Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Киевская Русь
1. Образование Древнерусского государства Киевская Русь (основные концепции). Принцип власти. 2. Хозяйство в Киевской Руси. Аграрный строй Руси в IX – XII вв. 3. Особенности принятия христианства. Роль православия в истории российской цивилизации. Основная литература: 1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001. 2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004. 3. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала XX вв. Саратов, 2002. 4. Россия и мир. Ч.I. М., 1995. 5. Русская история / под ред. Дворниченко А.Ю. СПб., 2001. 6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008. Дополнительная литература: 1.Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999. 2. Маркова Е.Н. Культурология. М., 1999. 3.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993. Рассматривая первый вопрос, следует выяснить, как происходит замена соборного (вечевого) идеала власти авторитарным (княжеским). Говоря о причинах объединения племен, нужно отметить наличие внешней угрозы, рост производительности труда, развитие торговли, начало социальной дифференциации. Характеризуя этапы складывания государства восточных славян, важно знать, что складывание Древнерусского государства – это результат длительного внутреннего развития восточнославянского общества. В VI-VIII вв. славяне объединялись в племенные союзы. Это был первый этап становления государственности у восточных славян. На втором этапе (IX в.) племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы: Куяба (с центром в Киеве), Славия (с центром в Новгороде) и Артания (предположительно с центром в Рязани или Чернигове). И третий этап (посл. треть IX в.) – это объединение Киева и Новгорода под властью первого, подчинение Киеву всех славянских племенных союзов. Особое внимание уделить «норманнской теории» и взглядам «антинорманнистов» на процессы государственности. Основанием для норманнской теории является рассказ в Повести Временных лето призвании в качестве князей (предположительно в 862 г.) трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Согласно ей славяне не могли сами создать государство, так как находились на низком уровне развития. Государство создали призванные варяги-норманны. Она была сформулирована в XVIII в. немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, работавшими в России. Тогда же М.В.Ломоносовым были заложены основы антинорманнской теории:варяги появились в Восточной Европе, когда Древнерусское государство уже сложилось; варягов на Руси использовали как наемную военную силу, неугодного князя могли изгнать; нет следов длительного влияния варягов на экономические и социально-политические отношения славян, а также на их язык и культуру; призвание варягов говорит о происхождении династии, но не государства. Согласно летописи, в 862 г. новгородцы, чтобы прекратить ссоры между собой, пригласили на Русь отряд варяжских воинов во главе с князем Рюриком, который и стал основателем новой династии Рюриковичей. Датой образования Древнерусского государства принято считать 882 г. В это время князь Олег, захватив власть в Новгороде, совершил поход на Киев. Он впервые объединил северные и южные земли славян в единое государство. Столицей стал Киев, и поэтому государство стали называть Киевская Русь. Последующие князья объединили все земли восточных славян. Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа: начальный (середина IX - конец X в.) – правители Рюрик (862-879), Олег (879-911), Игорь (912-945), Ольга (945-969), Святослав (965-972); расцвет (конец X – первая половина XI в.) - Владимир I (980-1015), Ярослав (1015-1054); упадок, распад (вторая половина XI – первая треть XIII в.) - Владимир II Мономах (1113-1125) и др. Создание Древнерусского государства сыграло важную роль в объединении русского этноса, в формировании русской цивилизации. При этом оно рождалось как сложная полиэтническая система, в которой каждый элемент (этнос), дополняя другие, играл важную роль в процессе зарождения и становления молодого государства. Далее студентам следует объяснить возрастание роли княжеской власти в политической жизни, идеологии Киевской Руси, изменение структуры и характера власти. Структура власти выглядела так. Во главе государства стоял киевский великий князь. Киевские князья являлись верховными военачальниками, определяли внутреннюю и внешнюю политику, осуществляли правосудие и гражданское управление. Князь как глава исполнительной власти устанавливал нормы дани (для IX - X вв.) и общегосударственных налогов. Великий князь киевский был источником законов. Передача власти осуществлялась по удельно-лествичному принципу. Не от отца к сыну, а по старшинству от брата к брату или от племянника к дяди. То есть власть наследовалась в рамках всего рода Рюриковичей. Важное место в руководстве занимал совет при великом князе – боярская дума, в которую входили младшие князья, бояре и старшие дружинники. В отношении них в летописях употребляется термины “мужи”, лучшие мужи”. Боярство не было замкнутым, на княжеской службе доступ к боярскому чину был открыт для способных людей. В политической жизни существенную роль играло и народное вече, что связано с формированием городской общины и ростом ее влияния на князя. Управление отдельными землями осуществляли князья или их сыновья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и при необходимости народное ополчение во главе с тысяцким. Таким образом, в Киевской Руси сформировался авторитарный принцип власти. Во втором вопросе нужно раскрыть особенности хозяйствования на Руси в рассматриваемый период и специфику становления феодальных отношений, их своеобразие по сравнению с Европой. Хозяйство Киевской Руси было представлено различными отраслями: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. За счет ремесла и внешней торговли страна развивалась и богатела, вывозя на внешние рынки кожи, меха, мед, воск, ремесленные изделия. Земледелие было достаточно эффективным, применялась не только переложная, но и двупольная система обработки почвы. Вместе с тем сохранялась крестьянская община. Структура общества отличалась разнообразием.По политическому признаку общество делилось на княжьих мужей и людей, по профессиональному - на дружинников, торговцев, ремесленников, а по социально-экономическому - на бояр, смердов и зависимое население (холопы, закупы, рядовичи). Формирование социальных групп не было завершено, поэтому структура была открытой для вертикальных и горизонтальных перемещений. X – XI вв. – это время складывания феодальных отношений в Европе. Суть заключается в том, что князья передавали права на владение землей своим вассалам, обязанным за это нести военную службу. В зависимость от феодала попадали и крестьяне, проживавшие на этой земле. На Руси этот процесс отличался своеобразием. Часть историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам. Они считают, что крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в IХ-ХII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Земли феодалов обрабатывались трудом зависимых крестьян. Согласно другой концепции, социально-экономическую основу древнерусского общества составляло общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники. При этом существовало и частное землевладение – вотчины князей, бояр, церкви с использованием труда как рабов, так и полусвободного населения.Верховным владельцем и распорядителем земли был киевский князь. Бояре получали земли в ограниченную собственность, а не в условное держание. На Руси в X - XI вв. отсутствовала феодальная лестница, феодальный иммунитет (особые права), обязательная служба сеньору. Свое развитие феодальные отношения получают лишь в период объединения земель вокруг Москвы.Киевскую Русь называли «Гардарикой» - страной городов. Город имел особое значение. Города играли роль связующих звеньев государственного единства, были военными и административными центрами. Они возникали и развивались как средства контроля в тех или иных землях, в том числе за торговлей и сбором налогов. Города, городское население были основой социальной поддержки княжеской власти. После принятия христианства города стали религиозными центрами. Социально-экономическая жизнь Руси, в отличие от Европы, концентрировалась вокруг города, а не феодального замка. Раскрывая третий вопрос, нужно выявить процессы, способствовавшие принятию новой религии, особенности монотеистических религий того периода (христианство, мусульманство, иудаизм), причины принятия православия. Развитие Древнерусской государственности требовало изменений в идеологии, в религии. Нужно было укрепить авторитет власти, объединить славянские племена, повысить авторитет Руси на международной арене. В 980 г. Владимир I провел первую религиозную реформу. Он предпринял попытку объединить славянские языческие божества, установить культ Перуна. В 988 г. Владимир I провел вторую религиозную реформу. Этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, а также с христианскими странами: католической Европой и православной Византией. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения лучшей веры. Послы однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили. В качестве государственной религии и был принят византийский вариант христианства – православие. Христианство в X веке представляло значительную культурную и политическую силу в Европе и на Ближнем Востоке. Но в Византии церковь была в политическом подчинении государства, а католическая церковь и Папа Римский требовали подчинения светской власти духовной, т.е. выступали как конкуренты князю. По сравнению с католической православная церковь отличается большей свободой внутренней жизни, для нее характерна идея соборности, духовного единства, что соответствовало традиционной ценности коллективизма в русском обществе. На западе же, напротив, господствовал индивидуализм. Кроме того, между Киевом и Константинополем существовали экономические и политические связи, усиливающие взаимный интерес. Наконец, Византийское христианство разрешало проводить обряды на национальном языке, а православные обряды, убранство церкви очень красивы. Далее следует отметить своеобразие христианизации Руси, объяснить феномен «двоеверия», а также влияние христианства на быт, культуру, менталитет и политический идеал русского народа. Распространение христианства в русском обществе шло в течение двух веков. При этом происходило смешение языческих и христианских верований и обрядов – двоеверие. Люди являлись и язычниками, и христианами одновременно, не воспринимая разницы между теми и другими религиозными представлениями, и преобразуя их в сознании в единое целое. Значение принятия христианства заключается в том, что укрепилась государственную власть и территориальное единство Киевской Руси; повысился международный престиж Руси, значительно расширились связи с другими государствами. Христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры. Была введена письменность, развивалась городская культура, появилось храмовое каменное строительство, книжное дело, литература, история, философия. Контрольные вопросы 1. Какие доводы использует современная историческая наука против «норманнской теории»? 2. Кто такой Рюрик? В чем заключалась его роль в образовании Древнерусского государства? 3. Где географически располагалось Древнерусское государство? Каковы природные особенности мест расселения древнерусского народа? 4. Что такое «Русская Правда»? Какие процессы жизни Киевской Руси отражены в ней? 5. В чем заключалась роль города на Руси? Отличалась ли она от роли европейского города? 6. Что такое «выбор веры»? Какие процессы в Древнерусском государстве показывает это событие? 7. Какие культурные ценности православия и мировоззрения русского народа соответствовали друг другу?
Тема 5. «Удельная Русь». 1. Феодальная раздробленность на территории Руси: причины, особенности. 2. Принцип власти в удельный период: А) в Новгородской республике; Б) в Галицко-Волынском княжестве; В) во Владимиро-Суздальском княжестве. 3. Борьба с агрессией в XIII – XIV вв. Роль «татарского фактора» в становлении Московского царства. Основная литература: 1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001. 2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004. 3. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала XX вв. Саратов, 2002. 4. Русская история / под ред. Дворниченко А.Ю. СПб., 2001. 5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008. Дополнительная литература: 1.История / под ред. Шаповалова В.Д. Ростов-на-Дону, 2000. 2.Российская цивилизация / под ред. Мчедлова М.П. М., 2003. 3.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993. Для ответа на первый вопрос нужно изучить причины распада единого государства на ряд обособленных земель, особенности этого процесса на Руси. Время политического единства Киевской Руси было непродолжительным. В XII в. на Руси начинается период феодальной раздробленности. Это закономерный процесс, через который прошли страны Европы и Азии. Единая Русь разделяется на отдельные княжества, которые проводят самостоятельную политику, между ними часто возникают военные конфликты. Князья опирались на растущие материальные и людские ресурсы, возможности своих территорий. В 1097 г. на княжеском съезде в г. Любече было решено не вмешиваться в дела друг друга на территории, доставшейся правителю от отца («каждый да владеет своей отчиной»). Но междоусобицы продолжались и Владимиру II Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь ненадолго удалось восстановить былое единство. Во второй половине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. – около 30. Князья встречались и совместно действовали очень редко. Русь превратилась в конфедерацию, сообщество слабо связанных между собою земель. Основными причинами феодальной раздробленности были: 1) натуральное хозяйство, экономическая самостоятельность русских земель, наличие крупных земельных владений (вотчины); 2) усиление политической власти местных князей и бояр, их независимость от власти киевского князя; 3) рост и укрепление городов как местных центров хозяйственной и политической жизни, отсутствие прочных экономических связей между ними; 4) ослабление центральной власти киевского князя; 5) упадок торгового пути «из варяг в греки»; 6) бегство населения в северо-восточные земли как результат непрерывных нападений со стороны кочевников. Подводя итог, следует отметить положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности. Так, несмотря на раздробленность, в удельной Руси во многих сферах общественной жизни наблюдался прогресс. Осваивались новые земли, где развивалось хлебопашество, бурно развивались ремесла (около 60 специальностей) и внутренняя торговля, появлялись новые города. Если в Киевской Руси было около 20 городов, то в удельной – более 300. Инициаторами их строительства были удельные князья. С развитием городов связан расцвет русской средневековой культуры. Децентрализация позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным условиям. С другой стороны, она существенно ослабляла обороноспособность Руси. Говоря об особенностях «удельного периода», нужно помнить, чтопроцесс распада Руси не был полным: сохранилась единая правящая династия Рюриковичей и титул «великого князя» как ее главы, русская православная церковь по-прежнему существовала как единая организация, во всех землях действовала Русская правда как общий свод законов, сохранилось культурное единство народа. Второй вопрос специально посвящен анализу трех основных моделей государственного устройства в этот период: вечевой (Новгородская республика), единоличной (Владимиро-Суздальское княжество), паритетной (Галицко-Волынское княжество). Изучая этот вопрос, студентам нужно раскрыть причины складывания таких моделей на конкретных территориях, выявить особенности развития этих земель, проанализировать историческую перспективу каждой из них. На территории Киевской Руси сформировалось три наиболее крупных княжества-государства: Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородская земля (Северо-Западная Русь). Киев утратил общерусское значение столицы. Каждое из образовавшихся княжеств имело свои особенности. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Она избежала участи разорения от набегов кочевников. Громадный земельный фонд находился в руках местного боярства. Значительное развитие получили охота, рыболовство, солеварение, производство железа. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее – с Востоком и Византией. Новгородская земля богатела за счет внешней торговли, этому способствовало выгодное географическое положение Новгорода, близость к Балтийскому морю. Здесь сложился особый политический строй – феодальная боярская республика. Высшим органом власти считалось городское вечевое собрание (вече). Вече принимало законы, утверждало договоры, рассматривало вопросы войны и мира, избирало городские власти: посадника, тысяцкого, выдвигало кандидатуру на должность архиепископа. Для защиты от внешних врагов, вече приглашало князя, который возглавлял дружину. Он принимал присягу на верность новгородским традициям, с ним заключался договор, где обговаривались ограничения его самостоятельности. Во Владимиро-Суздальском княжестве (как и большинстве других) формировались монархические тенденции власти. Им управлял князь. Здесь известными князьями были: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Под 1147 годом в летописи впервые упоминается Москва. Владимиро-Суздальское княжество стало независимым во время правления сына Владимира Мономаха – Юрия Долгорукого (1132-1157 гг.). Географическое расположение (удаленность от степных районов и контроль над волжским торговым путем) способствовали притоку беженцев с южных княжеств и быстрому экономическому развитию. На фоне этих особенностей формировалась сильная княжеская власть. Новые города (Тверь, Владимир, Москва) изначально существуют как центры княжеской администрации, власть веча здесь была минимальна. Земля рассматривалась как собственность князя, а ее население, включая бояр – в качестве ее слуг, что вело к становлению княжеско-подданических отношений. Во Владимиро-Суздальском княжестве складываются тенденции монархической власти: единоличное правление, подданничество и неответственность перед народом. Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) энергично укреплял собственную власть и государственность. Он перенес столицу во Владимир, способствовал развитию культуры и постоянно стремился распространить свою власть на другие земли, одержав в 1169 г. победу над Киевом. Жестокость и самовластие князя порождали заговоры вокруг него. В 1174 г. он был убит в результате боярского заговора. К власти пришел его брат Всеволод Большое Гнездо, который подавил боярскую оппозицию, укрепил княжескую власть. Время правления Всеволода – расцвет Владимиро-Суздальской земли. В начале ХIII в. Владимирская Русь распалась на уделы: Владимирский, Ярославский, Ростовский и др. В ХIV-ХV вв. они стали основой формирования Московского государства. Галицко - Волынское княжество, располагавшееся на юго-западе русских земель, возникло в результате объединения сильных Галицкого и Волынского княжеств. Особенности расположения: соседство с польским и венгерским государствами, правители которых активно вмешивались во внутренние дела этих княжеств, наличие влиятельного местного боярства, ведшего борьбу за власть не только между собой, но и с князьями. Здесь имелись плодородные земли, обширные лесные массивы и значительные залежи каменной соли. На территории этого княжества возникли крупные города: Галич, Владимир - Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль и др. Земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников. Галицкое и Волынское княжества объединились в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче. В 1203 г. он захватил Киев и принял титул великого князя. Князь Даниил, заняв в 1240 г. Киев, сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю. Образовалось одно из крупнейших государств Европы. Здесь так же, как и на северо-востоке Руси, установилась достаточно сильная великокняжеская власть. Но при этом сформировалось и могущественное боярство. Экономическая и политическая независимость боярства приводили к постоянным столкновениям с княжеской властью. Галицко-волынские князья обладали высшими административными, военными, судебными и законодательными правами, но бояре могли не признавать княжеских решений. Совет бояр контролировал весь аппарат управления, в особых случаях мог созывать вече. Здесь олигархический принцип власти взял верх над авторитарным. В дальнейшем Галицко-Волынское княжество было разорено татаро-монголами, а спустя 100 лет оказалось в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич). Рассматривая третий вопрос, следует обратить внимание на изменение геополитической ситуации в Центральной Азии, а также на особенности военно-политической организации монгольских племен, установленной Чингизханом. В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось государство монголо-татар. Монголо-татары были скотоводческими, воинствующими племенами. Под предводительством Чингизхана они захватили много стран и земель. Зимой 1237 г. войска хана Батыя (внука Чингизхана) вторглись в русские земли. Сначала монголо-татары захватили Рязань, затем Москву, Владимир, Киев и другие города. Русские города сражались изолированно, не оказывали друг другу помощи. Захватив Русь, хан Батый отправился в Европу, которая также как и Русь переживала период феодальной раздробленности, была слабой в военном отношении. Он дошел до границ Северной Италии и Германии, но, боясь активного военного сопротивления на Руси, возвращается на восток. В низовьях Волги монголо-татары основали свое государство Золотую Орду (1243 г.). Далее следует упомянуть об угрозе завоевания, шедшей с Запада (экспансия крестоносцев на новгородские и псковские земли). Походы немцев и шведов были организованы католической церковью с целью захвата земель и распространения католической веры. В 1240 г. произошла Невская битва, в которой отличился князь Александр Ярославович, получивший прозвище «Невский». Новгород сохранил за собой выход в Балтийское море. В 1242 г. состоялось Ледовое побоище, которое окончательно остановило агрессию на северо-западные земли Руси. Важно отметить, что русские князья в 30-40-х гг. XIII в. оказались в сложной ситуации войны на два фронта и выбора возможного союзника ценой подчинения ему. Был сделан выбор в пользу Востока, хотя этот выбор и эта помощь стоили дорого. Русь платила большую дань серебром, а также многочисленные налоги и сборы. Монголы уводили в плен наиболее талантливых ремесленников и женщин. Но вместе с тем, Русь не была частью Золотой Орды, как она могла бы стать частью какого-либо европейского государства. Орда не посягала на внутреннюю организацию русских земель: русские земли сохранили свое законодательство, территориальную самостоятельность и управление (династия Рюриковичей, при условии получения ярлыка от хана) и духовную основу (православие). В такой ситуации помощь Орды выглядела более привлекательной, чем помощь Папы Римского, учитывая духовные ценности русского народа, в том числе приоритет веры, духовности над богатством. На Руси началось долгое монголо-татарское иго (1240 – 1480 гг.). Все русское население было переписано и обязано платить дань, разрушено больше половины русских городов, исчезли многие виды ремесел, было много человеческих жертв. Сократилась внутренняя и внешняя торговля, контакты с Европой. В своем развитии иго прошло 4 этапа: 1. 1237 – 1242 гг. – набеги на русские земли, захват военной добычи; 2. 1242 – 1328 гг. – организованный сбор дани баскаками (ханскими чиновниками); 3. 1328 – 1380 гг. – сбор дани московскими князьями для передачи хану; 4. 1380 – 1480 гг. – постепенное освобождение от зависимости. Вопрос влияния монголо-татарского фактора на процесс формирования Московского государства является предметом спора историков уже не один век. Существует несколько противоположных точек зрения по этому вопросу: 1. Монголо-татарское иго принесло разорение страны, задержало развитие Руси, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских людей и их государственность. Россия продолжала развиваться по европейскому пути, но начала отставать от Европы из-за разрушений, человеческих потерь и т.п. 2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства, изменили систему общественных отношений. 3. Монголо-татары оказали опосредованное влияние. Социально-политическая организация Золотой Орды представляло лишь образец, который из-за тесных контактов с Ордой и изолированности от Запада, перенимали русские князья. Следует отметить появление новых черт в государственном устройстве, в стиле правления, в культуре и общественной жизни Руси. Князья стали служебниками хана, т.е. обязаны были во всем подчиняться хану под угрозой казни. Постепенно между князем и дружиной оформляются отношения подданства, полного подчинения власти, вместо вассалитета – отношений двух договаривающихся сторон. Кроме того, феодалы и города не смогли стать противовесом княжеской власти, т.к. не могли самостоятельно противостоять внешней опасности, а искали защиты у князя. К тому же, в условиях монголо-татарского ига русские города разрушались по несколько раз (Владимир, Муром, Суздаль). Шел процесс подчинения личности обществу, нивелирования личности. Социальная структура общества приобрела следующий вид: князь – служилое сословие – тяглое население. Народное ополчение потеряло свое значение и было заменено феодальным, которое созывал князь. Окончательно укрепляется принцип верховной власти князя, в том числе и в идеологии. В правовой системе ограничиваются имущественные и политические права населения. Все больше утверждается принцип «власть-собственность». Произошли изменения в культуре, в быту, особенно княжеском и боярском. Заимствование обычаев, браки русских князей с татарскими княжнами привели к смене ритуала общения, ритуала жизни. В русском языке появилось много заимствованных слов, вместе с предметами, вошедшими в жизнь. Таким образом, изменения за период ига произошли во всех сферах жизни русского общества. Иго ускорило процесс дробления Руси (к середине XIV в. существовало уже около 250 княжеств), но вместе с тем оно превращалось в стимул к объединению. Продолжавшиеся военные набеги ордынцев способствовали росту национального самосознания и вызывали естественное стремление освободиться и защитить свою территорию, для чего нужна была поддержка и участие соседних земель. Поэтому иго стало важнейшим фактором образования единого русского государства. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте причины распада Киевской Руси. 2. Были ли отличия у вече в разных городах Руси (Киев, Галич, Новгород, Владимир) в «удельный период»? 3. Как связаны характер экономического развития удельных земель с принципом правления в них? Ответ обоснуйте. 4. Сравните цели походов на Русь у монголов и крестоносцев. Объясните причины установления ига. 5. Охарактеризуйте изменения на Руси, появившиеся за годы монголо-татарского ига, их положительные и отрицательные стороны.
Date: 2015-09-24; view: 1692; Нарушение авторских прав |