Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия: личность, ее развитие и формирова­ние





Основной целью воспи­тания является формирование личности, ее всестороннее и гар­моничное развитие. Чтобы успешно решать эту задачу, необ­ходимо знать, что такое личность, как происходит ее развитие, и какие факторы оказывают влияние на ее формирование.

Педагогические аспекты формирования личности так или иначе находят свое отражение как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубо­ких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.

Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснение самого понятия личность.

В развитии человека наблюдаются две взаимосвя­занные линии — биологическая и социальная. Эти две линии хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет.

Развитие биологических задатков и свойств характеризует про­цесс функционального созревания и формирования человека. Биологическое развитие характеризуется физическим развитием и включает в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения (развитие скелета, мускулатуры, а также внутренние органов и систем). Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах этих этапов (детства, отрочества, воз­мужалости и старости).

Однако процесс биологического развития человека тесней­шим образом связан с приобретением социальных свойств и качеств, которыене являются врож­денными, а формируются у человека прижизненно и характеризуют его как общественное суще­ство.

Таким образом, будучи биологическим существом, человек, в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые ха­рактеризуют его общественную сущность. Вот почему он рас­сматривается в науке как биосоциальное существо. Следовательно, понятие человек синтезирует (объеди­няет) в себе как его биологические, так и социальные (общест­венные) свойства и качества.

Понятие же личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. Свойство быть личнос­тью связано не с физическим бытием человека, а с его общест­венными качествами. Это позволяет сделать вывод: понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает - совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общением с другими людьми.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то ясно, что у одних людей они могут быть выра­жены более ярко, у других — слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития че­ловека?

С.Л. Рубинштейн писал, что «личность характери­зуется таким уровнем психического развития, который позво­ляет ей сознательно управлять собственным поведением и дея­тельностью». В.П. Тугаринов к числу важнейших ха­рактеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответствен­ность, 3) свободу, 4) личное достоинство.

Существенной характеристикой личностности человека яв­ляется также ее общественная активность и принципиаль­ность, твердость нравственных взглядов и убеждений. Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью чело­века.

Личность тем более полноценна, чем больше отражает она общественно значимые качества (или в какой мере ею присвоен общественный опыт) и в какой мере ее деятельность носит своеобраз­но-творческий характер (какой вклад личность способна внести в общественный прогресс, в материальные и духовные ценности). В этом смысле характеристика поня­тий человек и личность дополняется понятием индивидуаль­ность.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индиви­дуальность отличается особыми чертами харак­тера, своеобразием творческой деятель­ности и способностей. (Индивидуальность учителя может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагоги­ческих взглядов, особой манере подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем учебно-воспитательную рабо­ту, и т.д). Иначе говоря, понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Личностные качества развиваются и формируются в течение жизни, поэтому для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий развитие и формирование.

Под развитием следует понимать взаимосвязан­ный процесс количественных и качественных изменений, ко­торые происходят в анатомо-физиологическом созревании че­ловека, в совершенствовании его нервной системы и психики (биологическое созревание), а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, обществен­но-политических взглядов и убеждений (социальное развитие).

Формирование является результатом развития личности и обозначает ее становление, приобретение сово­купности устойчивых свойств и качеств. (Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь...»; «придавать устойчивость, закон­ченность»).

Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его лич­ностное развитие, каковы источники этого разви­тия. По-разному отвечают на эти вопросы представители раз­личных методологических направлений в науке.







Date: 2015-09-24; view: 4384; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию