Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория комплексов Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций
Мышление как функционирование интеллектуальных операций. III. Гештальт-подход. Гештальт-психология (Дункер, Вертгаймер, Келер, Майер, Секкей) Предмет психологии мышления – продуктивное мышление. Решения нет в прошлом опыте. Надо найти новые способы решения. Мышление – процесс переструктурирования проблемной ситуации через инсайт. К.Дункер и М.Вергаймер впервые проследили в экспериментальных условиях динамику развертывания продуктивного мышления - стадии решения творческой задачи. Этапы по Дункеру: -проникновение в конфликт – рассогласованность между средствами и целью. Слово слишком. -нахождение функционального решения через инсайт. Нахождение общего принципа. -окончательное решение. Секкей Ввел понятие функциональная фиксированность – за объектом закрепляются ф-и, которые препятствуют переструктурированию. Невозможность абстрагироваться от прошлого опыта. Далеко не все лица, обладающие знаниями, достаточными для решения задачи, способны использовать эти знания продуктивно. Келер – двухфазные задачи. Выделяются умные и глупые ошибки. Умная ошибка – правильно осуществлён первый этап, но неправильно проведена реализация функционального решения. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Интеллект – адаптация объекта к субъекту. Адаптация – уравновешивание субъекта с окружающей средой на основе равновесия ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция, Аккомодация Операция - интериоризированные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости. 4 стадии развития по Пиаже: 1 стадия: сенсомоторный, довербальный интеллект: от 0 до 1.5-2лет 2 стадия: допонятийное мышление(от 1.5-2 до 7лет) 3 стадия: стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12лет) 4 стадия: стадия формальных операций (с 11-12 лет) Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я. Гальперина) -формирование умственных действий идет от внешне-практического предметного действия к внутренне-интеллектуальному акту внутренней речи. Интериоризация.1. ориентировочная основа – ознакомление с задачей, возникновение плана действий, образца. 3 вида ориентировочной деятельности: - Ориентировка на признаки, нет указаний, плана. Есть только сам предмет. Совершается много ошибок.- Ориентировка на признаки и отношения. - Ориентировка на существенные свойства и отношения. 2. материальные действия с предметом. -использование изображений при выполнении – чертежи, схемы, модели -происходит развертывание – подробность операции, и обобщение действий – выделение существенных св-в, которые нужны для действия. -освоение действий, -сокращение операций, уменьшение опоры на материальные предметы. 3. Громкая речь. Переход действия в умственный план без опоры на предмет. -предметы образно представляются в уме. Например, ребенок считает яблоки, представляя их в уме. -образуется громкая речь. Речь – форма предметного действия (проговариваются все операции подробно шаг за шагом) -сокращение речи 4. речь про себя. Действие целиком проговаривается про себя, то есть речь без звука. 5. внутренняя речь – действие в умственно-интеллектуальном плане. - Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), - Умственное действие обобщенное и сокращенное. С.Л.Рубинштейн: Исследования процессуальной стороны мышления - мышление – процесс, деятельность. Мышление имеет ту же структуру, что и деятельность. Мышление – непрерывное взаимодействие человека с объектом-задачей (S-O) Мышление – единичный процесс аналитико-синтетической деятельности. -процесс мышления состоит из ряда интеллектуальных операций: анализ, обобщение, абстракция, синтез. Деятельностный подход. Тихомиров. опора на теорию деятельности А.Н.Леонтьева. 1. Мотив-деятельность. изучение роли потребностей и мотивов в инициации, последующей регуляции и прекращении мыслительной деятельности субъекта. 2. Цель – действия. исследования процессов решения мыслительных задач. В психологии мышления типичной является ситуация, когда цель не достижима обычными способами. Она, цель, вроде ясна, а как ее достигнуть - не очень понятно. Нужно найти операции, средства новые. 3. Условия – операции. Логические операции. Средства мышления. понятий, суждений, умозаключений,3 уровня исследования: операции, действия и деятельность.
Когнитивная психология (Д. Брунер, У. Найссер, П. Линдсей, Д. Норман, ньюэлл, саймон) Предмет исследования: Мышление человека сходно с мышлением компьютера. Мышление пассивно: субъект не рассматривается. Главное – решение задачи. Главное – объект. Любой сложный психический процесс, в том числе и мышление – разбивается на самые простые элементы – оперирование символами. Процесс решения задачи: стратегия – алгоритм – эвристика.
Date: 2015-09-24; view: 1201; Нарушение авторских прав |