Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный процесс





  1. Содержание и структура инновационного процесса.
  2. Жизненный цикл инновации.

1.

Инновационный процесс означает инновационную деятель­ность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направлен­ный на разработку, на реализацию результатов законченных на­учных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализу­емый на рынке, в новый или усовершенствованный технологиче­ский процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разра­ботки.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициа­ции инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

По И.Т. Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соеди­нение которых в единую последовательную цепочку образует струк­туру инновационного процесса. К этим элементам относятся:

• инициация;
• маркетинг инновации;
• выпуск (производство) инновации;
• реализация инновации;
• продвижение инновации;
• оценка экономической эффективности инновации;
• диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Иници­ация (от лат. initiatio – совершение таинств) – это деятельность, состо­ящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обо­сновании и в материализации идеи.

Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (то­вар), т.е. в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только явля­ется отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся мар­кетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетин­говых исследований изучается спрос на новый продукт или опера­цию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, на­правленных на реализацию инноваций (передача информации, рек­лама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Иннова­ционный процесс заканчивается диффузией инновации.

Диффузия (лат. diffusio – распространение, растекание) иннова­ции представляет собой распространение однажды освоенной инно­вации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-эконо­мической ситуации. Диффузия может быть связана с изменением характеристики финансовой инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта.

Инновационный процесс начинается с постановки задачи нововве­дения, с выбора цели этой инновации, т.е. с инициации. Как уже указывалось, инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, по­иске идеи инновации, се технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

Началом инициации является определение цели инновации и те задачи, которые она должна решить. Затем следует поиск идеи, ко­торую следует заложить в качестве фундаментальной основы инно­вации. Поиск идеи является весьма трудоемким процессом и требует творческого подхода. Это процесс творческий, он произ­водится с помощью специально разработанных методик, часть из которых будут рассмотрены ниже.

После того как идея найдена, необходимо ее обосновать. Технико-экономическое обоснование идеи – это подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности мате­риализации найденной инновационной идеи в ведущую форму, т. е. в новый продукт.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) идеи включает в себя следующие основные операции:

а) обоснование выбранной идеи из всех имеющихся идей по одно­му или по системе критериев выбора;


б) обоснование необходимости разработки данного инновацион­ного проекта для крупных технологий;

в) определение возможности превращения идеи в материальную форму (новый продукт), пригодную для продажи на рынке;

г) изучение и выбор рынка по конкретному месту выхода иннова­ции на этот рынок;

д) обоснование времени выхода инновации на рынок;

е) расчет затрат на производство и реализацию инновации;

ж) расчет эффективности производства и реализации инновации.

Результатом технико-экономического обоснования выбранной идеи является ее оформление в форме рыночного товара, что озна­чает материализацию идеи в новый продукт или операцию в виде товара, готового к продаже.

В творческом процессе можно выделить три основных этапа:

1) замысел – появление самой идеи;

2) превращение идеи в план работы;

3) реализацию плана работы, т.е. воплощение идеи в материальную форму (вещь).

Эти этапы носят условный характер, так как в творческой деятельности человека жесткого закрепления последо­вательности этапов нет. Каждый этап – это целостный элемент системы, но в то же время он связан с другими эле­ментами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла – идеи инновации. Причиной появления идеи инновации являет­ся, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Существующие продукты (явления) отражают имеющиеся зна­ния. Новые условия хозяйствования (новая ситуация) отражают новые факторы, воздействующие на реализацию существующих (старых) продуктов и операций. Поэтому возникает проблема устра­нения несоответствия старого объекта новым факторам.

Целью второго этапа творческого процесса является необходи­мость решения данной проблемы, т.е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции. Использование чужого опыта означает, что данный этап твор­ческого процесса опирается на купленные секреты производства («ноу-хау»), лицензии, па­тенты, на анализ и переработку информации, доступной для ис­следователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возник­шей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализует­ся ранее намеченный план мероприятий, анализируется его резуль­тативность, и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В познавательном процессе инновации важная роль принадле­жит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, а также прогнозированию технических и экономичес­ких показателей и явлений. Однако при наблюдении человек ограничивается лишь чувствитель­ным познанием и инструментальным изучением определенного яв­ления, тогда как анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) представляет собой метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, а синтез (от греч. synthesis – сочетание, составление) – метод исследования предмета (явления), со­стоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. В ходе анализа, идя от конкретного к абстрактному, исследователь разла­гает изучаемое явление на составные части, затем каждая из них может исследоваться самостоятельно.


В процессе синтеза, идя от абстрактного к конкретному, исследователь соединяет родствен­ные между собой элементы, воссоздает из отдельных частей единое целое. Синтез показывает, что элементы изучаемого явле­ния находятся в единстве, обусловливают друг друга и оказывают определенное влияние на другие явления. Единство ана­лиза и синтеза проявляется в том, что операция выступает как сово­купность отдельных элементов и признаков.

Целью создания и продажи инновации является получение хозяйствующим субъектом денег от продажи новых продуктов (операций) для того, чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, поднять свой имидж на рынке, повысить свою конкурентоспособность.

Основными мотивами создания и продажи инноваций для предпринимателей обычно являются:

· повышение конкурентоспособности своих новых продуктов;

· повышение своего имиджа на рынке;

· захват новых рынков;

· увеличение величины денежного потока;

· снижение ресурсоемкости продукта.

Конкурентоспособность нового продукта (или технологии) означает способность его в определенный период времени соответствовать запросам и требованиям рынка и быть выгодно проданным при наличии на рынке предложений других аналогичных продуктов (или технологий).

Конкурентоспособность продукта определяется его свойствами, представляющими интерес для покупателей, то есть свойствами, позволяющими продукту обеспечивать удовлетворение потребностей покупателей в условиях рынка.

Конкурентоспособность нового продукта обусловлена:

1. соответствием качества продукта сложившимся стандартам;

  1. более низкой ценой при одинаковом уровне качества;
  2. уверенностью потребителя в возможностях поставщика не только обеспечить стабильность качества продукта, но и осуществлять поставки в заданные сроки;
  3. наличием быстрого и надежного послепродажного сервиса;
  4. соответствием продукта международным и национальным стандартам, обеспечивающим его совместимость, унификацию и взаимозаменяемость;
  5. рекламой.

Мотивы создания и продажи инноваций обусловлены целым рядом факторов. Основными факторами являются:

1. усиление конкуренции;

2. изменения в производственно-торговом процессе;

3. совершенствование технологий операций;

4. изменения в системе налогообложения;

5. достижения на международном финансовом рынке.

Целью покупки инновации является получение хозяйствующим субъектом денежных средств в будущем за счет реализации им новых продуктов или технологий, купленных сегодня.

Основными мотивами покупки инноваций являются:

1. повышение конкурентоспособности и имиджа хозяйствующего субъекта;

2. получение в перспективе дохода на капитал, вложенный сегодня.

Мотивы покупки инноваций обусловлены целым рядом факторов как объективных, так и субъективных.

Основными объективными факторами покупки инноваций являются:

1. Изменения в производственно-торговом процессе;

2. Изменения в системе налогообложения;

3. Достижения на международном рынке.

К субъективным факторам относятся факторы, отражающие интересы конкретного покупателя, планы и программы его инвестиционной и финансовой деятельности, психологические способности, профессионализм менеджеров и др.

 







Date: 2015-09-24; view: 2271; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию