![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Факторы, содействующие и препятствующие успешному осуществлению инновацийСтр 1 из 13Следующая ⇒ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГБОУ ВПО «РГУТиС») Экономический факультет Кафедра «Менеджмент; УТВЕРЖДАЮ Зам. председателя Научно-методического совета, Проректор, д.с.н., профессор Ананьева Т.Н. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Дисциплина ДС.Р.06. Инновации в СКСиТ для специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм
Разработчик(и): доцент, к.э.н., доцент ___________________ Авдяков А. И. подпись Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент»
протокол №___ от «__»_______. 2012 г. зав. кафедрой, к.э.н., доцент ___________________ Ларионова А.А. подпись Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-методической секции Экономического факультета протокол №___ от «__»_______. 2012 г. зав. кафедрой, к.э.н., доцент ___________________ Каурова О.В. подпись Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Научно-методического совета протокол №___ от «__»_______. 2012 г. Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса: к.с.н. Маковская И.В.
Т Е М А 1 Инновации в рыночной экономике. Сущность и содержание инноваций. Классификация инноваций. Факторы, содействующие и препятствующие успешному осуществлению инноваций. 1. В последние годы мы все чаще слышим и употребляем понятия «инновация», «инновационный менеджмент», «инновационная экономика», «инновационное развитие», что неудивительно — ведь XX в. можно охарактеризовать как век прогресса и высоких технологий. В XXI в., в котором мы живем, все больше изменяются привычные процессы, ломаются устоявшиеся стереотипы, ускоряется развитие, старые технологии уступают место инновационным. В центре всех происходящих в мире изменений лежит понятие «развитие», под которым обычно понимают: ■ увеличение сложности какой-либо системы; ■ улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма); ■ увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия); ■ количественный рост экономики и качественное улучшение ее структуры; ■ социальный прогресс. Понятие «развитие» в менеджменте применяется, как правило, для характеристики социально-экономических систем, которыми являются все организации, работающие на рынке. Развитие любой социально-экономической системы представляет собой ее существенное, необходимое движение, ее изменение во времени. Выделяют следующие формы развития: ■ эволюционное (постепенное) и революционное (скачкообразное); ■ экзогенное (за счет внешних источников (факторов); Внешние факторы-эффекты, не зависящие от хозяйствующего субъекта условия, причины, на которые он практически не может повлиять, оказывающие значительное воздействие на деятельность субъекта и ее результаты · эндогенное (на основе внутренних ресурсов); Внутренние ресурсы-факторы, оказывающие влияние на экономические объекты, процессы, отношения изнутри; на такие факторы органы управления объектом способны оказывать регулирующее воздействие ■ экстенсивное (в количественном отношении) ■ интенсивное (качественное развитие). Развитие, безусловно, является фундаментальным свойством природы и общества. Но с развитием общества меняется и само представление о развитии как таковом. Еще недавно развитие понималось как линейное, без альтернатив: если и есть альтернативы, то они, всего лишь, случайные отклонения от основного течения. Считалось, что развитие ретросказуемо и предсказуемо, настоящее определяется прошлым, а будущее — настоящим и прошлым. Сейчас становится очевидным, что сложноорганизованным системам (коими являются общество, экономика, отдельно взятая организация) нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития.
Важнейшая роль инноваций как основы экономического роста стран, а также стремление развитых государств конкурировать за счет высоких технологий являются характерными чертами современного (постиндустриального) этапа развития экономики. Основателем теории постиндустриального общества считается американский социолог Дэниэл Белл. Пытаясь проанализировать изменения в экономике и общественных отношениях США в книге «Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза», он сделал заключение, что существенной характеристикой постиндустриального общества станут новые управленческие решения. Он предположил, что интеллектуальные технологии станут в ближайшее время так же важны, как были важны машинные технологии в предыдущие полтора столетия. И действительно, как утверждает журналист Дэвид Лидски, раньше содержанием журнальных списков и каталогов были в основном товары и услуги, но теперь, в связи с переходом к инновационной экономике, каталогизировать стали явления совсем другого рода — революционные идеи и знания1. Под категорией «знание» понимается упорядоченная информация, признаваемая в качестве знания определенными социальными субъектами и обществом в целом. Инновационная экономика (или «экономика знаний») — это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. На становление современной экономики повлияло три основных фактора: ■ миграция людей, которая все усиливается в мировом масштабе; ■ прорыв в компьютеризации, благодаря которому стал возможен быстрый обмен информацией на дальнем расстоянии (компьютерные мощности сейчас удваиваются каждые 18 месяцев, начиная с изобретения микрочипа); ■ сближение наук, что подтверждается в том числе постулатами синергетики (см. выше). Самые крупные научные достижения находятся на стыке нескольких дисциплин. Все реже рождаются научные труды, автором которых является один человек. Часто их создает группа людей, занимающихся разными дисциплинами. Как же различные страны формируют инновационную экономику? Считается, что в экономику знаний можно прийти двумя путями. Один, более характерный для США, — невмешательство государства, дающее компаниям необходимую свободу для инноваций, привлечения и развития талантов, применения высоких технологий. Другой, более свойственный Европе, — выработка межгосударственных стратегий, направляющих национальные экономики в нужное русло. Опыт перехода к постиндустриальной экономике у каждой страны свой. Потребность в развитии организаций обусловлена объективными причинами. Одна из наиболее важных — необходимость постоянной ориентации на изменяющиеся потребности клиентов и разнообразные действия конкурентов. Эта причина приобретает особую значимость в связи с процессами глобализации, объединяющими экономики стран и повышающими уровень конкуренции в мире. Развитие организации следует определить как переход из одного состояния в другое, которое считается более эффективным для ее деятельности. Эффективная реализация такого перехода требует внесения ряда изменений в организационные процессы, что влечет за собой проблемы, связанные с совместимостью старых и новых процедур и структур. Решение данных проблем является прерогативой менеджеров, которые могут действовать, основываясь на рациональных или творческих (новаторских) соображениях. Джонатан Гослинг и Генри Минцберг в статье «Менеджер о пяти головах» справедливо отмечают: «Руководителям предъявляют противоречивые требования: ■ будьте глобальными и в то же время локальными; ■ сотрудничайте и вместе с тем соревнуйтесь; ■ непрерывно изменяйтесь, но сохраняйте порядок; ■ обеспечивайте хорошие бизнес-результаты и при этом не забывайте учить и воспитывать сотрудников. Чтобы быть эффективным, менеджер должен постоянно учитывать противоречивые факторы и добиваться единства противоположностей. А для этого ему нужно уделять самое пристальное внимание не только стоящим перед ним задачам, но и собственному способу мышления». В основе инноватики лежит волновая теория русского экономиста — директора Московского института конъюнктуры в 20-х гг. XX в. Н.Д. Кондратьева. Он выявил наличие длинных конъюнктурных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный. В соответствии с волновой теорией любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленных Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые «длинные» волны). Большие циклы конъюнктуры (длинные конъюнктурные волны) включают: · сезонные циклы (продолжительность менее года); · короткие циклы (продолжительность три-четыре года); · средние циклы (продолжительность семь-одиннадцать лет). На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов. Во-первых, перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально-экономических процессах, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена. Во-вторых, периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными социальными потрясениями (такими, как революции, войны). В-третьих, понижательные волны данных циклов включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций. Жизненный цикл инновации — совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания. Жизненный цикл товара — совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Жизненный цикл технологии — совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов. В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения — инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения — инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций. Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом. Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта: 1) область экономической науки по управлению инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; 3) аппарат управления инновациями. Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса. Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы. Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией) (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство, «инвестицию в новацию», «введение новшества»). Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение – это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера). Инновацию можно назвать также инновационным продуктом. С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком. Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. Открытие отличается от инновации по следующим признакам: 1. Открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка. 2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта. 3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии. 4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования. Термин и понятие «инновации», как новой экономической категории, ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A.Schumpeter, 1883–1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И.Шумпетер выделял пять изменений в развитии: 1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении; 5) появление новых рынков сбыта. Сам термин «инновация» И.Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Согласно И.Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «…прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «…без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». Создание «новых комбинаций» Й. Шумпетер относил к деятельности изобретателя, а использование их — к функции бизнеса, предпринимателя. Можно сказать, что инновации — это проявление двух миров: мира техники и мира бизнеса, т. е. новшество только при реализации на рынке, — а значит, использовании в практике — становится инновацией. Новшество, не реализованное на рынке — не используемое в практике, — остается новшеством. В экономической литературе имеются два исходных пункта в понимании инновации: как результат научного исследования, внедренный в практику, и как процесс его реализации. Инновация выполняет следующие три функции: Специфика инновационной сферы туризма заключается в том, что производимый продукт полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от огромного количества факторов, в числе которых такие субъективные характеристики туриста, как: особенности воспитания; возраст; культурные традиции населения, представителем которого является гость; понятие о комфорте; привычки; самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги; физиологические особенности организма и др. Все это делает восприятие качества турпродукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста. Можно выделить два основных критерия системы определения качества турпродукта: она должна обеспечивать высокий уровень качества, его соответствие стандартам и потребностям туриста, а также служить инструментом создания специальных технологий по рациональному управлению предприятием.
2. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В табл. 1.3 предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса. Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП: • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; • организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры. Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отличаться многообразием. Используя известные подходы к классификации инноваций, можно построить классификатор, имеющий практическое значение для создания системы управления инновациями. Данный классификатор позволяет различным образом группировать инновации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций определяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерческой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида новшества. Таким образом, комплексный характер инноваций, многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В целом система инноваций может быть представлена основными группами, показанными на рис. 1.1. Выделено 12 основных признаков классификации, большинство из которых рассмотрены различными авторами. По данным признакам определено 39 типов инноваций. Поскольку некоторые признаки частично перекрывают друг друга, отдельные типы инноваций, выделенные по тем или иным признакам, иногда дублируют друг друга. Несмотря на это, рассмотренные признаки в целом позволяют дать объемную характеристику совокупности инноваций. По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные инновации (РИ) — это обеспечивающие выживание фирмы инновации как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. РИ фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации (СИ) — это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. На рис. 1.2 и 1.3 показано поведение кривой взаимосвязи затрат и эффективности инноваций. В первом случае конкурент вводит инновацию, в результате чего точка стандартного (среднего) соотношения между затратами и эффективностью (точки эффективности) перемещается из А в В. Чтобы не отстать, фирма вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и переместиться в точку эффективности В (на кривую эффективности конкурента). В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый процесс, в котором стандартная точка эффективности (В) достигается с меньшими затратами. Классификационный признак по предмету и сфере приложения инноваций предполагает их деление на продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы), рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках), инновации-процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы. По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Техническое обновление 80-х годов в области электроники коренным образом отличается от всех предыдущих тем, что оно зарождалось не в русле последовательного освоения новых изобретений, а в повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые. По месту и роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые — расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические — составляют базис крупных технологических систем, дополняющие технологические — развивают имеющиеся базисные технологии. Нетрудно видеть, что классификация по данному признаку перекликается с классификацией по рыночному признаку. По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом. Для иллюстрации этого момента можно позаимствовать примеры, приведенные А. Г. Кругликовым: электротехническая промышленность и электрификация народного хозяйства; автомобилестроение и автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация.
Классификация инноваций по значимости предполагает выделение базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основных) инноваций; улучшающих (существенное усовершенствование базисных) и псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения базисных. По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация — от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газовых светильников на электрические. Классификация инноваций по глубине вносимых изменений затрагивает многие из рассмотренных признаков, но тем не менее ее наличие позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к инновациям более высокого уровня, в какой-то мере развить классификацию по другим признакам. 3. Факторы, способствующие и препятствующие инновационной деятельности, представлены в таблице 1.
ТЕМА 2 «Методологические основы инновационного менеджмента»
1. Можно выделить четыре относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы. Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники как одних из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Постоянными и существенными факторами развития производственного потенциала промышленных ИП были НИОКР. Кадры науки, материально-техническая база, научное оборудование и информационные фонды оценивались как составляющие факторы научно-технического потенциала ИП. Факторный подход предполагал разработку оценочных критериев для каждой составляющей и использование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением научно-технической сферы. Для этого этапа характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки и прогнозирования развития. В области моделирования для управления инновационными процессами преобладали статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. В практике управления ИП получили распространение нормативные методы планирования и организации, основанные на нормативах трудоемкости, материало- и фондоемкости НИОКР, численности и соотношений различных категорий работников. Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разнообразных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс, планирование, организация и контроль инноваций, а также прогнозирование. Функциональная концепция базируется на рациональном разделении труда в управлении инновациями, специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения. В рамках этапа функциональной концепции наибольшее развитие получило экономико-математическое моделирование процессов принятия решений в каждой из функций управления. В практике управления НИОКР широко использовались оптимизационные модели формирования тематических планов ИП, календарного планирования работ, в том числе сетевые методы планирования, модели оптимизации организационной структуры ИП. Чаще всего эти модели не носили системного характера и позволяли находить локальные оптимизационные решения для отдельной функции управления инновациями. Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение ИП как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов развития. Системный подход обеспечивает динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. Современная ситуация в инновационной сфере требует существенной трансформации традиционных взглядов на инновационный менеджмент, так как значительные изменения претерпевает сам объект управления. Инновационные процессы приобретают прерывный характер, повышается комплексность решаемых проблем и их зависимость от быстро изменяющихся внешних факторов. Трансформация представлений о проблемах инноваций в современных условиях обеспечила развитие ситуационного подхода к инновационному менеджменту. Такой подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность значений факторов, влияющих на функционирование ИП или развитие определенного инновационного проекта в конкретный период времени. Ситуационный подход предполагает возможность анализа внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематизации вероятных вариантов поведения и синтеза оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений. Значительным вкладом этой управленческой концепции в теорию инновационного менеджмента является то, что она содержит рекомендации по применению конкретных методов для принятия решений в определенных ситуациях. Для менеджера ситуационный подход открывает значительные возможности творческого использования разнообразного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, накладывая при этом большую ответственность за выбор адекватных ситуации приемов управления. 2. Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.. Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который для эффективного развития требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия. В современных условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и малых предприятий, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха любого предприятия. Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и аппарат управления инновациями (см. рис.). Рис. 1. Аспекты инновационного менеджмента Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, достаточно подробно изложенных в специальной литературе. Несмотря на то, что в отечественной практике понятие «инновационный менеджмент» стало использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные теоретические достижения и практический опыт в этой области. В отечественной экономической литературе и официальных документах они нашли наибольшее отражение в работах, посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на ИП. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Состав функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, ИП, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответственный и часто повторяющийся элемент менеджмента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере. Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за их конкретными исполнителями — руководителями разного уровня. Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и осуществляются определенными сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. Каждое Такое сообщество индивидуумов в менеджменте принято называть организацией. ИП — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями применительно к таким ИП имеет институциональное значение и включает: во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления; во-вторых, институт менеджеров — руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования ИП. Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая, целостную систему инновационного менеджмента. Задачи и функции инновационного менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования ИП. Это означает, что специалист занимает постоянную должность и наделен полномочиями принимать управленческие решения на ИП. Менеджерами можно назвать: • руководителей творческих групп исполнителей; • начальников лабораторий, отделов и функциональных служб ИП; • руководителей производственных подразделений; • администраторов различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних партнеров; • руководителей ИП, фирмы в целом. Специфика инновационных процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на конкретных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера ИП: • знания в области теории и навыки в сфере практики управления; • коммуникабельность и умение работать с людьми; • компетентность в области специализации ИП. Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знаний основ современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах. Необходимые теоретические знания в области менеджмента приобретаются в системе специального профессионального образования. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации. Требования коммуникабельности и умения работать с людьми вытекают из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на ИП. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или ИП, рабочий коллектив (группы, подразделения или ИП) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели инновационной деятельности. Коммуникабельность в большой мере зависит от индивидуальных свойств человека, поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на ИП. Требования, связанные с компетентностью менеджеров в области специализации ИП, предусматривают наличие специальных знаний в вопросах технологии инновационных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых инноваций, особенностей их физических процессов. Пополнение профессиональных знаний осуществляется в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников. Характер деятельности конкретного менеджера на ИП определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этих полномочий устанавливается в соответствии с принятой на ИП системой разделения труда и специализации управленческих кадров. В структуре любого ИП можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. с закреплением за ним одной или несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на ИП специальных планово-диспетчерских служб и стратегического управления. Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых инноваций, масштабов инновационной деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре ИП, составе уровней менеджмента. На ИП можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастают по мере перехода от низшего менеджмента к высшему. Высший менеджмент включает одну или несколько персон, состав которых в значительной степени зависит от организационно-правовой формы ИП. К высшему менеджменту относятся руководитель ИП, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, сбыту и т.п.). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений и административных органов ИП и включает до 60% всей численности менеджмента на ИП. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п. Характер решений менеджера зависит от разновидности инновационной сферы его деятельности, а также от предметной области функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Состав предметных функций менеджера в инновационной сфере существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации в соответствии со схемой, изображенной на рис.. Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции целеполагания, стратегического планирования и системной организации инноваций.
Рис. 2. Распределение видов деятельности по уровням менеджмента 3. Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции. Критериями эффективности организации инновационных процессов в фирме в современных условиях выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. Прибыльность, доходность ИП выступают при этом не как цель, а как важнейшее условие и результат осуществления инновационной деятельности. Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов ИП. Такое состояние инновационной системы называется гармонией. Гармонизация в развитии ИП составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента. Задача гармонизации по отношению к ИП имеет эндогенный и экзогенный аспекты. Эндогенная гармонизация означает согласование всех внутренних структурных элементов ИП, его субсистем. Для ее обеспечения необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи: • выработка стратегической инновационной концепции; • определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ; • построение организационной структуры и структуры управления инновациями; • планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции; • подбор и расстановка кадров, эффективное использование потенциала ИП; • календарное распределение работ и контроль за их исполнением; • создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда. Экзогенная гармонизация предполагает согласование ИП с суперсистемами внешней среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений этой среды. В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач: • формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности; • организация и проведение маркетинговых исследований; • учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий; • оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций); • организация кооперации в инновационных программах; • учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП. По своему содержанию и во времени гармонизация ИП имеет стратегическую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию ИП и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента на ИП. Принятие решений является заключительной процедурой в инновационном менеджменте. Несмотря на важное значение многих функций менеджмента, именно решения приводят к возможным положительным и отрицательным результатам. Процедура принятия решения требует от менеджмента полноты информации, максимальной компетентности менеджера и характеризуется принятием риска и ответственности. Инновационный менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматривает использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управленческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методический аппарат инновационного менеджмента. Методы инновационного менеджмента — это система правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями с целъю выработки рациональных управленческих решений. Они, как правило; появляются в результате теоретических исследований и становятся достоянием широкой практики после масштабных экспериментальных апробаций. Методы менеджмента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления на ИП. Инновационный менеджмент использует как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании, культуре и пр.), так и специальные, отражающие специфику инновационной сферы. Фундаментальной основой инновационного менеджмента является использование научного подхода. Наиболее полное и последовательное выражение научный подход получает в системной ориентации. Системная ориентация менеджмента предусматривает рассмотрение ИП как сложной открытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующей с окружающей средой. Системная ориентация позволяет структурировать управленческие задачи и упорядочивать методы их решения на ИП в рамках целостной системы инновационного менеджмента. Именно системная ориентация позволила в рамках научной школы менеджмента успешно развивать концепцию практического моделирования инновационных процессов. Моделирование в последние десятилетия стало основной концепцией построения эффективных систем инновационного менеджмента. Любая частная или комплексная задача управления инновациями имеет сегодня ряд модельных вариантов ее решения. Модели позволяют упростить сложные инновационные процессы, выделить в них наиболее значимые компоненты и связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуаций и осуществлять прогнозные расчеты в условиях высокой неопределенности и большой глубины упреждения. В инновационном менеджменте используются три базовых типа моделей: физические, аналоговые и математические. Примером широко применяемых в практике физических моделей могут служить пространственные планировки ИП, их цехов и служб, используемые для расстановки оборудования, размещения материалов и рабочих мест сотрудников. Аналоговые модели иллюстрируют поведение или структуру моделируемого объекта, например, в виде графика, гистограммы или структурной схемы. Наибольшие возможности для оптимизации управленческих решений связаны с применением математических моделей. В литературе чаще всего описываются модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные и экономического анализа. Любая попытка перечисления и систематизации методов и моделей инновационного менеджмента ограничена и весьма условна ввиду их многочисленности и разнообразия. Общая систематизация методов инновационного менеджмента по областям их применения приведена в табл..
|