Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компоненты педагогического мастерства тренера: гностический, конструктивный, коммуникативный, организаторский
ГНОСТИЧЕСКИЙ, раскрывает умение ориентироваться в научной информации, правильно использовать научные знания в педагогической деятельности, квалифицированно решать педагогические задачи. Гностический компонент предполагает развитие: - способности быстро и точно распознавать предметы и явления; - способности быстро найти причины отставания спортсменов, команды и внести коррективы в учебно-тренировочный процесс. Важнейший показатель гностического компонента является умение найти причину явления, что говорит о гибкости и глубине ума. Дидактическая способность. Это способность обучать творчески, развивая мышление спортсменов, приучая их работать на занятиях сознательно, инициативно, самостоятельно. Умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным для спортсменов и был прочно ими освоен. Академическая способность - стремление работать творчески, экспериментировать, находиться в постоянном поиске. КОНСТРУКТИВНЫЙ, т.е. педагогическое предвидение, воображение. В структуру конструктивного компонента входят: - умения определять цели, задачи, перспективы обучения и воспитания; - способность проектировать будущее ученика; - предвидеть результаты учебно-тренировочного процесса; - выявить задатки спортсменов. Важной составляющей конструктивного компонента в деятельности тренера является психомоторная способность: - умение вникнуть в механизм движения, выполняемого спортсменом; - найти слабые моменты в технике и усилить их; - умение подобрать индивидуальную спортивную технику, учитывая специфические особенности спортсмена; - умение показать упражнение по частям, с разной скоростью и амплитудой; - умение подобрать имитационные упражнения. КОММУНИКАТИВНЫЙ, умение устанавливать деловые отношения с администрацией, коллегами, своими учениками. Данный компонент реализуется через следующие способности: Экспрессивная способность: - умение успешно выражать свои мысли, знания, убеждения и чувства посредством слова, мимики, пантомимики; - умение внушить спортсмену необходимость соблюдения тренировочного режима; - умение убедить в целесообразности тех или иных тренировочных нагрузок; - умение вдохновить спортсмена на победу. Авторитарная способность: - умение быстро завоевать авторитет; - волевое влияние на воспитанников. Американский психолог и педагог Р.Снайдер выделяет специальные технологии поддержания дисциплины: - «культура подавления» (авторитарная технология); - «культура разрешения» (либеральная технология); - «культура справедливости» (демократическая технология). Виды ложного авторитета: - расстояния (как можно меньше общения); - доброты (чрезмерная уступчивость); - педантизма (бюрократизм); - чванства (основанный на хвастовстве); - резонерства (любовь к поучениям). ОРГАНИЗАТОРСКИЙ. В структуру организаторского компонента входят: - умение организовать обучение и воспитание спортсменов; - четко распределять время и силы; - создавать базу для спортивных занятий; - умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое мероприятие: спортивное соревнование, туристический поход, вечер отдыха, встречу с родителями и т.п. Организаторский компонент проявляется в умении тренера найти каждому спортсмену интересное для него дело, создать дружескую обстановку в коллективе, команде, группе. Организаторский компонент предполагает развитие способности распределять внимание: - быть наблюдательным, на тренировках и во всех случаях общения со спортсменами держать в поле зрения всю команду, секцию, группу; - не акцентировать внимание на моментах не имеющих большой значимости для занятия, т.е. умение сосредоточиться на главном; Перцептивная способность: - способность к адекватному восприятию, дающая возможность проникнуть во внутренний мир ученика; - способность воспринимать и понимать психологию спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебно-тренировочного процесса; - способность увидеть, установить по ряду признаков, слушают ли спортсмены, наблюдают ли за показом упражнений, работают ли на занятии в полную меру сил. Причины потери авторитета: - постоянные промахи в работе; - постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях; - ошибочный прогноз, сделанный тренером в отношении прогресса спортсмена. Мажорная способность: или оптимизм и юмор тренера, позволяющие безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать самое сильное напряжение. Педагогические требования: - нельзя смеяться над личностью спортсмена, допустимо шутить по поводу одного конкретного поступка или черты характера; - нельзя даже улыбаться, услышав смешную фамилию, увидев дефект в телосложении. Личностная способность или педагогический такт – это чувство меры, педагогической целесообразности всего, что говорит тренер. Педагогический такт предполагает: - соблюдение границ личной сферы; - не связывать партнера обещаниями или клятвами; - не судить, да не будешь судим; - неприятие похвал в собственный адрес; - отказ от конфликтной ситуации во имя решения серьезной задачи; - избегать «безучастных» контактов, т.е. демонстрации равнодушия. Успешность деятельности преподавателя обусловливается также индивидуально-психологическими предпосылками формирования педагогического мастерства, к числу которых, относятся, прежде всего, общие и педагогические способности. Способности - такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются важнейшим условием успешного выполнения определенного вида деятельности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способами данной деятельности. Совокупность необходимых педагогу способностей включает как общие, требующиеся для выполнения любой деятельности, так и специальные, обеспечивающие именно педагогическую деятельность. При этом сами специальные способности, являясь относительно самостоятельными образованиями, представляют собой составную часть общей одаренности и ею же в значительной степени определяются. Надо помнить также, что способности не являются чем-то врожденным, они развиваются на основе задатков в процессе определенной деятельности. Общие способности определяются прежде всего психофизиологическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом. По мнению В.А.Якунина, интеллект является наиболее важным фактором, определяющим успешность педагогической деятельности. Проведенное им исследование свидетельствует о том, что уровневые показатели интеллекта у учителей-мастеров значительно превышают аналогичные показатели у педагогов-немастеров.
Наиболее распространенная классификация, разработанная Н.В.Кузьминой, включает следующие педагогические способности: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, проектировочные. Мы предлагаем разработку дробной структуры способностей педагога, предложенную М.И.Станкиным. Экспрессивная способность – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств. В.А.Сухомлинский указывал, что «множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учениками». Особо следует отметить необходимость данной способности для педагога-тренера. Умение вдохновить спортсмена на победу, внушить необходимость соблюдения тяжелого тренировочного режима, убедить в целесообразности тех или иных тренировочных нагрузок. Так, Юрий Титов, вспоминая о своем первом выступлении на олимпийских играх с благодарностью, говорит об умелом замечании Александра Семеновича Мишакова. «Тренеры рискнули – поставили в команду молодого гимнаста. Гадали, спорили, выдержит или не выдержит напряжение неслыханной борьбы. И вдруг после обязательной программы я оказался по сумме многоборья в числе трех лидеров. Смутное чувство радости будоражило и волновало меня. С некоторым испугом даже думал – неужели такое возможно: быть рядом с Виктором Чукариным, и лидером японских гимнастов Токаси Оно. То верится, то не верится, как подумаешь о медали, сразу же пугаешься – ведь все может и кончиться, если допущу малейшую ошибку в произвольной программе, на брусьях или на перекладине. И думы, думы, тревоги – где же таится эта возможная ошибка? И вдруг, как остужающий душ, резкие слова Александра Семеновича Мишакова: «Ты что раскуражился? Результат хороший, это верно, пока хороший. Но, ты не спеши, не подсчитывай медали, молод еще, здесь все уже разыграно и поделено за тебя и без тебя. Чемпионов именитых и титулованных здесь хватает. Твои медали в будущем. А сейчас ты должен лишь сделать свои комбинации – и не старайся сделать что-то лучше, чем на тренировке!». Я даже не обиделся. Просто вспомнил, что в спорте случайности бывают, но побеждают все-таки сильнейшие. И мне стало спокойно. Отлегло от сердца. Действительно, что я гадаю про места? Главное, я уже сделал – очки команде принес. В результате всех этих «педагогических ухищрений» тренера я остался третьим». Гностическая способность. Способность быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. Умение быстро найти причины отставания ученика, спортсмена, класса, команды и внести коррективы в учебный процесс; умение анализировать и корректировать собственное поведение и учебный процесс в целом. Гностические (познавательные) способности зависят от уровня развития мышления – способности приобретать, перерабатывать и использовать информацию, необходимые для всех, кто занимается интеллектуальной деятельностью. Однако интеллект нельзя сводить к хорошо развитому мышлению. Это – сложное и многоуровневое образование, система психических процессов, обеспечивающая не только познание окружающего мира, но и принятие решений в различных ситуациях, управление своим поведением. Неслучайно психологи выделяют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности, профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем, социальный, проявляющийся в сфере межличностных отношений. Высокий уровень профессионального интеллекта педагога возможен лишь при целостном развитии его интеллекта. Как результат позитивной направленности и открытости мышления воспринимается такое качество личности педагога, как толерантность –терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, поведению студентов и коллег, не соответствующих его собственным. Дидактическая способность – это способность обучать творчески, развивая мышление спортсменов и школьников, приучая их работать на занятиях сознательно, инициативно, самостоятельно. Умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным для всех обучаемых и был прочно ими освоен. Одним словом,умение правильно, высокоэффективно построить учебно-воспитательный процесс относится к данной способности. Академическая способность – стремление работать творчески. Креативность – общая способность личности к творчеству, которая определяется не только уровнем развития творческого мышления, создающего нечто новое, оригинальное, но, по мнению К.Роджерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию, самоактуализации как проявлению педагогом своей внутренней сущности и индивидуальности. В наши дни, когда наука, в том числе теория и методика физического воспитания, развивается невиданными темпами, необходимо внимательно следить за новинками литературы, за научными работами по своей и смежным дисциплинам, вести исследовательскую работу. Выступая на международном конгрессе «Спорт и физическое воспитание» в Мехико, один из специалистов физического воспитания Р. Фрост (США) говорил: «Мастер-учитель всегда любопытен и стремится учиться. Он никогда не удовлетворяется достигнутым результатом. Он счастлив получить знания от других, будь то его ученики, руководители или коллеги». Как-то журналисты спросили у И.Абаджиева, блестящего болгарского тренера, воспитавшего замечательную плеяду штангистов, чемпионов и рекордсменов Европы и мира: «Какое качество, по-вашему, самое важное для тренера?» Так как он, какое-то время не отвечал, пытались подсказать: «трудолюбие», «целеустремленность», «честолюбие»… Но ответ оказался неожиданным: «Нет, нет, все эти качества результат более важного: постоянного беспокойства. Тренер должен постоянно жить мыслью, что он отстает, что он просто погибнет, если не придумает что-то новое, если что-то не откроет. Я замечал, что это беспокойство невидимым путем передается спортсменам и заставляет их стремиться к тому, что ранее казалось недостижимым». Все сказанное в полной мере относится к учителю физической культуры, который призван формировать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни. Организаторская способность предусматривает методически грамотное проведение учебных занятий, умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое мероприятие: вечер отдыха, туристический поход, спортивное соревнование и т.п. Организаторская способность учителя проявляется в умении найти каждому ученику, спортсмену интересное для него дело, создать дружескую обстановку в коллективе. Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности школьников, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности проявляются в следующем: - организаторское чутье, способность учитывать психологические особенности ученика, группы при построении педагогического взаимодействия, видеть организаторские возможности школьников; - способность вести за собой, создавать мотивацию к деятельности, увлекать ее перспективами; - способность «заражать» и заряжать других своей энергией, которая во многом зависит от эмоционального потенциала преподавателя, его увлеченности своей деятельностью. Способность к концентрации и распределению внимания, т.е. способность на уроках, тренировках и во всех случаях общения со школьниками и спортсменами держать в поле зрения всю учебную группу, секцию, класс. Внимательно наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица. Страхуя школьников у одного снаряда, необходимо держать в поле зрения всех остальных учащихся. Разговаривая с учащимися нужно переводить взгляд с одного на другого, подолгу ни на ком не задерживаясь. Стремиться создать впечатление у каждого школьника, что именно он является объектом внимания. Перцептивная способность – способность к адекватному восприятию, дающая возможность проникнуть во внутренний мир ученика. Основа перцепции – в аналитическом подходе к поведению обучаемого, в готовности педагога фиксировать в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание. Плохое настроение школьника, пропуски им занятий, грубость могут быть следствием неблагополучных отношений с товарищами в коллективе или ненормальной обстановки в семье, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учебе, можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает серьезно учиться и правильно себя вести в коллективе. Способность воспринимать и понимать психологию школьника и спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебного и тренировочного процесса, способность увидеть, установить по ряду признаков, слушают и понимают ли школьники и спортсмены, наблюдают ли за показом упражнений, работают ли на занятии в полную меру своих сил – все это раскрывает сущность перцептивной способности. Конструктивная способность обеспечивает прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определение условий эффективной организации учебно-воспитательной деятельности, определение возможных результатов. В основе способности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения. Преподавателю необходимо развивать в себе педагогическое воображение – способность предвидеть то, каким может стать тот или иной школьник в будущем. «Как и любому творцу, учителю необходимо представить себе свое творение, – пишет известный педагог М.П.Щетинин. Чем оно яснее видится в главном, в деталях, тем целенаправленнее идет созидание. Картина со временем уточняется, в нее вносятся коррективы, но она должна постоянно присутствовать в воображении автора. Хороший учитель видит своего ученика как бы в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего». Способность к предвидению во многом связана с развитой интуицией, которую обычно определяют как «чувствование», способность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осознания путей и условий его получения. Интуиция чаще всего присуща педагогам, обладающим эмоциональной чуткостью и восприимчивостью. Ее также рассматривают как свернутый мыслительный акт, формирующийся в результате длительного опыта аналогичных мыслительных действий. Итак, в структуру конструктивных способностей учителя физической культуры входят: - умения определять цели, задачи, перспективы обучения и воспитания; - способность проектировать будущее ученика; - предвидеть результаты учебно-тренировочного процесса; - выявлять спортивные задатки школьников. Психомоторная способность обеспечивает умение вникнуть в механизм движения, выполняемого школьником, найти слабые моменты и усилить их, умение подобрать индивидуальную спортивную технику, учитывая специфические особенности спортсмена. Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторной способности, а не просто моторной. Заслуженный тренер СССР В.И.Алексеев неоднократно отмечал большую роль изучения закономерностей движения для роста спортивных результатов. Важны не только объем и интенсивность тренировки, но и умение тренера вникнуть в механизм движения, найти индивидуальные ошибки в технике и устранить их. В структуру этой способности входит умение педагога анализировать технику выполнения упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, уметь показать упражнение по частям с разной скоростью и амплитудой, уметь подобрать имитационные упражнения. Коммуникативная способность представляет собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения. Она включают в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педагога: - общительность Коммуникативная способность – способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения и адекватно реагировать на действия партнеров по общению; - эмпатия – способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, возникающая у педагога как результат осознания тех чувств и переживаний другого человека, которые он в подобной ситуации испытывал сам (вывод по аналогии), или на основе его способности с помощью воображения и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека. Эмпатия часто возникает в результате эмоциональной идентификации – способности педагога ощущать чувства и переживания другого, как свои собственные, поставить себя на место другого человека. Вот почему преподавателю полезно чаще вспоминать те свои состояния и проблемы, которые он испытывал в возрасте своих учеников. Авторитарная способность заключается в умении быстро завоевать авторитет, способность к волевому влиянию на воспитанников. Авторитет приобретается не какими-то искусственными приемами, а всей деятельностью воспитателя, его повседневным поведением. Слагаемые авторитета – эрудиция педагога, знания и умения, относящиеся не только к его профессии. Авторитет не остается неизменным. Часто педагог с трудом приобретает авторитет и легко теряет его. А когда авторитет теряется или колеблется, восстановить заново его очень трудно. В значительной части случаев авторитет тренера базируется на его спортивной славе, на бывших спортивных успехах в прошлом. Спортивная слава тренера воспринимается как своеобразная гарантия того, что он сможет довести своих питомцев до такого высокого уровня, которого сам достиг в свое время. Причины потери авторитета бывают различные: · постоянные промахи в работе; · постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях; · ошибочный прогноз, сделанный им в отношении прогресса спортсмена; · бестактные замечания в адрес школьников. А.С.Макаренко выделил следующие формы ложного авторитета: расстояния (как можно меньше общения с воспитанниками); чванства, спеси (чрезмерное хвастовство своими заслугами); педантизма (основывается на бюрократической требовательности); резонерства (любовь к поучениям, нотациям) доброты (чрезмерная уступчивость). Мажорная способность, или оптимизм и юмор педагога, позволяющие безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать самое сильное напряжение, активизировать учебно-тренировочный процесс, любой вид работы и отдыха. Педагог, обладающий этой способностью, всегда оптимистично настроен, подтянут и бодр, готов к полезному действию. Оптимистический тон и доброжелательность преподавателя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и педагогическое мастерство. В арсенале опытного воспитателя должны быть и доброжелательная шутка, и веселый рассказ, и пословица. Стать остроумным человеком невозможно, но научиться профессионально использовать шутку в работе может каждый учитель. Умение видеть противоречие в поведении учеников, находить в них комическое – один из показателей зрелости учителя. Оптимизм, энтузиазм обычно – заразительны. Увлеченность педагога часто предотвращает нарушения дисциплин. Излишняя же строгость или даже просто суровое лицо старшего вызывает внутреннее сопротивление, протест воспитанников против каждого, даже разумного, требования снижает работоспособность. Раздраженный или считающий себя оскорбленным педагог перестает контролировать свои поступки, допускает ошибки в методике обучения, несправедливость в отношении школьников, нередко становится объектом их насмешек. Но это происходит тогда, когда учитель не соблюдает следующие педагогические требования: 1. Нельзя смеяться над личностью школьника. Можно шутить по поводу одного конкретного поступка или черты характера ученика. 2. Осмеянию подлежит только то, что школьник в состоянии исправить. Нельзя даже улыбаться, услышав смешную фамилию, увидев какой-то дефект в телосложении, заметив патологические особенности в речи, например, заикание. 3. Позволяя себе шутить, педагог должен терпимо относиться к шуткам в свой адрес, не пересекая их административными мерами. Личностная способность, или педагогический такт. Такт заключается прежде всего в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанниками и основывается на уважении к личности. Однако один учитель отмечает: «Легко уважать способных, послушных, аккуратных, смышленых, добрых и честных. Но как уважать вот этого: в глазах скука и «неразбуженное» мышление? Или вот эту упитанную, которая, еле переваливаясь, с ленцой передвигается по залу, или еще того, с циничной улыбкой и презрением к окружающим». И, тем не менее, когда мы теряем чувство меры, начинается не только наша трагедия, а тех, которые будут вам вверены. Открывается мелкий счет забытым тапочкам, записанным замечаниям. Дотошная памятливость изнуряет и учителей, и детей, и родителей. Примеров бестактных замечаний встречается довольно часто. Например, школьники пишут: «Я слабее товарищей, но это не дает преподавателю права называть меня «инкубаторским» или «Я болела около трех месяцев. Располнела. С удовольствием пришла после долгого перерыва на занятия по физкультуре. Попробовала выполнить упражнение на брусьях, но верхняя жердь треснула. И вдруг, слышу, преподаватель на весь зал со смешком говорит: «Удивляюсь, как такая туша две жерди не сломала». Подобные заявления учителя вызывают отчуждения школьников. Руководством к действию учителя может служить высказывание К.Д.Ушинского, который отмечал, что в работе воспитателя «должнацарствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, справедливость без придирчивости, ласковость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантизма, а главное, постоянная разумная деятельность». Итак, все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности преподавателя и образуют единую совокупность способностей, вот почему развитие каждой из них зависит от степени развитости всех других.
3. Значение и функции общения. Общение в педагогическом и тренировочном процессе. Модели поведения педагога с воспитанниками. Общение - специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимообмен информацией. Общение между людьми происходит в формах: 1. Анонимное. 2. Функциональное. 3. Формальное. 4. Неформальное. Кроме этого выделяется общение 1 и 2 порядка. Общение первого порядка выступает как коммуникация, как сторона совместной деятельности. Общение второго порядка выступает как продолжение себя в других людях. Функции общения: 1. Общение как способ проявления человеческой сущности – именно в общении и только через общение может проявиться сущность человека. Л.Фейербах указывал «Отдельный человек, как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в существе мыслящем». 2. Общение как фактор становления человека. В процессе общения развивается сознание и язык. 3. Общение как условие существования и органическая потребность человека, оно относится к числу самых ранних и специфических для человека потребностей, наблюдающихся в равной мере как фило-, так и в онтогенетическом развитии человека. Все человеческие цивилизации делят на «контактные» и «неконтактные». 4. Общение как фактор существования общности. Высоким критерием прочности и монолитности той или иной социальной общности является степень коммуникабельности ее членов между собой. 5. Общение и особенности человеческого поведения. ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И ТРЕНЕРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности. К наиболее эффективным способам управления инициативой в общении относятся следующие: — оперативность в организации изначального контакта с классом, с командой; — интенсивность перехода от организационных процедур (приветствие, построение, усаживание и т.п.) к деловому, личностному общению; — оперативность в достижении психологического единства с классом, с командой, формирование чувства "мы"; — ввод личностного начала во взаимоотношения с воспитуемыми; преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных спортсменов или учащихся; — организация контакта со всем классом или командой; — постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив; — сокращение числа запрещающих и расширение позитивно-ориентировочных педагогических требований; — обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.; — реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, микромимики; умение транслировать в коллектив собственную расположенность к воспитуемым, дружественность; — постановка ярки, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению; — достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у воспитанников потребность во взаимодействии. МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ. Л.И. Рувинский дает подробную характеристику некоторых негативных моделей общения педагогов с учащимися: 1. Диктаторская модель («Монблан»). Педагог находится на недосягаемой высоте, царит в мире знаний, мало интересуется личностными особенностями учащихся. Подобная модель общения порождает отсутствие психологического контакта между педагогом и учащимися, формализует систему учебно-воспитательного процесса, отсюда безынициативность и пассивность обучаемых. 2. «Неконтактная модель» («Китайская стена»). Педагоги держат дистанцию с учащимися, подчеркивают свое превосходство, снисходительно-покровительственный тон, отсутствие инициативы воспитанников. Психологического контакта нет. 3. Модель дифференциального внимания («Локатор»). Педагог строит взаимоотношения с обучаемыми избирательно, т.е. работает или только с сильными, или слабыми учащимися. 4. Модель негибкого реагирования («Робот»). Два уровня работы: - идеальный – спланированный; - реальный – педагогическая действительность. Спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект. 5. Модель авторитарная («Я сам»). Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Снижается творческий характер обучения и воспитания. 6. Модель гиперрефлексивная («Гамлет»). Педагог находится в постоянном сомнении, опасается, что учащиеся его не поймут или неверно истолкуют то или иное замечание. В результате педагог постоянно озабочен не столько содержательной стороной общения, сколько эмоциональными моментами. 7. Модель гипорефлексивная («Тетерев»). Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, но не всегда ощущает партнеров по общению. Перечисленные модели общения являются негативными, их следует избегать. 8. Модель активного взаимодействия («Союз»). Педагог четко определяет требования, создает благоприятный психологический климат, поощряет инициативу учащихся. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями.
4. Педагогическая техника и технология педагогического общения. Умение учителя оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на учащихся во многом зависит от его овладения педагогической техникой. Педагогическая техника – это комплекс умений, который поможет учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. Если учитель владеет педагогической техникой, то сумеет наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности в той мере, конечно, в какой он этим богатством обладает. Педагогическая техника – это те умения, которые помогают учителю через то, что видят и слушают воспитанники донести до них свои мысли и душу. Элементы педагогической техники: - умения педагогического общения; - технику и культуру речи учителя (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонация и т.д.); - выразительный показ чувств и отношений (мимика и пантомимика, вообще внешний облик учителя); - саморегуляция педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т.п.). ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ. При обучении устной речи необходимо учитывать следующие особенности: 1. Импровизированность. Всякий раз, когда мы не зачитываем текст, мы импровизируем. Импровизация имеет положительный момент т.к., когда человек говорит «без бумажки», речь его более эмоциональна. Отрицательный момент – не каждый оратор умеет легко и свободно излагать свои мысли. 2. Эмоциональный подтекст. Устное слово – это прежде всего слово живое, выразительное. Устная речь отличается от письменной тем, что она обладает специфическим арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Слово в устной речи почти всегда в той или иной степени сопровождается интонацией, мимикой и жестикуляцией. Интонация - комплекс невербальных, реплико-интонационных средств. Интонация включает в себя следующие акустические компоненты: 1. Тон - высота звука. С помощью изменения тона создается мелодичный рисунок речи. 2. Интенсивность звучания зависит от направленности и амплитуды колебаний голосовых связок. Чем они выше, тем интенсивней звук. Взаимодействие тона и интонации усиливает громкость речи. 3. Тембр – индивидуальная окраска голоса. 4. Темп - скорость произносимых звуков. Для нормального восприятия русской речи взрослым человеком рекомендуется говорить 120 слов в минуту. Чем младше аудитория - тем темп должен быть меньше. Если темп речи очень быстрый, как правило ухудшается дикция, что снижает понимание речи. Медленный темп расхолаживает внимание, утомляет аудиторию. Дополнительные акустические средства, усиливающие действие речи: 1. Логическое ударение - выделение в тексте слова или группы слов, обладающих особой значимостью. 2. Пауза - временная остановка, которая разрывает поток речи. Виды пауз: - Пауза пустая - вызвана незнанием материала, не несет информации. - Паузы хезитации - паузы размышления, обдумывания. - Интонационно-логические - отделяют один речевой такт от другого. - Психологические паузы - используются для психологического воздействия на эмоции и чувства аудитории. - Интонационно-синтаксические - на знаки препинания. - Ситуативные - паузы, вызванные ситуацией (диктовка). - Физиологические - от недостатка воздуха в легких. 3. Особое место в эмоциональной выразительности речи играет дикция, которая предполагает четкое и ясное произношение звуков речи. 4. Непосредственный контакт с аудиторией. Аудитории бывают доброжелательные, скучающие, брюзжащие и т.д. 5. Умение управлять своими эмоциями в процессе общения с аудиторией. Информация преломляется у слушателей через индивидуальные особенности его личности, через его жизненные установки, интересы, характер. Поэтому одно и то же содержание может получить разный отпечаток в сознании слушателей, что требует умения перестроиться в процессе выступления. 6. Культура речи - соблюдение норм литературного языка в его устной и письменной форме. Выбор языковых средств должен соответствовать ситуации общения, соблюдению речевого этикета. Речь учителя, тренера должна воспитывать, поэтому к ней предъявляются высокие требования. Педагогическая речь призвана обеспечить: - продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками; - положительное воздействие на сознание, чувства учеников, с целью формирования коррекции их убеждений, мотивов деятельности.
Date: 2015-09-24; view: 7441; Нарушение авторских прав |