Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Т. Рибо. Моторная теория внимания





Внимание – «умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума».

Теория эффекта.

Виды внимания:

3. Естественное, непроизвольное, зависит от врождённых аффектов;

4. Искусственное, социальное, базируется на искусственно выработанной связи аффекта с объектом, изначального этого аффекта не вызывавшим. Три стадии развития искусственной организации внимания:

· Стадия дрессуры;

· Стадия подражания и самовоспитания;

· Стадия привычного внимания.

Приспособление организма включает три группы компонентов:

4. Сосудодвигательный;

5. Дыхательные;

6. Собственно двигательные.

Основной механизм – механизм задержки. Подавление, задержка двигательных реакций, отвлекающих человека от объекта его намерения, способствует удержанию внимания на определённом объекте.

 

VII. Н.Ф. Добрынин.

Связь развития внимания с воспитанием личности и постепенным возрастанием её активности.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Теория эффекта.

Виды внимания (критерий – активность личности; виды внимания здесь = ступени развития, генетическая классификация, для каждого следующего вида внимания активность и индивидуализированность характера внимания возрастает):

1. Непроизвольное

· Вынужденное (определяется физическими характеристиками раздражителя, в основном – интенсивностью);

· Невольное (привлечение внимания в соответствии с актуальным потребностным состоянием, определяющимся не только физиологией, но и социальными факторами);

· Привычное (профессиональное внимание, привлекаемое теми объектами, на которые человек привык его обращать. Для филолога – книги, для архитектора – здания и так далее)

2. Произвольное

· Собственно произвольное – поддержание внимания в соответствии с задачей или намерением;

· Волевое – внимание, определяемое конфликтом;

· Выжидательное (добавлено Дормашевым и Романовым).

3. Послепроизвольное – внимание, первоначально организованное как произвольное, начинает функционировать как непроизвольное, избавляясь от чувства усилия, в случае, если человек по-настоящему заинтересовался той деятельностью, в которую он включен. Позднее оно было охарактеризовано Чиксентмихайя как опыт потока.

 

VIII. Л.С. Выготский.

Возможно двоякое толкование: и теория причины, и теория эффекта.

Виды и (они же) направления развития внимания (критерий – наличие средства):

1. Внимание как натуральная психическая функция (в рамках органического развития ребёнка, образование новых нейронных связей и так далее);

2. Внимание как высшая психическая функция (связано с культурным развитие, овладением новыми средствами).

Свойства внимания как высшей психической функции (как и любой другой ВПФ):

· Социальность;

· Опосредованность;

· Произвольность;

· Системность.

Эксперименты. Общий для школы Выготского методический приём – методика двойной стимуляции.

Исследование А.Н. Леонтьева. 3 группы испытуемых: дошкольники, школьники, студенты. Игровая форма: испытуемый при ответе на вопрос экспериментатора не должен называть заранее обозначенные исследователем цвета, плюс не должен называть уже упомянутые в предыдущих ответах цвета. Два условия: без внешних стимулов и с внешними стимулами (цветными карточками). Результат: стандартный параллелограмм развития. Здесь карточка – средство удержания объекта в уме, позднее становящееся внутренним.

Исследование Л.С. Выготского. Игра в «напёрстки» с ребёнком дошкольного возраста (5 лет). Две чашки, под одной спрятан орех. На чашках разноцветные наклейки. Орех всегда под чашкой с более тёмной наклейкой. Ребёнок делает выбор случайной до тех пор, пока взрослый не показывает (молча) пальцем на тёмную наклейку. После привнесения такого стимула-средства ребёнок начинает делать выборы правильно. По сути – исследование развития свойства направленности внимания.

 

IX. П.Я. Гальперин. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий.

Внимание как одно из умственных действий – действие психического контроля за ходом выполнения иных деятельностей.

Теория причины.

Ориентировочная и исполнительная части деятельности. В исполнительной части выделяется предметное содержание и действие, обращённое на это содержание. Интериоризация этого действия, которое и есть действие контроля, = акт внимания.

Контроль, как правило, осуществляется на основе заданного образца (1. Заранее составленного плана; 2. Заранее установленных критериев; 3. Заранее определённых способов их применения), это позволяет улучшать результаты деятельности. Всё это характеризует произвольное внимание.

Для непроизвольного внимания критерии и средства диктуются объектом, а не заданы заранее.

Эксперимент, П.Я. Гальперин и С. Кобыльницкая. Стандартная методика формирования умственных действий (в четыре этапа, от внешних средств до умственного действия, которое характеризуется тем, что оно идеально, свёрнуто, обобщено, автоматизировано). Учеников второго-третьего классов средней школы учили быть внимательными, заставляя сначала отыскивать ошибки по невнимательности на материале их собственных работ (пропуски и замены букв, слогов и т.д.), затем – теста Бурдона, поиск ошибок в графических узорах, смысловых несоответствий в рассказах и картинках и так далее. Результат: исследователи заключили, что дети стали внимательнее, причём сформированное у них умственное действие контроля было обобщено и работало на материале разных заданий.

 

36. Исследование внимания в когнитивной психологии.

План:







Date: 2015-09-24; view: 502; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию