Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы собеседников
В классификации представлено 9 «абстрактных» типов собеседников: 1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом: - постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы; - не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности; - если есть возможность, включать в формулировки решения его слова; - прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность отвергнуть его; - постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником; - беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции; - в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть. 2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию: - побуждать его к активному участию в дискуссии; - стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных допросов; - в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него. 3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил: - посадить его рядом с ведущим беседу; - время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться; - попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения; - предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения; - иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы. 4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний. К нему желательно относиться следующим образом: - как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности; - когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания; - если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения; - спросить поименно участников беседы, каково их мнение; - заранее (или после перерыва) ограничить время от дельных выступлений и всей беседы, установить регламент. 5. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется не достаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собеседником нужно обходиться особенно деликатно: - задавать ему ясные, конкретные вопросы; - продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание; - если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы; - помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения; - решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес; - применять одобряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»; - специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока. 6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом необходимо: - заинтересовать его в участии обсуждения проблемы; - применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?». В перерыве попытаться выяснить причины такого поведения. 7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно: - задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу; - выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»; - задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным; - постараться выяснить, что интересует лично его. 8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являются следующие: - нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя; - время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно; - не допускать никакой критики по адресу лиц как присутствующих, так и отсутствующих; - не раздражаться из-за его манеры вообще. Помнить, что ваша цель – конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»; - до определенного момента соглашаться с ним, что уменьшит его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что...?». 9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее: - на вопросы информационного характера отвечать сразу; - при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников; - при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете?»; - сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ответ. Цель приведенной классификации – показать разнообразие типов собеседников. Каждый при желании может продолжить и уточнить классификацию, основываясь на собственном опыте организации и проведении деловых бесед. Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т.д. А.Б.Добрович в своей работе «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» представляет условную классификацию человеческих черт достаточно ярко проявившихся в контактах. Эти черты сгруппированы в три основные позиции: «доминантность-недоминантность», «мобильность-ригидность», «экстраверсия-интроверсия». 1. Доминантный - характеризуется стремлением завладеть инициативой в общении, не любит, чтобы его перебивали, бывает резок, насмешлив, говорит обычно громче собеседника. 2. Недоминантный - чуток ко внешним признакам силы, уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника, терпеливо сносит, если его перебивают. Недоминантный собеседник нуждается в известном «поощрении», подбадривании с вашей стороны. 3. Мобильный - легко входит в разговор, говорит много, охотно, интересно, часто перескакивает с темы на тему. 4. Ригидный - испытывает затруднения при вступлении в речевую коммуникацию, после вступления он четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен. Слушает внимательно, говорит неспешно, часто излишне подробно. 5. Экстраверт - общение - его стихия, любит, когда его слушают, окружают люди. Дружелюбен, но дружелюбие его поверхностно, и не слишком стойко. Любопытен, и в первую очередь – к людям: к их достоинствам и порокам, к явным и тайным сторонам их жизни. Ему доставляет удовольствие немного посплетничать. 6. Интроверт - не склонен к внешней коммуникации, не стремится владеть инициативой в разговоре, застенчив, скромен, склонен принижать свои способности, не любит разговоров на интимную тему. Date: 2015-09-24; view: 1415; Нарушение авторских прав |