Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 41. Особенности деятельности СМИ в Республике Беларусь





В современном обществе СМИ обеспечивают организацию массовых информационно-коммуникационных потоков, которые, в свою очередь, определяют характер протекания в обществе политических процессов. В числе таких опосредованных СМИ явлений современной политической жизни можно назвать политическую социализацию (СМИ как «средство социализации большинства с помощью стандартных ролей поведения»), политическую культуру, политическую идеологию, массовое политическое сознание и его важнейшее проявление – общественное мнение.

Информационно-коммуникативное пространство современного общества – интеграция социально-политические процессов посредством СМИ, возникло в результате длительной эволюции человеческого общества. Политическое развитие человеческого общества сопровождалось постоянной трансформацией самих средств передачи сообщений. Историческое развитие человеческой цивилизации можно рассматривать как процесс постоянно сменяющих друг друга коммуникативно-информационных технологий, в основе которых лежат определенные способы воспроизводства и передачи информации.

Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах коммуникации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей - средства массовой информации (СМИ) или так называемые масс-медиа.

В современном обществе к СМИ относят учреждения, которые создаются для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам: пресса, массовые справочные издания, радио, телевидение (кабельное телевидение), спутниковая связь кино- и звукозапись/видеозапись, электронные текстовые системы, индивидуальные средства накопления информации и глобальные компьютерные сети.

Один из основателей глобалистики американский социолог К. Робертсон выделил несколько этапов развития цивилизации, каждый из которых является своего рода информационной революцией:

1. возникновение осмысленной речи и языка как общепризнанных средств коммуникации между людьми – информация передается посредством устной речи (визуально-слуховые средства коммуникации);

2. изобретение письменности – информация начинает передаваться с помощью абстрактных знаковых носителей;

3. с изобретение книгопечатания – информация стала передаваться с помощью книжных носителей;

4. открытие электричества – информация передается с помощью электромагнитных сигналов; создаются технические средства (СМИ) позволившие воссоздавать и транслировать информацию в гигантских объемах (радио, TV и др.);

5. появление компьютеров, новых микропроцессорных технологий, систем передачи данных - информация и знания становятся важнейшей отраслью массового производства;

6. создание компьютерных, телекоммуникационных и космических сетей связи и передачи информации, всемирной компьютерной сети «ИНТЕРНЕТ» как принципиально нового вида СМИ.

В современном обществе СМИ являются важнейшим инструментом реализации политико-идеологических процессов, и оказывают самое прямое воздействие на формирование информационно-коммуникативного пространства. СМИ нередко характеризуют как «четвертую власть», наряду с законодательной, исполнительной и судебной.

Монополия на информацию - один из важнейших ресурсов власти и влияния в современном обществе. Власть, сила и управление общественными процессами все более перемещаются от тех, кто владеет силой и денежным богатством к тем, кто владеет богатством информационным (О.Тоффлер). Именно поэтому политические структуры становятся теми инстанциями, которые регулируют и контролируют поток информации. Коммуникативное пространство выступает основным проводником настроений политической элиты, средством выражения ее интересов и целей, агитации и пропаганды, управления общественным мнением. Одновременно посредством СМИ осуществляется критика и контроль за деятельностью властей (без доступа к электронным СМИ невозможно функционирование политической оппозиции), средством политической социализации и мобилизации граждан.

В свою очередь, СМИ зависят от политических институтов, так как именно последние владеют информацией - капиталом, без которого масс-медиа не могут выполнять свою роль, и само их существование теряет смысл. Деятельность СМИ является неотъемлемой частью демократических механизмов современного общества и реальным проявлением свободы слова. Стремясь обеспечить свою независимость, средства массовой информации неизбежно вступают в противоречие с властью, к тому же их воздействие на политической процесс неоднозначно.

Процесс взаимоотношений власти и СМИ одна из центральных проблем политических процессов в современном обществе масс-медиа способны служить различным политическим целям: просвещать людей и побуждать их к гражданским действиям и поступкам; использоваться в целях политического манипулирования и дезинформации.

Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества. В большинстве государств мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм, государствах разработаны принципы, обеспечивающие сохранение демократической организации СМИ. Это, прежде всего, плюрализм власти - разделение в обществе экономической, социальной, собственно политической и духовно-информационной власти; плюрализм самих средств массовой информации и наличие демократического контроля со стороны общества за их деятельностью.

 

Плюрализм СМИ обеспечивается:

1. их многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио-и телестанций, представляющих плюрализм мнений данного общества;

2. независимостью содержания публикаций, возможностью отстаивания различных политических позиций при условии их соответствия законам и традициям страны;

3. демократическим представительством – предоставлением эфирного времени всем политическим силам, пропорционально количеству поданных избирателями голосов.

Способы организации СМИ и характер их взаимоотношений с властью зависят от многих факторов и, прежде всего, от того какие политические силы в данный период доминируют. Можно обратить внимание на три наиболее типичных модели взаимоотношения средств массовой информации и власти в современном обществе: частная коммерческая организация, государственная и общественно- правовая организация СМИ. Безусловно, ни один из этих примеров не может считаться эталоном.

Частная коммерческая организация СМИ характерна для США. Средства СМИ находятся в частном владении, и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований, что порождает между ними конкуренцию и обеспечивает динамизм информационных потоков. Этот способ организации имеет ряд существенных недостатков: жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудиторию: прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, срастание СМИ с экономической властью, частое забвение ими общественных интересов и этических норм в погоне за успехом и прибылью; уменьшение возможности демократического контроля.

Государственная организация СМИ преобладает во Франции. СМИ здесь принадлежат государству, финансируются и контролируются им. Очевидно, что этот способ общественной организации масс-медиа обеспечивает их независимость от крупного капитала; подконтрольность парламенту и правительству. Главные недостатки этой формы организации заключаются в снижение конкурентоспособности СМИ; срастании их с государственной властью и подчиненность бюрократии; жесткая зависимость от государственного финансирования и заказов.

Общественно-правовая организация СМИ существует в Германии. СМИ финансируются главным образом за счет специального налога, взимаемого с граждан. Они имеют право юридического лица и самоуправления (контролируются общественными советами, сформированными из представителей общественных групп и организаций). Эта модель организации позволяет в большей степени гарантировать неподконтрольность СМИ узковедомственному влиянию, предотвращать срастание с государственной и экономической властью. В Германии этот принцип характерен для радио и TV (хотя существуют их частные формы). Пресса находится в частном владении.

Действительно, ни один из этих примеров организации СМИ не может быть взят за определенный образец и перенесен в другие социокультурные условия. К тому же, как было замечено на Берлинской конференции «Ситуация СМИ в России, Беларуси и Украине» (май 2001 г.), «и частные СМИ могут быть недемократическими» (Deutschland. 2001. № 3. С. 33).

 

В Республике Беларусь сложилась система государственной организации СМИ.

 

Главное управление общественно-политической информации входит в структуру Администрации Президента; «Белорусский Дом печати» (около 90% рынка полиграфии) находится в ведении Управления делами Президента; Национальная телерадиокомпания - в непосредственном подчинении Президенту. В проект нового закона «О средствах массовой информации» внесен пункт о создании в нашей республике Общественного совета по контролю и координации СМИ, в состав которого помимо должностных государственных лиц, должны войти представители государственных и негосударственных СМИ.

Анализируя потенциал воздействия СМИ на общественное мнение, белорусские исследователи отмечают существенные изменения в объеме и содержании потребляемой населением общественно-политической информации.

С одной стороны, значительно уплотнилось информационное пространство, диверсифицировался информационный рынок. Появились новые периодические издания, радиостанции. Исследования белорусских социологов (А. Вардомацкого) позволяют составить представление о структуре эфирного времени и рейтинге радиостанций, осуществляющих вещание на территории нашей республики (Share-процент радиоаудитории, привлеченной станцией в течение определенного времени из числа тех, кто слушал в это же время радио вообще).

Наряду с государственными, сегодня существуют негосударственные СМИ, альтернативная или даже в той или иной степени оппозиционная пресса. В нашей республике официальная точка зрения проводится Белтелерадиокомпанией, и такими изданиями как «Советская Белоруссия», «Народная газета», «Знамя юности», «7 дней». Несколько дистанцированы от них «Белорусская деловая газета», «Белорусская газета», «Белорусский рынок», «Звязда», в которых публикуются мнения специалистов, в том числе, несовпадающие с официальной точкой зрения, высказываются критические замечания в адрес властей. Непримиримо оппозиционный характер носят «Народная воля», «Навiны», «Свобода», «Имя».

С другой стороны, белорусские социологи, так же как исследователи других восточноевропейских стран отмечают падение интереса населения к общественно-политической информации. Это проявляется в сокращении суммарного времени и ухудшении качества чтения, слушания и смотрения соответствующих материалов. Серьезные изменения произошли в сфере потребления печатных СМИ. Аудитория уже не испытывает такого интереса к прессе, как 10-12 лет назад. За последние годы печатные масс-медиа во многом утратили свои позиции в формировании общественного мнения, уступив пальму первенства TV.

Безусловно, ТВ не только сокращает пространство и время, но и способно наделять информацию вещественно-предметными характеристиками, и поэтому обладает особой силой воздействия на сознание людей. Канадский исследователь М. Маклюэн еще в 1959 г. в статье «Миф и средства массовой информации» обратил внимание на то, что с их помощью происходит замещение абстрактного книжно-печатного языка коммуникации на естественное визуально-слуховые средства массового общения, но уже на новой электронно-индустриальной основе.

Однако специалисты обращают внимание и на другие аспекты их воздействия на массовое сознание. Различные виды средств массовой информации оказывают неодинаковое влияние на аудиторию. Посредством телевидения и радио информация предоставляется оперативно, но имеет жесткую структуру изложения, может урезаться. Как показали еще в 30-е гг. исследования американских социологов под руководством П. Лазарсфельда, печатные сообщения не имеют столь жесткой структуры изложения, которая присутствует в материал радио и телевидения. Человек может контролировать свои восприятия печатной информации, вернуться к уже печатному тексту, обдумать наиболее интересные мысли и точки зрения.

Отмечается, что радио и телевидение более популярны в малообразованной аудитории, газеты же информируют меньшую часть общественности, но более глубоко. Печатные СМИ, как отмечал современный французский исследователь П. Бурдье, утверждают за читателем «…достоинство политического субъекта, способного быть субъектом исторического дискурса». Трудности печатных СМИ в постсоветских обществах усугубляются и тем, что их финансовое положение напрямую зависит от покупательной способности населения.

Еще одной проблемой стало то, что сужается аудитория читателей, зрителей и слушателей государственных средств массовой информации. Государственная политика в сфере средств массовой информации ориентируется на решение в ближайшие годы ряда принципиальных задач:

1. добиться коренного улучшения дел в информационной сфере, изменения отношения к ней на всех уровнях государственного управления;

2. создать нормативно-правовую базу деятельности в сфере информации, т.к. действовавший в стране с 1995 года Закон о печати уже не отвечает задачам встающим в связи с разработкой приоритетов в связи с разработкой приоритетов государственной идеологии;

3. превращение телевидения в важнейший инструмент формирования информационного пространства современной Беларуси. Все три канала национального телевидения сделать визитными карточками Беларуси, лицом страны. Они должны быть равнозначными, иметь полноценные объемы вещания с государственным содержанием (телевизионное поле страны необходимо существенно расширить, создав в ближайшие годы как минимум три новых специализированных канала — образовательный, культурный и спортивный);

4. необходимо упорядочить доступ в радиоэфир (например, сегодня в республике вещают около 12 FM-станций). Радиочастотный ресурс должен распределяться на конкурсной основе;

5. назрела проблема технического перевооружения и существенного расширения мощностей передающих ретрансляционных центров, нужна комплексная программа работы в этом направлении, рассчитанная на длительную перспективу;

6. совершенствование работы издательско-полиграфического комплекса Беларуси, системы распространения печатной продукции (пока даже не хватает современного полиграфического оборудования).

7. повышение эффективности белорусского телеграфного агентства — единственного государственного информационного агентства. Сегодня по оперативности оно уступает рынок Беларуси не только зарубежным агентствам, аккредитованным в Беларуси (Интерфакс, РИА «Новости», ИТАР - ТАСС, Рейтер), но и отечественным, частным, хотя доступ к государственной информации у него — значительно шире.

Донесение правдивой информации о стране является одним из ключевых элементов внешней политики государства.

Повышение роли средств массовой информации в идеологических процессах обусловлено общемировыми процессами изменения информационно-коммуникативного пространства.

Имеется в виду глобализация информационно-коммуникативного пространства, обострение конкуренции между странами в области распространения информации о своих национальных возможностях и конкурентных преимуществах, формирования имиджа страны, и воздействия на массовое сознание.

Научно-технический прогресс в ХХ столетии создал предпосылки для глобального распространения массовых информационных средств связи и способствовал принципиальному изменению параметров и свойств информационно-коммуникативного пространства. Сегодня информационная среда характеризуется принципиально новыми качествами и возможностями. В их числе:

1. резкое возрастание интенсивности и объема информационно-коммуникативных потоков;

2. всепроникающий характер воздействия СМИ, появление средств коммуникации мирового охвата (многоканальные системы, цифровое телевидение, «супермагистрали»);

3. снятие ограничений на объемы получаемой информации (теоретически каждый, в любом объеме из любой части света, не выходя из дома);

4. возникновение феномена массового общения посредством СМИ (обмена мнениями, чувствами, мыслями), что способствует «кристаллизации» общественного мнения;

5. возрождение естественных, в том числе, двухсторонних визуально-слуховых коммуникаций на новой электронно-индустриальной основе;

6. процесс концентрации служб СМИ, возникновение медийных корпораций и конгломератов, контролирующих информационное пространство отдельных государствах, возглавляемых магнатами СМИ, имеющими связи с институтами власти;

7. все более жесткий контроль за реципиентами информации (возможность – установления когда, кем и какие послания были получены);

8. расширение возможностей управления общественным мнением, вплоть до изощренного манипулирования им;

9. усиление культурно-информационной экспансии западных транснациональных информационных корпораций по отношению к национальным средствам массовой информации.

Изменения в информационно-коммуникативном пространстве оказывают радикальное воздействие на все стороны жизни людей, в том числе характер политико-идеологических процессов. Революционные изменения в информационно-коммуникативном пространстве человеческой жизни не могли не оказать воздействие на политико-идеологические процессы. Прежде всего, речь идет о неоднозначных последствиях воздействия Интернет.

Сегодня все чаще пишут и говорят о том, что Интернет не только расширяет коммуникативное поле человечества, но и создает серьезные проблемы для демократии и правовой государственности, ослабляя регулирующую и управляющую способность национальных государств, и хотя не устраняет системы правовой государственности, все же ослабляет действие ее принципов в ряде сфер. Например, закон, принятый о запрете пропаганды расизма, насилия или порнографии больше не может в полной мере исполняться на собственной территории государства. В последние годы проблематика Интернета становится объектом самого пристального внимания политиков, политологов, правоведов. Причин тому много, можно обратить внимание на две из них:

1. острая потребность в создании правового поля, способного регулировать использование Интернета, вырабатывать законы, нормы и правила, регламентирующие его существование и обеспечивающие сохранение государственного суверенитета;

2. реализация прав и свобод человека в новых условиях, когда, являясь гражданином реального национального правового государства, он выступает в качестве «цифрового гражданина» в виртуальном пространстве.

Эти проблемы пока в меньшей степени затрагивают наше общество. В Республике Беларусь на апреля 2000 г. ресурсы WWW. достигали всего лишь 2810 сайтов, хотя через всемирную сеть пользователи уже получили доступ к 135 белорусским СМИ (в их числе виртуальный вариант «Белорусской деловой газеты» и др.). Безусловно, основная часть всех подключений к Интернету приходится на наиболее развитые страны, входящие в ОЭСР (порядка 95,6 % от всех подключений в октябре 2000 г.) и только 4,4% - на весь остальной мир. Даже Россия и Китай, в которых насчитывается наибольшее количество сайтов за пределами ОЭСР, дают соответственно лишь 0,31 % и 0,30 % всего их объема (Мировая экономика и международные отношения. 2002. №9. С.23.). Тем не менее, неоднозначность возможностей, таящихся в Интернете, вызывает озабоченность этическими и правовыми аспектами его функционирования со стороны всего международного сообщества.

К этой категории относят лиц, обладающих домашними компьютерами, ноут-буками, мобильными телефонами, пейджерами и регулярно пользующихся Интернетом – в США это порядка 78 % населения.

С одной стороны, открыв доступ к огромному объему информации, Интернет изменяет радиус действия индивида, и расширяет сферу его свободного выбора. В 90-е годы Интернет уже стал частью электорального процесса (в США сеть используют 40 % избирателей). «Сетевая политика» открывает новые возможности для реализации права на прямое участие граждан в решении общегосударственных проблем. В Германии обсуждается вопрос о введении посредством «сетевой демократии» элементов плебисцита (чтобы придать силу таким процедурам, необходимы технические и правовые условия, например, цифровая подпись) (Deutschland. 2001. – № 3, июнь/июль. С. 61.).

Всемирная сеть превращается сегодня в важный инструмент политической мобилизации и коммуникации. В мире насчитывается как минимум 30000 неправительственных организаций (НПО), значительная часть которых возникла благодаря Всемирной сети. Всемирные коалиции объединяют единомышленников, разрабатывающих и воплощающих определенные программы действий, способствуя тем самым созданию глобального гражданского общества.

ИНТЕРНЕТ создает ситуацию межличностного общения, но уже на новой основе позволяют создать глобальные средства массовой коммуникации. В процессе межличностного общения человек в любой момент может уточнить высказанную мысль и получить немедленный ответ. Наличие обратной связи, способствует созданию необходимого климата доверия.

С другой стороны, новые проблемы возникают и в области безопасности. Наряду с физическим терроризмом появился «информационный терроризм». Сегодня даже отдельные индивиды могут причинять значительный вред национально-государственным интересам (хакерские атаки антиглобалистов на сайты отдельных корпораций и политических организаций). За соблюдением прав самих граждан в информационных системах в ряде стран уже наблюдают специальные уполномоченные, в компетенцию которых входит, в том числе, выявление «компьютерных вирусов».

Интернет может использоваться и как Всемирная паутина для организации террористических акций (события 11 сентября 2001 г. в США). Попытки ввести в Интернете цензуру уже предпринимаются, но пока сеть не поддается такому контролю. Можно вспомнить «Акт о благопристойности коммуникации», принятый в свое время в США, и попытки запретить использование шифра в сети без правительственной лицензии, предпринятые со стороны Франции, Ирака и России.

Интернет порождает и другие проблемы – его законы ставят под угрозу конфиденциальность личных данных как важнейшего элемента правового государства и гражданского общества. Становится реальностью «прозрачный гражданин». Совершая покупки через Интернет надо не только указывать свою фамилию и адрес. Нормальным положением вещей считается разглашение пользователем сети номера своей кредитной карточки, номера счета в банке, истории болезни и принимаемых лекарств. Фактически возникло две личных сферы. Обычная личная сфера, защищаемая средствами правового государства и личные данные «гражданина сети», доступные в анонимном порядке.

Свободный прежде мир киберпространства может превратиться в зону тотального контроля. О попытках решить проблемы, созданные Интернетом, свидетельствует соглашение, заключенное между США и ЕС. Доступ к коммерции в европейском Интернете получат только те американские фирмы, которые будут контактировать с клиентами с соблюдением норм защиты данных, принятых в ЕС.

Все эти процессы создают негативный фон для развития правовой государственности в реальном ее земном воплощении. Задача государственной политики заключается в том, чтобы привести к согласию демократические потребности реальных граждан с их новыми интересами, делающими их гражданами «цифрового мира». Наиболее актуальные проблемы, касающиеся правовой защиты интеллектуальной собственности на электронную продукцию, правого разрешения споров между владельцами реальных и виртуальных предприятий, правовых основ деятельности виртуальных организаций. Однако пока виртуальное и гражданское общества, руководствуются различными принципами, и диалог между ними пока не начался.

На данный момент в Беларуси 1305 периодических изданий (в том числе 800 газет, 459 журналов, 46 бюллетеней, каталогов, альманахов), 9 информационных агентств, 152 программы радиовещания и 53 программы телевещания (на 1 мая 2005 г.).

Date: 2015-09-23; view: 1459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию