Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметность восприятия





Исследования псевдокопического восприятия. Правило правдоподобия. (Эксперименты В.В.Столина)

Нью Лук. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет.

Грузинская школа психологии установки.

Кросс-культурные исследования восприятия

Константность восприятия - относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия, т.е. проксимальной стимуляции.

Суть проблемы константности – видимый объект определяется скорее дистальным стимулом (сам объект), нежели проксимальным (сетчаточным изображением).

Примеры константности: константность величины, константность формы, константность видимого положения, константность освещенности и цвета объекта, константность восприятия скорости, константность существования, константность громкости звука, константность запаха.

Константность величин (размера).

Предмет, размер которого известен всегда оценивается одинаковым по величине во сколько бы раз размер сетчаточного образа не менялся. Коэффициент константности (Брунсвик и Таулесс).

Мера компенсации изменения проксимального стимула с изменением удаленности (или наклона, если о форме). Брунсвик и Таулесс вычислили отношение величины осуществляющейся компенсации к величине требуемой (для полной константности) компенсации. Если компенсация полная, то коэффициент равен единице, если компенсация полностью отсутствует, что соответствует полной аконстантности, коэффициент равен нулю. Редукция признаков (контекстных) вызывает редукцию коэффициента константности.

Ядерно-контекстная теория константности. Эксперименты Холуэя и Боринга.

Боринг предложил называть величину сетчаточного изображения объекта ядерным стимулом. Все остальные проксимальные стимулы, которые поставляют информацию об абсолютной удаленности и позволяют скомпенсировать уменьшение сетчаточного стимула – контекстными стимулами.

Смысл ядерно-контекстной теории: видимая величина определяется балансом между ядерным и контекстными стимулами, и чем меньше контекстных стимулов, тем более доминирует ядерный стимул.

Теория перцептивных уравнений. Экспериментальные доказательство инвариантных отношений в восприятии. В зрительном восприятии пространства существует явления, которые не укладываются в обычную психофизическую логику: дистальный стимул →проксимальный стимул → зрительный образ. Первая стрелка – взаимодействие проксимального и дистального стимула, а вторая – психофизическая связь между стимулом и образом. Дистальный параметр – физическая величина. Проксимальный параметр – зрительный угол. Феноменальный параметр – видимая величина. При помощи комнаты Эймса был сформулирован принцип: з рительный угол детерминирует не видимую величину, а отношение видимой величины к видимой удаленности. При неизменной величине зрительного угла отношение видимой величины к видимой удаленности остается неизменным (инвариантным).

Закон Эммерта. Размер последовательного образа тем больше, чем более он удален от наблюдателя.

Комната Эймса: В плане эта комнате имеет вид трапеции. Если два одинаковых по росту человека встанут вдоль задней стены по углам, то угловая величина одного из них (того, который в дальнем углу) будет вдвое меньше угловой величины другого.

Игральные карты Иттельсона. Результаты эксперимента находились в полном соответствии с гипотезой инвариантности. Все карты казались одинаковыми.

Экологический подход.

Константность оцениваемого объекта можно объяснить наличием инвариантной оптической информации – градиента текстуры. Константность как прямая реакция на прямя реакция на инварианты объемлющего строя.

Инварианты для размера:число перекрываемых объектом элементов текстуры; отношение, в котором горизонт делит вертикальный размер объекта.

ПРЕДМЕТНОСТЬ – свойство воспринимать не отдельные сенсорные качества, а означенные предметы внешнего мира. Основные характеристики предметности восприятия: РЕАЛЬНОСТЬ, ОБЪЕКТИВИРОВАННОСТЬ, ОЗНАЧЕННОСТЬ, ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ, КОНСТАНТНОСТЬ

Искажения проксимального стимула: инверсия, реверсия, инверсия и реверсия одновременно,изменение знака диспарантности, смещение в пространстве и во времени.

Инвертированное зрение.

Стрэттон носил приспособление, переворачивающее сетчаточного изображение, только на одном глазу, другой глаз был закрыт. Результаты (8 дней).

1) адаптация к оптическим искажениям возможна, она происходит в течение 6-9 дней.


2) формируется полная моторная адаптация.

3) перцептивная адаптация происходит частично

4) необходимым условием достижение адаптации являются активные действия наблюдателя.

Другие эксперименты:

Дж. и Дж. К. Паттерсоны провели эксперимент с инвертированным зрением 14 дней и пришли к выводу, что полная адаптация к ситуации так и не произошла. Эксперимент Колера. Колер и его испытуемые носили очки, искажающие изображение, длительное время. Результаты эксперимента Колера. (124).

1) адаптация к оптическим искажениям возможна, она происходит в течение 6-9 дней.

2) моторная адаптация происходит быстро и успешно.

3) возможна частичная перцептивная адаптация.

4) Важность предметности для процесса адаптации

Перцептивные феномены инвертированного зрения, непосредственно связанных с нарушением предметности восприятия:

  1. Потеря константности видимого положения объектов в виду нарушения привычных координаций в системах «глаз-голова» и «глаз - сетчатка»: испытуемые всегда отмечают, что при ходьбе земля «колышется».
  2. Как следствие потери константности положения исчезает константность формы.
  3. Картинность, нереальность, иллюзорность зрительного пространства, его отчужденность от испытуемого: «В нормальных условиях мы видим предметы, а при инверсии переживаем наличие образов».

Логвиненко пришел к выводу, что при инвертированном зрении зрительное пространство воспринимается человеком как «картинка», отображающая оптические свойства объектов и их отношения в видимом поле, но происходить разрушение видимого мира как осознаваемой предметной субъективной реальности, соответствующая прошлому опыту человека. И адаптация должна происходит либо путем изменения ориентации видимого поля (а, следовательно, и зрительного пространства), либо в виде построения нового видимого мира.

3 стратегии адаптации:

1. Вначале испытуемый игнорирует свое перевернутое зрительное пространство и старается вести себя так, словно находится в темноте.

2. начинает строить свои движения так, чтобы они выглядели правильно в их зрительном поле. Для нормального наблюдателя его движения выглядят вычурно и странно, лишенными смысла.

3. Третья стратегия связана с транспозицией визуальной позиции наблюдения.

Результаты эксперимента А.Д. Логвиненко.

  1. Адаптация к оптическим искажениям есть процесс построения нового видимого вира. Новый образ видимого мира создается наряду с тем, который был сформирован до ношения инвертоскопа.
  2. Возможно формирование константности размера.
  3. Возможна моторная адаптация, причем перцептивная адаптация ведет за собой моторную.
  4. Возможно исследовать процесс адаптации в условиях прерывистого ношения инвертоскопа.

Исследования псевдокопического восприятия. Правило правдоподобия.

Псевдоскоп –оптическое устройство позволяет изменять знак диспаратности, тем самым приводя к инвертированному восприятию глубины в стереобразе. Идею А.Н. Леонтьева о разделение чувственной ткани и предметного содержания в образе подтверждают эксперименты Б.Н. Компанейского.

  1. Если наблюдатель смотрит на человеческое лицо в псевдоскоп, то благодаря измененным глубинным ощущениям он должен видеть обратный рельеф лица с провалившимся носом, вогнутыми глазами, но наблюдатель не может это увидеть.
  2. Наблюдателю предлагалось посмотреть в псевдоскоп на выпуклую скульптуру. Скульптура продолжала казаться выпуклой.
  3. На вертикальной оси устанавливалась передняя половина целлулоидная головка куклы. Без псевдоскопа головка воспринималась спереди выпуклой, а сзади вогнутой. При восприятии в псевдоскоп кукла с обеих сторон выглядела выпуклой. При определенной скорости вращения головка зрителю казалось, что головка не вращается, а поворачивается слега направо и налево.
  4. Если наблюдатель смотрел на какой-либо предмет в псевдоскоп, имеющий неизвестную форму, то объект воспринимался в обратных глубинных отношениях. Если же наблюдатель смотрел на известные ему предметы, то воспринимаемые формы не изменялись – константность восприятия формы.

Правило правдоподобия.


Наше восприятие строит вполне правдоподобный предметный образ, так трансформируя пространственные характеристики объектов и воспринимаемой ситуации в целом, что соответствует некой привычной и поэтому реальной для испытуемого ситуации.

Эксперименты со жгутом.

Выводы по поводу псевдоскопическому зрению:

  1. В псевдоскопе происходит восприятие предметной, т.е. реальной, возможной, знакомой или ожидаемой формы, невозможное интерпретируется как правдоподобное.
  2. Предметность восприятия обеспечивает константность восприятия формы при мощнейших сетчаточных искажениях.
  3. Псевдоскопическое восприятие – это пример продуктивного решения перцептивных конфликтов зрительной системы.

Эксперименты В.В.Столина:

Эксперимент с миской (физические нормы).

Нью Лук. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет.

Статья Дж. Брунера и К.Гудмен «Ценности и потребности как организующие факторы восприятия» доказала, что восприятие следует рассматривать как активный процесс.

Два типа детерминант восприятия:

  1. Автохтонные
  2. Поведенческие

Грузинская школа психологии установки.

Сначала были проведены ряд экспериментов: человеку в руки давались разной тяжести шары. Такие же эксперименты в различных модальностях (слух, зрение). В этих экспериментах везде идет речь о количественных отношениях. Узнадзе утверждал, что предварительные 10-15 экспозиций имеют большое значение. В процессе повторного предложения у испытуемого вырабатывается внутреннее состояние, которое подготавливает его к дальнейшей экспозиции. Это внесознательный психический процесс.Установка – основная, изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и разрешать задачи. Она предваряет психические явления, определяя их течение и состав. Узнадзе выделил 2 условия, без которых акты поведения невозможно: потребность, ситуации.Достаточно появления определенной ситуации, нужной для удовлетворения потребностей, в субъекте сразу возникает конкретно очерченная установка.

Виды установки:1) фиксированная установка. В итоге многократного повторения опытов у испытуемого фиксируется установка.2) диффузная установка. При первом своем порождении установка является сравнительно недифференцированным состоянием.


В связь с внешним миром вступает субъект. Психика – орган субъекта. Поэтому установка – целостное состояние всего организма.

Кросскультурные исследования восприятия.

  • Категоризация цветовых оттенков и простых геометрических форм носит конкретный наглядно-образный характер (А.Р. Лурия, 1932).
  • Представители племен, живущих на открытых пространствах, не воспринимали оптико-геометрические иллюзии (Лурия, Сегал).
  • Плохая оценка больших расстояний представителей племен, живущих в джунглях (К. Тербалл). Отсутствие константности размера.
  • Уильям Риверс со своими студентами К. Маейерсом и В. Мак-Даугаллом обнаружили, что у жителей острова Мэррей (новая Гвинея) и индийцев из Южной Индии слабо выражена оптико-геометрическая иллюзия Мюллера-Лайера.
  • Представители племен Африки не воспринимали информацию, представленную в графических рисунках (Ходсон, Манди-Кастл).

· С.Скрибнер. Способность воспринимать нарисованное на бумаге изображение как трехмерный объект должна сопровождаться наличием соответсвующеих перцептивных навыков, приобретаемого ребенком в процессе жизни.

 







Date: 2015-09-24; view: 2195; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию