Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление как процесс решения задач Уоллес, Дункер, Зельц,





А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн – мышление как деятельность, процесс.

Общность структуры внешней практической предметной деятельности и мыслительной теоретической деятельности.

- есть мотивация мышления, операция, действие, цель.

- мышление – процесс, деятельность. Мышление та же структура, что и деятельность.

- предмет – продуктивное мышление.

- процесс мышления - ряд интеллектуальных операций: анализ, обобщение, абстракция, синтез.

Рубинштейн: перенос – применение ранее найденных решений к новым задачам. Для переноса необходимо обобщение существенных признаков.

опыты Славской: перенос осуществляется только в том случае, если 2 задачи сливаются в единый процесс аналитико-синтетической деятельности

2 этапа анализа решения задачи: ранний анализ и поздний анализ.

-ранний: выводы непосредственно из данных условий задачи. Синтез не возможен.

-поздний – выделение новых условий, которые вытекают из условий задачи. Синтез возможен.

ВЫВОДЫ:

-для переноса важно обобщение

-для переноса важно объединить 2 задачи в единую аналитико-синтетическую деятельность.

Исследование мышления как деятельности личности

1. Мотив-деятельность. В ходе актуально выполняемой деятельностями возникает эмоциональное состояние. - насколько успешно

2. Цель – действия. Цель ясна, нужно найти новые средства

3. Условия – операции. Логические операции. Средства мышления. понятий, суждений, умозаключений,

Мотивация мыслительной деятельности

потребностно-мотивационная регуляции мыслительной деятельности субъекта

- надо, чтобы актуализировались потребности, мотивы для осуществления мышления

Внутренний мотив – познавательный мотив. побуждают человека к исследованию свойств предмета

Экспериментальное исследование Богдановой (два вида мотивации инструкцией):

Функции мотивов:

-побудительная,

-смыслообразующая,

- структурирующая

Чем более значимы мотивы, чем выше эффективность.

3 типа промежуточных целей:

-цели общего характера – задают направление поиска

-конкретные изменения, что надо сделать

-незаконченные цели. То есть испытуемый переставляет меньше палочек, чем полагается.

 

 

2. Задача всегда имеет личностный смысл для субъекта. Т.В. Корнилова: оценка задачи как инте­ресной положительно влияет на ее последующее решение и нао­борот.

Эмоциональная регуляция мышления.

1. разные виды умственной активности человека в разной степени окрашиваются эмоциями,. Зависит от:

- признак новизны для субъекта задачи, подле­жащей решению, то есть наличия в ней необходимости выявить нечто новое в объекте.

Эмоциональные состояния появляются, когда в задаче появляются элементы нестандартности, нешаблон­ности, новизны для субъекта.

2. Эмоциональная регуляция. Эмоции не обязательно дезорганизуют мышление, а и помогают.

3. большая динамичность эмоциональ­ных оценок в ходе решения с ложной интеллектуальной задачи

4. функции эмоций при мышлении:

1) оценка уже достигнутого резуль­тата

2) функция предвосхищения

 

5. эмоциональные процессы включаются в регулирование хода решения задачи субъектом и в процесс постановки задачи

Эмоциональная активация в структуре решения задачи. Эксперимент В.Н. Мясищева. Функция эмоциональной активации

Эмоциональная память

Эмоциональное закрепление принципа решения - лёгкость актуализации прошлого опыта

 

Эксперименты Виноградова:

Отрицательная эмоциональная реакция подавляет эмоциональную активацию. Блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта.

Феномены: эмоциональной регуляции, эмоционального решения, эмоционального закрепления и эмоционального обнаружения.

Понятие операционального смысла. Виды операциональных смыслов

Операциональный смысл - особая форма отражения, меняется, отражает динамическую структуру.

Предрешение ситуации

3 фазы решения задачи на невербальном уровне:

-формирование поисковой потребности

-нахождение действия, могущего удовлетворять эту потребность

– предрешение, смысл решения.

Осязательная активность при решении задач как индикатор бессознательной работы. Слепые шахматисты. Эксперимент Терехова.

Смысл определяет направление и развёрнутость сложной поисковой деятельности человека.

 

Мышление как процесс решения задачи:

Задача - цель, заданная в определенных условиях.

Начальный момент мыслительного процесса - проблемная ситуация. Потребность понять. Мыслительный процесс всегда направлен на разрешение какой-то задачи.


Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса.

Мышление совершается в виде операций, направленных на разрешение определенных задач. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным, волевым актом

Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах. Уоллес, Дункер, Зельц, Рубинштейн.

1. Решения творческих задач по Г. Уоллесу.

4 стадии:

а) подготовка к решению задачи, предварительный анализ …

б) «созревание»

в) «озарение»

г) проверка истинности.







Date: 2015-09-24; view: 1193; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию