Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение мышление и интеллекта. Развитие мышления и интеллекта





 

Определения мышления и интеллекта

Онтогенез развития мышления

Онтогенез по Брунеру

Мышление как ВПФ

Развитие интеллекта в онтогенезе(Ж. Пиаже)

Понятийный и практический интеллект

 

Мышление – это процесс решения задач. Интеллект – это способность, условие и предпосылка к решению задачи/проблемной ситуации.

 

Мышление (Тихомиров) – обобщенное и опосредствованное познание действительности, состоящее в установлении связей, отношений, закономерностей.

Опосредованное - не прямо связано с нашими органами чувств (достройка реальности, конструирование новых знаний)

Опосредованное (Выготский) – использование средств – ВПФ

Обобщенность (слово – обобщение).

Мышление в широком смысле - активная познавательная деятельность, необходимая для полноценной ориентации в окружающем мире,

- внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности.

- связано с другими психическими процессами и характеризует исследования развития познавательной деятельности, ее стадий и способов осуществления.

Мышление в узком смысле - процесс решения творческой задачи.

 

Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию.

Ж. Пиаже и Д. Векслер добавили прагматический критерий. Интеллект — это приспособление для адаптации, он позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться и обучаться.

 

Онтогенез развития мышления

-М ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию («шимпанзеподобный возраст»).

-Независимость зачатков интеллектуальных реакций от речи – инструментальное М.

-Существуют доинтеллектуальные корни в развитии речи – лепет.

-Функции речи: социальная и эмоциональная.

-Примерно в 2 года линии развития М и речи пересекаются и дают начало новой, человеческой форме поведения. Наступление этого момента характеризуется активным расширением словаря ребенка и увеличением запаса слов. Мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной.

 

Онтогенез по Брунеру:

1. наглядно- действенное Мышление. Узнавание объектов согласно тому, какие действия они вызывали. Действия, совершаемые с объектом, служат его определением. После того, как схема абстрагируется от конкретного действия, она превращается в основу для наглядных представлений, освобожденных от действия.

2. Наглядно- образное Мышление. Ребенок уже может представлять себе мир в образах.

3. Символическое Мышление. словесно-логическое

 

 

Мышление как высшая психическая функция - роль языка и речи в его развитии. 4 характеристики

1) социально по происхождению, Для его осуществления необходима речь как средство коммуникации.

2) возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями, затем - системой знаков, в том числе речью, средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта.

3) понятийное, логическое мышление является произвольным, речь как система средств управления мыслительным процессом, организации совместной мыслительной деятельности.

4) системное строение, построена на различных натуральных процессах, речь – основное средство организации этой системы как единого психического образования.

Развитие интеллекта в онтогенезе

Ж. ПИАЖЕ

 

Интеллект - способность индивидуума приспосабливаться к окружающей среде.

 

Развитие сенсомоторного интеллекта Пиаже представил в виде 3-х круговых реакций:

Первичные реакции;

Вторичные (функция - создание моторных схем, результат- изменение познавательных структур) - если загородить объект – ребенок не будет его искать: объект существует только когда человек с ним действует. Нет собственно познавательной схемы, но есть схемы моторные; нет причин и следствий, но есть соединение событий во времени.

Третичные (функция - Активная аккомодация – целенаправленное изменение схем, координация восприятия и навыка, результат- представление объекта, появление схемы объекта и разумное действие с ним) – активное экспериментирование с объектами. Активная аккомодация - раньше сочетались восприятие и навык, теперь взаимно координируются.

 

Стадии развития интеллекта по Пиаже

Жан Пиаже: (биологизаторская концепция, генетический подход) пользуется понятием «интеллект», а не «мышление».

Интеллект - состояние равновесия, к которому стремятся все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой».


Интеллект − знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом есть отклонения и возрастают пространственно-временные расстояния между субъектом и объектом.

«Схема» - мысленная репрезентация некоторого действия, выполняемая над объектом.

Основные функции интеллекта:

∙ Приспособление (адаптация)

− ассимиляция − воссоздание субъектом в ходе познавательной активности характеристик познаваемого объекта

− аккомодация − процесс приспособления познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром.

∙ Организация − разум человека структурируется, организуется

Логика развития мышления:

Аутистическое мышление (0-3 лет):

Врожденно.

Принцип удовольствия.

Не направлено на мир.

Выражено в образах.

Эгоцентрическое мышление (3-12 лет):

Трансдукция.

Нечувствительность к противоречиям.

Неспособность к выражению чувств словами.

Неспособность четко выделить причину и следствие.

Социализированное мышление (от 12)

Приобретается во взаимодействии со взрослым

Направлено на мир

Выражено в речи.

Стадии развития интеллекта

Развитие сенсомоторного интеллекта (0-2).

Особенности - координация последовательных восприятий и последовательных реальные движений, направлен на практическое удовлетворение, не на познание, только на реальном материале.

Период подготовки и функционирования конкретных опреаций (2 – 7 лет)

Дооперациональный интеллект

Стадия символического мышления (2 – 4 года) появление символической функции, начало интериоризации схем действия, действия внутри, но необратимые.

Стадия интуитивно-наглядного мышления (4 – 7 лет) господство эгоцентризма, координация и регуляция посредством последовательных центраций, сочленённая интуиция.

Период конкретных операций (8 – 12)

· Формирование понятия сохранения: простая обратимость, компенсация, идентичность

· Простые операции: сериация, классификация, установление взаимно-однозначного соответствия

· Формирование системы операций: система координат, мультипликация

· Конкретные операции выполняются только с объектами в наглядном плане

Период формально-логических опреций (от 12 лет)

· Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика, выдвижение и доказательство гипотез

· предположения

· Группировка

· Иерархия операций и их прогрессивная дифференциация

· Ориентировка в области возможного опыта

 

Пиаже приводит ряд отличий понятийного интеллекта от практического:

Практический интеллект – развернутая во времени последовательность, единая схема; ориентирован на результат; Только реальное место и время, где он протекает - хронотоп.

Понятийный интеллект - возможность симультанного восприятия с помощью знаков, обращения к процессу, осознания; создает возможность расширения хронотопа.

 

 







Date: 2015-09-24; view: 677; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию