Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология воспитывающей деятельности





Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». Категория воспитания - одна из основных в педагогике. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Существует необходимость терминологического рассмотрения данной категории.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен даже животным.

Сегодня термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. «Питание», в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. «Питание», в образном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и «усвоение» того, что выработано культурой.

Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:

· воспитание (в широком социальном смысле) включает воздействие общества на личность в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией) и рассматривается как целенаправленное, социальное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;

· воспитание (в узком смысле) понимается как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий, прежде всего, необходимо выделить понятие «социализация».

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий.

Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется в процессе образования путем специальной педагогической организации жизнедеятельности воспитуемых. Организация жизнедеятельности воспитанников предполагает условия для участия в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя.

Систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитанников, от специфики системы воспитания в целом.

Необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности, а также воспитуемости.

Воспитанность - наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников знаний, навыков и умений поведения.

Среди основных показателей воспитанности выделяют следующие:

· внешний вид ребенка;

· мимический и пластический образ;

· речь;

· поведение, складывающееся из отдельных поступков;

· избирательная деятельность;

· реакции на социальные явления;

· система его взаимоотношений с окружающими;

· качественность его предметной деятельности;

· идеалы.

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Нравственные представления синтезируются в целостное индивидуальное мировоззрение. Присутствует согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Характеризуется гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Свойственны развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. Для личности присуще «сильное» целеполагание, то есть - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Воспитанник характеризуется преобладанием положительных конструктивных эмоций в учении.


Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, а личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Воспитанник также характеризуется несогласованностью нравственных знаний, убеждений и поступков. Мотивы учения присутствуют на уровне интереса к фактам, однако их ориентация узкая – только на результат работы, при отсутствии интереса к способам работы. Цели личности - негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Воспитуемость - это откликаемость личности на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.

Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.








Date: 2015-09-24; view: 1677; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию