Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение мышление и интеллекта. Развитие мышления и интеллекта
Определения мышления и интеллекта Онтогенез развития мышления Онтогенез по Брунеру Мышление как ВПФ Развитие интеллекта в онтогенезе(Ж. Пиаже) Понятийный и практический интеллект
Мышление – это процесс решения задач. Интеллект – это способность, условие и предпосылка к решению задачи/проблемной ситуации.
Мышление (Тихомиров) – обобщенное и опосредствованное познание действительности, состоящее в установлении связей, отношений, закономерностей. Опосредованное - не прямо связано с нашими органами чувств (достройка реальности, конструирование новых знаний) Опосредованное (Выготский) – использование средств – ВПФ Обобщенность (слово – обобщение). Мышление в широком смысле - активная познавательная деятельность, необходимая для полноценной ориентации в окружающем мире, - внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. - связано с другими психическими процессами и характеризует исследования развития познавательной деятельности, ее стадий и способов осуществления. Мышление в узком смысле - процесс решения творческой задачи.
Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Ж. Пиаже и Д. Векслер добавили прагматический критерий. Интеллект — это приспособление для адаптации, он позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться и обучаться.
Онтогенез развития мышления -М ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию («шимпанзеподобный возраст»). -Независимость зачатков интеллектуальных реакций от речи – инструментальное М. -Существуют доинтеллектуальные корни в развитии речи – лепет. -Функции речи: социальная и эмоциональная. -Примерно в 2 года линии развития М и речи пересекаются и дают начало новой, человеческой форме поведения. Наступление этого момента характеризуется активным расширением словаря ребенка и увеличением запаса слов. Мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной.
Онтогенез по Брунеру: 1. наглядно- действенное Мышление. Узнавание объектов согласно тому, какие действия они вызывали. Действия, совершаемые с объектом, служат его определением. После того, как схема абстрагируется от конкретного действия, она превращается в основу для наглядных представлений, освобожденных от действия. 2. Наглядно- образное Мышление. Ребенок уже может представлять себе мир в образах. 3. Символическое Мышление. словесно-логическое
Мышление как высшая психическая функция - роль языка и речи в его развитии. 4 характеристики 1) социально по происхождению, Для его осуществления необходима речь как средство коммуникации. 2) возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями, затем - системой знаков, в том числе речью, средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта. 3) понятийное, логическое мышление является произвольным, речь как система средств управления мыслительным процессом, организации совместной мыслительной деятельности. 4) системное строение, построена на различных натуральных процессах, речь – основное средство организации этой системы как единого психического образования. Развитие интеллекта в онтогенезе Ж. ПИАЖЕ
Интеллект - способность индивидуума приспосабливаться к окружающей среде.
Развитие сенсомоторного интеллекта Пиаже представил в виде 3-х круговых реакций: Первичные реакции; Вторичные (функция - создание моторных схем, результат- изменение познавательных структур) - если загородить объект – ребенок не будет его искать: объект существует только когда человек с ним действует. Нет собственно познавательной схемы, но есть схемы моторные; нет причин и следствий, но есть соединение событий во времени. Третичные (функция - Активная аккомодация – целенаправленное изменение схем, координация восприятия и навыка, результат- представление объекта, появление схемы объекта и разумное действие с ним) – активное экспериментирование с объектами. Активная аккомодация - раньше сочетались восприятие и навык, теперь взаимно координируются.
Стадии развития интеллекта по Пиаже Жан Пиаже: (биологизаторская концепция, генетический подход) пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Интеллект - состояние равновесия, к которому стремятся все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой». Интеллект − знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом есть отклонения и возрастают пространственно-временные расстояния между субъектом и объектом. «Схема» - мысленная репрезентация некоторого действия, выполняемая над объектом. Основные функции интеллекта: ∙ Приспособление (адаптация) − ассимиляция − воссоздание субъектом в ходе познавательной активности характеристик познаваемого объекта − аккомодация − процесс приспособления познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. ∙ Организация − разум человека структурируется, организуется Логика развития мышления: Аутистическое мышление (0-3 лет): Врожденно. Принцип удовольствия. Не направлено на мир. Выражено в образах. Эгоцентрическое мышление (3-12 лет): Трансдукция. Нечувствительность к противоречиям. Неспособность к выражению чувств словами. Неспособность четко выделить причину и следствие. Социализированное мышление (от 12) Приобретается во взаимодействии со взрослым Направлено на мир Выражено в речи. Стадии развития интеллекта Развитие сенсомоторного интеллекта (0-2). Особенности - координация последовательных восприятий и последовательных реальные движений, направлен на практическое удовлетворение, не на познание, только на реальном материале. Период подготовки и функционирования конкретных опреаций (2 – 7 лет) Дооперациональный интеллект Стадия символического мышления (2 – 4 года) появление символической функции, начало интериоризации схем действия, действия внутри, но необратимые. Стадия интуитивно-наглядного мышления (4 – 7 лет) господство эгоцентризма, координация и регуляция посредством последовательных центраций, сочленённая интуиция. Период конкретных операций (8 – 12) · Формирование понятия сохранения: простая обратимость, компенсация, идентичность · Простые операции: сериация, классификация, установление взаимно-однозначного соответствия · Формирование системы операций: система координат, мультипликация · Конкретные операции выполняются только с объектами в наглядном плане Период формально-логических опреций (от 12 лет) · Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика, выдвижение и доказательство гипотез · предположения · Группировка · Иерархия операций и их прогрессивная дифференциация · Ориентировка в области возможного опыта
Пиаже приводит ряд отличий понятийного интеллекта от практического: Практический интеллект – развернутая во времени последовательность, единая схема; ориентирован на результат; Только реальное место и время, где он протекает - хронотоп. Понятийный интеллект - возможность симультанного восприятия с помощью знаков, обращения к процессу, осознания; создает возможность расширения хронотопа.
Date: 2015-09-24; view: 677; Нарушение авторских прав |