Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессионально-педагогическая деятельность специалиста по физической культуре и спорту, структура профессионально-педагогического мастерства
Педагогический процесс – взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заранее заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемого. Главная сущность педагогического процесса – обеспечение единства обучения, воспитания и развития. Педагогический процесс представляет собой систему, состоящей из подсистем (а именно - это процессы обучения, воспитания и развития). Для каждой из этих подсистем (процесса) существуют собственные условия, формы и методы протекания. Педагогический процесс совместно реализуют педагоги и воспитанники в объективных условиях: - внутренних (материально-технические, санитарно-гигиенические, психологические этические, эстетические и проч.) - и внешних (общественных, культурных, геополитических и проч.). Педагогический процесс является специально организованным, поэтому его сущностными характеристиками являются: цели, задачи, содержание, методы и формы взаимодействия участников, достигаемые результаты. Таким образом, образуются компоненты педагогического процесса как системы – целевой, содержательный, деятельностный и результативный. Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач: от стратегических до частных (всестороннего и гармоничного развития личности, достижение спортивного результата или задач формирования отдельных качеств, свойств личности) Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый в общую цель или конкретную задачу (программный учебный материал, «наполнение» учебно-тренировочного процесса). Деятельностный (организационно-управленческий) компонент содержит совместное взаимодействие педагогов и воспитанников, организацию и управление процессом (методы и формы обучения, воспитания и развития). Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленными целью и задачами. Данные компоненты являются основой для определения структуры профессионально-педагогической деятельности. В педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные виды деятельности: - диагностическая (связана с изучением учащихся, установлением уровня их развития, определения качества достижения целей и задач); - ориентационно-прогностическая (выражена определением направлений предстоящей деятельности, ее конкретных целей и задач; прогнозировать ее результатов); - конструктивно-проектировочная деятельность (означает определением содержания педагогических процессов); - организаторская деятельность (связана с вовлечением воспитанников в педагогические процессы и поддержанием, стимулированием их активности); - информационно-объяснительная деятельность (овладение источниками научной, мировоззренческой и проч. информацией, передача имеющегося знания воспитанникам); - коммуникативно-стимулирующая деятельность (связана с оказанием влияния на учеников и поддержанием благоприятного морально-психологического климата в отношениях); - аналитико-оценочная деятельность (анализ реализации педагогических процессов, оценка достоинств и недостатков хода и реализации деятельности); - исследовательско-творческая деятельность (осмысление или поиск эффективных технологий реализации педагогического процесса).
Основными требованиями к качеству профессионально-педагогической деятельности являются: 1. Профессиональные: - высокий уровень профессионализма; -способность к самообразованию; - способность к интегративной (педагогической, тренерской, рекреационно-реабилитационной и управленческой) проф. деятельности; - владение системой знаний о сущности, содержании и структуре педагогических процессов; - способность к моделированию и прогнозированию в сфере профессиональной деятельности; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта, формирование у них физической культуры личности; - способность к интеграции со специалистами смежных и других специальностей; 2. Социально-психологические: - умение управлять индивидом, группой людей, командой; - владение психологией межличностных отношений, психологии больших и малых групп; - понимание механизмов возникновения и разрешения социальных конфликтов; - знание о способах порождения культурных норм, ценностей, и о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта. 3. Личностные: - понимание сущности и социальной значимости своей специальности; - умение критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность; - следование этическим и правовым нормам общественной жизни; - способность принимать решения и нести за них ответственность; - наличие аксиологических устремлений (идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций, потребностей и т.д.); - наличие харизматических качеств: справедливость, сочувствие, общительность, совестливость, готовность прийти на помощь, единство слова и дела, человеколюбие, альтруизм и др.; - непроизводственные резервы личности (следование законам здорового образа жизни, работоспособность, умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, участие в общественной жизни, патриотизм, чувство корпоративности, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.). 4. Креативные: - творческое отношение к работе; - выработка индивидуального стиля деятельности; - наличие эстетического устремления и идеалов; - интерес к обобщениям; - владение методами педагогического конструирования; - способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Существенной спецификой деятельности тренера, преподавателя ФКиС является педагогическое творчество. Различают следующие уровни творчества: 1 уровень – тренер использует обратную связь со спортсменами, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но действует он по «методике», по «шаблону», по опыту других тренеров. 2 уровень – оптимизация деятельности на тренировочном занятии, начиная с его планирования. Творчество состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известных тренеру содержания, методов и форм тренировки. 3 уровень – эвристический. Творчество характеризуется внесением в реализацию педагогических процессов тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения, воспитания и развития. Типы тренерского творчества (модели творческого поведения): - Энтузиаст (увлечение делом, воодушевление педагогическим процессом и вовлечение в процесс поиска спортсменов). - Новатор (поиск новых средств подготовки спортсменов, повышения уровня мастерства и результативности). - Исследователь (изучение и анализ факторов тренерской деятельности, собственного опыта и опыта коллег. Создание на этой основе глубинных тренерских принципов, концепций спортивной тренировки).
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГА – ТРЕНЕРА. Педагогическая деятельность предъявляет следующие требования к личности: 1. Общественная направленность. Педагог-тренер призван воспитывать любовь к родине, народу, традициям, уважение к атрибутам власти (герб, гимн, флаг). 2. Глубокое и всестороннее знание предмета. 3. Широкая эрудиция. Владение педагогической техникой. Под педагогической техникой понимается умение педагога оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на воспитанников. Педагогическая техника включает: имидж, походку, осанку, мимику, пантомимику, голос, дикцию, фонационное дыхание (дыхание во время речи), самоконтроль, выдержку. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ. В деятельности начинающего педагога чаще всего встречаются следующие ошибки: 1. Постановка голоса (говорят слишком тихо или громко, слишком быстро или медленно). 2. Используется излишне усложненный словарь. 3. Коммуникационные ошибки касаются манеры поведения (смотрят в сторону, на противоположную стену, на потолок, проявляется чрезмерная жестикуляция). 5. Ошибки, касающиеся дисциплины: (отсутствие четких правил, чрезмерно жесткий стиль, неоправданная снисходительность, чрезмерное увлечение индивидуальным подходом – работают только со слабыми или с сильными учащимися; школьники - безликая масса). Date: 2015-09-24; view: 2422; Нарушение авторских прав |