Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 42. Понятие и функции политической культуры
Центральная мысль работы Г. Алмонда и С. Вербы состояла в том, что национальные сообщества столь не похожи друг на друга, что невозможно не учитывать разное восприятие и использование в них одних и тех же демократических институтов. Идея «политической культуры», предложенная авторами этой работы, позволяла наполнить эмпирическим содержанием идеально-типические конструкции социокультурной методологии, которые восходили к Веберу. Проблема политической культуры – одна из самых сложных в политологии. Многие исследователи пытались уточнить суть этого явления, но пока не выработана общепринятая дефиниция политической культуры.
Существенный вклад в разработку теории политической культуры внесли современные исследователи: американцы А. Липсет, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз, Д. Кавенах, французы М. Дюверже, М. Крозье, немецкий теоретик К. фон Бойме. Вместе с тем некоторые исследователи (М. Дюверже) до настоящего времени не употребляют само понятие «политическая культура», предпочитая говорить о «политических аспектах культуры» или «политическом измерении культурной среды». Идея «политической культуры», как системы устойчивых ориентаций людей на политические объекты, предложенная Г. Алмондом, долгое время была неуязвима для критики и до настоящего времени является эффективным исследовательским инструментом для понимания реального политического мира и его аналитического изучения. Вместе с тем, работой Г. Алмонда и С. Вербы в политической науке была заложена методология исследования, длительное время затруднявшая дифференциацию двух близких по содержанию, но в то же время самостоятельных явлений политической жизни – политического сознания и политической культуры. В западных исследованиях политическое сознание долгое время фактически растворялось в политической культуре общества и не рассматривалось как самостоятельное явление. Хотя сама категория «политическое сознание» использовалась исследователями редко - чаще употреблялись понятия «вера», «убеждения», «менталитет», «политическая культура» - в реальности рамки исследования политической культуры ограничивались Однако постепенно в политической науке утверждается точка зрения, что отождествление политической культуры только с феноменами политического сознания не является продуктивным. Более распространенным становится отход от преимущественно психологической трактовки политической культуры и рассмотрение ее в более широком плане как ценностно-нормативной основы политической жизни общества, включавшей в себя: 1. элементы и феномены общественного сознания, которые связаны с установками и ориентациями относительно общественно-политических институтов и политических процессов; 2. качественную характеристику и ценностно-нормативную основу функционирования всей политической системы и, прежде всего, ее властной организации; 3. нормы политических коммуникаций и поведения людей. Феномен политической культуры долгое время привлекал внимание исследователей также и в аспекте специфического способа (стиля) деятельности политического человека», его взаимоотношений с властью и государством, свойственных определенному политическому сообществу. Для современной политической науки все более характерна тенденция к всеобъемлющей интерпретации политической культуры. В область политической культуры исследователи включают не только установки, идеи, ценности, нормы, типичные способы (стандарты) политического поведения, но и политическую практику в форме историко-цивилизационного опыта, а также опредмеченных форм практической политической деятельности людей – символов и атрибутов государственности, его политических институтов. Таким образом, вся политика может рассматриваться как феномен культуры, точнее как политическое измерение культурной среды данного общества. Существуют следующие подходы к определению политической культуры:
Обобщая имеющиеся в политической науке подходы к пониманию политической культуры, российский политолог А.И. Соловьев определяет ее как «совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества».
В политической жизни современного общества политической культуре свойственны функции:
1. реализующей потребность человека в осознании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов этой общности; 2. характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, оценке возможностей и условий реализации прав и свобод в рамках конкретной политической системы; 3. выражающей потребность человека в приспособлении к «вызовам» политической системы, условиям осуществления его прав и властных полномочий; 4. содействующей обретению человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; 5. позволяющей различным общественным группам сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства, обеспечивая его взаимоотношения с обществом в целом и каждой отдельной личностью; 6. обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения. Date: 2015-09-23; view: 493; Нарушение авторских прав |