Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы собеседников





В классификации представлено 9 «абстрактных» типов собеседников:

1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе бесе­ды он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей по­зицией и подходом он смущает собеседников, неосоз­нанно провоцирует их на то, чтобы они не соглаша­лись с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:

- постараться обсудить с ним возможные спорные мо­менты заранее, до начала групповой беседы;

- не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;

- если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;

- прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность отвергнуть его;

- постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;

- беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлек­сивное слушание, чтобы понять истинные причи­ны его негативной позиции;

- в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при прове­дении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:

- побуждать его к активному участию в дискуссии;

- стараться, чтобы остальные участники беседы раз­деляли его позитивный подход к решению дискуссионных допросов;

- в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно тре­бует слова. При общении с ним следует придерживать­ся следующих правил:

- посадить его рядом с ведущим беседу;

- время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

- попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;

- предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;

- иногда задавать ему сложные специальные вопро­сы, на которые в случае необходимости может от­ветить кто-нибудь из участников беседы.

4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний. К нему желатель­но относиться следующим образом:

- как и «Всезнайку», посадить его поближе к веду­щему беседу или другой авторитетной личности;

- когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

- если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;

- спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

- заранее (или после перерыва) ограничить время от­ дельных выступлений и всей беседы, установить регламент.

5. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется не­ достаточной уверенностью в себе при публичных выс­туплениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собесед­ником нужно обходиться особенно деликатно:

- задавать ему ясные, конкретные вопросы;

- продемонстрировать доброжелательность, заинтере­сованность, чтобы он развил свое замечание;

- если он все же решился заговорить, применять не­рефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

- помогать ему формулировать мысли, используя при­ем выяснения;

- решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;

- применять одобряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мне­ние»;

- специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится от­чужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом необходимо:

- заинтересовать его в участии обсуждения пробле­мы;

- применить прием отражения чувств, например, об­ратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, поче­му?». В перерыве попытаться выяснить причины такого поведения.

7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его во­обще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:


- задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;

- выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;

- задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;

- постараться выяснить, что интересует лично его.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит крити­ки – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являются следующие:

- нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

- время от времени просить высказываться по како­му-либо вопросу всех собеседников поочередно;

- не допускать никакой критики по адресу лиц как присутствующих, так и отсутствующих;

- не раздражаться из-за его манеры вообще. Помнить, что ваша цель – конструктивное проведение бесе­ды «здесь и теперь»;

- до определенного момента соглашаться с ним, что уменьшит его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что...?».

9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

- на вопросы информационного характера отвечать сразу;

- при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

- при индивидуальной беседе, по возможности, пере­адресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом ду­маете?»;

- сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ответ.

Цель приведенной классификации – показать разно­образие типов собеседников. Каждый при желании мо­жет продолжить и уточнить классификацию, основыва­ясь на собственном опыте организации и проведении де­ловых бесед.

Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимос­ти темы, хода беседы, типа других ее участников и т.д.

А.Б.Добрович в своей работе «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» представляет условную классификацию человеческих черт достаточно ярко проявившихся в контактах. Эти черты сгруппированы в три основные позиции: «доминантность-недоминантность», «мобильность-ригидность», «экстраверсия-интроверсия».

1. Доминантный - характеризуется стремлением завладеть инициативой в общении, не любит, чтобы его перебивали, бывает резок, насмешлив, говорит обычно громче собеседника.

2. Недоминантный - чуток ко внешним признакам силы, уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника, терпеливо сносит, если его перебивают. Недоминантный собеседник нуждается в известном «поощрении», подбадривании с вашей стороны.

3. Мобильный - легко входит в разговор, говорит много, охотно, интересно, часто перескакивает с темы на тему.

4. Ригидный - испытывает затруднения при вступлении в речевую коммуникацию, после вступления он четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен. Слушает внимательно, говорит неспешно, часто излишне подробно.

5. Экстраверт - общение - его стихия, любит, когда его слушают, окружают люди. Дружелюбен, но дружелюбие его поверхностно, и не слишком стойко. Любопытен, и в первую очередь – к людям: к их достоинствам и порокам, к явным и тайным сторонам их жизни. Ему доставляет удовольствие немного посплетничать.

6. Интроверт - не склонен к внешней коммуникации, не стремится владеть инициативой в разговоре, застенчив, скромен, склонен принижать свои способности, не любит разговоров на интимную тему.








Date: 2015-09-24; view: 1415; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию