Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности эмоционального состояния младших школьников с задержкой психического развития в различных ситуациях





Ситуация Особенности эмоционального состояния младших школьников с ЗПР
Приход в учреждение Многие дети беспокойны, так же встречаются инертное и нейтральное эмоциональное состояние.
Свободная игра Дети общительны, в редких случаях ведут себя отстранённо, распознают эмоциональное состояние окружающих и сверстников не всегда верно, некритичны к своим действиям.
Занятие Эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные; многие дети скованны в ответах, но эмоциональное подкрепление учителем позволяет рассуждать, высказывать своё мнение; редки случаи игнорирования учебной ситуации в целом.

В целом можно сказать о нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Сформированность представлений об эмоциональных состояниях других людей находится на среднем уровне, что не редко является причиной неадекватного реагирования на жизненные ситуации.

 

II.4. Возрастные особенности эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью

Из полученных результатов данного исследования можно обнаружить, что результаты детей дошкольного возраста с нормативным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью будут отличаться от результатов детей младшего школьного возраста с идентичными диагнозами. Во всех группах прослеживается положительная динамика, относительно состояния эмоционального развития. Для каждой выборки детей характерны особенности данной динамики.

Для детей с задержкой психического развития характерно преобладание среднего уровня выражения эмоциональных состояний как и в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Возрастные различия данного уровня можно проследить в диаграмме (рис.7):

Рис.7 Уровень сформированности представлений об эмоциональных состояниях детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР

 

Как и дошкольники, так и младшие школьники с задержкой психического развития в большинстве случаев справились с предложенными заданиями экспресс - диагностики. Единичные отказы были связаны с выраженной утомляемостью детей. Трудно дифференцированными для детей дошкольного возраста оказались эмоции: удивление и испуг. Затруднения с идентификацией этих эмоций возникли и у младших школьников, но в меньшей мере.

Как показал эксперимент, дети обоих возрастов лучше распознают базовые эмоции на фото - изображениях. При определении эмоционального состояния на сюжетных картинках некоторым дошкольникам с задержкой психического развития потребовалась стимулирующая помощь взрослого, различные наводящие вопросы. Дети младшего школьного возраста справились с поставленной задачей, лишь некоторые отказывались от выполнения задания, сопровождая отказ словами «не знаю», ввиду утомляемости. Задание с подбором идентичных эмоций показало, что дошкольники в ряде случаев сопоставляли парные эмоции не внимательно, не придавая значения чертам лица, изображённых на картинках. У младших школьников данное задание не вызвало особых трудностей. При подборе пиктограммы к сюжетной картинке дошкольникам с задержкой психического развития чаще всего требовалась помощь взрослого, дети невнимательны. Младшие школьники так же в ряде случаев затруднялись при выполнении, но так же часть ребят успешно справились с задачей, аргументировали свой выбор. Успешнее дети обоих возрастных групп подобрали пиктограмму к портретному изображению. Из процедуры наблюдения видно, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития успешнее распознают эмоциональные состояния окружающих, но не всегда критичны к себе и к своим действиям. В коммуникативном общении между собой дружелюбны, преобладают положительные эмоции, на занятиях дошкольники легко отвлекаются, их деятельность трудно организовать. Младшие дошкольники также легко отвлекаемы на уроке, скованы в ответах. У детей данной категории имеются затруднения в интерпретации невербального поведения, что свидетельствует о недостаточности знаний и представлений о психических состояниях людей, выражаемых с помощью невербальных знаков, о слабой направленности сознания на познания внутреннего мира личности и особенностей ее эмоциональной сферы.

Подводя итоги, относительно дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью можно сказать о том, что в обеих возрастных группах преобладает низкий уровень сформированности представлений об эмоциональных состояниях. Меньше половины всех испытуемых имеют средний уровень. Возрастные различия можно проследить в диаграмме (рис.8):

Рис. 8 Уровень сформированности представлений об эмоциональных состояниях детей дошкольного и младшего школьного

возраста с УО

 

При выполнении заданий экспресс - диагностики детям обоих возрастных групп потребовалась максимальная помощь взрослого. Зачастую отказы от выполнения задачи были обусловлены утомляемостью, истощаемостью, леностью мысли, трудностями сосредоточения внимания и т.д.

При определении эмоционального состояния на стимульном материале так же плохо дифференцировали эмоции испуга и удивления, успешнее идентифицировали полярные эмоции радости и грусти. Младшие школьники успешнее определяли эмоции на фото - изображениях. Большинство младших школьников с умственной отсталостью лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков. Существенные трудности вызывает у младших школьников с умственной отсталостью понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей.

При распознании эмоционального состояния на сюжетных изображениях больше половины детей смогли узнать эмоцию при стимулирующей помощи взрослого. Успешнее дети подбирали парные эмоции, но с непосредственной помощью. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым.

В ходе наблюдения можно сделать вывод о том, что у детей с умственной отсталостью имеются более грубые нарушения в овладении невербальным компонентом общения, чем у детей с задержкой психического развития. Умственная отсталость и связанное с ней недоразвитие речи явились главной причиной недостаточного понимания эмоциональных состояний. У детей данной категории имеются затруднения в интерпретации невербального поведения, что свидетельствует о недостаточности знаний и представлений о психических состояниях людей, выражаемых с помощью невербальных знаков, о слабой направленности сознания на познания внутреннего мира личности и особенностей ее эмоциональной сферы. Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе. Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Некоторые дети имеют завышенную самооценку.

При диагностировании дошкольников и младших школьников с нормативным развитием можно сказать о преобладании высокого уровня выражения эмоциональных состояний, можно проследить положительную возрастную динамику в диаграмме (рис.9):

Рис. 9 Уровень сформированности представлений об эмоциональных состояниях детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным развитием

 

Дети обеих возрастных групп успешно справились с заданиями экспресс - диагностики. Помощь взрослого минимальна. Небольшие трудности вызвало узнавание эмоций: удивление и испуг. Младшие школьники, подбирая ответ к сюжетным картинкам, дополняли его рассказами. Дети с интересом выполняли задания экспериментатора, аргументировали свой выбор пиктограммы при её сопоставлении с картинками. В своей речи использовали эпитеты.

В ходе наблюдения было установлено, что большинство детей легко общаются со сверстниками, понимают чувства и базовые эмоции окружающих. При появлении в учреждении дошкольники в большей мере, чем младшие школьники, проявили негативные эмоции. На занятиях ведут себя заинтересованно, принимают помощь взрослого, адекватно реагируют на замечания.

 

Date: 2015-09-24; view: 618; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию