Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мышление как процесс решения задач Уоллес, Дункер, Зельц,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн – мышление как деятельность, процесс. Общность структуры внешней практической предметной деятельности и мыслительной теоретической деятельности. - есть мотивация мышления, операция, действие, цель. - мышление – процесс, деятельность. Мышление та же структура, что и деятельность. - предмет – продуктивное мышление. - процесс мышления - ряд интеллектуальных операций: анализ, обобщение, абстракция, синтез. Рубинштейн: перенос – применение ранее найденных решений к новым задачам. Для переноса необходимо обобщение существенных признаков. опыты Славской: перенос осуществляется только в том случае, если 2 задачи сливаются в единый процесс аналитико-синтетической деятельности 2 этапа анализа решения задачи: ранний анализ и поздний анализ. -ранний: выводы непосредственно из данных условий задачи. Синтез не возможен. -поздний – выделение новых условий, которые вытекают из условий задачи. Синтез возможен. ВЫВОДЫ: -для переноса важно обобщение -для переноса важно объединить 2 задачи в единую аналитико-синтетическую деятельность. Исследование мышления как деятельности личности 1. Мотив-деятельность. В ходе актуально выполняемой деятельностями возникает эмоциональное состояние. - насколько успешно 2. Цель – действия. Цель ясна, нужно найти новые средства 3. Условия – операции. Логические операции. Средства мышления. понятий, суждений, умозаключений, Мотивация мыслительной деятельности потребностно-мотивационная регуляции мыслительной деятельности субъекта - надо, чтобы актуализировались потребности, мотивы для осуществления мышления Внутренний мотив – познавательный мотив. побуждают человека к исследованию свойств предмета Экспериментальное исследование Богдановой (два вида мотивации инструкцией): Функции мотивов: -побудительная, -смыслообразующая, - структурирующая Чем более значимы мотивы, чем выше эффективность. 3 типа промежуточных целей: -цели общего характера – задают направление поиска -конкретные изменения, что надо сделать -незаконченные цели. То есть испытуемый переставляет меньше палочек, чем полагается.
2. Задача всегда имеет личностный смысл для субъекта. Т.В. Корнилова: оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот. Эмоциональная регуляция мышления. 1. разные виды умственной активности человека в разной степени окрашиваются эмоциями,. Зависит от: - признак новизны для субъекта задачи, подлежащей решению, то есть наличия в ней необходимости выявить нечто новое в объекте. Эмоциональные состояния появляются, когда в задаче появляются элементы нестандартности, нешаблонности, новизны для субъекта. 2. Эмоциональная регуляция. Эмоции не обязательно дезорганизуют мышление, а и помогают. 3. большая динамичность эмоциональных оценок в ходе решения с ложной интеллектуальной задачи 4. функции эмоций при мышлении: 1) оценка уже достигнутого результата 2) функция предвосхищения
5. эмоциональные процессы включаются в регулирование хода решения задачи субъектом и в процесс постановки задачи Эмоциональная активация в структуре решения задачи. Эксперимент В.Н. Мясищева. Функция эмоциональной активации Эмоциональная память Эмоциональное закрепление принципа решения - лёгкость актуализации прошлого опыта
Эксперименты Виноградова: Отрицательная эмоциональная реакция подавляет эмоциональную активацию. Блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта. Феномены: эмоциональной регуляции, эмоционального решения, эмоционального закрепления и эмоционального обнаружения. Понятие операционального смысла. Виды операциональных смыслов Операциональный смысл - особая форма отражения, меняется, отражает динамическую структуру. Предрешение ситуации 3 фазы решения задачи на невербальном уровне: -формирование поисковой потребности -нахождение действия, могущего удовлетворять эту потребность – предрешение, смысл решения. Осязательная активность при решении задач как индикатор бессознательной работы. Слепые шахматисты. Эксперимент Терехова. Смысл определяет направление и развёрнутость сложной поисковой деятельности человека.
Мышление как процесс решения задачи: Задача - цель, заданная в определенных условиях. Начальный момент мыслительного процесса - проблемная ситуация. Потребность понять. Мыслительный процесс всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Мышление совершается в виде операций, направленных на разрешение определенных задач. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным, волевым актом Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах. Уоллес, Дункер, Зельц, Рубинштейн. 1. Решения творческих задач по Г. Уоллесу. 4 стадии: а) подготовка к решению задачи, предварительный анализ … б) «созревание» в) «озарение» г) проверка истинности. Date: 2015-09-24; view: 1193; Нарушение авторских прав |