75. ния, он рассматривает человеческое действие как субъективно осмысленное, целенаправленное, хотя и обусловленное общественными устоями и нормами. Предмет науки, утверждает он без тени сомнения, — это «жизнь, основанная на самой себе и понимаемая из себя самой» и, следовательно, воплощающая собой огромное количество противоречивых жизненных позиций, «вечную борьбу богов»*. Удел человека, единственного обладателя воли и самосознания, — неизбежный выбор между этими богами. Вебер признавал, что с помощью общесоциальной теории можно изучить один из аспектов предметного созерцания, но никогда нельзя получить знание действительно целого. Итак, Дюркгейм рассматривает общество как высшую, надындивидуальную реальность, исполнение требований которой, послушание приносит людям прямую практическую пользу и моральное удовлетворение. Картина, представленная Вебером, сложнее. У человека появляется возможность выбора, но и она не сулит ничего, кроме необходимости умилостивить избранного им кумира, что бы под этим ни подразумевалось. Приверженность людей тем или иным ценностям — исходная посылка социологического анализа Вебера. Его методом постижения действительности становится «понимание», или стремление исследователя увидеть конкретные исторические мотивы поведения человека. В определенной степени это возможно, считает Вебер. Все люди обладают способностью и навыком мыслить рационально, поэтому их поведение можно рассматривать как более или менее рационально обоснованное, типическое. Кроме того, и исследователь, и наблюдаемые им люди живут в одной социокультурной среде, т.е. им в равной степени доступны общезначимые символы и понятия. Тем не менее было бы в высшей степени самонадеянно со стороны исследователя считать все вышесказанное достаточным для познания действительности. Полное понимание действий человека возможно лишь в случае их абсолютной целесообразности, или «це-лерациональности», что бывает далеко не всегда. Рациональные суждения и поступки людей — вот та сфера, в которой может состояться социолог. Впрочем, это не так мало, учитывая нарастающую, по свидетельству самого Вебера, рационализацию жизни общества в XX в. Однако рационализация жизни — не более чем тенденция общественного развития, так называемый * Вебер М. Наука как призвание и профессия/Избранные произведения. — М., 1990, с. 730. 60 интерес эпохи*. Поэтому задача социолога не сводится к поиску «безупречно объективных» фактов, а заключается в тактичном и осмотрительном конструировании моделей, которые, не претендуя на заведомо недосягаемую истинность восприятия, помогают выявить реальные социальные процессы. Вебер называет эти интеллектуальные конструкции «идеальными типами». Поэтому и задача социологии у Вебера гораздо менее утилитарна, чем у Дюркгейма. Сосуществование на рубеже веков двух воззрений на социальную жизнь — зримое свидетельство неправомерности взгляда на развитие социальной науки как на простое восхождение по лестнице прогресса от менее совершенных к более совершенным схемам. Образ карлика, стоящего на плечах гиганта, здесь неуместен. Социальная теория развивается в многоголосии. Это пространство многих пространств. Прямая, линейная наследственность в человеческой культуре редка. Понятия «раньше» и «позже», «корни» и «ветви» соотносительны, одновременны; они и предшествуют, и развивают друг друга. Общение различных форм понимания действительности — таков путь развития современных наук о человеке**. И общение это возможно только здесь и сейчас, в сознании ученого, его внутреннем диалоге со своими предшественниками, современниками, но прежде всего с самим собой. Стремление ученого к научному постижению действительности требует отчетливости социологического рисунка, строгих линий и четких построений. Но какой ценой достигают этого социологи? Дюркгейм добивается желаемого за счет твердой веры в безусловную постижимость социального бытия и возможность его полновесного рационального описания. Его вера столь непоколебима, что всякое общественное установление, сколь бы необъяснимым или даже нелепым оно ни казалось, он считает совершенно необходимым: «Если бы это было не так, оно бы просто не существовало. Никакой созданный людьми институт не может опираться на заблуждение и обман...»*** Всемогущие коллективные представления (в пределе — нормы социальной жизни) дают ему ключ к разгадке тайны социального. * Веберовская идея рациональности, или рационализации, получила всестороннее развитие практически во всех областях научного знания, которыми занимался ученый А их немало. Вебер оставил после себя сочинения по экономике (экономическая рациональность капиталистического общества), религии (протестантизм), управлению (рациональная бюрократия), теории познания и т.д. ** Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения)//Вопросы философии. — 1989. — № 6, с. 34—35. *** Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. — Pans, 1912. P. 3. Противоположным способом придает логическую ясность своим выводам М. Вебер. Он недвусмысленно ограничивает претензии социальных теоретиков на всеобъемлющее и безупречное понимание реал ьн ости рамками идеального типа, или интеллектуальной утопии. Последняя, как и всякая научная модель, базируется на знании эмпирических фактов, но этого, по мнению Вебера, недостаточно, чтобы претендовать на всестороннее отражение действительности. Тем более бедственным, по Веберу, может стать «научный» прогноз. Социология, доказывает он, — это профессия, специальная дисциплина, служащая «делу самосознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение», и тем более не претендующая на размышления о судьбах мира*. Различные точки отсчета теоретических систем Дюркгейма и Вебера в конце концов приводят к различному пониманию природы и характера социальной реальности, а следовательно, и методов ее изучения. Забегая вперед, скажем, что особенно явственно это проявляется в трудах нового поколения социологов, в большей или меньшей степени разделяющих взгляды своих предшественников. В социологической традиции XX в. взгляды Дюркгейма стали основой «объясняющего», или, используя терминологию современного шведского историка социологии и теоретика П. Монсона, структуралистского направления. «Основная идея его состоит в том, что общество лучше изучать в виде стабильной социальной структуры, отдельные институты которой по частям дают нам информацию о людях, живущих в данное время»**. Общество рассматривается независимо от тех или иных основополагающих образцов поведения, которые избирают для себя люди. Причины, в силу которых индивид останавливается на данном, узаконенном обществом образе поведения, опускаются. Сторонники этого подхода заняты поиском универсальных, инвариантных законов жизни социума***, и это неудивительно, ибо именно этот подход создает наиболее благоприятную почву для * Вебер М. Наука как призвание и профессия/Избранные произведения с. 731. ** Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. — М., 1994, с. 19. *** Так называемая структурная теория (основоположник— П. Блау) стремится к изучению социальных фактов в духе Дюркгейма, т.е. регулярно повторяющихся и наглядных образцов социальной жизни. Напротив, французский структурализм (М. Фуко) предпочитает поиск неявных, но универсальных закономерностей социальной жизни на всех ее уровнях. Особое внимание его приверженцы уделяют социоантропологическим и социолингвистическим изысканиям. Теория сетей (Б. Уэллмэн) изучает традиционные социальные структуры математическими методами. «измерения» человеческой жизнедеятельности в терминах социальных институтов, позиций, ролей, тем самым оберегая исследователя от столкновения с иррациональными аспектами человеческого поведения. Общество предстает как автономная, стабильная и способная к самовоспроизводству сущность. Теоретико-методологические посылки Вебера получили развитие в различных версиях «понимающего», или экзистенциального, направления социологии, которое рассматривает общество «как результат поступков отдельных индивидов, обладающих свободой выбора. В сущности вне человека нет ничего такого, что принуждало бы его действовать тем или иным образом»*. Определенная «со-циоматериальная структура», в которой мы живем, не более чем условия или обстоятельства нашего существования, к которым мы мох<ем по-разному относиться, различным образом с ними взаимодействовать**. В настоящее время явные параллели прослеживаются между идеально-типическими конструкциями Вебера и социологией знания ученых-феноменологов. Австро-американский ученый П. Бергер и немецкий социолог Т. Лукман небезосновательно считают, что все теории разумно было бы воспринимать не в качестве «научных» суждений, а «в высшей степени своеобразного и значимого способа конструирования реальности в современном обществе. Такой анализ, конечно, брал бы «в скобки» вопрос о «научной ценности» этих теорий и просто рассматривал бы их как данные для понимания той субъективной и объективной реальности, в которой эти теории возникли и на которую в свою очередь они оказывают воздействие»***. Как бы то ни было, со стороны ученого формулирование соци- , альной теории всегда будет поступком, ответственным выбором определенного толкования действительности. Хотя соблазн обрести универсальную, всеобъемлющую и практически полезную теорию необорим. Следуя ему, в середине XX в. американский социолог Т. Пар- сонс (1902—1979) создает структурно-функциональное направление в социологии. * Монсон П. Лодка на аллеях парка, с. 19. ** Представители так называемой чикагской школы в американской социологии 20-х— начала 30-х гг. XX в. (Р. Парк, Э. Берджесс, У. Томас и др.), а затем американский философ, психолог и социолог Дж. Герберт Мид (1863—1931), основоположник символического интеракционизма, мыслили общество как непрерывный процесс истолкования социальных ситуаций их участниками, в ходе которого и рождаются общезначимые смыслы. Позже, к середине XX в., появляются этнометодология Г. Гарфинкеля, а затем и драматургическая социология Э. Гоффмана (1922—1982). *** Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, с. 301. 63 Date: 2015-09-24; view: 331; Нарушение авторских прав |