Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-педагогическая деятельность спе­циалиста по физической культуре и спорту, структура профессионально-педагогического мастерства





Педагогический процесс – взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заранее заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемого. Главная сущность педагогического процесса – обеспечение единства обучения, воспитания и развития.

Педагогический процесс представляет собой систему, состоящей из подсистем (а именно - это процессы обучения, воспитания и развития). Для каждой из этих подсистем (процесса) существуют собственные условия, формы и методы протекания.

Педагогический процесс совместно реализуют педагоги и воспитанники в объективных условиях:

- внутренних (материально-технические, санитарно-гигиенические, психологические этические, эстетические и проч.)

- и внешних (общественных, культурных, геополитических и проч.).

Педагогический процесс является специально организованным, поэтому его сущностными характеристиками являются: цели, задачи, содержание, методы и формы взаимодействия участников, достигаемые результаты. Таким образом, образуются компоненты педагогического процесса как системы – целевой, содержательный, деятельностный и результативный.

Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач: от стратегических до частных (всестороннего и гармоничного развития личности, достижение спортивного результата или задач формирования отдельных качеств, свойств личности)

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый в общую цель или конкретную задачу (программный учебный материал, «наполнение» учебно-тренировочного процесса).

Деятельностный (организационно-управленческий) компонент содержит совместное взаимодействие педагогов и воспитанников, организацию и управление процессом (методы и формы обучения, воспитания и развития).

Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленными целью и задачами.

Данные компоненты являются основой для определения структуры профессионально-педагогической деятельности. В педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные виды деятельности:

- диагностическая (связана с изучением учащихся, установлением уровня их развития, определения качества достижения целей и задач);

- ориентационно-прогностическая (выражена определением направлений предстоящей деятельности, ее конкретных целей и задач; прогнозировать ее результатов);

- конструктивно-проектировочная деятельность (означает определением содержания педагогических процессов);

- организаторская деятельность (связана с вовлечением воспитанников в педагогические процессы и поддержанием, стимулированием их активности);

- информационно-объяснительная деятельность (овладение источниками научной, мировоззренческой и проч. информацией, передача имеющегося знания воспитанникам);

- коммуникативно-стимулирующая деятельность (связана с оказанием влияния на учеников и поддержанием благоприятного морально-психологического климата в отношениях);

- аналитико-оценочная деятельность (анализ реализации педагогических процессов, оценка достоинств и недостатков хода и реализации деятельности);

- исследовательско-творческая деятельность (осмысление или поиск эффективных технологий реализации педагогического процесса).

 

Основными требованиями к качеству профессионально-педагогической деятельности являются:

1. Профессиональные:

- высокий уровень профессионализма;

-способность к самообразованию;

- способность к интегративной (педагогической, тренерской, рекреационно-реабилитационной и управленческой) проф. деятельности;

- владение системой знаний о сущности, содержании и структуре педагогических процессов;

- способность к моделированию и прогнозированию в сфере профессиональной деятельности;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта, формирование у них физической культуры личности;

- способность к интеграции со специалистами смежных и других специальностей;

2. Социально-психологические:

- умение управлять индивидом, группой людей, командой;

- владение психологией межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- понимание механизмов возникновения и разрешения социальных конфликтов;

- знание о способах порождения культурных норм, ценностей, и о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта.

3. Личностные:

- понимание сущности и социальной значимости своей специальности;


- умение критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;

- следование этическим и правовым нормам общественной жизни;

- способность принимать решения и нести за них ответственность;

- наличие аксиологических устремлений (идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций, потребностей и т.д.);

- наличие харизматических качеств: справедливость, сочувствие, общительность, совестливость, готовность прийти на помощь, единство слова и дела, человеколюбие, альтруизм и др.;

- непроизводственные резервы личности (следование законам здорового образа жизни, работоспособность, умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, участие в общественной жизни, патриотизм, чувство корпоративности, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.).

4. Креативные:

- творческое отношение к работе;

- выработка индивидуального стиля деятельности;

- наличие эстетического устремления и идеалов;

- интерес к обобщениям;

- владение методами педагогического конструирования;

- способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Существенной спецификой деятельности тренера, преподавателя ФКиС является педагогическое творчество. Различают следующие уровни творчества:

1 уровень – тренер использует обратную связь со спортсменами, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но действует он по «методике», по «шаблону», по опыту других тренеров.

2 уровень – оптимизация деятельности на тренировочном занятии, начиная с его планирования. Творчество состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известных тренеру содержания, методов и форм тренировки.

3 уровень – эвристический. Творчество характеризуется внесением в реализацию педагогических процессов тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения, воспитания и развития.

Типы тренерского творчества (модели творческого поведения):

- Энтузиаст (увлечение делом, воодушевление педагогическим процессом и вовлечение в процесс поиска спортсменов).

- Новатор (поиск новых средств подготовки спортсменов, повышения уровня мастерства и результативности).

- Исследователь (изучение и анализ факторов тренерской деятельности, собственного опыта и опыта коллег. Создание на этой основе глубинных тренерских принципов, концепций спортивной тренировки).

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГА – ТРЕНЕРА. Педагогическая деятельность предъявляет следующие требования к личности:

1. Общественная направленность. Педагог-тренер призван воспитывать любовь к родине, народу, традициям, уважение к атрибутам власти (герб, гимн, флаг).

2. Глубокое и всестороннее знание предмета.

3. Широкая эрудиция.

Владение педагогической техникой. Под педагогической техникой понимается умение педагога оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на воспитанников. Педагогическая техника включает: имидж, походку, осанку, мимику, пантомимику, голос, дикцию, фонационное дыхание (дыхание во время речи), самоконтроль, выдержку.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ. В деятельности начинающего педагога чаще всего встречаются следующие ошибки:

1. Постановка голоса (говорят слишком тихо или громко, слишком быстро или медленно).

2. Используется излишне усложненный словарь.

3. Коммуникационные ошибки касаются манеры поведения (смотрят в сторону, на противоположную стену, на потолок, проявляется чрезмерная жестикуляция).

5. Ошибки, касающиеся дисциплины: (отсутствие четких правил, чрезмерно жесткий стиль, неоправданная снисходительность, чрезмерное увлечение индивидуальным подходом – работают только со слабыми или с сильными учащимися; школьники - безликая масса).








Date: 2015-09-24; view: 2422; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию