Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная политика





1. Содержание и направления инновационной политики государства.

2. Методы реализации инновационной политики государства.

3. Условия реализации инновационной политики государства.

4. Инновационная политика хозяйствующего субъекта.

5. Инновационный рынок.

6. Инновационный риск.

1.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукци и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика имеет временной и пространственный аспекты. Временной аспект определяет действия государства в области инноваций на текущий момент времени и на длительную перспективу. Поэтому инновационная политика подразделяется на текущую политику и долговременную политику.

Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Долговременная инновационная политика направлена прежде всего на решение важных отраслевых задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени. Пространственный аспект инновационной политики определяет действия государства по основным направлениям влияния на экономику страны. Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить натри группы:

• отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность;

• отрасли, потенциально конкурентоспособные на мировом рынке;

• отрасли, неконкурентоспособные на мировом рынке.

Первая труппа отраслей включает в себя отрасли, которые обладают большим конкурентоспособным потенциалом и давно работают на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов.

Отрасли второй группы производят продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке, У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом рынке не котируется. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п.

Инновационная политика государства для каждой их этих групп отраслей должна осуществляться дифференцированно

Фонд производственных инноваций - государственная некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются:

· «содействие государственной структурной, научно- технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса:

· участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;

· поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок:

· содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

2.

Основными методами реализаций инновационной политики государства являются: 1. Формирование институциональных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институционными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов.

2. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотоехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.

3. Совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях это. прежде всего уточнение налогооблагаемой базы и разработка механизмов взыскания налогов, изменение амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации.

4. Внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.

5. Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования с целью реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства, а также лицензий па высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции.

6. Консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членам и БС, СНГ, другими государствами.

7. Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.

8. Участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах.

9. Выделение прямых государственных инвестиций 'для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

3.

Условия реализации инновационной политики государства - это требования (в отдельных случаях предложения) государственных органов власти к развитию инновационной деятельности и реализации ее результатов на внутреннем рынке.

Для государственной реализации инновационной политики государства необходимы институционные и законодательно-правовые преобразования, которые создали бы рыночную инфраструктуру и способствовали бы активизации инновационной деятельности. Среди институционных преобразований важная роль принадлежит демонополизации в инновационной сфере и развитию малого предпринимательства. Намечено также создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Для развития инновационной деятельности предусмотрен комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация основных этапов инновационной деятельности, от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, до налаживания производства, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технических центров в тех регионах, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса. Реализация инновационной политики государства невозможна без анализа существующего законодательства в этой области, обоснования нормативов, работающих на эту сферу деятельности, принятия мер к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.

В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование нужд действующего производства и в редких случаях - на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного капитала и иностранных инвесторов. Для проведения активной инновационной политики требуется принятие мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования.

Политика государственных инвестиции в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств относятся;

• финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны;

• расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на паритетных началах;

• совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего, это касается внебюджетных фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, часть средств которых будет использоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектах.

Важная роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации, отведена страхованию финансовых рисков. Расширен перечень страховых рисков с включением в него, в частности, технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов предусмотрено участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

4.

Инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.

Что представляет собой инновационная политика предприятия и с чего начать е разработку? Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

Однако прежде чем приступить к разработке инновационной политики предприятия необходимо проанализировать следующие факторы:

• состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по его звеньям;

• место предприятия на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов:

• экономическое положение предприятия, его финансовое состояние;

• сочетание собственных и чужих ресурсов предприятия. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга;

• льготы, получаемые от государства (если таковые есть);

• условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Каковы этапы разработки инновационной политики?

Разработка инновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных аспекта;

1. Выбор направления инновационной политики.

На данном этапе задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, что в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого должны сформироваться идеи в альтернативные цели, которые необходимо реализовать.

Главным методом принятия решения остается интуитивное суждение и опыт. Но существуют и более точные методы прогноза и отбора целей, т.е. методы выбора инновационной политики как таковой.

2. Стратегическое планирование инноваций.

На этом этапе необходимо разработать варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки отбросить все лишние варианты и выработать окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

3. Оперативное планирование инновации.

Здесь инновационный проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов необходимо запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования получается подробный последовательный план действий по осуществлению инновации.

Какие методы выбора инновационной политики существуют?

1. Метод написания сценариев.

Данный метод заключается в подготовке детального плана осуществления инновации. Собственно говоря, сценарий — эхо логическая и правдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написания сценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала Вам необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущие развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее Вы должны сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо Вы можете создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит Вам определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

2. Метод игр.

Игра представляет собой особый вид моделирования ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, и подчиняется набору определенных правил.

Для принятия инновационных решений используются стратегические игры, в т.ч. деловые. Стратегические игры — это конфликтные игры, в которых конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. Здесь система поведения — стратегия — участников игры в той или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых ими решений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения.

В процессе игры прорабатываются различные ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа дальнейших действий, т.е. разрабатывается инновационная политика.

3. Метод Дельфи.

Представляет собой метод прогноза возможных будущих событий, при котором Вы проводите индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения. В данном случае Вы должны обеспечить экспертов необходимой информацией и исключить непосредственное общение между членами группы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публично высказываться, личные антипатии, внимание к мнениям

определенных лиц и т.д. Опрос экспертов производится с помощью опросных листов в несколько туров, результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали, При: проведении каждого последующего тура участникам опроса предлагают дополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки. В итоге это приводит к сужению диапазона оценок.

Далее составляется сценарий, который описывает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария — формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого «дерева целей». Построение «дерева целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в качественном отношении, но и дает возможность провести некоторую количественную оценку их важности.

5.

Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, условиями торговли научным товаром. Рыночный механизм, как известно, включает коммуникации между продавцом и покупателем новшеств, цены, кредит (с присущим ему процентом) и другие стоимостные категории. Сюда же относят предложение и спрос на новшества, систему оценки предложения и достижения договорной цены, покрытие денежной массы (инвестиций) совокупной ценой новшеств и др. Инновационные коммуникации обслуживают товарообращение и являются центральным.механизмом, позволяющим управлять инновационным процессом и целенаправленно воздействовать на участников рынка новшеств. На рынок часто смотрят как на технико-экономическую категорию, функции которой сводятся только к продвижению товара от производителя к потребителю. Такая упрощенная характеристика инновационных коммуникаций не свойственна рынку новшеств, поскольку они по своей природе имеют существенно важные функции; первая - служить проводником научно-технической политики; вторая - оказывать инновационное воздействие на инвестиционный процесс; третья - подсказывать государственным органам необходимость развития инновационных коммуникаций в целях ускорения реализации научно-технического потенциала; четвертая - формировать научно-технические требования (показатели) к новшествам; пятая - прямо влиять на производство новшеств через активизацию спроса на инновационные товары.

Чтобы выполнять указанные функции, рынок новшеств должен иметь возможность экономически воздействовать на процесс создания новшеств и на производителей научной продукции. Сущность воздействия состоит в повышении или понижении интереса исследователей и разработчиков новых продуктов и технологий к созданию того или иного новшества. Интерес связан с доходами, получаемыми от реализации результата, и их распределением. Если ранее в инновационной сфере доход был полностью регламентирован, не зависел от реализации новшества в производстве, то и рынок новшеств отсутствовал. Воздействие рынка зависит от возможности изменить товарные потоки и их экономические (стоимостные) параметры в соответствии с инвестиционной конъюнктурой и тем самым повысить или понизить интерес участников рынка новшеств.

Рыночный механизм проявляет свои специфические особенности через формирование инвестиционного спроса и предложения, а также характер самого рынка. Исследователи глобального рынка выделяют в его структуре тесно связанные между собой рынок готовой продукции (услуг) к рынок факторов производства. В свою очередь теория производства и затрат базируется на таких факторах производства, как труд, материалы и капитал, которые составляют экономический каркас, служащий основой для экономического описания любой технологии производства. Определенной технологии (точнее, ноу-хау), соединяющей производственные факторы в процесс выпуска продукции, соответствует конкретное технологическое знание, решающим образом влияющее на ее экономическую эффективность. Поэтому рынок технологических новшеств всегда является инновационной частью рынка факторов производства.

Торговля результатами интеллектуальной деятельности жестко нацелена на определенного потребителя. Здесь отпадает один из наиболее характерных классических признаков товарооборота - неизвестный потребитель - и связанная с ним неполная ясность в характере спроса на товар. Функция свободного спроса и предложения как форма регулирования при этом не исключается (мы имеем дело с информацией), но имеет более ограниченный характер. Характеризуя отношения инноватора и субъекта нововведения (инвестора), можно предполагать, что они имеют полную информацию о технологических и коммерческих характеристиках (показателях) новшеств. Однако на практике инноватор объективно знает о новшестве больше, чем предприниматель, т. е. неизбежно возникает проблема асимметричности рыночной информации. Эта проблема тесно связана, с одной стороны, с неопределенностью характеристик новшества, а с другой -- с корпоративным характером отношений продавца и покупателей. В условиях рынка покупатель новшества не может его проверить до того, как он совершил сделку. В результате он всегда будет иметь подозрения насчет качества новшества, занижать цену на него, страхуя свой риск. Инноватор, сталкиваясь с осторожным поведением покупателя, обусловленным асимметричностью рыночной информации о качестве новшеств, может попытаться снизить порог недоверия, используя вместо кардинальных новаций набор (комбинации) известных технических решений. Подобный отказ от серьезных изменений в технике и технологии производства снижает не столько порог недоверия, сколько эффективность нововведений. Оценка уровня техники, предлагаемой на рынке новшеств, показывает ее значительную зависимость от наличия новой элементной базы и новых материалов. Например, потенциально высокие возможности авиационных конструкторов зависят от уровня новых композиционных материалов, создаваемых химиками. Поэтому отказ от кардинальных новшеств, малый спрос на них могут сложиться из-за отсутствия соответствующего качественного уровня техники в другом предпринимательском секторе.

Исследования системы факторов восприимчивости нововведений, включая общесистемную восприимчивость, а также такие факторы, как радикальность нововведения, готовность хозяйствующего субъекта к организационным и кадровым изменениям, показали неизбежность возникновения межотраслевых инновационных коммуникаций.

Уменьшить асимметричность информации о качестве новшеств можно за счет повышения репутации инноватора (предприниматели больше доверяют характеристикам новшеств в том случае, когда инноватор им известен или имеет хорошую репутацию в промышленности на рынке товаров), а также адресности новшества и информирования будущего покупателя (предпринимателя) в процессе создания новшества.

Сама природа рынка новшеств, где интеллектуальный товар ориентирован на известного покупателя, позволяет построить инновационные коммуникации (отношения) в соответствии с требованиями современного рынка, главный принцип которого заключается в том, что производитель выходит на него не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя.

Рынок новшеств развивается как рынок заказов, что принципиально меняет саму систему отношений между продавцами и покупателями, приводя ее в систему инновационных коммуникаций, снижающих риски и позволяющих создавать специфические товары (новшества) с длительным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора).

6.

Риск есть затраты усилий и средств при неопределенном соотношении выигрыша и потерь, шанса на удачу и краха. Риск различают по величине, т.е. по степени вероятности достижения ожидаемого результата, по сферам принятия решений.

Активный риск происходит от предпринимательства, от инициативы. Пассивный риск - от праздного время препровождения. При нововведениях мы имеем дело с рисками, происходящими от профессиональной активной деятельности.

Инновационные риски можно разделить на две группы:

1) имеющие поисковый характер и связанные с вероятностью верного выбора новой идеи, новшества;

2) реализационные риски, возникающие неизбежно при переводе новшества в производственное нововведение.

Любым инвестициям капитала свойствен риск из-за высокой неопределенности будущих условий инвестирования.

Существует несколько видов основных рисков по объекту инновации:

Рыночный риск определен вероятностью потери капитала в связи с движением спроса и предложения на продукцию инновации и цен на факторы производства.

Бизнес (производственный)-риск выражается в ошибках при эффективности оценки новшества, длительности инвестиционного периода, производственного и хозяйственного циклов, выборе системы организации и управления, подборе и подготовке персонала.

Финансовый риск связан со снижением стоимости денег и обесцениванием активов в период инвестирования и коммерческой реализации новшеств.

Степень риска – управляемая величина. Степень управляемости сильно зависит от общей политической и социально-экономической ситуации в стране. Риск политической нестабильности особенно тяжел, так как не подлежит страхованию. Повышенные риски сопровождают кризисные ситуации в экономике.

 

Date: 2015-09-24; view: 1260; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию