Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
VI. Т. Рибо. Моторная теория внимания
Внимание – «умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума». Теория эффекта. Виды внимания: 3. Естественное, непроизвольное, зависит от врождённых аффектов; 4. Искусственное, социальное, базируется на искусственно выработанной связи аффекта с объектом, изначального этого аффекта не вызывавшим. Три стадии развития искусственной организации внимания: · Стадия дрессуры; · Стадия подражания и самовоспитания; · Стадия привычного внимания. Приспособление организма включает три группы компонентов: 4. Сосудодвигательный; 5. Дыхательные; 6. Собственно двигательные. Основной механизм – механизм задержки. Подавление, задержка двигательных реакций, отвлекающих человека от объекта его намерения, способствует удержанию внимания на определённом объекте.
VII. Н.Ф. Добрынин. Связь развития внимания с воспитанием личности и постепенным возрастанием её активности. Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности. Теория эффекта. Виды внимания (критерий – активность личности; виды внимания здесь = ступени развития, генетическая классификация, для каждого следующего вида внимания активность и индивидуализированность характера внимания возрастает): 1. Непроизвольное · Вынужденное (определяется физическими характеристиками раздражителя, в основном – интенсивностью); · Невольное (привлечение внимания в соответствии с актуальным потребностным состоянием, определяющимся не только физиологией, но и социальными факторами); · Привычное (профессиональное внимание, привлекаемое теми объектами, на которые человек привык его обращать. Для филолога – книги, для архитектора – здания и так далее) 2. Произвольное · Собственно произвольное – поддержание внимания в соответствии с задачей или намерением; · Волевое – внимание, определяемое конфликтом; · Выжидательное (добавлено Дормашевым и Романовым). 3. Послепроизвольное – внимание, первоначально организованное как произвольное, начинает функционировать как непроизвольное, избавляясь от чувства усилия, в случае, если человек по-настоящему заинтересовался той деятельностью, в которую он включен. Позднее оно было охарактеризовано Чиксентмихайя как опыт потока.
VIII. Л.С. Выготский. Возможно двоякое толкование: и теория причины, и теория эффекта. Виды и (они же) направления развития внимания (критерий – наличие средства): 1. Внимание как натуральная психическая функция (в рамках органического развития ребёнка, образование новых нейронных связей и так далее); 2. Внимание как высшая психическая функция (связано с культурным развитие, овладением новыми средствами). Свойства внимания как высшей психической функции (как и любой другой ВПФ): · Социальность; · Опосредованность; · Произвольность; · Системность. Эксперименты. Общий для школы Выготского методический приём – методика двойной стимуляции. Исследование А.Н. Леонтьева. 3 группы испытуемых: дошкольники, школьники, студенты. Игровая форма: испытуемый при ответе на вопрос экспериментатора не должен называть заранее обозначенные исследователем цвета, плюс не должен называть уже упомянутые в предыдущих ответах цвета. Два условия: без внешних стимулов и с внешними стимулами (цветными карточками). Результат: стандартный параллелограмм развития. Здесь карточка – средство удержания объекта в уме, позднее становящееся внутренним. Исследование Л.С. Выготского. Игра в «напёрстки» с ребёнком дошкольного возраста (5 лет). Две чашки, под одной спрятан орех. На чашках разноцветные наклейки. Орех всегда под чашкой с более тёмной наклейкой. Ребёнок делает выбор случайной до тех пор, пока взрослый не показывает (молча) пальцем на тёмную наклейку. После привнесения такого стимула-средства ребёнок начинает делать выборы правильно. По сути – исследование развития свойства направленности внимания.
IX. П.Я. Гальперин. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий. Внимание как одно из умственных действий – действие психического контроля за ходом выполнения иных деятельностей. Теория причины. Ориентировочная и исполнительная части деятельности. В исполнительной части выделяется предметное содержание и действие, обращённое на это содержание. Интериоризация этого действия, которое и есть действие контроля, = акт внимания. Контроль, как правило, осуществляется на основе заданного образца (1. Заранее составленного плана; 2. Заранее установленных критериев; 3. Заранее определённых способов их применения), это позволяет улучшать результаты деятельности. Всё это характеризует произвольное внимание. Для непроизвольного внимания критерии и средства диктуются объектом, а не заданы заранее. Эксперимент, П.Я. Гальперин и С. Кобыльницкая. Стандартная методика формирования умственных действий (в четыре этапа, от внешних средств до умственного действия, которое характеризуется тем, что оно идеально, свёрнуто, обобщено, автоматизировано). Учеников второго-третьего классов средней школы учили быть внимательными, заставляя сначала отыскивать ошибки по невнимательности на материале их собственных работ (пропуски и замены букв, слогов и т.д.), затем – теста Бурдона, поиск ошибок в графических узорах, смысловых несоответствий в рассказах и картинках и так далее. Результат: исследователи заключили, что дети стали внимательнее, причём сформированное у них умственное действие контроля было обобщено и работало на материале разных заданий.
36. Исследование внимания в когнитивной психологии. План: Date: 2015-09-24; view: 502; Нарушение авторских прав |